13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Григорий Нисский, святитель
Григорий Нисский, свт. Письмо 4. К Евсевию
Когда в зимнюю пору начинает увеличиваться продолжительность дня, с посте-
465
пенным возвышением солнца на небосклоне, тогда мы празднуем Богоявление истинного света, воссиявшего человеческой жизни во плоти; ныне же, когда светило уже достигло в (своем) течении средины неба, так что и день, и ночь в отношении один к другой имеют Равную меру продолжительности, восхождение человеческого естества от смерти к жизни делается для нас предметом того великого и вселенского праздника, который совершает в это время весь род человеческий, принявший таинство Воскресения. Какой же будет предмет моего послания? Так как есть обычай в эти всенародные священномесячья выражать всеми способами присущее душам нашим расположение, а многие ознаменовывают свое веселье приношением от себя даров, сочли и мы, что нам не пристало пройти мимо тебя, не одарив нашими дарами, но приветствовать твою высокую и великомудрую душу бедным приношением от нашей скудости. Приношение же наше предлагаем тебе в этом письме; а это письмо такого рода, что в нем нет ни одного слова, изукрашенного благозвучными и искусно сложенными выражениями, за что послание могло бы считаться подарком у словесников: но да будет тебе даром таинственное золото, обернутое, как бы какою повязкой, верою
466
христианской; я же постараюсь посредством этого письма, сколько возможно, раскрыть и обнаружить сокровенный его блеск.
Итак, нам нужно обратиться опять к началу [письма]. Что значит, что именно в то время, когда ночь достигла самого высшего предела и уже перестает увеличиваться в своей продолжительности, является нам во плоти объемлющий все и над всем владычествующий своею силою, не объемлемый даже всеми умными (силами), но все содержащий и вселившийся в теснейшем жилище, так что великая сила содействует благой воле, и равным образом, куда только ни склоняется воля, необходимо, подобно тени, сопровождает ее и слава; причем ни в творении сила не оказывается слабее хотения, но в намерении снизойти до уничиженного естества нашего, по благодеянию к людям, не оказывается бессильной для этой цели, но являясь и в этом состоянии, не оставляет и вселенную без управления. Но так как, без сомнения, есть какая-нибудь причина (в приурочении праздников) к тому и другому времени, то почему в то время Христос является во плоти, а в равноденствие, опять восстановляет к жизни человека, разрешившегося некогда в землю чрез грех (ср. Быт. 3, 19)? Изложив (причину этого) в слове, сколько возможно короче, само Писание пред-
467
ставлю я тебе в качестве дара. Конечно, ты уже предугадал, своей проницательностью, тайну, заключающуюся в том, что постепенное увеличение ночи прекращается с приращением света и тьма начинает уменьшаться с постепенным увеличением дневной продолжительности? И для многих других также, быть может, ясно, что тьма имеет нечто сродное с грехом, почему зло и называется этим именем в Писании. Поэтому некоторым объяснением домостроительства о душах наших, может служить время, в которое начинается таинство (нашего спасения). Ибо, при безмерном уже распространении зла, нужно было, чтобы и для нас начался день добродетельной жизни, при помощи Того, Кто вложил в души наши такой свет, так чтобы светлая жизнь, увеличиваясь преуспеянием в добре, расширялась бы как можно пространнее, а жизнь во зле, чрез постепенное уменьшение, сокращалась до самых малых размеров; ибо увеличение добра есть уменьшение зла. Равноденствие же, бывающее в праздник Воскресения, дает понять собою, что зло, с равными силами вступившее в борьбу с добром, уже не будет противостоять ему как равное равному, но светлая жизнь будет преодолевать, с прекращением мрака идолопоклонства, с увеличением дня. По-
468
чему и луна, совершив свое течение в продолжение четырнадцати дней, обращается лицом к солнечным лучам, полностью принимая на себя все обилие блеска и ни в одной части не оставляя места для мрака. Сменив собой заходящее солнце, она не ранее заходит сама, как смешавши собственные лучи с истинными лучами солнца, чтобы таким образом постоянно продолжался один свет в продолжение, как ночного, так и дневного времени непрерываемый вторжением тьмы.
Такое слово, любезнейшая глава, приносим тебе в дар нашей скудной рукой. Да будет тебе вся жизнь праздником и великим днем, сколько возможно более чуждым ночного мрака.
Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.