Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Нисский, святитель

Григорий Нисский, свт. О цели жизни по Богу; об истинном подвижничестве; ответ подвижникам, спрашивавшим о цели благочестия, и начертание, как жить и подвизаться в обществе

Если кто, хотя немного, отрешив свой разум от тела и став чужд рабству страстям и нерассудительности, ясною и проницательною мыслью взглянет на свою душу, тот в естестве ее во всей чистоте увидит любовь Божию к нам и намерение, какое Он имел при создании ее. Ибо рассматривая ее таким образом, он найдет, что с самою сущностью и природою человека соединено стремление желания к добру и совершенству, и что с самым естеством его сопряжена бесстрастная и блаженная любовь к тому умопостигаемому и блаженному Образу, которого человек есть подобие. Но некое блуждание сих видимых и вечно текущих вещей, посредством неразумной страсти и горького удовольствия обольщая и очаровывая небрежную и нерадивую от беспечности душу,

263

 

 

влечет ее к тяжкому пороку, рождающемуся от удовольствий жизни и рождающему смерть для своих любителей. По сему, благодать Спасителя нашего даровала любовью приемлющим, познание истины, как спасительное врачество душам; им разрушается обольщение чарующее человека, угашается бесчестное мудрование плоти, когда душа приявшая единение, светом истины путеводится к Божеству и собственному спасению.

Итак, кто намерен душу и тело по закону благочестия привести к Богу и воздавать Ему непорочное и чистое служение, тот, сделав руководительницею жизни благочестивую веру, которую возглашают по всему Писанию уста святых, с доверчивою и послушною душою, должен предаться течению добродетели, отрешив себя от уз жизни, всецело и единственно предав себя вере и жизни Божией, ясно зная, что в ком благочестивая вера и непорочная жизнь, тому присуща и сила Христова, а в ком Христова сила, от того бежит зло. Велико, истинно велико святое крещение для приемлющих оное со страхом, в деле стяжания умопостигаемых благ. Ибо богатый и не завистный Дух, присно текущий для всех приявших благодать, исполненные которою святые апостолы явили Христовым церквам плоды полноты, – сей Дух, для всех искренно приявших дар, по мере веры каждого из

264

 

 

приемлющих, пребывает помощником и сожителем, создавая в каждом все благое для споспешествования душе в делах веры.

Итак, каждый из нас, чрез преуспеяние в добродетели, должен доводить себя до меры возраста мужа совершенного, по слову апостола: доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Ефес. 4, 13). Приращение тела в его возрастании нисколько не зависит от нас; ибо природа не соразмеряет величины (тела) с мыслью и желанием человека, но с своими стремлениями и необходимыми законами. А в обновленном рождении, мера и красота души, даруемые благодатью Духа по мере заботы о том восприемлющих оную, зависят от нашего желания; ибо до какой меры простираем подвиги благочестивой жизни, до такой меры вместе с ними простирается и величие души. И вечную жизнь и неизреченную радость на небесах дает благодать Духа; а достоинство принять дар и вкусить благодать получает любовь по вере трудами.

Достигнув до сего, правда дел и благодать Духа взаимно исполняют блаженною жизнью душу, в коей стеклись; находясь же в разъединении друг с другом, не доставляют никакой пользы душе. Ибо как благодать Божия не может обитать в душах бегущих

265

 

 

спасения; так и сила человеческой добродетели сама по себе недостаточна, чтобы души непричастные благодати возвести к совершенному виду жизни: Если Господь не созиждет дома, и не охранит города, (Пс. 126, 1) трудятся заботящиеся о том; отсюда научаемся, что не должно думать, будто венец всецело зависит от человеческих стараний, но надежду достигнуть оного должно возлагать на волю Божию. А воля Божия состоит в том, чтобы очистить душу благодатью, и чистою привести ее к Богу; ибо таких ублажает Господь, говоря: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Видишь ли награду за чистоту? Видеть Бога, в какой мере доступно нам, – что может быть лучше сего? Посему и Давид просит сего, говоря: Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился (Пс. 118, 80); повелевает бояться постыдного и отлагать оное как оскверненную одежду. Еще говорит: Ты заповедал повеления Твои хранить твердо (Пс. 118, 4); ибо в исполнении заповедей Дух полагает дерзновение. И опять: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и: Духом владычественным утверди меня (Пс. 50, 12. 14). А в другом месте спрашивает: кто взыдет на гору Господню? За тем отвечает: тот, у которого руки неповинны и сердце чисто (Пс. 23, 3-4). Желающему сблизиться с кем-нибудь, должно подражать

266

 

 

его нраву; так и душе желающей быть невестою Христа необходимо уподобляться по возможности красоте Христовой. Душа, намеревающаяся взлететь к Божеству и прилепиться Христу, должна изгнать из себя всякий грех, – разумею кражу и хищничество, прелюбодеяние и корыстолюбие и блуд и болезнь языка и все роды прегрешений, как явных так и тайных, каковы например: зависть, неверие, злонравие, обман и весь потаенный рой пороков, которые как и явный род грехов равно ненавидит Писание и гнушается ими. Чьи кости рассыпал Господь? Не ополчающихся против Него ли (Пс. 52, 6)? Кем гнушается Господь, как преступником и убийцею? не мужем ли лживым и коварным? Ибо кровожадного и коварного гнушается Господь (Пс. 5, 7). Не явно ли Давид предает проклятию которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло (Пс. 27, 3)? Посему и заповедано нам не гоняться за похвалами людей и не стыдиться бесчестия от нах: ибо всех делающих какое-либо доброе дело напоказ Писание лишает награды на небесах, как получающих хвалу здесь, от людей (Мф. 6, 1).

Но скажешь: как же Господь говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16)? На это

267

 

 

отвечу тебе: слово Божие повелевает последующему заповедям Божиим все, что бы он ни делал, делать, имея в виду Его одного и Ему единому угождать, не гоняясь ни за какою славою от людей, но бегая похвал от них и тщеславия, всего себя являть жизнью и делами, дабы зрители их, – не сказал Господь: подивились старающемуся выказать себя, но – прославили Отца вашего Небесного. Ибо к Тому повелевает относить всякую славу, и по воле Того совершать всякое дело, у которого отложена и награда за добрые дела. Стремись к горним похвалам, говоря с Давидом: о Тебе хвала моя (Пс. 21, 26), и: Господом будет хвалиться душа моя (Пс. 33, 3). Желающего чести здесь, Господь причисляет к неверным: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете (Ин. 5, 44)?

К неявным грехам принадлежит и ненависть. Послушай Господа, который говорит: всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной (1 Иоан. 3, 15). Итак, того, кто ненавидит брата, извергает из жизни, как человекоубийцу. А о том, что нет никакого различия между внутрь сокрытыми и явными пороками, послушай апостола, который говорит: так как они не заботились иметь Бога в разуме,

268

 

 

то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют (Рим. 1, 28-32). Видишь, как злонравие и самохвальство и обман и прочие тайные пороки апостол поставил наряду с убийством и корыстолюбием и тому подобным. Сокрытые в душе пороки столь злы и неудобоисцелимы, что одним человеческим старанием и добродетелью, без приятия на помощь силы Духа, уничтожить и изгнать их невозможно. Посему и Давид говорит: от тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего (Пс. 18, 13-14). Ибо из двух частей состоит единый человек, из души и тела; тело вне его, а жизнь души есть внутренняя. Итак, человеку нужно бодрствовать над тем, что вне его, наблюдая, чтобы какое-либо опасное прегрешение прившедши в душу, не поколебало и не растлило ее. Таковому угрожает и апостол, говоря: если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3, 17). Внутреннего

269

 

 

же человека должно охранять со всею бдительностью, чтобы какая-нибудь злая мысль, возникнув откуда-то из глубины и растлив помысл благочестия, не поработила душу, исполнив оную тайно расторгающими ее страстями. Не сопрягай, говорит блаженный Моисей, на гумне твоем животных разнородных вместе, как-то вола и осла, и не соединяй в ткани одежды шерсти со льном (Втор. 22, 10-11); не возделывай на поле земли твоей двух родов хлеба вместе и дважды в тот же год (Лев. 19, 19); не совокупляй инородное животное с другим для приплода (Втор. 22, 9).

Что значат сии загадочные речения? Что не должно в той же душе насаждать вместе порока и добродетели. Какая дружба может быть между целомудрием и невоздержанием? Какое единомыслие между правдою и неправдою? Одно всегда должно уступать другому. И так мудрый земледелец должен, как бы из годного для питья и благого источника, источать чистые струи жизни, зная одно земледелание Божие, и над ним трудясь всю жизнь, дабы, если и прорастет в тайнике добродетели какой либо чуждый помысл, Всевидящий видя твои труды, своею силою в скорости истребил сокрытый корень помыслов прежде произрастания. Ибо не может обмануться в надежде или остаться без отмщения тот,

270

 

 

кто постоянно прибегает к Богу. Если евангельская вдовица, которую привела к нечеловеколюбивому судье великость обиды, посредством великого труда и постоянства в прошении победив нрав судьи, вызвала отмщение обидевшему ее (Лук. 18, 2-9); то и ты молясь, не получишь отказа. Если ее неотступность в прошении, склонила немилостивого начальника, то, как можем мы отказываться от жизни по Боге, коего милость, как знаешь, часто предваряет прошение. Ревнуйте, говорит апостол, о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 12, 31; 13, 1). А в чем состоит преимущество любви, объясняет так: любы не завидит: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 4-9). Что это значит? Если кто, хотя и получил другие дарования, которые сообщает Дух (говорю о иностранных языках, пророчестве, знании и дарованиях исцелений), но еще не освободился чисто, помощью Духа, от внутренних удручающих его страстей, тот еще не принял

271

 

 

окончательного врачевства спасения; он находится еще в опасности падения, не имея любви укрепляющей и утверждающей в постоянстве добродетели. Итак, когда низойдет к тебе оное богатство просимого, тогда будь нищ мыслью, всегда припадая и ожидая для души блага любви, как бы какого украшения сокровищу благодати, и подвизаясь против всякой страсти, пока не достигнешь цели благочестия. Опять апостол говорит: кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло (2 Кор. 5, 17). Новою тварью называет вселение Святого Духа в чистом и непорочном сердце, свободном от всякого зла, лукавства и всего постыдного. Ибо как скоро душа возненавидит грех, усвоит себе по возможности добродетельный образ жизни и примет в себя благодать Духа, претворив оную в жизнь, то она станет всецело новою и воссозданною. И слова апостола: очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом; и: посему станем праздновать не со старою закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 7-8), согласны со сказанным о новой твари. Много сетей ставит душе искуситель; человеческая же природа сама по себе слаба для победы над ним. Посему апостол и повелевает нам вооружать члены небесным оружием, бронею правды, говоря: облекитесь и обуйте ноги в готовность благовествовать мир и препоясав чресла ваши исти-

272

 

 

ною; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы (то есть необузданные страсти) лукавого (Ефес. 6, 13-17). Повелевает также восприять и шлем спасения и святой меч Духа (Ефес. 6, 18); мечем именует слово в силе Божией, коим вооружив десницу души, должно сокрушать козни врага. Видишь, сколько способов спасения, направленных к одному предмету и к одной цели, указал тебе апостол; при помощи их удобно совершается течение жизни к вершине заповедей Божиих.

Такова цель благочестия. Посвятившим себя любомудрию должно точно знать ее, чтобы всем отвергнуть высокомерие и не думать много о своих успехах, но отвергшись своей души с жизнью, взирать на единое богатство, которое как награду за любовь во Христе даровал Бог любящим, как говорит тот же апостол: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12, 1). Итак не станем превозноситься дарованиями Духа и какой либо успех в добродетели делать поводом к самомнению и гордости, прежде достижения конца уповаемого, дабы не лишиться того, к чему стремимся, высокомерием сделав бесполезным для себя предыдущий труд и оказавшись недостойными того совершенства, к которому влекла нас

273

 

 

благодать Духа. В том состоит великое совершенство любомудрия, чтобы будучи великим... (смиряться)... *) сердцем и осуждать свою жизнь, не полагая в своей совести, будто сделали что либо достойное Бога.

Думаю, что для решившихся жить по правилам любомудрия, в надежде достижения цели, сказано достаточно. К сказанному наконец должно присовокупить наставление и о том, как таковым должно жить вместе друг с другом, как вместе стремиться, пока не достигнут горнего града. Итак искренно презревший все ценимое в сей жизни и отвергшийся всякой дольней славы должен вместе с жизнью отвергнуться и собственной души. Отвержение же души состоит в том, чтобы никак не искать своей воли, но воли Божией, и подчиняться ей как благому кормчему, который общую совокупность братства с единомыслием направляет к пристани божественной воли, и не иметь никакой собственности кроме общей, исключая одежды покрывающей тело. Ибо при этом будет больше готовности, усердно с удовольствием и надеждою исполнять приказания предстоятелей, как следует рабу Христову и искупленному для служения всем братьям. Сего хочет и

*) Здесь в издании творений св. Григория находится пропуск.

274

 

 

Господь, говоря: кто хочет быть между вами первым и великим, да будет всем меньший и всем раб (Марк. 9, 34). Рабство же это должно быть безмездным у людей, и таковой должен подчиняться всем и служить братии как заложивший себя должник. А предстоятели сего духовного лика, имея в виду величие лежащей на них заботы и силу зла, замышляющего ковы против веры, должны достойно нести подвиг настоятельства и не надмеваться властью. Ибо в настоятельстве предстоятели должны трудиться больше других, начальники думать о себе смиреннее других, и представлять свою жизнь как образец служения другим, почитая вверенных им залогом Божиим. Итак, предстоятели должны заботиться о братьях как способные воспитатели нежных детей, вверенных их отцами. Те, наблюдая нравы детей, на одного действуют ударами, на другого увещанием, на иного похвалою, на иного чем либо иным тому подобным, не делая ничего, что им по нраву, или не нравится; так должны поступать и духовные предстоятели. Если в таком отношении будете друг к другу, ученики и наставники, первые с радостью доверяя приказаниям, а последние с удовольствием руководствуя братию к совершенству, и если в почтительности станете предупреждать друг друга (Рим. 12, 10), то

275

 

 

на земле будете жить жизнью ангельскою. Пусть каждый убедит себя, что он ничтожнее не только брата живущего с ним, но и всякого человека; ибо сознавая сие, он будет подлинно учеником Христовым. Итак, зная плоды смирения и вред гордости, подражайте Владыке и единым телом и одною душою теките к горнему званию, любя Бога и друг друга. Ибо любовь и страх к Господу есть первое исполнение закона. Только любовь к Богу обыкновенно возникает в нас не просто и самопроизвольно, но посредством многих трудов и великих забот и при содействии Христовом, как говорит премудрость: если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге (Прит. 2, 4-5). А обретши познание Божие, с тем вместе удобно уразумеешь и страх, и успеешь в следующем за тем, – говорю о любви к ближнему. Ибо когда трудом приобретено первое и великое, второе, как меньшее, менее трудно. Поскольку не возлюбивший Бога всем сердцем и всею мыслью может ли искренно и без обмана заботиться о том, чтобы любить братию?

А виновник зла нашедши кого либо не всецело отдавшим душу Богу и не вполне отверзшим ее для любви к Нему, овладевает им, удобно обольщая лукавыми по-

276

 

 

мыслами, то представляя трудными заповеди писания и тягостным служение братьям, то посредством самого служения сослужителям надмевая высокомерием и гордостью, как бы внушая искать славы у людей и требовать чести от братии, и таким образом поступать и действовать подобно неверным. Ибо кто гонится за человеческими почестями, вместо небесных, тот есть неверный, как говорит негде сам Господь: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете (Ин. 5, 44)? Итак, если нам присуща любовь Божия, то необходимо, чтобы за нею следовало и прочее: и братолюбие, кротость, нелицемерие, постоянство и тщание в молитвах и, вообще, все добродетели. Так как сокровище велико, то велики должны быть и труды для приобретения его, предпринимаемые не напоказ людям, но для угождения Богу, ведущему тайное. Для любящих же Бога, труд исполнения заповедей удобен и приятен, поелику любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным. Посему и лукавый, всеми способами усиливается изгнать из наших душ страх Господень и преступными удовольствиями разрушить любовь к Нему. Ибо он обладает большим искусством, как скоро найдет стражей беспечными, улучить время и вторгнуться в труды добродетели и всеять

277

 

 

в пшеницу свои плевелы: – разумею злословие, гордость, тщеславие, желание почести и прочие произведения зла. Итак, нужно бодрствовать и отовсюду наблюдать за врагом, дабы, если по своему бесстыдству и устроит какой-либо ков, сокрушить его, прежде чем коснется души. Помните также постоянно и то, что Авель принес Богу жертву от первородных овец и от тука, а Каин от плодов земных, но не от овец: и призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел (Быт. 4, 4-5). Из сего повествования можно видеть, что Богу благоугодно все совершаемое со страхом и верою, а не то, что хотя и многоценно, но без любви. Ибо и Авраам не иначе приял благословение от Мельхиседека, как принесши священнику Бога начатки и лучшее (Быт. 14, 19-20). Первою же и лучшею частью добычи называет самую душу и ум, повелевая нам не скупо приносить Богу в жертву хвалы и молитвы, и не предлагать Владыке что ни случится, но посвящать Ему что ни есть лучшего в душе, или лучше сказать всю ее всецело. А какую из частных добродетелей почитать совершеннейшею и достойною заботы прежде прочих, и какую за сим второю, и какие остальными дальнейшими, – сказать нельзя. Ибо они одинаково зависят одна от другой и обладающих ими, одна посредством другой

278

 

 

ведут на высоту совершенства, ибо простота отсылает к послушанию, послушание к вере, вера к надежде, а надежда к правде; последняя к служению, а это к смирению; смирением объемлется кротость, которая ведет к радости; радость же к любви, любовь к молитве; и таким образом взаимно завися и поставляя в зависимость от себя обладающего ими, возводят его на самую вершину желаемого; также наоборот и зло своих друзей, свойственными себе мерами, низводит до крайней порочности. Но более всего должно вам прилежать к молитве; ибо она есть как бы некий предводитель лика добродетелей, и посредством таинственной святости и духовного действия и неизреченного расположения, прилежного в молитве вводит в единение с Богом. Кто пламенеет любовью, никогда не находит насыщения в молитве, но всегда сгорает желанием блага, по написанному: ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать (Сир. 24, 23); и в другом месте: ты исполнил сердце мое веселием (Пс. 4, 8); и Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17, 21). Царствием же назвал рождаемую в душах Духом радость, коею будут наслаждаться тогда души святых.

Итак, поелику показано, в чем состоит цель благочестия, которую должны предполо-

279

 

 

жить себе избравшие боголюбивую жизнь, – что она есть очищение души и вселение Духа чрез преуспеяние в добрых делах, то каждый из вас, устроив душу указанным способом и исполнив ее божественной любви, пусть посвятит себя молитвам и постам, помня увещание непрестанно (1 Фес. 5, 16) молиться и не унывать (Лук. 18, 1). Ибо тщательность в молитве много нам дарует; только каждый пусть делает это с внимательною и правою совестью, никак не блуждая мыслью по произволу и не воздавая молитву как бы необходимый, невольный долг, но исполняя ею любовь и желание души. Но и сам Господь внушит просящим как молиться, по сказанному: даяй молитву молящемуся.

Итак, прилежный к молитве должен просить (оной) и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу. Поелику с особенною силою нападает на таковых злоба, отовсюду стараясь ниспровергнуть наше старание. Там ослабление тела и души, здесь изнеженность, беззаботность, нерадение, и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, должно, чтобы душою, как бы мудрый кормчий, управлял разум, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденною вверившему оную Богу. И настоятели должны

280

 

 

также приходить на помощь к таковому, и при помощи всякой старательности и увещания, питать в молящемся любовь к предлежащему ему делу. Ибо плод добродетелей у истинно молящихся, явный для разумеющих, приносит пользу не одному только преуспевающему, но и младенцам еще и нуждающимся в наставлении, возбуждая их к подражанию тому, что видят. Плоды же искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и тому подобное; все это, и прежде (принесения) вечных плодов, здесь произращает (плод) в жизни старательного. Таковы плоды украшающие молитву; если недостает их, то напрасен ее труд. И не одна только молитва, но и вся жизнь любомудрия, возрастая таким образом, есть подлинно путь правды и ведет к прямой цели; лишенный же сего остается при одном пустом имени. Какая польза от насажденной с трудом виноградной лозы, если нет на ней плодов, ради которых земледелец понес труд? Какая выгода от поста и молитвы и бодрствования, если нет мира и радости и любви и прочих плодов благодати Духа? Итак должно, чтобы труды поста и молитвы и прочих дел сопровождались большим удовольствием и радостью; цветы же и плоды трудов происходят, как следует веровать, от действия Духа.

281

 

 

Если же кто припишет их самому себе и отнесет все к своим трудам, то у такового, вместо оных нетленных плодов, рождается высокомерный образ мыслей. Посему, подвиги добродетели должно нести с удовольствием, а освобождение души от страстей относить к Богу, дабы, таким образом, душа, став превыше самой себя и сильнейшей злобы врага, представила себя благим жилищем покланяемому и Святому Духу, прияв от которого бессмертный мир Христов, чрез оный соединяется с Господом и прилепляется Ему. Если же некоторые, еще не имея ни напряженности совершенной молитвы, ни приличной этому делу старательности и силы, лишены этой добродетели; то пусть исполняют послушание в ином роде, по силе служат другим, усердно делая, работая тщательно с удовольствием, не за какую-либо награду и не ради славы человеческой, служа другим не как чужим телам и душам, но как рабам Христовым, как нашим родным, чтобы наше дело явилось пред Господом чистым и без обмана. И никто пусть не извиняет себя бессилием для подвига добродетели; ибо Господь не повелевает ничего невозможного; и кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мф. 10, 42). Что удобоисполнимее сей за-

282

 

 

поведи? А награда за удобоисполнимое дело – небесная. И опять: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Заповедь мала; а польза от послушания велика. Таким образом, ничего не требует сверх силы, но малое ли, великое ли сделаешь, последует тебе награда, какую пожелаешь избрать. Ибо если станешь творить добрые дела во имя Божие и по страху Божию, получишь неотъемлемый дар; а если напоказ, то послушай Господа, с клятвою утверждающего: говорю вам: они уже получают награду свою (Мф. 6, 2). А чтобы кто не испытал сего, заповедует ученикам, а чрез них нам: внемлите, не творите милостыни вашей, или молитвы или поста пред людьми; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного (Мф. 6, 1-9); Ему слава во веки. Аминь.

283


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.