13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Григорий Нисский, святитель
Григорий Нисский, свт. Слово на день, называемый по местному обычаю у Каппадокийцев: Ἐπισωζομένη, то есть на праздник вознесения Господа нашего Иисуса Христа
Какой приятный спутник в человеческой жизни пророк Давид! Мы встречаем его на всех путях сей жизни. Как прилично он применяется ко всем духовным возрастам, приспособляется к всякому разряду стремящихся к совершенству! С детьми по Боге он вместе играет, с мужами вместе подвизается, юношей руководит, старости служит опорою; всем бывает все: для воинов, – оружие, для подвизающихся, – наставник, для упражняющихся в борьбе, – училище, для победителей, – венец; сотрапезник в радости, утешение в печали. Нет ничего в нашей жизни, что лишено бы было этого благодатного участия (пророка). Есть ли какая сильная молитва, которой не содействовал бы Давид? Есть ли какая радость праздника, которой бы не украсил
92
Пророк? Это можно видеть и ныне; ибо и нынешний праздник, как ни велик сам по себе, пророк сделал еще больше, предложив и со своей стороны, приличные предмету оного, слова радости из псалмов. Ибо в одном из них (Псал. 22) повелевает тебе быть овцою, пасомой Богом, и не лишаемою никакого блага, – овцою, для которой добрый Пастырь служит всем, и злаком для питания и водою упокоения и пищей и кущей и стезей и водительством, распределяя свою благодать соответственно каждой нужде. Всем этим он научает Церковь, что должно тебе, прежде всего, быть овцою доброго Пастыря, благим оглашением руководимою к божественным пажитям и источникам учения, дабы спогребстись ему крещением в смерть и не страшиться этой смерти, потому что это не смерть, но тень и отображение смерти; ибо Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной (Псал. 22, 4). За тем утешив палицею (ст. 4) Духа, ибо Дух есть утешитель, предлагает таинственную трапезу, уготованную в виду демонской трапезе (Псал. 22, 5); ибо демоны досаждали человеческой жизни чрез идолослужение; в виду им (предлагается) трапеза Духа. Потом помазывает главу елеем Духа и, присовокупив к сему вино, весе-
93
лящее сердце, производит в душе трезвенное упоение, твердо направив помыслы от временного к вечному. Ибо вкусивший сего упоения переменяет краткую жизнь на нескончаемую, во все дни продолжая обитание в доме Божием (Псал. 22, 6).
Даровав нам это в одном из псалмов, в следующем за ним Давид возбуждает душу к большей и совершеннейшей радости. Если угодно объясню вам сокращенно смысл и сего (псалма). Господня земля и что наполняет ее (Псал. 23, 1 и след.). И так что же странного, о человек, в том, что Бог наш явился на земле и жил с человеками, когда земля есть Его творение и дело? И так нет ничего нового и неприличного в том, что Владыка пришел к своим пришел (Иоан. 1, 11); ибо Он приходит не в чужой мир, но в тот, который Сам устроил, основав землю на морях и сделав ее удобною для течения по ней рек (Псал. 23, 2). Для чего же пришел Он? Для того чтобы извлекши тебя из пучины греха, возвести на гору (Псал. 23, 3), если для восхождения ты воспользуешься царскою колесницею, то есть добродетельным образом жизни. Ибо нельзя взойти на оную гору, если не будут сопутствовать тебе добродетели; для сего ты должен иметь руки неповинны, не осквернен никаким лукавым делом, чист сердцем, не обращаясь душою своею ни к чему сует-
95
ному, и не измышлять против ближнего ни какого коварства (Псал. 23, 4). Награда за сие восхождение есть благословение; Господь дарует таковому назначенную им милость (Псал. 23, 5). Сей есть род ищущих Его, восходящих на высоту посредством добродетели и ищущих лицо Бога Иакова (Псал. 23, 6).
Следующая же часть псалма, может быть, выше и самого Евангельского учения; ибо Евангелие повествует о пребывании Господа на земле и о возвращении его от нас; сей же высокий Пророк, изшед из себя самого как-бы не отягощаемый уже бременем тела и присоединившись к небесным силам, передает нам гласы их, как сии силы, торжественно сопровождая Владыку в его нисхождении, повелевают пребывающим на земле ангелам, которым вверена человеческая жизнь, подъять входы, говоря: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы (Псал. 23, 7). И поскольку Содержащий в себе все, куда ни нисходит, везде соразмеряет себя с способностью приемлющих, (ибо бывает не только человеком между людьми, но, конечно соответственно тому, и находясь среди ангелов, низводит Себя до их естества), то вратари спрашивают у вестника: кто есть сей Царь славы? (Псал. 23, 8). В ответ на это объявляют им, что он есть крепкий и сильный, имеющий сразиться
95
с пленившим человеческое естество и сокрушить имеющего державу смерти (Евр. 2, 14), чтобы по уничтожении последнего врага возвратить к свободе и миру род человеческий. Опять повторяет те же гласы (Псал. 23, 9-10); ибо таинство смерти уже совершилось, победа над врагами одержана и против них воздвигается победный знак, – крест. И снова возшел на высоту Пленивший плен, давший людям сии благие дары (Псал. 67, 19), – жизнь и царство. Снова должны отвориться находящиеся горе врата; в свою очередь торжественно сопровождают его наши стражи и повелевают отверзть Ему горние врата, чтобы в них опять восприять прославление. Но там не узнают Его, облеченного нечистою одеждою (Зах. 3, 4) нашей жизни, багряность одеяния Которого (происходит) от точила *) (Ис. 63, 12) человеческих зол. Посему встречают сопровождающих таким вопросительным гласом: кто есть сей Царь славы? За тем (следует) не прежний уже ответ: крепок и силен в брани, но: Господь сил, приявший власть над всем, возглавивший в себе все, первенствующий во всем, восстановивший все в прежнее состояние творения, Сей есть Царь славы.
Видите, как Давид увеличил для нас сладость праздника, присоединив собственную радость к веселию Церкви. И так будем
*) Точило = яма для давления винограда посредством особого снаряда; пресс, тиски для давления винограда. (Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь.) (ред.)
96
и мы подражать Пророку в том, в чем можно успешно подражать, – в любви к Богу, в кротости жизни, в долготерпении к ненавидящим нас, чтобы наставление Пророка было руководством жизни по Боге, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.
97
Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.