Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бицилли Пётр Михайлович

Бицилли П.М. Bertrand de JOUVENEL. Vers les Etats-Unis d’Europe. Журнал "Новый Град" №4

Bertrand de JOUVENELVers les Etats-Unis d’Europe. Paris, 1930, G. Valois (Bibl. Syndicaliste, XXI).

Книга эта признак времени, от­радный и вместе тревожный. Все то, о чем говорит автор — радикал-социалист молодой, левой школы — по-видимому, с боль­шим знанием дела — не ново для прочитавших и продумавших в свое время «Сумерки Европы» Лан­дау, «Europa senza Pace» Фр. Нитти, «EconomicalconsequencesofthePeace» Кейнза, рабо­ты Коуденгове-Каллерги, если не считать мастерского юридическо­го анализа различных «пактов», так или иначе связанных с Лигой Наций, и краткого обзора «дипло­матической истории» последнего десятилетия, периода новой «геге­монии Франции» в Европе. Важ­но, что в 1930 году такую книгу написал француз. Если не ошиба­юсь, в серьезной, ответственной французской публицистике ред­кая по откровенности, последо­вательности мысли, категоричности требований книга Жувенеля не имеет прецедентов. Не знаю также, насколько ее можно счи­тать отражением поворота в об­щественном мнении Франции, или — фактором его эволюции. Вряд ли, впрочем, она — явление впол­не единичное и случайное. Вряд ли одно только внутренне-политическое значение имеют послед­ние французские выборы. Проясне­ние сознания, кажется, уже нача­лось во Франции — и вот сле­дящий за современной европей­ской хроникой не знает: радо­ваться ли этому, или тревожить­ся? Кажется, что трагический кон­фликт на основе несовпа­дения во времени уже завязывается. Отношение Франции к побежденной Европе было до сих пор аналогично отношению правительства к рус­скому обществу за период между разгромом первой ре­волюции и началом второй: 1) «Сперва успокоение, потом ре­формы». Пусть побежденные на­роды «успокоятся», дадут доказательства» того, что они отка­зываются даже и мечтать о ми­нимуме справедливости для себя, а там, «посмотрим». 2) Подобно тому, как правительство в России усвоило себе странную юриди­ческую догму, что самодержец не имеет права от­казываться от самодержавия, так во Франции была усвоена не ме­нее странная догма, что мирные договоры настолько «святы», что победители не  имеют права пойти, в интересах побежденных, на их пересмотр.

92

 

 

3) Как русское правительство ви­дело за Петрункевичем и даже Хомяковым бомбометателей, так Франция видела за Штреземаном и Брюнингом Кайзера и Гитле­ра. 4) Жалкие попытки уличить посмертно Штреземана в согла­шательстве с «заговорщиками» против договоров свидетельству­ют о наступлении для Европы протопоповского момента, когда власть утешала сама себя и оправдывала себя в том, что не поверила октябристам и кадетам, и когда уже поздно было пробо­вать опереться на октябристов и кадетов, — как сейчас для наро­дов победителей уже поздно пы­таться сделать ставку на партию центраи на социал-демократов.

Раз уже я вступил на путь со­поставлений, позволю себе еще одно, которое напрашивается при чтении книги Жувенеля. В ней отдельная глава посвящена поли­тике Бриана. Автор (напомню, что он говорит еще о Бриане, как живом человеке) судит ее очень строго. Жувенель упрекает Бри­ана в том, что он в сущности ни­чего не добился — и это потому, что ничего серьезного не доби­вался («cethoméopathe…;). Он создал «дух Локарно»? Меньше всею он; этот «дух» создан прес­сой, за которой стоит нуждаю­щийся в мире финансовый капи­тал Мне кажется, что автор к Бриану несправедлив, — как в свое время было несправедливо русское общество к Витте. Траге­дия этих людей, как трагедия Штреземана и Брюнинга, была в том, что они брали на себя от­ветственность за власть, которой они на самом деле не располага­ли. Самодержец, с которым был вынужден считаться БрианHerrOmnes, величина особого рода. В конце концов, он мог сам превратиться в орудие Бриана. Для этого требовалось его воспи­тать в «духе Локарно». Бриан это и делал. Не его вина, что он не успел довести своего дела до конца.

П. Бицилли.


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.