Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Нисский, святитель

Григорий Нисский, свт. К Симпликию о вере

12. К СИМПЛИКИЮ,

О ВЕРЕ

 

Чрез пророка повелевает Бог, ни одного иного бога не признавать Богом, и не покланяться богу чужеземному (Псал. 80, 10). Новым же, как явно, называется то, что не от вечности, и наоборот, опять вечным называется, что не ново. Поэтому, кто не верует, что единородный Бог от вечности имеет бытие от Отца, тот не отрицает, что Он нов; потому что невечное, без сомнения, ново, а все новое не есть Бог, как изрекло Писание: да не будет у тебя иного бога. Поэтому, кто говорит, что некогда Его не было, тот отрицает Его Божество. Опять возбраняет поклоняться богу чужеземному, кто говорит: не поклоняйся богу чужеземному; чуждый же представляется в противоположность собственному нашему Богу; итак, кто же собственный наш Бог? Явно, что Бог истин-

133

 

 

ный. Кто же чуждый? Конечно тот, который чужд естеству истинного Бога. Итак, если истинный Бог есть наш собственный, то единородный Бог, ежели Он, как говорят еретики, не имеет естества истинного Бога, будет Бог чуждый, а не наш; Евангелие же говорит, что овцы не послушаются чужого (Иоан. 10, 5). А кто говорит, что Он сотворен, тот доказывает, что Он чужд естеству истинного Бога. Поэтому  что же делают утверждающие, что Единородный сотворен? Покланяются ли Ему, как сотворенному, или нет? Если не покланяются, то иудействуют, отказывая в поклонении Христу. Если же покланяются, то идолопоклонствуют; потому что покланяются тому, кто чужд истинному Богу. Но равно нечестиво, и не покланяться Сыну, и покланяться богу чужеземному. Поэтому  Сына истинного Отца надлежит называть истинным, чтобы покланяться Ему, и не быть осужденными за то, что покланяемся богу чужеземному. А тем, которые повторяют слова книги Притчей: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (Прит. 8, 12), и признают в этом твердое некое доказательство того, что Творец и Создатель вселенной сотворен, надлежит сказать, что ради нас многим сделался единородный Бог; будучи Словом, Он стал плотью, будучи Богом, стал человеком, будучи бесплотным, стал телом,

134

 

 

и еще кроме сего соделался грехом, и клятвою, и камнем, и секирою, и хлебом, и овцою, и путем, и дверью, и камнем, и многим тому подобным, не будучи ничем этим по естеству, но ради нас соделавшись по домостроительству.

Поэтому, как ради нас, будучи Словом, соделался плотью, и будучи Богом, соделался человеком, так, и будучи творцом, ради нас стал тварью; потому что плоть сотворена. Поэтому  и сказал, как чрез пророка: ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе (Ис. 49, 5), так и чрез Соломона: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони. Итак и в сказанном у Пророка, созданный во чреве девы есть раб, а не Господь, то есть по плоти человек, в котором явился Бог; и здесь созданный в начало путей Божиих есть не Бог, а человек, в котором явился нам Бог, чтобы опять обновить растленный путь человеческого спасения. Поэтому  так как о Христе знаем то и другое, — и Божеское и человеческое, в естестве Божеское, а в домостроительстве то, что по человеку, то в следствие сего Божеству присвояем вечность, а человеческому естеству приписываем тварность. Ибо, как, по слову пророка, во чреве создан рабом, так, по слову Соломона, рабственной сею тварью явился во плоти. Когда же

135

 

 

скажут: если был, то не рожден; и если рожден, то не был; — тогда пусть научатся, что особенностей плотского рождения не надлежит прилагать к естеству Божию; потому что тела, не существовав прежде, рождаются; Бог же несуществующее творит существующим, а Сам не происходит из не сущего. Поэтому  и Павел именует Его сиянием славы (Евр. 1, 3), в научение наше, что, как свет от светильника и от светящегося естества, даже вместе с ними (ибо как скоро появляется светильник, воссиявает вместе и свет от него): так Апостол повелевает разуметь и здесь, что и Сын от Отца, и Отец никогда не был без Сына. Ибо невозможно славе быть не блистательною, как невозможно светильнику быть без сияния. Явно же, что как быть сиянием — служит свидетельством бытия по славе, потому что, если нет славы, то не будет и сияющего от нее: так утверждать, что нет сияния — служит доказательством, что не было и славы, когда не было сияния; потому что невозможно славе быть без сияния. Поэтому, как невозможно сказать о сиянии, что, если оно было, то не произошло; и если произошло, то его не было; так напрасно утверждать это о Сыне, потому что Сын есть сияние.

Прилагающие же понятия меньшого и боль-

136

 

 

шого к Сыну и Отцу да научатся у Павла не измерять неизмеримого; ибо Апостол называет Сына образом ипостаси Отца (Евр. 1. 3). Из сего явствует, что какова ипостась Отчая, таков и образ ипостаси. Ибо невозможно образу быть меньше созерцаемой в нем ипостаси. Но и великий Иоанн учит сему, говоря: в начале было Слово, и Слово было у Бога (Ин. 1,1). Тем, что сказал: в начале было, а не после начала, показал, что начало никогда не было без Слова: а тем, что указал: Слово было у Бога, значил, что Сын в сравнении с Отцом не имеет ни в чем недостатка: потому что вместе со всецелым Богом всецело созерцается и Слово. Если бы Слово имело недостаток в Своей великости, так что не могло бы Оно быть у всецелого Бога; то, по всей необходимости, следовало бы признать, что в Боге преизбыток пред Словом не имеет уже Слова. Напротив того, во всем величии Бога созерцается вместе и величие Слова. Итак, для Божественных догматов не имеет места выражение: это больше, а это меньше. Утверждающие же, что рожденное по естеству не подобно не рожденному, да научатся примером Авеля и Адама не рассуждать нелепо. Ибо и Адам по естественному человеческому рождению не был рожден, Авель же родился от Адама, а не родившийся называется не рожденным, — но

137

 

 

Адаму нимало не воспрепятствовало быть человеком то, что он не родился, и Авеля рождение не сделало чем-нибудь иным в естестве человеческом; напротив того и тот и другой человек, хотя один был рожден, а другой не имел рождения. Поэтому  и по божественным догматам это — быть не рожденным и рожденным — не производит разности в естестве; но как в Адаме и Авеле человечество одно; так в Отце и в Сыне Божество одно.

И о Духе Святом хулители говорят тоже, что и о Господе, то есть, что Он — тварь: Церковь же равно, как о Сыне, так и о Святом Духе, верует, что Он не создан, и что всякая тварь чрез причастие превысшего блага делается благою (Дух же Святой не имеет нужды в подаваемой благости, потому что благ по естеству, как свидетельствует Писание); и тварь путеводится Духом, Дух же дарует путеводство; тварь управляется, а Дух управляет: тварь требует утешений, а Дух утешает; тварь пребывает в рабстве, а Дух освобождает; тварь умудряется, а Дух дает благодать премудрости; тварь приемлет дарования, а Дух раздает со властью. Ибо все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12, 11). И в Писании можно найти тысячи других доказательств,

138

 

 

что все высокие и боголепные именования, какие Писанием придаются Отцу и Сыну, читаются и о Святом Духе, как то: нетление, блаженство, благость, премудрость, могущество, правда, святость: всякое досточтимое имя также употребляется о Святом Духе, как употребляется оно и об Отце и о Сыне, кроме тех имен, которыми ясно и не слитно отличаются одна от другой ипостаси, разумею же, что Дух Святой не называется ни Отцом, ни Сыном; все же другие имена, какими именуются Отец и Сын, усвояются Писанием и Святому Духу.

Вследствие сего понимаем, что Дух Святой выше твари; а поэтому, где разумеется Отец, и где разумеется Сын, там разумеется и Дух Святой; ибо Отец и Сын выше твари, это же последовательность слова свидетельствует и о Духе Святом. Поэтому, кто Духа Святого превозносит выше твари, тот, значит, приемлет правое и здравое учение; ибо исповедует одно несозданное естество, созерцаемое в Отце и Сыне и Святом Духе. Если же в доказательство того, как думают, что Дух Святой сотворен, представляют нам пророческое слово, в котором сказано: Он, Который образует горы*), и творит ветер *)

*) Славянский перевод этого стиха: Аз утверждаяй гром и созидаяй ветер и возвещай в человецех христа своего, творяй утро и мглу и восходяй на высокия земли: Господь Бог вседержителя имя Ему.

**) Πνέυμα, - «дух», по русскому и славянскому переводу Библии: ветер.

139

 

 

и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф - имя Ему (Ам. 4, 13); то надлежит разуметь, что пророк говорит о создании иного духа в утверждение грома, а не Духа Святого, ибо громом таинственное учение именует Евангелие. Поэтому  те, в ком вера в Евангелие делается твердою и непреложною, быв прежде плотью, посредством веры переходят в другое состояние, делаются духом, как говорит Господь, что рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Иоан. 3, 6). Итак, утверждением в верующих евангельского слова Бог творит верующего духом; а кто рожден от Духа, и кого этот гром делает духом, тот возвещает Христа, потому что, как говорит Апостол никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3).

140


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.