Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Нисский, святитель

Григорий Нисский, свт. Слово на святую и спасительную Пасху

Истинный покой субботы, получивший Божие благословение, которым Господь почил от дел Своих, для спасения мира субботствовавши упразднением деятельности смерти, уже оканчивается, явив особенную благодать и взорам, и слуху, и сердцу посредством всего того, что при совершении празднования мы видели и слышали, от чего получили сердечную радость. Ибо то, что видели мы глазами, был свет, светивший нам в ночи огненным облаком от лампад; слово, в продолжение сей ночи оглашая слух псалмами, и пениями, и песнями духовными и вливая в душу чрез слух как бы какой поток радости, исполняло нас благими надеждами; а сердце, радостно утешаясь тем, что мы слышали и видели, запечатлевало в себе неизреченное блаженство. Видимое руководило его к невидимому, так что благо-

88

 

 

деяние сего упокоения, укрепляя неизглаголанную надежду на то, что уготовано нам, служит образом тех благ, которых ни не видел того глаз, ни не слышало ухо, которые и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2, 9).

Итак, поскольку эта светозарная ночь, соединившая блеск от лампад с ранними лучами солнца, произвела один непрерывный день, не разделенный промежутком тьмы, то мы, братия, размыслим о пророчестве, которое говорит: сей день сотворил Господь (Пс 117, 24). Дело для этого дня не тяжелое и трудное, но удовольствие, радость и веселие; вот как говорит слово Божие: возрадуемся и возвеселимся в оный. О прекрасное занятие! О сладостное повеление! Кто замедлит повиноваться этим заповедям? Кто не сочтет для себя вредом и ненадолго отсрочить такого рода занятия? Радость, – дело, а веселие, – приказание, чрез исполнение которого разрешается осуждение за грех и печаль превращается в радость.

Таково решение мудрости: в день радости, – забвение зол. Этот день заставил нас забыть о первом против нас приговоре, или, лучше, не забыть заставил, а совсем уничтожил его, ибо он совершенно изгладил всякое воспоминание о (произнесенном) на нас осуждении. Тогда деторождение в болезнях (Быт 3, 16), ныне рождение без

89

 

 

мук; тогда от плоти рождались мы, чтобы быть плотью, ныне рожденное есть дух от Духа (см.: Ин 3, 6); тогда – были сынами человеческими, ныне рождены чадами Божиими; тогда низведены были с неба на землю, ныне Небесный и нас соделал небесными; тогда чрез грех царствовала смерть, ныне наоборот, чрез жизнь получает державу власти оправдание; тогда один открыл вход смерти, ныне чрез Единого вводится жизнь; тогда чрез смерть мы ниспали от жизни, ныне смерть уничтожается жизнью; тогда от стыда укрывались под смоковницею, ныне облеченные славою приближаемся к древу жизни; тогда за преслушание изгнаны из рая, ныне же верою вселяемся в рай. Снова предлагается нам, кому угодно, в снедь плод жизни; снова райский источник, разделяясь на четыре потока евангельских рек, орошал все лице (Быт 2, 6) Церкви, так что орошаются и бразды наших душ, которые Сеющий слово провел плугом учения, и обильно возращают плоды добродетели.

Что же нужно при этом делать? Что иное, как не подражать пророческим горам и холмам в ликовании; ибо горы, как сказано прыгали, как овны, и холмы, как агнцы (Пс 113, 4). Итак: приидите, воспоем Господу (Пс 94, 1), сокрушившему силу вражью и воздвигшему ради нас великое по-

90

 

 

бедное знамение креста над падшим противником. Воспоем (Пс 94, 1)! Воспевание же есть торжественное возглашение, исторгающееся у победителей над побежденными.

Итак, поскольку воинство нашего неприятеля ниспровергнуто и сам он, имеющий власть над злой ратью демонов, прогнан, погублен и даже обращен в ничтожество, то и скажем: Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами (Пс 94, 3), благословивший венец лета благости Своей и введший нас в сие духовное ликостояние, во Христе Иисусе Господе, Которому слава во веки. Аминь.

91

 

 


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.