Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Нисский, святитель

Григорий Нисский, свт. Беседа 1. Толкование на Песн. 1, 1 - 3

ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕСН. 1, 1-3

 

Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя! (Песн. 1. 1-3.)

Вы, которые, по совету Павла, как нечистого какого одеяния, совлекшись ветхого человека с делами его (Кол. 3, 9) и чистотой жизни возложили на себя светлые одежды Господа, какие показал Он на горе преображения, лучше же сказать, облечены в Самого Господа нашего Иисуса Христа, в Его ризу – любовь, и сообразуетесь Ему в бес-

11

 

 

страстии и во всем Божественном, выслушайте тайну Песни песней, войдите во внутренность чистого брачного чертога, убеленные чистыми и не скверными мыслями, чтобы кому-либо, привлекши за собою страстный и плотский помысл, и не имея на себе одеяния совести, приличного Божественному браку, не быть связанным собственными своими помыслами, и чистые гласы Жениха и невесты низведя до скотских и неразумных страстей, а чрез них, покрыв себя срамными представлениями, не быть изверженным из сонма веселящихся на браке, радость брачного чертога обменяв на скрежет зубов и на плач.

О сем свидетельствую, намереваясь коснуться таинственного торжества, изображенного в Песни песней. Ибо описанными здесь действиями душа некоторым образом уготовляется в невесты для бесплотного, духовного и невещественного сочетания с Богом. Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), указует здесь самый совершенный и блаженный способ спасения, именно посредством любви. Ибо иным бывает спасение и посредством страха, когда удаляемся от зла, взирая на угрозы наказанием в геенне, а иные преспевают в добродетели по упованию награды, предоставленному жившим благочестиво, приобретая доб-

12

 

 

рое, не по любви, но по ожиданию воздаяния. Но кто стремится душою к совершенству, тот гонит от себя страх, потому что такое расположение – не по любви оставаться при господине, но не бежать от него по страху бичей – свойственно рабу; сей же презирает и самые награды, чтобы не показалось, будто бы награде отдает предпочтение пред Самим Дарующим пользу, напротив того, от всего сердца, от всей души и силы любит не другое что из подаваемого Им, а Его Самого, то есть, самый источник благ.

Потому это-то расположение душам слушающих поставляет в закон Призывающий нас к общению с Собою, а утверждает это узаконение Соломон, мудрость Которого, по Божественному свидетельству, не имеет меры, будучи равно несравнима и не применима ко всем, и до Него бывшим, и по Нем будущим, от Которого не сокрыто ничто сущее. Не думаешь ли ты, что этим именем называю Соломона, рожденного Вирсавиею, принесшего в жертву на горе тысячу волов, воспользовавшегося на грех Сидонскою советницею? Другой означается им Соломон: Который и Сам от семени Давида происходит по плоти, Которому имя: Мир, истинный Царь Израилев, Создатель Божия храма, объявший в себе ведение всего, премудрость Которого беспредельна, лучше же

13

 

 

сказать, бытие Которого есть премудрость, и истина, и всякое боголепное и высокое именование, и понятие. Он-то, сего Соломона употребив в орудие, чрез него беседует с нами, сперва в Притчах, потом в Екклесиасте, а после сего – в предлагаемом любомудрии Песни песней, постепенно и в порядке указуя словом восхождение к совершенству.

Как в жизни по плоти не всякий возраст вмещает все естественные деятельности, и при самых разностях возрастов не одинаково проходит у нас жизнь, потому что младенец не занимается делами совершенных, и совершенного не берет к себе на руки кормилица, но всякому времени возраста полезно и сообразно что-либо свое: так и в душе можно видеть некоторое сходство с телесными возрастами, по которым сыскиваются некоторый порядок и последовательность, руководящие человека к жизни добродетельной. Посему-то иначе обучает Притча, и иначе беседует Екклесиаст, любомудрие же Песни песней высокими учениями превосходит и Притчи, и Екклесиаста. Ибо учение, преподаваемое в Притчах, обращает речь еще к младенчествующему, соразмерно с возрастом соображая слова. Слушай, сын мой, – говорит оно, – наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей (Прит. 1, 8). Усматри-

14

 

 

ваешь ли в сказанном еще нежность и необразованность *) душевного возраста, почему отец видит, что сын имеет еще нужду в материнских заветах и в отеческом вразумлении? И чтобы ребенок охотнее слушал родителей, отец обещает ему детские украшения за прилежание к учению; ибо детям приличное украшение – золотая цепь, блестящая на шее, и венок, сплетенный из каких-либо красивых цветов. Но, конечно, надлежит разуметь это, чтобы смысл загадки мог путеводить к лучшему.

Так Соломон начинает описывать сыну Премудрость, в разных чертах и видах объясняя благообразие несказанной красоты, чтобы к причастию благ возбудить, не страхом каким и необходимостью, но вожделением и любовью; потому что описание красоты привлекает как-то пожелание юных к указуемому, возбуждая стремление к общению с благообразным.

Посему, чтобы паче и паче возрастало в нем вожделение, из вещественного пристрастия превратившись в невещественный союз, красоту Премудрости украшает похвалами. И не красоту только ее благообразия представляет в словах, но перечисляет и богат-

*) По рукописи вместо ἂπαστον читается ἀδιάπλαστον.

15

 

 

ство, господином которого сделается, конечно, сожительствующий с нею. Богатство же это рассматривается пока в убранствах Премудрости, потому что украшение правой ее руки – целые веки; так говорит Писание: долгоденствие - в правой руке ее. А в левой руке положено многоценное богатство добродетелей, блистающее сиянием славы; ибо говорит: в левой у нее - богатство и слава. Потом описывает дыхание уст ее, благоухающее прекрасным ароматом правды, говоря: от уст ее исходит правда. А на губах ее, по слову его, вместо естественного алого цвета цветут закон и милость (Прит. 3, 16). И чтобы красота у таковой невесты оказалась ни в чем не имеющею недостатка, восхваляется и ее хождение; ибо сказал: в путях правды ходит (Прит. 8, 20). Без похвал красоте не остается и величина; потому что рост ее увеличивается подобно какому-то величавому растению. Растение же то, которому уподобляется ее высота, как сказано, есть самое древо жизни, которое служит пищей, которые приобретают ее, а утверждаются твердым и незыблемым столпом, под тем же и другим разумею Господа, потому что Он есть жизнь и опора, и буквально читается так: древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее (Прит. 3, 18). Но

16

 

 

с прочими похвалами берется вместе и ее могущество, чтобы похвала красоте Премудрости исполнена была всех добрых качеств; ибо сказано: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Прит. 3, 19), и каждое из видимых в творении явлений приписывает слово силе Премудрости, украшая ее различными именами. Ибо называет ее и премудростью, и разумом, и чувством, и ведением, и разумением, и тому подобным.

После сего начинает Соломон приуготовлять юношу к таковому сожительству, повелевая ему иметь уже в виду Божественное брачное ложе. Ибо говорит: Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец (Прит. 4, 6. 8-9). Этими брачными уже венцами украсив невесту, повелевает быть неразлучным с нею, говоря: когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою (Прит. 6, 22). Этим и подобным сему воспламенив вожделение в юном еще по внутреннему человеку и представив в слове самую Премудрость повествующею о себе, чем наиболее привлекает она любовь слушателей, говоря притом, между прочим, и это: любящих меня я люблю (Прит. 8, 17), по-

17

 

 

тому что надежда быть взаимно любимым сильнее располагает любителя к вожделению, а вместе с этим предлагая ему и прочие советы в каких-то решительных и вместе неопределенно выраженных изречениях, и приведя его в совершенство, потом в последних притчах, в которых воздал похвалы оной добродетельной жене, ублажив это доброе сожительство, наконец, уже присовокупляет в Екклесиасте любомудрие, предлагаемое достаточно приведенному в вожделение добродетелей приточными наставлениями. И в этом слове, похулив приверженность людей к видимому, все непостоянное и преходящее назвав суетным, когда говорит: все грядущее суета (Еккл. 8, 11), выше всего восприемлемого чувством поставляет врожденное движение души нашей к красоте невидимой, и, таким образом очистив сердце от расположения к видимому, потом уже внутрь Божественного святилища тайноводствует ум Песней песней, в которой написанное есть некое брачное уготовление, а подразумеваемое – единение души человеческой с Божественным.

Посему, кто в Притчах именуется сыном, тот здесь представляется невестою, Премудрость же поставляется на место Жениха, чтобы уневестился Богу человек, из жениха

18

 

 

став непорочною девою, *) и, прилепившись ко Господу, сделался единым с Ним духом, чрез срастворение с пречистым и бесстрастным, из тяжелой плоти пременившись в чистый дух. Итак, поскольку говорит Премудрость: возлюби, сколько можешь, от всего сердца и от всей силы, и пожелай, сколько вмещаешь, то осмеливаюсь присовокупить к этим словам и следующее: возлюби пламенно (ἐράσθητι), потому что у бесплотных неукоризненна и бесстрастна эта страсть, как Премудрость говорит в притчах, предписывая пламенную любовь к Божественной красоте (Прит. 4, 6). Да и теперь предлагаемое слово повелевает подобное тому, не прямыми словами выражая совет свой об этом, но любомудрствует в выражениях таинственных, для построения сих учений составляя мысленный некий образ, заимствованный из услаждающего в жизни. Образ же этот есть некое брачное уготовление, в котором посредствует к страсти вожделение красоты, но не Жених, как обычно у людей, начинает обнаруживать вожделение, предваряет же Же-

*)  διὰ τὄυτο νύμφη ῶδε ὁ ἐν ταῖς παροιμίαις ὑιός ὀνομάζεται, καὶ ἡ σπφία ςἰς νθμφίου ταξιν ἀντιμεθίσταται, ῖνα μνηστευθῆ τῶ Θεῶ ὁ ἄνθρωπος παρθένος ἐκ νυμφίου γενόμενος и т.д.

19

 

 

ниха дева, без стыда объявляя всем о страсти, и изъявляя желание насладиться некогда лобзанием Жениха. Ибо, когда добрые невестоводители девы – Патриархи, Пророки, законодатели поднесли уневещенной Божественные дары, которые обычай называет брачными (ἔδνα), именуя так подарки, предшествующие браку, (дары же эти были: отпущение прегрешений, забвение худых дел, отъятие греха, изменение естества, претворение тленного в нетленное, райское наслаждение, царское достоинство, не имеющее конца веселие), тогда, приняв Божественные дары от прекрасных дароносцев, предлагающих ей оные в пророческом учении, и вожделение она исповедует, и поспешает воздать благодарение, стараясь уже насладиться красотою вожделеваемого. Слышат это некоторые из подруг и сверстниц, возбуждающие невесту к большему вожделению. Приходит и Жених, приводя с Собою лик друзей и любимцев Своих; таковыми же могут быть служебные духи, при помощи которых спасаются люди, или святые Пророки, которые, услышав глас Жениха, радуются и восторгаются совершением сего пречистого супружества, в котором душа, прилепляясь Господу, делается есть один дух с Господом, как говорит Апостол (1 Кор. 6, 17).

Посему снова обращу речь к притчам,

20

 

 

чтобы какой страстный и плотский ум, издающий еще мертвенное зловоние ветхого человека, значения боговдохновенных мыслей и речений не низвел до скотского неразумия, но чтобы каждый, в исступлении ума, став вне вещественного мира, бесстрастием возвратившись некоторым образом в рай, и чистотой уподобившись Богу, в таком уже состоянии вступил во святилище проявляемых нам в сей книге тайн. Если же у кого душа не уготована к таковому слышанию, то да внемлет он Моисею, который узаконяет нам не отваживаться восходить на духовную гору, не омыв прежде одежд на сердцах наших и не очистив душ приличными окроплениями помыслов. Почему теперь, в то время, как занимаемся этим обозрением, должно, как думаю, предать забвению помышления о делах супружеских, по заповеди Моисея, узаконившего тайноводствуемым пребывать чистыми от супружеских общений, и во всем приложить к себе предписания законодателя, как скоро намереваемся приступить к духовной горе боговедения, где женственный род помыслов с вещественным их заготовлением оставляется дольней жизни. Всякая же неразумная мысль, если появится близ таковой горы, как бы камнями какими-то, побивается более твердыми мыслями. Ибо и при этом едва ли стерпим глас

21

 

 

сей трубы, звучащей нечто великое, необычайное, превышающее силы внемлющих ей – глас, усиливаемый самою непроницаемостью мрака, в котором Бог, огнем попаляющий на таковой горе все вещественное.

Итак, вступим уже во святое святых, то есть приступим к Песни песней. Ибо как в именовании Святое святых из превосходной степени сего слова познаем некий избыток и особую силу святости, так и названием Песнь песней высокое слово это обещается научить нас тайнам тайн. Ибо много есть песней в боговдохновенном учении, из которых научаемся высоким понятиям о Боге, и которые написаны великим Давидом, Исаией, Моисеем и многими другими; из сего же надписания познаем, что, сколько песни святых отстоят от песней внешней мудрости, столько же песни святых превышает тайна, заключающаяся в Песни песней в сравнении с которой чего-либо большего к уразумению не могут ни найти, ни вместить и слух, и естество человека. И посему-то, что всего сильнее производить в нас удовольствие (разумею страсть любви), то Соломон загадочно предпоставил изложению догматов, давая чрез это знать, что душе, возводящей взор к недоступной красоте Божественного естества, надлежит столько возлюбить оное, сколько тело имеет привя-

22

 

 

занности к сродному и соплеменному, переменив, впрочем, страсть в бесстрастие, так чтобы, по угашении всякого телесного расположения, от одного духа вскипало в нас любовью сердце, согреваемое тем огнем, который Господь пришел низвести на землю (Лук. 12, 49).

Но полагаю, достаточно сказано о том, в каком расположении надлежит быть душе слышащих таинственные глаголы, и время уже на обозрение в слове предложить самые речения божественной Песни песней; а прежде всего уразумеем силу надписания. *) Ибо не напрасно, кажется мне, книга сия по надписанию присвояется Соломону, но чтобы в читающих возбуждалась мысль от сказанного в ней ожидать чего-то великого и Божественного. Поскольку удивление каждого человека мудростью Соломона, по свидетельству о нем, было чрезвычайно, то посему в самом начале немедленно делается упоминание об имени, чтобы читающие надеялись от книги сей чего-то великого и достойного славы Соломоновой. Как в живописном искусстве, конечно, какое-нибудь вещество разными цветами выполняет подобие животного, но кто смотрит на изображение, искусствен-

*) Так читается в рукописи.

23

 

 

но написанное красками, тот не останавливается на рассматривании цветных составов, наложенных на картину, обращает же внимание только на то, что художник представил красками: так в настоящем Писании надлежит не на вещество красок в речениях обращать внимание, но видеть как бы образ Царя, *) отпечатлеваемый в чистых понятиях. Следующие, в ближайшем значении взятые речения: уста, лобзание, миро, вино, названия членов, ложа, отроковицы и подобные этим суть краски белого или желтого, или черного, или алого, или голубого, или иного какого цвета. А слагаемый из них образ есть блаженство, бесстрастие, единение с Божеством, отчуждение от злых дел, уподобление в подлинном смысле прекрасному и доброму. Вот понятия, свидетельствующие об оной Соломоновой премудрости, превосходящей пределы мудрости человеческой! Ибо, что было бы необычайнее сего, как очищением от собственных своих страстей сделать, чтобы в речениях, по-видимому, страстных, самое естество узаконяло и преподавало нам бесстрастие? Ибо Соломон не говорит: должно стать вне страстных движений плоти, умертвив земные члены

*) Так читается по рукописи.

24

 

 

(Кол. 3, 5), и иметь уста, чистые от страстных речений; но так настраивает душу, что в показывающем по-видимому противное, в виду имеет чистое, и страстными речениями изъясняет самую чистую мысль.

Слово началом своим да научит нас тому одному, что вводимые во святилище тайн книги сей уже не люди, но тем самым, что стали учениками Христовыми, претворились по естеству в Божественное, как свидетельствует об учениках Своих Слово, что лучшими человека были те, которых сказанное им Господом отличение отделило от людей, когда говорит: за кого почитают Меня люди?... А вы за кого почитаете Меня (Марк. 8, 27. 29)? Ибо действительно, кто *) и от таких речений, которых ближайшее значение указывает на плотское сладострастие, не поползается на разумение нечистое, но этими речениями при понятиях чистых руководится к любомудрию о Божественном, тот доказывает о себе, что он уже не человек, и имеет естество, не из плоти и крови сложенное, но, по бесстрастию сделавшись равноангельным, показывает уже в себе жизнь, ожидаемую в воскресение святых. Как по воскресении тело, пре-

*) По рукописи вместо ὡς читается .

25

 

 

менясь в нетленное, соединится с душою человеческою, страсти же, тревожащие нас ныне, не восстанут с оными телами; напротив того, для жизни нашей наступит мирное состояние, мудрование плоти не будет больше мятежничать против души, в междоусобной брани противостав закону ума страстными движениями, и, победив ее грехом, водить подобно какой-то пленнице; но естество сделается тогда чистым от всего подобного, и у обоих, разумею у плоти и духа, будет одно мудрствование; потому что всякое телесное расположение в естестве уничтожится. Так слово в сей книге повелевает слышащим, хотя живем во плоти, не обращаться к ней мыслями, но иметь в виду единую душу, и все, выражающие любовь речения, чистыми и неоскверненными восписывать превышающему всякий ум благу, которое *) одно в подлинном смысле сладостно, вожделенно и достолюбезно, и наслаждение которым служит всегдашним поводом к большему вожделению, причастием благ усиливая пожелание. Так Моисей любил Бога; так любил Илия; так Иоанн любил Жениха, го-

*) Место это переведено по рукописи, в которой вместо τοὐτων читается τῶν ρημἀτων, слово Θεῶ вовсе не читается, и вместо ᾤ читается .

26

 

 

воря: имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха (Ин. 3, 29). Так Петр на вопрос любишь ли? с дерзновением отвечает: Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15). Так и прочие Апостолы. Так Павел, прежде гонитель, возлюбив Христа, Которого не видел, писал, выражаясь: обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11, 2). Так теперь невеста – Церковь возлюбила Жениха, подобно деве, которая говорит в песни: Да лобзает он меня лобзанием уст своих (Песн. 1, 1). Так Моисей бывшею у него устами ко устам беседою с Богом, как свидетельствует Писание, приведен еще в большее вожделение таковых лобзаний, и после стольких Богоявлений, как будто не видевший еще Бога, просит увидеть Желаемого. Так все прочие, в ком глубоко укоренена была Божественная любовь, никогда не останавливались в вожделении, все даруемое им свыше к наслаждению желаемым обращая в пищу и в поддержание сильнейшего вожделения.

Так и ныне душа, вступившая в единение с Богом, не имеет сытости в наслаждении. Чем обильнее наполняется услаждающим, тем сильнее действуют в ней пожелания. Поскольку слова Жениха дух и жизнь (Ин. 6, 63); а всякий, прилепляю-

27

 

 

щийся к духу делается духом, и вступающий в единение с жизнью, по Господнему слову, переходит от смерти в жизнь (Ин. 5, 24), то по сему самому к источнику духовной жизни приблизить себя желает дева-душа. А источник сей – Жениховы уста, из которых источающиеся глаголы жизни вечной наполняют привлекающие их уста, как было с Пророком, устами привлекающим дух (Пс. 118, 131). Посему, так как уста, привлекающие питие из источника, надлежит приложить к воде, а источник есть Господь, изрекший: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37); то посему душе жаждущей желательно уста свои приблизить к устам, источающим жизнь, и невеста говорит: да лобзает он меня лобзанием уст своих. И Тому, Кто всем источает жизнь, и всем хочет спастись, не угодно кого-либо из спасаемых лишить сего лобзания, потому что лобзание это есть очистительное средство от всякой скверны. Посему-то, кажется мне, Господь с укоризною произносит прокаженному Симону такие слова: целования Мне не дал (Лук. 7, 45). Чистым стал бы он от недуга, привлекши чистоту устами. Но Симон справед-

*) По рукописи сего слова не читается.

**) По рукописи: душе жаждущей.

28

 

 

ливо не был возлюблен, оплотянев по болезни, по собственному вожделению оставаясь неистощимым в недуге. А душа, достигшая чистоты, так как не омрачает ее никакая плотская проказа, видит сокровище благ; имя же этому сокровищу – сердце. И Пророк молится, чтобы создано было в нем сердце чисто (Пс. 50, 12), из которого подается сосцам Божественное млеко, служащее питанием душе, привлекающей благодать по мере веры (Рим. 12, 6). Почему говорит она: ласки твои лучше вина (Песн. 1, 1), – сосцами по местному положению означая сердце. Конечно же не погрешит, кто под сердцем будет разуметь сокровенную и неизреченную силу Божества; да и под сосцами справедливо может иной подразумевать благие за нас действования Божественной силы, какими Бог поддерживает жизнь каждого, снабжая приличною каждому из приемлющих пищей.

Но из любомудрия сей книги узнаем мимоходом и другое некоторое учение, а именно, что есть в нас двоякое некое чувство, одно телесное, другое Божественное, как где-то в притчах говорит Слово: найдешь Божественное чувство, – потому что есть некая соразмерность душевных движений и действий с чувствилищами тела, и это узнаем из настоящих словес Духа. Вино и молоко различаются вкусом, но когда они ду-

*) В славянском тексте: блага сосца Твоя паче вина. (ред.)

29

 

 

ховны, тогда духовна, без сомнения, и восприемлющая их душевная сила. А лобзание совершается чувством осязания; потому что при лобзании уста между собою прикасаются. Но есть некое осязание души, которым осязается слово, и которое совершается каким-то не телесным, но духовным соприкосновением, как сказал изрекший: осязали руки наши, о Слове жизни (1 Иоан. 1, 1). А также и благоухание  Божественного миро есть благоухание  обоняемая не ноздрями, но какою-то духовною и невещественною силою, с привлечением духа, привлекающею и благоухание Христово. Ибо желание девы, выраженное в начале Песни, читается в связи так: Ибо ласки твои лучше вина.  От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро (Песн. 1, 1-2). А этим, как предположили мы, выражается какая-либо мысль немаловажная и достойная пренебрежения. Ибо при этом сравнительном предпочтении млека из Божественных сосцов тому веселию, какое бывает у нас от вина, научаемся, может быть, сказанным, что вся человеческая мудрость, и все знание существующего, и всякая созерцательная сила, и всякое мысленное представление не могут устоять в сравнении с простейшею пищей Божественных уроков; потому что млеко истекает из сосцов, и есть пища младенцев; а вино по силе и горячительному свойству делается наслаждением

30

 

 

совершеннолетних, однако же, совершенное во внешней мудрости ниже младенческого учения в Божественном Слове. Посему-то Божественные сосцы лучше человеческого вина, и благоухание  Божественного мира превосходнее всякого благоухания ароматов. А в этом, по моему мнению, открывается такой смысл. Под ароматами разумеем добродетели, как то: мудрость, целомудрие, справедливость, *) мужество, благоразумие и подобное сему, украшаясь которыми, каждый из нас по мере сил и по своему произволению, один так, другой иначе, приходим в благоухание, и кто из целомудрия, или мудрости, кто из справедливости, или мужества, или другого чего, признаваемого за добродетель, а иной и из всех таковых ароматов имеет в себе срастворенное благоухание. Однако же все это не может идти в сравнение с тою всесовершенной добродетелью, которая наполняет собою небеса, как свидетельствует пророк Аввакум, сказав: покрыло небеса величие Его (Авв. 3, 3), то есть с источною **) премудростью, источною **) правдою, источною **) истиною, и так далее. благоухание  небесного мира, сказано, имеет благодать несравнимую с теми ароматами, какие известны нам.

В последующем за этим душа невесты

*) Дополнено по рукописи.

**) «Источною»: от слова «источаю, источаешь, несовершенн. (к источить 2), что (книжный устаревшее). 1. Лить из себя, испускать струями, каплями. Горные расселины источали целительную влагу. 2. Выделять из себя, распространять. Цветы источают благовоние. 3. перен. Щедро наделять кого-н. чем-н., изливать что-н. на кого-н. источать милости на кого-н.» Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. (ред.)

31

 

 

касается еще высшего любомудрия, показывая недоступность и не вместимость Божественной силы человеческим помыслам, когда говорит: имя твое - как разлитое миро (Песн. 1, 2), – ибо этими словами, кажется мне, означается подобное следующему: естество неопределимое не может в точности объято быть словом, имеющим значение имени; напротив того, вся сила понятий, вся выразительность речений и именований, *) хотя бы, по-видимому, заключали они в себе что великое и боголепное, не касаются естества в Сущем, **) но разум наш, как бы по следам только и озарениям каким, гадает о Слове, с помощью постигнутого, по какому-то сходству представляя себе и непостижимое. Какое ни примыслим имя, сообщающее нам понятие о мире ***) Твоего Божества, – говорит невеста, – тем, что выражает сказуемое, означим не самое миро, но богословскими этими именованиями покажем только малый некий остаток испарений Божественного благоухания: как по сосудам, из которых вылито миро, не познается самое миро, вылитое из сосудов, каково оно в естестве своем; хотя и по мало ощутительному некоему качеству испарений, оставшему-

*) По рукописи вместо νοημάτων читается: ὀνομάτων.

**) По рукописи вместо τῦ ρήματος ὄντως читается: τοῦ ὄντος.

**) мνро. (ред.)

32

 

 

ся в сосуде, делаем некоторую догадку о вылитом мире. *) Это-то именно узнаем мы из сказанного: самое миро Божества, каково оно в сущности, выше всякого имени и понятия; усматриваемые же во вселенной чудеса доставляют содержание богословским именованиям, по которым Божество именуем премудрым, всемогущим, благим, святым, блаженным, вечным, также Судиею, Спасителем и подобным сему, что все показывает некоторое, впрочем, не главное, качество Божественного мира, какое вся тварь, на подобие какого-либо мироварного сосуда, отпечатлела в себе усматриваемыми в ней чудесами.

 Поэтому, – говорит невеста, – девицы любят тебя, влеки меня (Песн. 1, 2-3). Так выразило причину похвального вожделения и исполненного любви расположения. Ибо кто не возлюбит такой красоты, если только имеет око, способное взирать на красоту? Хотя и не много постигается красота; однако же, чрез уподобление видимому гадательно представляется до бесконечности разнообразною! Но как вещественная любовь не касается еще младенчествующих, потому что детство не дает в себе места страсти, а также и удрученных крайнею старостью не видим в подобном состоянии: так и в рассуждении Божественной красоты, кто еще младенец, обуревается и

*) мνро. (ред.)

33

 

 

носится всяким ветром учения, и кто одряхлел, состарился и приблизился к истлению, все те оказываются неподвижными к сему вожделению. Ибо таковых не касается невидимая красота, но такую только душу, которая вышла из младенческого состояния, цветет духовным возрастом, не прияла на себя пятна, или порока, или чего-либо подобного (Ефес. 5, 27), не лишена чувствительности по младенчеству и не ослабела в силах по дряхлости, слово именует отроковицею. Она покоряется великой и первой заповеди закона, от всего сердца и всею силою возлюбив оную красоту, которой очертания, образца и истолкования не находит человеческий разум. Посему таковые отроковицы, обогащенные добродетелями, по зрелости возраста бывшие уже внутри Божественного чертога Божественных тайн, любят красоту Жениха и любовью обращают Его к себе; ибо Жених таков, что любовью вознаграждает любящих, так говоря от лица Премудрости: любящих меня я люблю (Прит. 8, 17), и: доставлю любящим меня существенное благо (имение же это – Сам Он), *) и сокровищницы их я наполняю (Прит. 8, 21). Посему души сии привлекают к себе любовь нетленного Жениха, ходя, как написано, в след Господа Бога (Ос. 11, 10).

Причиною же их любви служит благоухание мира, *) к которому всегда поспешают они,

*) Славянский текст: разделю любящим Мя имение.

**) мνро. (ред.)

34

 

 

забывая заднее и простираясь вперед (Флп. 3, 13). Ибо говорят: в след Тебе в воню мира Твоего течем *) (Песн. 1, 3). Но, как не достигшие еще совершенства добродетели и юные по возрасту, дают только обещание поспешить к цели, какую указует им благоухание  мира. Ибо говорят: в воню мира Твоего течем. Душа же более совершенная, дальше простершаяся вперед, достигает уже цели, для которой совершается течение, и удостаивается сокровищ в ложницах. Она говорит: царь ввел меня в чертоги свои. Ибо возжелавшая краями уст своих коснуться блага, и в такой мере коснувшаяся красоты, какую показывает сила изъявленного желания (изъявляла же она желание как бы лобзания некоего сподобиться чрез озарение Слова), по достижении сего, и проникнув помыслом во внутреннее святилище тайн, взывает, что не в преддверии только благ течение ее, но что, имея начаток Духа, по благодати Которого, как бы в следствие какого лобзания, сподобилась испытывать глубины Божия (1 Кор. 2, 10), и подобно великому Павлу, быв **) во святилище рая, говорит, что видит незримое и слышит неизреченные слова (2 Кор. 12, 4).

*) Русский перевод этого стиха: «Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (ред.)

**) Это дополнено по рукописи.

35

 

 

Последующее же за этим изречение раскрывает в слове церковное домостроительство. Ибо первые, наученные благодатью, очевидцы и служители Слова *) (Лук. 1, 2), не ограничили блага самими собою, но и бывшим после них по преданию сообщили ту же благодать. Посему о невесте, которая из уст Слова была первая исполнена благ и сподобилась сокровенных тайн, говорят отроковицы: будем восхищаться и радоваться тобою (Песн. 1, 3). Ибо твое радование – и наша общая радость. Как ты паче вина любишь сосцы Слова, так и мы любим тебя. Твоим будем уподобляться сосцам, из которых питаешь млеком младенцев о Христе. Паче человека возлюбим вино, и если кто понятие это приведет в большую ясность, то сказуемое будет таково. Возлюбил сосцы Слова припавший к груди Иисуса Иоанн (Ин. 13, 25); он, подобно какой-то губке, приложивший сердце свое к Источнику жизни, по неизреченному некоему сообщению исполнившийся тайн хранящихся в сердце *) Христовом, и нам предлагает исполненный словом сосец, и нас делает полными того, что вложено в него самого из Источника благ, велегласно

*) Так читается по рукописи.

**) Слово это дополнено по рукописи.

36

 

 

проповедуя присносущее Слово. Посему справедливо скажем Ему: возлюбим сосца Твоя паче вина *) (Песн. 1, 3), – если только дошли мы до того, что мы уже отроковицы и не младенчествуем умом в сопряженной с юностью суетности, не осквернимся также грехом в дряхлости, оканчивающейся истлением.

А посему возлюбим поток Твоих учений, потому что правость возлюби Тя **) (Песн. 1, 3). Ибо тот это ученик, которого любил Иисус, а Иисус есть правость. Слово же это лучше и боголепнее, нежели пророк Давид именует Господа. Ибо Давид говорит: прав Господ Бог (Пс. 91, 16), – а здесь именуется правостию Тот, Кем все уклонения приводятся в правое. Но да будут и в нас все кривизны выпрямлены и неровные пути сделаются гладкими (Ис. 40, 4) по благодати Господа нашего Иисуса Христа! Ему слава во веки веков! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.