13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Григорий Нисский, святитель
Григорий Нисский, свт. Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелетинскому
Правило 1.
Одна из принадлежностей святого праздника состоит и в том, чтобы мы уразумели законный и канонический образ действования относительно согрешивших, дабы уврачевать всякую душевную болезнь, происходящую от какого-либо греха. Поскольку этот вселенский праздник создания, по учрежденному обращению годового круга, каждый год совершаемый во всем мире, совершается ради воскрешения падшего, а падение есть грех, воскресение же восстание от греховного падения; то прилично было бы в этотдень приводить к Богу не только тех, которые обновляются возрождением чрез благодать крещения, но и тех, которые опять возвращаются на путь
420
жизни чрез покаяние и обращение от мертвых дел и руководить таковых к спасительному упованию, которого она лишились чрез грех. Дело же не маловажное установить определения относительно их на основании суда правильного и испытанного, по заповеди пророка, повелевающей давать твердость словам своим на суде, чтобы, как говорит Писание, чтобы вовек не поколебаться; в вечной памяти будет праведник (Псал. 111, 5. 6). Ибо как и при лечении тела, цель врачебного искусства одна – возвращение здоровья больному, хотя способы лечения различны; потому что по различию болезней и способ лечения сообразуется с каждым из недугов: так и при душевной болезни, вследствие множества и разнообразия страданий, врачебный уход, ведущий лечение сообразно с недугом, необходимо должен быть разнообразен. Но чтобы быль стройный порядок (в исследовании) предложенного вопроса, мы расположим (нашу) речь таким образом.
По первоначальному разделению, в душе нашей замечаются три силы: разумная, вожделетельная и раздражительная. Этими силами совершаются и правые дела людей живущих добродетельно, и падения людей склоняющихся к пороку. Поэтому намеревающийся употребить лечение, соответствующее заболевшей части души; прежде всего, должен
421
обратить внимание на то, в какой части произошла болезнь; потом уже соответственно этому производить лечение страждущей, чтобы, вследствие неопытности в способе врачевания, не случилось того, что лечение получит не та часть души, которая подверглась болезни; как впрочем и видим, что многие врачи, будучи не в состоянии узнать той части тела, в которой главное начало недуга, лекарствами своими только усиливают болезнь. Часто болезнь происходить от избытка жара, тогда как страждущим от избытка холода полезно бывает теплое и согревающее; но если эти средства, применяемые к этим последним, неосмотрительно будут употреблять при врачевании палимых чрезмерным жаром, то болезнь сделают неизлечимой. Итак, как для врачей весьма необходимым признается изучение особенностей составных частей тела, чтобы каждую из них, находится ли она в хорошем или дурном положении, можно было восстановлять в случае уклонения ее от естественного состояния: так и мы, держась выше указанного разделения усматриваемых в душе сил, началом и основанием соответственного страданиям (душевным) врачевания, сделаем общее рассмотрение. Итак, соответственно троякому, как мы сказали, разделению свойственных душе движений, на
422
силу разумную, вожделетельную и раздражительную, добрые действия разумной части души суть: благочестивый образ мыслей о божественном, искусство отличать добро от зла, соединенное с ясным и отчетливым суждением, о природе предметов – о том, какие из них достойны избрания и какие – отвращения и отвержения. И опять, по противоположности этому конечно можно будет видеть и пороки этой части души: нечестие относительно Божества, нерассудительность о том, что истиннопрекрасно, превратное и ошибочное мнение о природе вещей, так что свет «считается тьмой, а тьма светом», как говорит Писание (Ис. 5, 20). Добродетельное же направление вожделетельной части души состоитв устремлении горячей любви к подлинно-вожделенному и истинно прекрасному, чтобы здесь находила предмет для своей деятельности, вся какая ни есть в нас сила и расположение любви, в том убеждении, что ничто иное не вожделенно по своей природе, кроме добродетели и Существа, служащего источником добродетели. Уклонение же с прямого пути и грех этой части души бывает, когда кто свое вожделение направляет к призрачному тщеславию или к цветущей красоте телесной. Отсюда происходить сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и все подобные им по-
423
роки, которые имеют своим началом этот род зла. Наконец, правые действия силы раздражительной суть: ненависть ко злу, борьба против страстей и укрепление в душе мужества, чтобы сражаясь за веру и добродетель не страшиться того, что многимкажется страшным, но противостоять греху даже до крови, презирать угрозу смертно, тяжкие мучения и лишение того,чтовсего приятнее и, словом, быть выше всего, что многих держит в плену удовольствий силой привычки и предубеждения. Падения же этой силы души всем известны: зависть, ненависть, вражда, злословие, ссоры, сварливое и мстительное настроение души, надолго удерживающее злопамятство и доводящее многих до убийства и кровопролития. Ибо ум необученный, как с пользой употреблять оружие, острие железа обращает против самого себя и оружие, данное нам от Бога на защиту, бывает на погибель тому, кто злоупотребляет им.
Правило 2.
Итак, по разделению грехов вышеуказанным способом, те грехи, которые относятся к мыслительной части души, отцами признаются тягчайшими и заслуживаю-
424
щими большего, более продолжительного и строгого исправления. Например, кто отрекся веры во Христа и оказался изменником, впавши или в иудейство, или идолопоклонство, или манихейство или в иной какой-нибудь подобный вид безбожия; тот, если добровольно решился на это зло, а потом раскаялся, временем покаяния должен иметь все время жизнисвоей. Ибо такой, во время совершения таинственной молитвы, никогда не удостаивается покланяться вместе с народом Богу, но должен молиться наедине, а от приобщения Святых Таин должен быть отлучен совершенно. Но в час смерти своей, тогда да удостоится причастия Святыни. Если же сверх чаяния случится ему остаться в живых: то опять он должен проводить жизнь под темь же осуждением, не сподобляясь Святых Таин до самой смерти. А те, которые вынуждены были к тому пытками и жестокими мучениями, находятся под запрещением на определенное время. Святые Отцы оказали такое человеколюбие потому, что не душа их подверглась падению, но слабость телесная не могла устоять против мучений. Поэтому насильственное и мучениями вынужденное отступление, при обращении, подвергается епитимье в той же мере, как и грех любодеяния.
425
Правило 3.
А кто прибегнет к чародеям или прорицателям или обещающим при содействии демонов совершить какие-либо очищения и отвращение вреда, –таких надобно тщательно допрашивать и испытывать, оставаясь ли в вере во Христа они повлечены были в такой грех какою-нибудь нуждою, потому что какое-нибудь несчастье илиневыносимая потеря внушила им такое намерение; или со всем презревши исповедание, нами им вверенное, прибегли к содействию демонов. Ибо если они сделали это с отступлением от веры и с тем, чтобы не веровать в поклоняемого христианами Бога: то очевидно их надобно будет подвергнуть осуждению как отступников. Если же довела их до этого какая-нибудь невыносимая нужда, овладев их малодушием и обольстив их какою-нибудь ложною надеждою; то и таким должно быть оказано снисхождение, подобно тем, которые во время исповедания не могли устоять против мучений.
Правило 4.
Грехи, происходящие от вожделения и сладострастия, разделяются следующим об-
426
разом: один называется прелюбодеянием, другой – блудом. Некоторые же более точные (исследователи) и грех блуда хотят почитать прелюбодеянием; потому что один – законный союз жены с мужем и мужа с женою. Итак, все незаконное, во всяком случае, противозаконно, и кто берет не свое, тот очевидно берет чужое. Ибо человеку дана Богом одна помощница и над женою поставлена одна глава. Итак, если кто стяжал себе, по выражению божественного Апостола, свой собственный сосуд (1 Сол. 4, 4), тому закон природы дозволяет правильное употребление его. Но кто обратится не к своему, тот без сомнения будет пользоваться чужим. А чужое для каждого все, что не его собственное, хотя бы оно и не имело признанного владетеля. Поэтому, на взгляд более строгих исследователей этого предмета, блуд не далеко от греха прелюбодеяния, ибо и божественное Писание говорить для чего тебе, сын мой, увлекаться посторонней (Притч, 5, 20). Но поскольку Отцы оказывали некоторое снисхождение к людям более немощным, то и допущено в сем грехе такое видовое разделение: блуд есть и называется им выполнение похоти, соделанное без обиды другому, а прелюбодеяние – злоумышление и обида чуждому союзу. Сюда относится и скотоложство и мужеложство, потому что исии грехи суть
427
прелюбодеяние против природы. Ибо здесь наносится обида другому роду и притом вопреки природе. При таком разделении, допущением и в этом виде греха, общее врачевание состоит в гом, чтобы человек чрез покаяние сделался чистым от страстного неистовства в этих родах плотоугодия. Поскольку же осквернившиеся блудом к этому греху не присоединяют обиды другому: то назначается двоякое время покаяния тем, которые осквернили себя прелюбодеянием или иными возбраненными пороками – скотоложством и неистовством к мужескому полу. Ибо в сих случаях, как я сказал, грех удваивается: один (состоит в непозволенном сладострастии, другой –) в обиде другому. И в отношении к покаянию согрешивших сладострастием, должно быть допущено некоторое различие. Ибо сам собой приступивший к исповеданию грехов, по собственному побуждению решившийся быть обличителем своих тайн, как уже начавший врачевание своего недуга и показавший признак своего изменения к лучшему, пусть будет под епитимьей более снисходительною; а застигнутый в преступлении или вследствие подозрения или обвинения против воли изобличенный, подвергается продолжительнейшему исправлению, так что допускается к приобщению Святым
428
Таин после строгого очищения. Касательно этого существует такое правило: осквернившиеся блудодеянием в продолжение трех лет совсем отлучаются от (церковной) молитвы; в продолжении трех участвуют только в слушании (Писания); в продолжении же другим трех лет они молятся вместе с припадающими в покаянии и потом уже причащаются Святых Таин. Для тех же, которые обнаруживают более ревности в исправлении себя, и жизнью своею показывают возвращение к добру, надзирающий (за кающимися) ради пользы церковного домостроительства, может сократить время слушания и скорее приводить их к обращению; и опять, он может сократить и это время и скорее допустить до приобщения смотря потому, в каком состоянии найдет он врачуемого, при тщательном испытании своем. Ибо, как запрещено повергать бисер пред свиньями, так с другой стороны безрассудно лишать драгоценного бисера того, кто со делался уже человеком, чрез оставление и очищение страсти. Преступление же закона, происходящее от прелюбодеяния и прочих видов нечистоты, как выше было сказано, во всем должно быть врачуемо тем же судом, как и грех блуда, но с удвоением времени. И при этом надобно обращать внимание на распо-
429
ложение врачуемого, подобно тому как и на расположение впадших в скверну блуда, чтобы сообразно с этим раньше или позднее допускались они к причастию блага.
Правило 5.
После сего остается подвергнуть наследованию раздражительную силу души, когда она, уклонившись от правильного употребления негодования, впадает в грех. Много бывает от раздражения греховных дел и всяких зол, но отцам нашим угодно было об иных не входить в подробное исследование и они не признали достойным особенной заботливости врачевание всех согрешений, происходящих от раздражения. Хотя Писание запрещает не только простой удар, но и всякое злословие илихулу (Кол. 3, 8. Еф. 4, 31) и другое подобное, что происходит от раздражительности, но они только против злодеяния убийства постановили предохранительные средства в епитимиях. Преступление это разделяется на вольное и невольное. Вольное убийство во первых бывает тогда, когда обдуманно предпринято человеком, приготовившим и средства, как совершить это злодеяние; потом к вольному убийству относится и то, когда
430
кто-нибудь, во время драки, нанося и сам, получая удары наносить рукою удар в какое-нибудь опасное место. Ибо однажды подчинившись ярости и отдавшись стремлению гнева, он во время страсти уже не думает ни о чем, что могло бы прекратить зло, так что убийство, совершенное во время драки, возводится в дело произвола, а не случая. Невольное же убийство узнается по очевидным признакам, когда кто, имея в виду что-нибудь другое, случайно совершит какое-нибудь тяжкое зло. Итак, за вольное убийство назначается тройной срок времени для тех, которые хотят покаянием уврачевать произвольное преступление. Для них полагается три девятилетия с назначением по девяти лет на каждую степень покаяния, так что удаленный от церкви находится в совершенном отлучении в продолжении девяти лет; столько же лет находится на степени слушающих, удостаиваясь только слушания учителей и Писаний; в продолжении третьего девятилетия молится вместе с припадающими в покаянии; после сего приступает к приобщению Святых Таин. Очевидно, что и за таким домостроительствующий в церкви должен иметь тоже наблюдение; по вниманию к раскаянию и для него может быть сокращена продолжительность епитимьи, так что, вместо девяти лет на каж-
431
дую степень покаяния, может быть назначено или восемь, или семь, или шесть, или пятьтолько лет, если великостью раскаяния он упреждает время в ревностью в исправлении себя превосходит тех, которые в продолжительное время менее деятельно очищают себя от скверны (греха). Невольное же убийство, хотя и считается достойным снисхождения, но не похвальным. Сие сказал я, чтобы стало ясно, что того, кто осквернить себя, хотя и невольно убийством, церковное правило объявляет уже не чистым вследствие преступления, недостойным благодати священства. А какое время назначено для очищения простого блуда, такое же заблагорассудили положитьи для невольных убийц; очевидно, что и здесь надобно испытывать расположение кающегося, так что если достоверно его обращение, то конечно не нужно соблюдать числолет, но чрез сокращение времени вести к воссоединению с церковью и к причастию СвятыхТайн. Если же кто, не исполнив времени (покаяния) назначенного правилами, отходит из жизни сей: то человеколюбие отцов повелевает причастить его Святых Тайн, чтоб он не отпущен был без напутствия в это последнее и дальнее странствование. Но если, причастившись Святых Таин, останется в живых; то должен ожидать исполнения на-
432
значенного времени, находясь на той степени, на которой был прежде дозволенного ему по нужде приобщения.
Правило 6.
Другой же вид идолослужения (ибо так божественный Апостол называет любостяжание Кол. 3, 5), не понимаю, как отцы наши опустили из виду без врачевания. Однако же и это зло, кажется, бывает недугом души по тройственному ее составу; ибо и ум, погрешая в суждении о добре, воображает, что благо заключается в веществе и не обращает внимания на красоту невещественную: и вожделение стремится к низшему, уклоняясь от истинно вожделенного; и гневливое и раздражительное расположение (души), в этом грехе много находить поводов длясебя. И говоря вообще, этот недуг подходит под апостольское определение любостяжания. Ибо божественный Апостол объявил, что оно не только идолослужение, но и корень всех зол (1 Тим. 6, 10). Однако же этот вид болезни оставлен без особого рассмотрения и без врачевания; поэтому болезнь эта и умножается в церквах и никто принимаемых в клир не испытывает, не осквернились ли они сим видом
433
идолопоклонства. Но вследствие того, что отцы наши не обратили внимания на это, мы считаем достаточным – болезни любостяжания врачевать, насколько возможно, всенародным словом учения, очищая их рассуждением, как некоторые болезни, происходящие от полносочия. Только воровство и гробокопательство и святотатство мы считаем (тяжкими) недугами, потому что таково у нас о этом преемственное от отцов предание. Божественное Писание относиттакже к числу запрещениях дел лихву и рост и присоединение при помощи некоторой власти к своему имуществу чужого, хотя бы это сделано было под видом договора. Итак поскольку наше мнение не настолько достойно уважения, чтоб иметь значение правил; то к сказанному мы прибавим канонический приговор о действиях всеми согласно признаваемых запрещенными. Воровство разделяется на разбойничество и кражу; цель того и другого одна – отнятие чужого; но между нимивеликое различие в отношении к расположению души. Ибо разбойник, для достижения своей цели употребляет и человекоубийство, запасаясь для этого и оружием и с помощью себе подобных и пользуясь удобством местности, так что он подлежить такому же суду, как и человекоубийцы, если он чрез раскаяние возвра-
434
тится к церкви Божией. Присваивающий же себе чужое чрез тайное похищение, потом на исповеди открывший свой грех священнику, должен врачевать свою болезнь действиями противоположными своей страсти, то есть раздаянием своего имущества нищим, дабы расточением того, что имеет, показать, что он заботится об очищении себя от болезни любостяжания. Еслиже он ничего не имеет, кроме тела; то Апостол повелевает ему врачевать такую болезнь телесным трудом. Слово же (Апостола) читается так: Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4, 28).
Правило 7.
И самое гробокопательство разделяется на заслуживающее и не заслуживающее снисхождения. Ибо кто, щадя честь мертвых и оставляя неприкосновенным похороненное тело так что не выставляется на свет солнечный неблагообразие естества, воспользуется некоторыми из камней гробницы для какой-нибудь постройки; тот хотя и поступит непохвально, но обычай это действие сделал простительным, если материал будет употреблен на нечто лучшее и общеполезнейшее. Раска-
435
пывать же прах тела, обратившегося в землю, и тревожить кости в надежде приобрести какое-нибудь украшение, закопанное с умершим, – это такое преступление, которое подвергается такому же суду как и простой блуд, о чем было говорено выше, причем предстоятель церкви из самой жизни врачуемого должен усматривать лекарство для него, так что может сократить продолжение епитимьи, определенное правилами.
Правило 8.
Святотатство в ветхозаветном Писании признано достойным не меньшого осуждения, как и убийство. Ибо и обличенный в убийстве и похитивший посвященное Богу равно подвергались побиению камнями (Ис. Нав. 7, 25). В церковном же обыкновении, не знаю как, последовало некоторое снисхождение и послабление, так что очищение этого недуга принято более легкое. Ибо предание отцов таким назначило епитимью менее продолжительную, чем за прелюбодеяние. Во всякомже виде греха прежде всего надобно обращать внимание на то, каково расположение врачуемого и для врачевания достаточным считать не время (ибо какого исцеления можно ожидать только от времени?),
436
но добрую волю того, кто врачует себя покаянием. Все это после тщательного наследования собравши из того, что было под руками, усердно посылаем тебе, человек Божий, поскольку надобно повиноваться повелениям братьев. Ты же, не переставай приносить о нас обычные молитвы Богу; ибо как почтительный сын, ты обязан родившего тебя по Боге поддерживать в старости твоими молитвами по заповеди, повелевающей чтить родителей, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле. (Исх. 20, 12). Уверен же, что ты примешь это письмо, как праздничный дар и не презришь дара, хотя бы он был и ниже твоего высокого духа.
437
Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.