13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Григорий Нисский, святитель
Григорий Нисский, свт. На слова Писания: блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18)
Грозная труба апостольского наставления, возвещая воинству многие и другие правила благочестия, особенно же отгоняя от бездн распутства, прилагает в конце и воинское предписание: бегайте, говорит, блудодеяния; всяк грех, его же аще сотворит человек, кроме тела есть (1 Кор. 6, 18). Борцы чувственных войн усовершаются в боевом искусстве, то прямо нападая на противника, то уклоняясь от него бегством. Есть и брань духовная, в которой также потребно искусство противоборства и бегства. Зная это, Павел ведет свое воинство к тому и другому роду искусства благочестивой брани; то учит постоянству в битве: станьте, препоясав чресла ваши истиною (Ефес. 6, 14); то советует обманывать противника бегством: бегайте блуда (1 Кор. 6, 18). Если случится война со стороны неверия, то полезно противостоять ему; если же враг угрожает
451
коварством, то хороша против таких противников засада. Если напрягается лук клевет, то полезна борьба с ложью лицом к лицу; если же уязвляет образ блудный, то полезнее дать тыл и бежать от прямой встречи с ним; ибо прелюбодеяние направляет свои стрелы в глаза. Поэтому должно помнить приказание военачальника: бегайте блуда. Ибо блуд есть такой порок, от которого должно бежать более, чем от других. Другие злые виды греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и соделанное останавливается только на том, кого коснулось дело; например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех, коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять опасность только для оклеветанного, в убийствах несчастие убитому; и если кто обратит внимание на последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо поступающие получают прибыль, а вред терпят претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого разделения, не отделяет дела, подвергшегося ему от дела совершившего, но наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения, и обезчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенном. Убийцы, умерщвляя, случается, не
452
умирают вместе с убитыми; осквернивший же плоть и сам сопричастен осквернению.
И посмотри со мною на эту тонкость в словах Апостола: бегайте, говорит, блуда. Почему? Потому что всякий грех, какой делает человек, есть вне тела (то есть не вредит естеству тела, а совершается вне тела человека причинившого вред), а блудник грешит против собственного тела; не как убийца, который против чужого тела (грешит), сохраняя свое не уязвленным; не как любостяжательный, который вредит иному, остерегаясь вреда собственному телу; блудник сам себе вредит, сам себя пронзает стрелою бесчестия. Вор решается на воровство, чтобы питать тело, а блудник заботится об ограблении собственной плоти. Любостяжательного побуждает к хищению мысль о приобретении корысти; блудодеяние же наносит ущерб чистоте тела. Завистливому причиняет страдание слава другого, а блудник сам соделывает собственное бесславие. Ибо что безчестнее бремени блудодеяния? Всякое рабство греху бесславно, ибо бесчестит благородство души; но блудодей есть самый бесславный раб греха; ибо осужденный им выгребать свои нечистоты, он собирает кучи скверн и исправляет нечистую работу. Не гнусно ли ходить около нечистот, тереться около предметов постыд-
453
ных, иметь тело, не отличающееся от рубища? Ибо, какое различие между рубищем и блудодеем? Он отторгается от тела Церкви, разрушается ежедневным гниением – греховными удовольствиями, отбрасывается как ненужное рубище, лежит на попрание всем демонам. На нем диавол отпечатлевает свою гнилость.
Внешнее положение блудника не менее дурно, как и внутреннее состояние. От него бегут в домах, отвращаются в собраниях; он оскорбление для сближающихся с ним, предмет презрения для враждебных ему, позор для родственников; его проклинают служители, он печаль родителям, посмешище для домашних, предмет для смеха и разговора соседям: его отвергают при попытках жениться; после брака он подозрительный супруг. Видя блудодеяние материю такого множества зол, Павел заповедает победительное бегство: бегайте блудодеяния.
Эти слова напомнили мне ныне целомудренного юношу, бегством восторжествовавшего над египетским блудодеянием. Многое склоняло юношу к увлечению: возраст, в котором сильна любовь к удовольствиям, иго рабства, любовное прельщение госпожи; ибо говорит Писание: случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила
454
его за одежду его и сказала: ложись со мной (Быт. 39, 11-12). Велико достоинство целомудрия! Госпожу оно сделало рабою раба. Разжена была стрела блуда, но она не нашла в душе сгораемого вещества и угасла в одежде. Она говорила: ложись со мной, а целомудрие гласило юноше напротив: бодрствуй со мною, и он на деле показал неусыпность. Ибо бодрость духа не воздремала от прельщений, ум не заснул от очарований. Но для него горче брани был голос госпожи, приказывавшей: ложись со мной.
Готовым стоял невестоводитель блуда, – диавол, и вместе с блудницею тянул одежды и соучаствовал в ея уловках, но не знал он, что вступил в борьбу с искусным и опытным подвижником целомудрия, хорошо ускользающим от ея уловок; ибо, говорит Писание, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон (Быт. 39, 12). О нагота, более скромная, чем прикрытая одеждою! Что же неистовство египетского беспутства? Свои пороки слагает на Иосифа, и, прибежав к мужу, говорит: ты привел к нам Еврея ругаться над нами; ибо он сказал мне: я лягу с тобою. Я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон (Быт. 39, 14-15).
Опять Иосиф оклеветывается из-за одежды. Прежде, братья, взяв его одежду, при
455
помощи ее злодейственно клеветали на него, что он растерзан зверями; теперь женщина, взявши одежду, оклеветывает его в благодеянии. К Иосифу прилично применяются слова Господа: делят ризы мои между собою (Псал. 21, 19). Но, о праведное попечение Божие об Иосифе! Он не прославил Иосифа прежде искушений, но в сновидениях показал ему будущее, научая, что издалека еще благоуготовил Он праведным славу; соизволил же искушением испытать юношу, чтобы заградить уста порицателей. Ибо если бы Иосиф не дал опыта (своей добродетели), то порицатели сказали бы, что события египетские дело слепого случая. Иосиф царствует и отрок повелевает варварами. Какую доблесть оказал он? За какую добродетель достиг сего? Предупреждая такие толки о праведнике, Бог соизволяет на искушение его, чтобы оно было для праведника свидетельством, и заградило уста порицателей. Итак, будем отвращаться от стрел, которые мечет образ блудный. Закроем глаза от сластолюбия; целомудрие пусть бдит над охраною тела, чистота да вселится в члены, чтобы таким образом тело было обиталищем Духа. Припишем и самый приговор, который возглашает страшное для распутных определение: если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3, 17).
456
Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.