Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Нисский, святитель

Григорий Нисский, свт. Против ростовщиков

Жизнь людей, любящих добродетель и решившихся жить разумно, определена бла­гими законами и предписаниями; к них, как можно видеть, мысль Законодателя имеет в виду две главные цели: одну – воз­бранить запрещенное, другую – возбудить к совершенно того, что хорошо. Ибо не иначе можно кому либо преуспеть в жизни благо­устроенной и целомудренной, как убегая, сколько есть силы, от зла и стремясь за добродетелью, как сын бежит за матерью. Итак, собравшись и ныне, чтобы внимать повелениям Божиим, послушаем пророка (Амос. 8, 4–9), поражающего злые чада взаимодаяния – лихвы, и потребляющего в (нашей) жизни пользование деньгами для приращения ростом. Примем же послушно его увещание, чтобы не стать нам оным камнем, падшее на который семя осталось сухим и бесплодным (Лук. 8, 13), чтобы и нам не было сказано то, что некогда ска­зано было упорному Израилю: слухом услы-

457

 

 

шите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите (Ис. 6, 9)

Прошу тех, кои будут слушать, никак не обвинять меня в дерзости или безумии, если, после того как муж красноречивый и именитый в любомудрии, опытный в наставлении во всех родах словесных произ­ведений, приобрел славу рассуждая о том же предмете, и оставил слово против лихоимцев, – сокровище *) для жизни, и я вступаю на тоже поприще состязания, пуская свою пару ослов или волов вместе с увенчанными конями. При великом всегда бывает видимо и малое; и луна светится при сиянии солнца; и за тяжело нагруженным кораблем, гонимым сильным ветром, следует малая ладья, переплывая ту же пучину; и за мужа­ми, подвизающимися в борьбе по правилам ратоборства, спешат делать тоже и дети. Вот что иметь в виду, прошу вас.

Ты же, к которому моя речь, кто бы ты ни был, возненавидь обычай торгашества: будучи человеком возлюби людей, а не серебро; противостань, но крайней мере, на столько греху. Скажи любезнейшим некогда тебе лихвам слова Иоанна Крестителя: поро-

*) Здесь св. Григорий говорит о св. Василие Великом, который также оставил слово против ростовщиков.

458

 

 

ждение ехидны (Мф. 3, 7) удалитесь от меня; вы губители и имеющих деньги, и берущих взаймы, доставляете удовольствие на малое время, но в последствии времени яд от вас делается горькою отравою для души; вы заграждаете путь жизни; заключаете врата царствия; на малое время усладив зрение видом, утешив слух звоном, стано­витесь виновниками вечной печали. Сказав это, распростись с приумножением и лихвою, а сдружись с нищелюбием, и занять у тебя не отвращайся (Мф. 5, 42). По бедности он молит тебя и сидит у дверей твоих; по недостатку прибегает к тебе богачу, чтобы ты был для него помощником в нужде. Ты же делаешь противное; из союзника становишься неприятелем, ибо не со­действуешь ему, чтобы он и от существующей нужды освободился и возвратил тебе данное взаймы, но умножаешь несчастия угнетенного горем, раздеваешь нагого, еще более язвишь уязвленного, к заботам прибавляешь заботы, и к печалям печали. Ибо берущий деньги с тем, чтобы отдать их с лихвою, берет залог бедности, в образ в благодеяния, вводя пагубу в доме (свой) Как тот, кто горячечному, палимому жаром, одержи­мому сильнейшею жаждою и усиленно просящему пить, дает как будто из человеколюбия вино, хотя доставляет на малое время

459

 

 

удовольствие тому, кто берет чашу, но по прошествии немногого времени причиняет болящему больниц и вдесятеро сильнейший жар; так и ссужающий бедного деньгами, кои приносят рост, не прекращает нужду, но усиливает несчастье.

Итак, не живи жизнью человеконенавистника, под видом человеколюбия; не будь врачом человекоубийцею, принимая вид, что желаешь спасти при помощи богатства, как тот при помощи искусства, но предна­меренно пользуясь им, на погибель доверив­шегося тебе. Праздна и своекорыстна жизнь лихоимца. Не знает он труда земледелия, ни искусства торговли, но сидит на одном месте, кормя у очага животных. Он хочет, чтобы для него все росло без посева и без пахания; плуг у него – перо, поле – бумага, семя – чернила, дожди – время, незаметно возвращающее ему плоды – приращение денег; серп у него – взыскание денег; гумно – дом, в котором вымолачиваешь имущество угнетенных (несчастьем). На все принадле­жащее другим смотришь как на свое. Же­лаешь людям нужды и несчастья, чтобы поневоле шли к нему; ненавидит тех, коим достаточно своего, и почитаешь врагами, кто не в долгу у него. Часто сидит близ судилищ, чтобы найти теснимого взыскиваю­щими долги, и следует за судебными при-

460

 

 

ставами, как коршуны за лагерем и войском. Носит с собою кошелек и показы­вает теснимым крайностью охотничью при­манку, чтоб от нужды, разверзши на нее пасть, поглотили вместе с нею и крючок лихвы. Каждый день считает прибыль, и жадность его не насыщается. Жалеет о зо­лоте, которое хранится дома, зачем оно лежит праздно и без дела. Подражает земледельцам, которые от кучи зерен непре­станно требуют семян. Не дает покоя жалкому золоту, но переводит его из рук в руки. Поэтому видишь богатого и денежного человека часто не имеющим в доме и одной монеты; но в расписках у него надежды, в обязательствах состояние; ни­чего он не имеет и всем владеет; он поступает в жизни противоположно апо­стольскому предписанию, все дает требующим, но не по человеколюбивому располо­жению к ним, а ради сребролюбия. Ибо терпишь временную нищету, чтобы золото, как пущенный на заработки трудолюбивый раб, возвратилось с прибылью. Видишь, как надежда на будущее делаешь пустым его дом, и великого богача делает временным бедняком. Какая же причина сего? Расписка на бумаге, обязательство стесненного бедой: «отдам с лихвою, заплачу с приращением». За тем прошу обратить

461

 

 

внимание и на то, что должнику, хотя он и неимущий, верят на основании расписки, а Бога, который богат и обещает (воздать), не слушают. Дай, и Я воздам, взывает написавший в Евангелии (Мф. 6, 4), – в сем рукописании, обнародованном для всей вселенной, которое написал не писец договоров, но четыре Евангелиста; свидетели которого все, от времен спасения, христиане: залогом имеешь рай, ручательство верное. А если и здесь его ищешь, то целый мир собственность благонамеренного должника. Внимательно исследуй благонадежность ищущего у тебя благодеяния, и найдешь, что он богат. Ибо все золотые руды – собственность этого должника. Все металлы, серебро и медь и прочие за тем вещества составляют часть его властительства. Посмотри на вели­кое небо; обрати внимание на беспредельное море; исследуй широту земли; исчисли живот­ных, которых она питает; все это под­властно и составляет стяжание Того, Кем ты пренебрегаешь, как неимущим. Обра­зумься, о человек! Не оскорбляй Бога, и не почитай Его бесчестнее менял, которым ты, если представят поручительства, не сомневаясь веришь. Дай поручителю неуми­рающему, поверь рукописанию не гибнущему и неуничтожаемому. Не припрашивай лихвы, но подавай благодеяние не торгуясь, и уви-

462

 

 

дишь, что Бог воздаст тебе милость с приложением.

Если же странными кажутся твоему слуху эти слова, то у тебя под рукою свидетель­ство, что благочестиво иждивающим и благотворящим Бог воздает многоразличным воздаянием. Ибо на вопрос Петра: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 27–29). Видишь щедрость, видишь благость. Самый бесстыдный ростовщик старается только что­бы удвоить данную сумму, а Бог тому, кто не теснит своего брата, добровольно воздает сторицею. Итак, окажи доверенность Богу, советующему тебе, и получишь безгрешные лихвы. Зачем отягощать себя гре­ховными заботами, вычисляя дни, считая ме­сяцы, думая о данной сумме, грезя приращением ее, опасаясь срочного дня, как бы он не оказался бесплодным как день жатвы во время града? Заботливо следит ростов­щик за делами должника, за его отлучками, движениями, путешествиями, торговлею; раз­несется ли какая прискорбная молва, что он попался разбойникам и потерпел от них беду, или его благосостояние от какого-либо

463

 

 

обстоятельства изменилось в бедность, – он сидит, сложив руки, постоянно вздыхает, часто плачет; развертывает расписку, оплакивает в буквах (свое) золото, держит перед собою долговое обязательство, как одежду скончавшегося сына; этим еще сильнее возбуждается его страдание, А если дан в займы корабль, то сидит у берега, за­ботливо следит за движением ветра; посто­янно расспрашивает пристающих к берегу, не слышно ли где о кораблекрушении, не подверглись ли опасности плавающее; страдает душою от мелочей ежедневной заботы. Таковому должно сказать: оставь, о человек, опасную заботливость; брось иссушающую надежду; дабы ища себе лихвы, не погубить главной суммы. От бедного требуешь при­бавление и приращений богатства, подобно тому, как если бы кто с поля, высушенного сильнейшею засухою, захотел собрать кучи хлеба, или множество ягод с виноградной лозы, после градоносного облака, или (ждал бы) рождения детей от бесплодного чрева, или питания млеком от нерожавших жен. Никто не предпринимает того, что неесте­ственно и не возможно, поскольку кроме того, что он ничего не сделает, подвергнется осмеянию. Один всемогущий Бог из ску­дости производит обилие и устрояет то, чего нельзя надеется и ожидать: то повелевает

464

 

 

камням изводить источники, то дождить с неба необыкновенный и странный хлеб, то услаждает горькую Мерру прикосновением древа; и чрево неплодной Елисаветы делает благоплодным, и дарует Анне Самуила, и Марии первородного в девстве. Все это мо­жет быть делом только всемогущей руки.

Ты же, не требуй роста от меди и золота, веществ не могущих произращать, не при­нуждай бедность производить то, что свой­ственно богачам, не требуй лихвы от того, кто нуждается в существенном. Или не знаешь, что нужда занимать деньги с лихвою есть благовидное прошение о милосердии? Поэтому и закон, буквы служащее введением к благочестию, повсюду воспрещает лихву: Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (Исх. 22, 25). И благо­дать, изобилующая потоком благости, законополагает отпущение долгов, то являя ми­лость и говоря: не давайте в займы тем, от которых надеетесь получить (Лук. 6, 34), то в другом месте в притче, горько нака­зывая жестокого слугу, который не умило­сердился над своим сослужителем кланявшимся ему, и не отпустил незначительного долга во сто динариев, тогда как сам получил прощение в десяти тысячах талантов (Мф. 18, 23 - 35), А наш Спаси­тель и Учитель благочестия, учреждая уче-

465

 

 

никам правила молитвы и образец ее, не содержащей ничего излишнего, в слова моления включил и этой один член, как долженствующей всего более и - прежде всего достаточный преклонить (к нам) Бога: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12). И так, как же ты будешь молиться, ростовщик? С какою совестью будешь просить у Бога исполнить благое прошение, все получая и не умея давать? Или не знаешь, что моли­тва твоя есть напоминание (твоего) нечеловеколюбия? Какое ты оказал снисхождение, что­бы просить о прощении? Кого помиловал, чтобы призывать Милостивого? А если и подал милостыню от твоих человеконенавистных налогов, то не переполнена ли она несчастьями других, их слезами и стенаниями? Если бы знал нищий, откуда ты по­даешь милостыню, то не принял бы ее, опасаясь как бы ты не накормил братнею плотью и кровью ближних, но сказал бы тебе слова, исполненные мудрого дерзновения: не питай меня, человек слезами братними: не подавай нищему хлеб от стенаний подобных мне нищих; отпусти моему бли­жнему, что неправедно вытребовал от него, и я признаю твою милость. Что пользы, если одного утешаешь, а многих делаешь нищи­ми? Если бы не было множества лихоимцев,

466

 

 

не было бы множества бедных; разрушься это скопище, и все будем иметь достаток. Все винят лихоимцев, и не может увраче­вать это зло закон, пророки, евангелисты. Что же говорит божественный Амос: Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, - вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб» (Амос. 8, 4. 5). Ибо даже и отец не столько радуется рождению детей, сколько взимающее лихву радуют­ся окончания месяцев?..

Они называют грех почтенными именами, именуют рост человеколюбивым, подражая язычникам, кои некоторых человеконенавистных и кровожадных демонов, вместо истинного их названия, зовут Евменидами *). Человеколюбив рост! Но не лихвенный ли налог ниспровергает дома, истощает богатых, ведет к тому, что люди благород­ные ведут жизнь худшую, чем рабы; (заем) несколько приятен в начале, но готовит горечь на остальную жизнь. Ибо как птицы, которым строят ковы птицеловы, рады, когда рассыпают им зерна, и делают любимым и обычным местопребыванием те места, где находят обильную пищу, но немного времени спустя, попавшись в сети,

*) То есть: милостивыми.

467

 

 

погибают: так и занимающие деньги за лихву, поблагоденствовав малое время, на­последок лишаются и отеческого очага. Ми­лосердие же не живет в скверных и сре­бролюбивых душах; видя, что и самый дом должника назначен к продаже, они не пре­клоняются на милость, но еще более понуж­дают продать, дабы скорее получив деньги, опутать сетью займа другого бедняка, по при­меру ревностных и ненасытных ловцов, которые окружив сетьми одну долину и выловив всех, находящихся там зверей, переставляют снова колья для сетей к сосед­ней долине и от ней к другой, до тех пор, пока все горы опустеют, лишившись зверей. И так, какими очами, будучи таковым, взираешь на небо? Как просишь оставления грехов? Ужели по бесчувственности, молясь говоришь и то, чему научил Спаси­тель: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим? О сколько людей в следствие лихвы, взялись за веревку, отдали себя волнам рек, сочли смерть легчайшею заимодовца, оставили сиротами детей, с злою мачехою их – бедностью! А добрые ростовщики не щадят даже и тогда опустелого дома, но влекут наследников, наследовавших может быть одну веревку от петли, и требуют золота от тех, кои питаются хлебом с чужого стола. А когда их позо­

468

 

 

рят, как и следует по поводу смерти дол­жника, и некоторые, чтобы устыдить их, упоминают о петле, не стыдятся этого происшествия и не ужасаются душою, но от го­речи душевного настроения произносят бесстыдные слова: ужели то вина наших обычаев, если этот злосчастный и несмысленный, которому от рождения сужден печальный жребий, по необходимости рока, окончил жизнь насильственною смертью? Ибо ростовщики и философствуют, и делаются учениками египетских астрологов, как скоро нужно оправ­дать свои проклятые действия и убийства.

И так, к одному из таковых нужно сказать: ты (оная) несчастная судьба, ты злая необходимость звезд. Ибо если бы ты облегчил заботу (должника) и одну часть его долга отпустил, а другую часть взимал бы с ослабою, то не возненавидел бы он тяжкую жизнь, и не стал бы палачом себя самого. Но какими очами во время воскресения будешь смотреть на убитого? Оба придете к судилищу Христову, где не лихвы считаются, но (дела) жизни су­дятся. Что же ответишь, обвиняемый, непод­купному Судье, когда скажет тебе: ты имел закон, пророков, евангельские увещания, ты слышал, как все они вместе единогласно возглашали любовь, человеколюбие, и говори­ли: одни: не отдавай в рост брату твоему

469

 

 

(Второз. 23, 19): другие; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек (Пс. 14, 5): иные: Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (Исх. 22, 25). Матфей же в притчах вопиет, говоря и возвещая слово Господне: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 32–35). Тогда овладеет то­бою бесплодное раскаяние; тогда наступят тяжкие стенания и неумолимое наказание; ни­сколько не пособит золото и не поможет серебро; горче желчи будет наращение лихв. Это не слова устрашающие, но истинные дела, свидетельствующие о суде, прежде чем испытаем его; предохранять себя от него, хорошее дело для мужа благоразумного и за­ботящегося о будущем.

А что бы принести никоторую пользу слушателям, я расскажу о том, что еще прежде уда Божия в наши времена случилось в доме ростовщика: послушайте что скажу, хотя быть может многим это происшествие окажется известным.

Был в некотором городе один человек (не скажу его имени, остерегаясь, называя его по имени, выставлять на позор скончавшегося), имевший своим промыслом ростов-

470

 

 

щичество и приращение (состояния) сквер­ными лихвами. Одержимый страстью сребро­любия, он был скуп и относительно собственных издержек (ибо таковы сребролюбцы); не имел он достаточного стола, не переменял своих одежд, иначе как по нужде, не доставлял детям необходимо потребного для жизни, не дозволял себе частого хождения в баню, боясь платы и трех оволов *), но всяким способом придумывал, как бы больше увеличить количество денег. Даже не считал он никого достаточно верным стражем (своего) кошелька, ни сына, ни раба, ни менялу, ни ключ, ни печать; но заклады­вая деньги в углубление стен и замазывая снаружи глиною, хранил свое сокровище в неизвестности от всех, заменяя одни места другими, и одни стены другими, и думая искусно скрыть его от всех. Внезапно он отошел от жизни, не известив никого из домашних, где зарыто золото. Зарыт был и сам находивший в том пользу, чтобы скрывать (деньги). А дети его, надеявшиеся по своему богатству стать знатнее всех в городе, искали (денег) повсюду, расспрашивали друг друга, допытывали у служителей, раскапывали полы в домах, очищали снизу стены, разузнавали у соседей и знакомых дома, переворотили, как говорится, каждый камень, но не нашли ни овола. Ведут

*) Овол: мелкая монета. (ред.)

471

 

 

они жизнь бездомную, бесприютную, нищи­ми, не раз проклиная каждодневно глупость отца.

Таков-то ваш приятель и друг, ростовщики! Достойно своему образу жизни окончил ее суетный приобретатель денег, подвергав­ший себя тяжким лишениям и голоду; собравший наследство, себе – вечное наказание, а детям нищету. Не знаете вы, для кого собираете или трудитесь. Многоразличны об­стоятельства, бесчисленны обманщики, граби­тели и разбойники тревожат землю и море; смотрите, чтобы вам и греха не преумножить, и золота не потерять. «Но несносна нам, говорят, такая речь (знаю, что вы ворчите сквозь зубы, и постоянно ставлю вас перед это седалище); он желает зла тем, кому мы благодетельствуем и кто нуждается. Вот мы удержимся давать в займы; как-то бу­дут жить и нуждающиеся»? Слова, достойные дел, и возражение приличное омраченным мраком денег; ибо у них нет даже твер­дости суждения в рассудке, чтоб уразуметь, что говорим мы; они превратно понимают совет тех, кои учат их законному. Ибо, как будто бы я говорю, что не должно да­вать в займы неимущим, они грозят им, и угрожают запереть двери пред нуждаю­щимися. Но я прежде всего проповедаю и увещаю дарить: за тем приглашаю и давать

472

 

 

в займы (ибо даяние взаймы есть второй вид дарения); но делать это без лихвы и приращений, но как повело нам слово Божие. Ибо одинаково повинен наказанию и не дающий взаймы, и дающий с лихвою; поскольку первый осуждается в нечеловеколюбии, а последний в барышничестве. А они, бро­саясь в противоположную крайность, обещают совершенно прекратить даяние. Но это бесстыдное возражение, неистовое пререкание правде, вражда и брань против Бога; ибо говоришь ты, или не дам, или давая взаймы, заключу условие о росте.

 И так, против лихоимцев достаточно подвизалось наше слово, и удовлетворительно, как бы на суде, указало то, в чем они виновны. Да даст им Господь раскаяние в этом зле! А тем, которые легко входят в долги и не взирая на опасности кидаются на крючок роста, я не скажу ничего, думая, что им достаточно совета, который мудро предложил им божественный отец наш Василий, в своем сочинении, обращая речь более к тем, кои необдуманно входят в долги, чем к тем, кои любостяжательно дают в займы.

373

 

 


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.