Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Нисский, святитель

Григорий Нисский, свт. Беседа 14. Толкование на Песн. 5, 13 -16

ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕСН. 5, 13-16

 

 Щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру; руки его - золотые кругляки, усаженные топазами; живот его - как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! (Песн. 5, 13-16)

 Питающий чистым молоком младенчествующих еще духовным возрастом, став питателем новорожденных в Церкви, как говорит сам Апостол (1 Петр. 2, 2), хлеб премудрости сберегает совершенным по внутреннему человеку, сказав: мудрость же мы проповедуем между совершенными (1 Кор. 2,6), которые, упражнением в добрых учениях имея навыком приучены (Евр. 5,14), делаются способными принимать хлеб премуд­рости, при питании требуя содействия ланиты, измельчающей пищу зубами рассудка *). По-

*) В рукописи читается: τῆς λεπτοποιοῦσης ἐν τοῖς ἀδοῦσι τῶν λογισμῶν σιαγόνος ἐις τροφην προσδεόμενοι.

346

 

 

­сему в теле Христовом надлежит быть и ланитам для тех, которые не прилеплены более к сосцам слова, но вожделевают уже пищи более твердой; о которых невеста ведет теперь речь, говоря так: щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру. По рассмотрении того, что касается очей, связь речи требует слова о ланитах, ясно это всякому, слушающему с разумением. Ибо для того оку, неотступно пребывая при полноте духовных вод, надлежит омываться неизменчивым и нелестным млеком, упо­добляясь незлобивой голубиц, чтобы общниками собственных своих благ сделать всех, составляющих тело Церкви. Посему то и великий Исаия восшедшему житием на высокую гору, повелевает возопить громким голосом, чтобы слышащие познали от него Господа, Который идет с силою, со властью держит существа в мышце, пасет паству Свою, собирает агнцев, пре­красно благими надеждами утешает имущих во утробе, измерил небо пядью и вместил в меру прах земли. Что и еще кроме этого говорит пророчество, все должно быть проповедано взошедшим на самую вершину (Ис. 40,9-12). Посему, если при этом сила, сообщаемая водами и молоком, служит очам к познанию истины, то, согласно с порядком, вместе с очами восхваляются и ланиты,

347

 

 

обязанность которых — разжевывать пищу, служащую к соблюдению естества и силы в теле.

 Итак, посмотрим, в чем заключается похвала ланитам, послушаем, что гово­рит о них сама невеста: щеки Его, — говорит она,— как цветник ароматный, источающий благовоние. Если именем цветника означается в слове расширяющийся в боках сосуд, в котором по устройству утаевается пустота, потому что сосуд по виду не слишком углублен и расширяется не по прямой черте, отчего бока представля­ются не в точности впалыми и не плоскими, итак, если невеста словом цветник указывает на сосуд такого рода, то похвала ланитам будет иметь для себя основание в сем ви­де цветника. Ибо может иной сказать, что сло­во сделало упоминание о цветнике с намерением похвалить простоту, многообъемлемость и не льстивость учения, в котором запре­щенная Пророком глубина не может найти себе места, так как сказал он: да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод (Пс. 68,15).

 Посему утверждаем, что истина, являющая­ся в простоте, без обманчивой какой-либо вместимости, означается именем цветника, веще­ство которого есть аромат, а назначение — источение благовония. Щеки Его как цветник ароматный, сделанные не из серебра или зо­-

348

 

 

лота, или стекла, или другого какого подобного вещества, но из самого аромата, источая из себя то, из чего уготовляются мира. Конечно же, из сказанного ясно виден смысл, усматриваемый в сих изречениях, а именно, что чистым очам Церкви свой­ственно размягчающею силою ланит приуготовлять телу такую пищу, чтобы в сказанном не усматривалось ничего глубоко скрытого и неясного, но все было видно насквозь, свободно, далеко от всякой обманчивой скрыт­ности и глубокости, явственно и для младенцев, как говорит Пророк: откровение Господа верно, умудряет простых.  заповедь Господа светла, просвещает очи (Пс. 18,8.9). Если таковы будут цветники слова, то явно окажутся составленными не из земного вещества, но естество их бу­дет из аромата, из того, разумею, аромата, о котором невеста в начал песни го­ворит, что он лучше всех ароматов. Таким цветником был Павел, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя  (2 Кор. 4, 2). В нем вещество отложило то, что было в нем от земли, после того, как крещением сверг он чешую с плотских очей (Деян. 9,18), и уготован

349

 

 

вновь из благоухающего аромата, став чадом Святого Духа. Поскольку с таким искусством устроен он в сосуд избранный, то, став цветником для влияния в него вина словесного, уже не имел потребности в че­ловеке, который бы влиял в него ведение тайн. Посему-то не стал тогда же советоваться с плотью и кровью (Гал. 1,16), но сам производил в себе и источал божественное питие, благоуханием Христовым из разнообразных цветов добродетелей уготовляя миро слушающим, так что по различию и особенностям приемлющих слово, сообразно с потребностью ищу­щего, обретался у него аромат и для иудеев и эллинов, для жен и мужей, для властелинов и рабов, для родителей и детей, для не имеющих закона и живущих под законом. Подлинно, многовидна была у него бла­годать учения, растворенная всякою добродетелью, потому что цветник этот в приемлющих слово уготовлял миро из многоразличных учений, сообразно с потребностью каждого. Таковые-то ланиты хвалит невеста, живопи­сующая в слове красоту тела Женихова! И что Его красоту имеет в виду похвала ланит, о сем свидетельствует непосредствен­но следующая за этим речь.

 Ибо после ланит похваляются уста, из которых исходит ароматное слово. Похвала же выражается так: губы его - лилии, исто-

350

 

 

чают текучую мирру. О двух вместе добродетелях Слова свидетельствует невеста двояким уподоблением; одна из них — истина, блестящею и световидною усматриваемая в изрекаемом, ибо таков вид лилий, белизна которых загадочно означает чистоту и исти­ну возвещаемого; другая же состоит в том, что учением уст указуется одна духовная и невещественная жизнь, по умерщвлении духовным воззрением жизни дольней, в кото­рой действует плоть и кровь. Ибо смирна, истекающая из уст и наполняющая собою душу приемлющего, ясно выражает умерщвление тела. Подобное сему по словоупотреблению многократно наблюдается в Боговдохновенных Писаниях, и слово смирна означает смерть. Посему совершенное и чистое око, делающее ланиту цветником, прозябающим и источающим из себя благовония, делает и то, что лилии словесные цветут в устах, украшенных Божественной белизной. Так слово именует чистых и благоухающих добродетелью, от которых капля смирны делается без недостатка наполняющею мысль приемлющих. И это есть презрение вещественной жизни, когда все желательное в настоящей жизни становится недействительным и мертвым, по причине вожделения высших благ. Такую смирну, смешанную с чистыми лилиями целомудрия, излил некогда из уст

351

 

 

Павел в слух святой девы. А дева сия была Фекла, которая, прекрасно прияв в себя душою истекающие капли, смерти предает внешнего человека, угасив в себе всякую плотскую мысль и похоть. По принятии доброго учения мертва у ней юность, мертва ви­димая красота, мертвы все телесные чувства; живо же в ней одно учение, по которому и ей умирает целый мир, и дева умирает миру. Так и у Корнилия некогда великий Петр, изглашая светлые лилии слова, пол­ными смирны сделал души слушателей, ко­торые, прияв немедленно слово, спогреблись Христу крещением, став мертвыми для сей жизни. И кроме сих можно найти тысячи примеров, как святые, сделавшись устами общего тела Церкви, и слушателей делали полными смирны, мертвящей страсти, процветая лилиями слова, которыми великие побор­ники веры во времена мученичества в подвигах за благочестие стали преизбыточествовать смирною за доброе исповедание. И нужно ли большим числом примеров распростра­нять о сем речь, когда из сказанного ока­зывается для нашего разумения явным, по­чему уста Церкви делаются лилиями, почему с лилий каплет смирна, и почему таковою каплею наполняется душа приемлющих?

 Но перейдем уже к следующему за этим слову. Невеста говорит руки его - золотые

352

 

 

кругляки, усаженные топазами. *) Что дар ока, несопряженный со служением рук, несовершен для тела Церкви, это ясно узнали мы от великого Павла, который говорит: не может глаз сказать руке: ты мне не надобна (1 Кор. 12, 21). Тогда наипаче видна деятель­ность очей, когда об остроте зрения очей свидетельствуют дела, рачительностью о прекрасном означая доброе руководство. Поскольку, предложив похвалу рукам Божественного тела, надлежит сказанным руководство­ваться в том, чтобы образовать, как следует, тех, которые вместо рук служат в Церкви; то, предложив это божественное изречение, попытаемся, если даст Бог, сколько можно, рассмотреть заключающуюся в нем мысль. Руки Его, — говорит невеста, золотые кругляки, усаженные топазами. Пока из сказанного явствует эта только мысль: какими чертами похваляется вид Главы, те же самые служат к похвале и рук. Но Главою разумеем Христа, в Котором Бог примирил с Собою мир (2 Кор. 5, 19), по слову Пав­лову, и Который во плоти открыл Себя силами и чудесами. Посему, если сама разумеемая нами Глава наименована в слове самым чистым златом, потому что далека от всякого греха (сказано: не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22)); а о руках говорит невеста, что они зо-

*) Славянский перевод этого места: «руце его обточены златы, наполнены фарсиса».

353

 

 

лотые; то явно, что под этим разумеется, а именно, что слово заповедует руке чистоту в полном значении сего слова, безгреш­ность, устранение и недопущение до себя всякого порока. Руку же разумеем ту, конечно, ко­торая распоряжается достоянием Церкви по требованию заповедей; для нее похвала упо­добляться естеству Главы в чистоте и бе­грешности. Рука же тогда делается чистою, когда вырезыванием обсекается все, препят­ствующее красоте. Ибо, как обделывающие мрамор в вид какого-нибудь животного посредством резьбы обсекают на камне и обтачивают то, по отнятии чего подобие при­нимает сходный с образцом вид, так и для красоты рук тела Церкви надлежит многое обсечь обрезанием помыслов, чтобы рука сделалась подлинно золотою и чистою. Конечно же, всякому очевидно, что вредит красоте руки, не будучи от нее отнято, на­ пример: человекоугодие, славолюбие, любостяжательность, внимание к одному внешнему, вменение себе в какую-то знаменитость того, что есть в руках, обращение собранного исполнением заповедей в забаву и собствен­ное свое наслаждение. Надобно, все это и подобное сему отсекши орудиями помыслов, оставить одно чистое и неподдельное золото произволения, уподобляющееся пречистой Главе. Но яснее будет для нас сказанное, по

354

 

 

слову Апостола, который, наименовав Бога верным (1 Кор. 1,9), не иного чего желает искать в строителях, а только, да окажется верным, написав буквально так: от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным (1 Кор. 4, 2). Посему верный и благоразумный строитель, вместо руки служа­щие Церкви, подражая в жизни премудрому своему Владыке, показывает, что рука тела подобно Главе — золотая. Не был такою рукою в теле Апостолов этот Иуда, жалкий и бедный, лучше же сказать, ненавистный и про­клятый, которому вверено было домострои­тельство бедных, но он не отсек проказу любостяжательности и, будучи хранителем ковчежца от татей, стал татем себя самого, собственными своими руками похищая то, что имел у себя в руках, обращая внимание не на заповедь, но на деньги, наслаждение ко­торыми сделалось для него какою-то *) добро­вольною удавкой, отчуждением от жиз­ни, конечною гибелью души, худым памятником, сохраняющимся на все по нем время.  Посему обточенными и обрезанными над­лежит быть рукам, чтобы, по отнятии все­го, что приросло худого, остальное было золо­то, соответствовало по виду красоте Главы.

 А слово фарсис **), по употреблению в Пи-

*) Переведено по рукописи.

**) Фарсис: Таршиш תַּרְשִׁישׁ, в греко-латинской передаче Фарсис (лат. Tharsis) — в наиболее распространенном значении: место, откуда экспортировалось серебро (Иер. 10:9). Слово «таршиш» фигурирует еще в нескольких местах, допуская многозначные трактовки: драгоценный камень в наперснике he:תרשיש (אבן חן מקראית);  ангельский чин таршишим (во мн. числе). (Википедия) (ред.)

355

 

 

сании, многозначительно, не всегда встречается в одном и том же смысле; напротив того, значение его нередко берется в осуждение и нередко — в признание Божествен­ности и ублажения. Когда Пророк Иона бежит от лица Божия, ищет корабль, идущий в Фарсис (Ион. 1,3). И великий Давид говорит, что корабли фарсийские сокрушаются духом бурным (Пс. 47,8). А бурным, думаю, называется Дух, явившийся ученикам, собранным в горнице, который сперва по­знан по слуху, как бы от несущегося сильного ветра, а потом явился и очам, представившись в образе языков, и уподобляясь озаряющему естеству огня (Деян. 2,2. 3), и которым сокрушается во многих видах вторгающийся в естество человеческое порок, у Про­рока названный кораблями фарсийскими. Вот места, в которых означается этим именем худшее. Но великий Иезекииль, описывая видение бывшего ему Богоявления, вид одного из Божественных созерцании выражает словом, говоря следующее: виде его, яко видение фарсиса (Иез. 1,16). В точности исследовавшие выразительность еврейских речений говорят, что речением: фарсис озна­чается в пророчестве нечто бесцветное, ду­ховное и бесплотное. Посему при двояком значении *) речения, поскольку явно, что озна-

*) По рукописи: διαλὴς.

356

 

 

­чаемое здесь этим словом взято в лучшем смысл (укоризненного никто не принял бы в похвалу), следует о похваляемых руках разуметь слово это так, что, дочиста обточив на себе все излишнее и телесное, переходят он в нечто божественное и духов­ное, отрясши всякое вещественное и тяжелое отношение к житейскому. Так, например, по рассказам гранильщики камней поступают с куском изумруда: все темное и земленистое стирая и уничтожая точильным камнем, оставляют неуничтоженным только то, в чем есть чистый некий зеленоватый и вместе оливковый блеск. Это то, кажется мне, яснее истолковывая, божественный Апостол в одном из своих посланий дает совет, что надлежит прерывать сношение с видимым и устремляться пожеланиями к невидимому: не смотрящим нам,— говорит он,— видимых, но невидимых: видимое временно, а невидимое вечно. (2 Кор. 4,18). Итак, в похвале рукам приметили мы это, как, обточенные от пристрастия к вещест­венному, делаются он чистыми, произволением изменяемые в нечто невещественное и духовное. Ибо руки его, говорит невес­та, золотые кругляки, усаженные топазами *).

 Порядок же требует рассмотреть и следующую за этим речь, в которой идет слово о чреве. Буквально это читается так:

*) Славянский перевод: фарсисами (ред.)

357

 

 

живот его - как изваяние (πυξίον) из слоновой кости, обложенное сапфирами. Когда законодатель естества дает Моисею закон, начертанный на каменных досках, доски сии, на которых изобра­жены были божественный начертания, наименовал скрижалями (πυξία) каменными. И Вещавший о них Моисею сказал так: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди (Исх. 24, 12). Но после того, когда евангель­скою ясностью стерто с закона телесное и землянистое, уже не каменная скрижаль приемлет на себя письмена, но нечто из блестя­щей только что выглаженной слоновой кости. Ибо приемлющее заповеди и законы, что наименовано животом, невеста называет как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами. Сперва нужным почитаю объяснить в слове чув­ственный образец, а потом уже приступить к обозрению сказанного. Букс (πύξις) *), из которого те, кому нужно писать, выделывают себе дощечки, есть дерево плотное и беловатое. Посему такая дощечка, приготовленная для начертания на ней букв, хотя бы по слу­чаю сделана была и из другого вещества не в точном употреблении слова называется πυξίον. Итак, слыша слово «πυξίον», разумеем некий гладкий снаряд, годный для помеще­ния на нем текста. Поскольку слово «πυξίον» есть родовое имя таких дощечек, то здесь Пи-

*) Букс: [ муж. род ] буксусник, букшпан, зеленичье дерево, кустистое деревцо, из семейства молочайных. Buxus sempervirens, самшит кавк. в поделках, пальма, с голланд. по названию пяди и складных футов, делаемых из этого дерева. Буксовый, самшитовый, пальмовый. (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.) (ред.)

358

 

сание присовокупляет и виде вещества, употребленного в образце, сказывая, что устрой­ство снаряда не из дерева, а из слоновой кости. Слоновая же кость, как говорят, по великой плотности и твердости, весьма долго остается не гниющею, и никакой порчи не терпит от времени. А сапфир лазоревым видом цвета доставляет отдохновение утомленным глазам с усиленным вниманием читавших исписанные скрижали, так как лучи такого цвета естественно успокаивают собою зрение. Посему, таков образец, кото­рому сравнительно уподобляется восхваляемое чрево Церкви. А я, слыша пророчество, от лица Божия повелевающее: запиши видение и начертай ясно на скрижалях (Авв. 2, 2) *), составляю себе понятие о том, что в похваляемом теле Господа надлежит разуметь под именем чрева. Ибо, если слово повелевает явственно написать на скрижалях Божественное видение, то, может быть, именем чрева означает чистоту сердца, в которой памятью написуем Божественные видении. Как Отверзший уста великому Иезекиилю и вложивший в них свиток книжный (Иез. 2, 9), полный текст с обеих сторон — и со вне, и внутри — говорит ему: напитай чрево твое и наполни внутренность (3,3), нарекши чревом мысленную силу души, в которую вложены Божественные уроки; так подобно сему и великий Иеремия, как знаем,

*) Славянский перевод: на доске. (ред.)

359

 

 

чревом именует сердце, мучимое печаль­ными оными мыслями, почему говорит: Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего (Иер. 4, 19). Если же надобно представить из Божественного Писания что-либо прямее ведущее нас к сему разумению, то скажем, что и Господь изрек уверовавшим, говоря, что реки воды живой текут из чре­ва уверовавших в Него. Буквально же чи­тается это так: кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38). Так все сказанное приводит нас к тому, чтобы под именем чрева ра­зуметь чистое сердце, которое делается некою скрижалью Божественного закона в тех, они, как говорит Апостол, показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2,15), не чернилами, но Духом Бога живого, при чем таковые письмена начертаны в душе не на скрижалях каменных, но, по слову Апостола, на чистых, гладких и блестя­щих скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Ибо таковым надлежит быть владычественному в душе, чтобы отпечатлевалось в нем ясное и не слитное памятование Божественных словес, как бы раздельно начертанное явствен­ными какими письменами. Прекрасно же в похвалу чрева с таковою скрижалью берется и сапфир, потому что сияние сапфира небесного вида. И такое гадательное указание слу-

360

 

 

жит советом *) для нашего сердца горняя мудрствовать и в горняя устремляться, и там успокаивать взоры, где отложено наше сокровище, чтобы не утомляться внимательности к Божественным наставлениям, потому что небесная надежда дает успокоение зрительной силе душевных очей.

 Потом за похвалою чреву следует похвала голеням. Невеста говорит: голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях. Много столпов в дом Премудрости, какой создала она себе. Многие также столпы, укра­шенные разными веществами, подпирали скинию свидения **); верхи их и стояла были золо­тые, а середина столпов украшена серебря­ною обкладкой. О столпах же Церкви (и Церковь есть дом, по слову Апостола: как должно поступать в доме Божием (1 Тим. 3,15)) невеста говорит, что они мраморные, утвер­жденные на золотых подножиях. Посему, что невеста в описании красоты согласна с премудрым Веселеилом, подобно ему и верх и подножия украсив золотом, это явно всякому, кто занимался сказанным о скинии. Ибо как Веселеил, каждому столпу приноровив верх, ставит его на золотом подножии, так здесь невеста, чистым оком взирая на красоту Жениха, говорит, что глава Его чистое не­

*) Так читается по рукописи.

**) Скиния свидения: шатер свидетельства или место общественного богослужения. (Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь.) (ред.)

361

 

 

порченное золото (сие значит слово Кефаз), и о голенях утверждает, что основаны на золотых подножиях. Какое же гадательное значение надлежит прилагать именованию столпы, в этом не удалимся от истинного понятия, научаемые святым Павлом, который наименовал столпами преимуществовавших в числе Апостолов Петра, Иакова и Иоанна. А поскольку следует узнать и то, как можно сделаться столпом, чтобы и нам стать достойными такого названия, то и это опять слышим от премудрости Павла, который говорит, что столп есть и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Посему, хотя истина, служа­щая основанием голеней и украшающая со­бою руки и главу, есть золото; однако же не погрешит, кто утверждение ее превратит в естество мрамора, так что смысл сказанного будет следующий: голени тела столпы мраморные, то есть, светлою жизнью и здравым учением поддерживающие и подпирающие об­щее тело Церкви: чрез них и стопы веры приобретают крепость, и совершается тече­ние добродетели, и восторжением Божественных упований все тело делается превыспренним. Успех в этом достигается этими двумя — истиною и утверждением. Золото применяется к истине, которая, по слову Павла, служит и называется основанием Божественного устроения. Ибо так он гово-

362

 

 

рит: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11). А Христос есть Истина, на которой утверждаются голени, столпы Церкви. Под мрамором разумеем светлость жизни, непоколебимое и непреложное расположение к добру.

 Но как много было столпов в скинии свидения, многие столпы поддерживали собою и дом премудрости; ныне же достаточно двух, чтобы держать на себе все тело; то, может быть, цель этой загадки надлежит возвести к иному какому смыслу. Ибо, ду­маю, этим подготовляется такая мысль: много разных путеуказаний закона к добродетели, много заповедей премудрости, клонящихся к одной и той же цели, но сокращенное еван­гельское слово все совершенство жизни добро­детельной сводит в нечто удобоисчисляемое и немногосложное, по слову Господа, так изрекшего на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Без сомнения же равная потребна сила нести тяжесть или повешенную, или наложенную, ибо в обоих случаях усматривается одно напряжение силы у несущего бремя тем и другим способом: потому что одинаково несет на себе, висит ли на нем тяжесть, или ладонью подпирает несомое. Итак, поскольку Господь говорит, на сих двух заповедях утверждается весь за-

363

 

 

кон и пророки; а невеста говорит теперь, что тело несут на себе два столпа, утвержденные на золотых подножиях, то хо­рошо будет с обозрением загадки о голенях принять в рассмотрение две оные заповеди, из которых одну Господь именует первою, а другую — подобною первой, говоря, что любить Бога от всего сердца всею душой и силой, есть первая заповедь; а любить ближнего, как самого себя, равносильная первой. Да и Павел, как бы в некий дом к принятии Бога уготовляя *) великого Тимофея, ставит в нем два сии столпа, одно­му придавая имя веры, а другому — совести (1 Тим. 1, 5), верою означая любовь к Богу от всего сердца, всею душой и силой, а благою совестью — исполненное любви расположение к ближнему. Может быть, найден­ный теперь смысл не противоречит преж­нему понятию, потому что тем и другим способом можно сделаться столпами, подоб­ными Петру, Иакову и Иоанну, и если кто иной, подобно им, сделался или сделается достойным такого имени. Ибо кто совершен в сих двух заповедях, тот устрояет себя, по слову Апостола, в столп и утвер­ждение истины (1 Тим. 3, 15); потому что этими двумя преспеяниями целое тело истины

*) По рукописи: ἐν ἀυτῶ.              

364

 

 

подпирается, как бы какими голенями, и золотое основание фундамента веры дает помыслам неуклонность, неизменность и твердость во всяком добре.

 После сих похвал, как бы в сокращении представляя всю красоту Женихову, невеста говорит: вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! Этим, думаю, яснее обозначает невеста, что похвала относится к красот Же­ниховой в видимом, видимым же называю то, что Апостол из отдельных членов, составляющих собою Церковь, представляет в виде тела. Один вид у Него,— говорит невеста,— тьмы кедров, которыми повсюду покрыт Ливан, давая знать сказанным, что ничто низкое и пресмыкающееся по земле не служит к благообразию тела, если не воз­высится, подобно кедру, и не поспешит достигнуть вершины. Лучше же уразумеем сперва сравниваемое в словах сих. Вид Его, говорит, подобен Ливану. Избрание же всякой вещи бывает вследствие сравнения с противоположным. Посему, так как доброе одноименно, действитель­но ли оно таково, или и не таково, но признает­ся таковым по обольщению и представля­ется тем, чем оно не является, то не погрешающий в суждении о хорошем избранное действительное добро

365

 

 

предпочитает *) обман­чивому. Поскольку здесь вид Жениха невеста уподобила избранному Ливану, то вследствие сего предполагается словом, что должно разуметь два Ливана,— один лукавый и отверженный, по пророчеству, сокрушаемый, подобно тельцу, вместе с кедрами ливан­скими (Пс. 28,5.6), а другой — избранный и досточестный, которого красота боголепна и богоподобна. Разумеемое же в сказанном таково: в смысле собственном, истинном и первоначальном один есть Царь, Царь всякого создания; однако же и миродержитель тьмы величает себя царским именем. Легионы Ангелов у истинного Царя, и легионы демонов у князя власти темные.

 Начала, Власти и Силы у Царя царствую­щих и Господа господствующих; но и тот, по слову Апостола, имеет у себя начала и власти, и силы, которые будут приведены в бездействие, когда зло обратится в ничто, как бы несуществующее; когда, — сказано у апо­стола,— упразднит всякое начальство и всякую власть и силу (1 Кор. 15, 24). На престоле высоком и превознесенном видит Пророк сидящего Царя славы (Ис. 6, 1); и тот возвещает, что выше звезд поставит престол свой и будет подобен Вышнему (Ис. 14,13). Со­суды избранные в великом дому Своем имеет

*) Переведено по рукописи.

366

 

 

Владыка вселенной; и у того есть сосу­ды гнева совершены в погибель (Рим. 9, 22). Еще жизнь и мир чрез Ангелов подает достойным Владыка Ангелов; и тот негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов (Пс. 77, 49). И нужно ли подробно говорит о всем, чем противник превозносится пред Естеством добра?

 Итак, поскольку гора Ливан, повсюду за­росшая и покрытая высокими кедрами, для чувств замечательное зрелище, то по сему самому гора сия очевидными примерами делится в Писании по противоположным понятиям, будучи взята для особой цели в том или другом значении. Так у одних и тех же Пророков можно видеть одно и тоже имя с разными значениями, употребляемыми в похвалу и в осуждение. Господь сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу (Пс. 28, 5. 6), подобно сли­тому в пустыне тельцу (и этим пророчество научает, что самый порок и всякая порождаемая им высота, превозносящаяся над боговедением, обратится в ничто); то приемлет слово это в лучшем его значении, гово­ря: праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс. 91,13). Ибо истинно праведный (а праведный есть Господь), нас ради происшедший от земли, сей высоковетвистая пальма, возросшая в

367

 

 

лесу естества нашего, делается горою, на ко­торой умножаются кедры, укореняющиеся на ней верою. Они то, как скоро насажденные будут в доме Божием, цветут во дворах Бога нашего (14). Под домом же, в котором происходить насаждение кедров Божиих, по руководству Апостола, уразумели мы Церковь; а под дворами — вечные скинии, в которых будет цветение, а в надлежащие времена и явление благих надежд. Итак, поскольку тело Христово составляется из отдельных членов, и многие члены делаются единым телом, как говорит Апостол (1 Кор. 12,12); то по сему самому всецелую красоту Жениха наименовала невеста подобеием Ливана, определяя этим разность Ливана избранного с отверженным. Этот Ливан, по слову Исаии, падет вместе с высотами, когда произойдет отрасль от корня Иессеева, и произрастет жезл власти (Ис. 11, 1), который естество льва, рыси и скорпионов превратит в ручное и кроткое, так что теленок, и молодой лев пастись будут, барс будет лежать вместе с козленком (11, 6,7), а управлять ими станете тот младенец, Который родился нам (Ис. 9,6), которого рука бывает в пещере скорпионов, прикасается к детенышам скорпионов и в бездействие приво­дит яд их. Когда совершится это, говорит Пророк, Ливан падет от Всемогущего (Ис. 10, 34). На что указывает пророчество этими

368

 

 

загадочными выражениями, излишне было бы излагать в точности, так как для всякого это явно. Ибо кто не знает родившееся нам Младенец, касающееся рукою скорпионов, власть Которого губительных зверей делает прихо­дящими в забвение о природной своей лютости, способными жить вместе с животными крот­кими. Итак, поскольку чрез это падает Ливан,— эта злоба, а вместе с тем падает и начало зла,— эти возношения на истину, то и невеста красоту Господа уподобляет Ливану избранному, выражая это словами так: вид его подобен Ливану, величествен, как кедры.

 Но невеста присовокупляет сообразную похвалу и гортани, именуя ее сладостью и желанием. Буквально же читается это так: уста его - сладость, и весь он - любезность. А наше о сем разумение таково: часть, лежащую ниже подбородка, обыкновенно называем гортанью. В ней, говорят, зарождается звук, приво­димый в движение приражением воздуха из дыхательной жилы. Поскольку прекрасные слова суть сот медовый, а орудие слова есть голос, зарождение которого в гортани, то не погрешит, может быть, кто разумеет так, что этим именем означаются те служители и истолкователи слова, в которых говорит Христос. Ибо и великий Иоанн на вопросы кто он, назвал себя гласом (Ин. 1, 23), потому что был предтечей Слова. И блажен­-

369

 

 

ный Павел представил опыт говорящего в нем Христа (2 Кор. 13, 3); у Него заимствовав себе глас, был сладостью, когда говорил Им. И все Пророки, орудия своего голоса предоставив Духу, издававшему ими звуки, сделались сладостью, из своей гор­тани источая Божественный мед, которым и цари, и простолюдины пользуются во здравие, и наслаждение им не пресекает пожелания сытостью, но приобщением вожделеваемого еще более питает желание. Посему-то неве­ста всего Его и называет желанием, этим словом, как бы определением каким, опи­сывая красоту Искомого: весь он - любезность, говорит она. Как блаженны те члены, ради которых целое делается желанием, по при­чине совершенства во всяком добре, и ко­торые производит своею совокупностью слиянную достолюбезную красоту, так что целое вожделенно не по очам только и рукам, или кудрям, но и по ногам, и рукам, и голеням, а подобно и по гортани; и ни один из членов не уступает другим в избыт­ке красоты.

 Вот кто, — говорит невеста, возлюбленный мой, продолжает она, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские. В словесном этом изобра­жении представив взорам их все признаки, по которым возможно было открытие искомого, наконец, выражается указательно, говоря: вот

370

 

 

искомый. Тот, Который, сделавшись Братом, воссиял нам от Иуды, стал ближним попавшему разбойнику, исцелил раны елеем, вином и перевязками, всадил на своего скота, успокоил в гостинице, дал два динария, заботясь об его жизни, и обещал при возвращении отдать, что будет прибавлено на это заповеданное дело (Лук. 10, 30. 34. 35).

 Без сомнения же явно, к чему клонится каждое из сих действий. Ибо законнику, ко­торому хотелось показать, что он выше других, и который по гордости пренебрегал иметь равную с другими честь, когда искушал он Господа вопросом: а кто мой ближний (Лук. 10, 29)? Тогда в виде рассказа Слово изложило все человеколюбивое домостроитель­ство, представляя нисхождение человека с горней страны, козни разбойников, совлечение нетленной ризы, греховные язвы, возобладание смерти над половиною естества, потому что бессмертною остается только душа; и бесполезное прохождение закона, так как ни священник, ни левит не уврачевали ран впадшего в раз­бойники; ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр. 10, 4). А Кто возложил на Себя все человеческое естество в начатке смешения, в котором была часть каждого народа: иудея и самарянина, и эллина, и решительно всех людей, Тот с телом, то есть

371

 

 

с подъяремником, пришедши *) на место человеческого злострадания, уврачевал язвы, упокоил, всадив его на свой скот, и гостиницу сделал для него местом человеколюбивого смотрения, где упокоиваются все труждающиеся и обремененные. А кто в Нем, тот, без сомнения, принимает в себя Того, в Ком пребывает, ибо так изрек­ло Слово: пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Посему приявший Его в собственном своем помещении дает в себе пристанище Невместимому, приемлет от Него два сребряника, из которых один — любовь к Богу от всего сердца, а другой — любовь к ближнему, как к самому себе, как отвъчал и законник. И как не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Римл. 2, 13), то не принять только надлежит сии два сребряника, разумею веру в Бога и добрую совесть к единоплеменникам, но должно и самому при­внести нечто делами к исполнению сих заповедей. Потому Господь и говорит гостиннику, что все, сделанное им в услугу злостраждущему, во второе Свое пришествие примет по достоинству рачения. Итак, Кто по таковому человеколюбию стал нашим

*) По рукописи: ἐπιζάντα.

372

 

 

ближним, как воссиявший нам от Иуды сделался Братом,— Того отроковицам указует слово невесты, Того чистая невеста объявляет дщерям Иерусалимским, когда говорит: Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские.

 По этим объявленным признакам да найдем и да примем Его и мы ко спасению душ наших, по руководству Святого Духа. Ему слава во веки веков! Аминь.

 

 


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.