13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Григорий Нисский, святитель
Григорий Нисский, свт. Беседа 14. Толкование на Песн. 5, 13 -16
ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕСН. 5, 13-16
Щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру; руки его - золотые кругляки, усаженные топазами; живот его - как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! (Песн. 5, 13-16)
Питающий чистым молоком младенчествующих еще духовным возрастом, став питателем новорожденных в Церкви, как говорит сам Апостол (1 Петр. 2, 2), хлеб премудрости сберегает совершенным по внутреннему человеку, сказав: мудрость же мы проповедуем между совершенными (1 Кор. 2,6), которые, упражнением в добрых учениях имея навыком приучены (Евр. 5,14), делаются способными принимать хлеб премудрости, при питании требуя содействия ланиты, измельчающей пищу зубами рассудка *). По-
*) В рукописи читается: τῆς λεπτοποιοῦσης ἐν τοῖς ἀδοῦσι τῶν λογισμῶν σιαγόνος ἐις τροφην προσδεόμενοι.
346
сему в теле Христовом надлежит быть и ланитам для тех, которые не прилеплены более к сосцам слова, но вожделевают уже пищи более твердой; о которых невеста ведет теперь речь, говоря так: щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру. По рассмотрении того, что касается очей, связь речи требует слова о ланитах, ясно это всякому, слушающему с разумением. Ибо для того оку, неотступно пребывая при полноте духовных вод, надлежит омываться неизменчивым и нелестным млеком, уподобляясь незлобивой голубиц, чтобы общниками собственных своих благ сделать всех, составляющих тело Церкви. Посему то и великий Исаия восшедшему житием на высокую гору, повелевает возопить громким голосом, чтобы слышащие познали от него Господа, Который идет с силою, со властью держит существа в мышце, пасет паству Свою, собирает агнцев, прекрасно благими надеждами утешает имущих во утробе, измерил небо пядью и вместил в меру прах земли. Что и еще кроме этого говорит пророчество, все должно быть проповедано взошедшим на самую вершину (Ис. 40,9-12). Посему, если при этом сила, сообщаемая водами и молоком, служит очам к познанию истины, то, согласно с порядком, вместе с очами восхваляются и ланиты,
347
обязанность которых — разжевывать пищу, служащую к соблюдению естества и силы в теле.
Итак, посмотрим, в чем заключается похвала ланитам, послушаем, что говорит о них сама невеста: щеки Его, — говорит она,— как цветник ароматный, источающий благовоние. Если именем цветника означается в слове расширяющийся в боках сосуд, в котором по устройству утаевается пустота, потому что сосуд по виду не слишком углублен и расширяется не по прямой черте, отчего бока представляются не в точности впалыми и не плоскими, итак, если невеста словом цветник указывает на сосуд такого рода, то похвала ланитам будет иметь для себя основание в сем виде цветника. Ибо может иной сказать, что слово сделало упоминание о цветнике с намерением похвалить простоту, многообъемлемость и не льстивость учения, в котором запрещенная Пророком глубина не может найти себе места, так как сказал он: да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод (Пс. 68,15).
Посему утверждаем, что истина, являющаяся в простоте, без обманчивой какой-либо вместимости, означается именем цветника, вещество которого есть аромат, а назначение — источение благовония. Щеки Его как цветник ароматный, сделанные не из серебра или зо-
348
лота, или стекла, или другого какого подобного вещества, но из самого аромата, источая из себя то, из чего уготовляются мира. Конечно же, из сказанного ясно виден смысл, усматриваемый в сих изречениях, а именно, что чистым очам Церкви свойственно размягчающею силою ланит приуготовлять телу такую пищу, чтобы в сказанном не усматривалось ничего глубоко скрытого и неясного, но все было видно насквозь, свободно, далеко от всякой обманчивой скрытности и глубокости, явственно и для младенцев, как говорит Пророк: откровение Господа верно, умудряет простых. заповедь Господа светла, просвещает очи (Пс. 18,8.9). Если таковы будут цветники слова, то явно окажутся составленными не из земного вещества, но естество их будет из аромата, из того, разумею, аромата, о котором невеста в начал песни говорит, что он лучше всех ароматов. Таким цветником был Павел, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя (2 Кор. 4, 2). В нем вещество отложило то, что было в нем от земли, после того, как крещением сверг он чешую с плотских очей (Деян. 9,18), и уготован
349
вновь из благоухающего аромата, став чадом Святого Духа. Поскольку с таким искусством устроен он в сосуд избранный, то, став цветником для влияния в него вина словесного, уже не имел потребности в человеке, который бы влиял в него ведение тайн. Посему-то не стал тогда же советоваться с плотью и кровью (Гал. 1,16), но сам производил в себе и источал божественное питие, благоуханием Христовым из разнообразных цветов добродетелей уготовляя миро слушающим, так что по различию и особенностям приемлющих слово, сообразно с потребностью ищущего, обретался у него аромат и для иудеев и эллинов, для жен и мужей, для властелинов и рабов, для родителей и детей, для не имеющих закона и живущих под законом. Подлинно, многовидна была у него благодать учения, растворенная всякою добродетелью, потому что цветник этот в приемлющих слово уготовлял миро из многоразличных учений, сообразно с потребностью каждого. Таковые-то ланиты хвалит невеста, живописующая в слове красоту тела Женихова! И что Его красоту имеет в виду похвала ланит, о сем свидетельствует непосредственно следующая за этим речь.
Ибо после ланит похваляются уста, из которых исходит ароматное слово. Похвала же выражается так: губы его - лилии, исто-
350
чают текучую мирру. О двух вместе добродетелях Слова свидетельствует невеста двояким уподоблением; одна из них — истина, блестящею и световидною усматриваемая в изрекаемом, ибо таков вид лилий, белизна которых загадочно означает чистоту и истину возвещаемого; другая же состоит в том, что учением уст указуется одна духовная и невещественная жизнь, по умерщвлении духовным воззрением жизни дольней, в которой действует плоть и кровь. Ибо смирна, истекающая из уст и наполняющая собою душу приемлющего, ясно выражает умерщвление тела. Подобное сему по словоупотреблению многократно наблюдается в Боговдохновенных Писаниях, и слово смирна означает смерть. Посему совершенное и чистое око, делающее ланиту цветником, прозябающим и источающим из себя благовония, делает и то, что лилии словесные цветут в устах, украшенных Божественной белизной. Так слово именует чистых и благоухающих добродетелью, от которых капля смирны делается без недостатка наполняющею мысль приемлющих. И это есть презрение вещественной жизни, когда все желательное в настоящей жизни становится недействительным и мертвым, по причине вожделения высших благ. Такую смирну, смешанную с чистыми лилиями целомудрия, излил некогда из уст
351
Павел в слух святой девы. А дева сия была Фекла, которая, прекрасно прияв в себя душою истекающие капли, смерти предает внешнего человека, угасив в себе всякую плотскую мысль и похоть. По принятии доброго учения мертва у ней юность, мертва видимая красота, мертвы все телесные чувства; живо же в ней одно учение, по которому и ей умирает целый мир, и дева умирает миру. Так и у Корнилия некогда великий Петр, изглашая светлые лилии слова, полными смирны сделал души слушателей, которые, прияв немедленно слово, спогреблись Христу крещением, став мертвыми для сей жизни. И кроме сих можно найти тысячи примеров, как святые, сделавшись устами общего тела Церкви, и слушателей делали полными смирны, мертвящей страсти, процветая лилиями слова, которыми великие поборники веры во времена мученичества в подвигах за благочестие стали преизбыточествовать смирною за доброе исповедание. И нужно ли большим числом примеров распространять о сем речь, когда из сказанного оказывается для нашего разумения явным, почему уста Церкви делаются лилиями, почему с лилий каплет смирна, и почему таковою каплею наполняется душа приемлющих?
Но перейдем уже к следующему за этим слову. Невеста говорит руки его - золотые
352
кругляки, усаженные топазами. *) Что дар ока, несопряженный со служением рук, несовершен для тела Церкви, это ясно узнали мы от великого Павла, который говорит: не может глаз сказать руке: ты мне не надобна (1 Кор. 12, 21). Тогда наипаче видна деятельность очей, когда об остроте зрения очей свидетельствуют дела, рачительностью о прекрасном означая доброе руководство. Поскольку, предложив похвалу рукам Божественного тела, надлежит сказанным руководствоваться в том, чтобы образовать, как следует, тех, которые вместо рук служат в Церкви; то, предложив это божественное изречение, попытаемся, если даст Бог, сколько можно, рассмотреть заключающуюся в нем мысль. Руки Его, — говорит невеста, золотые кругляки, усаженные топазами. Пока из сказанного явствует эта только мысль: какими чертами похваляется вид Главы, те же самые служат к похвале и рук. Но Главою разумеем Христа, в Котором Бог примирил с Собою мир (2 Кор. 5, 19), по слову Павлову, и Который во плоти открыл Себя силами и чудесами. Посему, если сама разумеемая нами Глава наименована в слове самым чистым златом, потому что далека от всякого греха (сказано: не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22)); а о руках говорит невеста, что они зо-
*) Славянский перевод этого места: «руце его обточены златы, наполнены фарсиса».
353
лотые; то явно, что под этим разумеется, а именно, что слово заповедует руке чистоту в полном значении сего слова, безгрешность, устранение и недопущение до себя всякого порока. Руку же разумеем ту, конечно, которая распоряжается достоянием Церкви по требованию заповедей; для нее похвала уподобляться естеству Главы в чистоте и бегрешности. Рука же тогда делается чистою, когда вырезыванием обсекается все, препятствующее красоте. Ибо, как обделывающие мрамор в вид какого-нибудь животного посредством резьбы обсекают на камне и обтачивают то, по отнятии чего подобие принимает сходный с образцом вид, так и для красоты рук тела Церкви надлежит многое обсечь обрезанием помыслов, чтобы рука сделалась подлинно золотою и чистою. Конечно же, всякому очевидно, что вредит красоте руки, не будучи от нее отнято, на пример: человекоугодие, славолюбие, любостяжательность, внимание к одному внешнему, вменение себе в какую-то знаменитость того, что есть в руках, обращение собранного исполнением заповедей в забаву и собственное свое наслаждение. Надобно, все это и подобное сему отсекши орудиями помыслов, оставить одно чистое и неподдельное золото произволения, уподобляющееся пречистой Главе. Но яснее будет для нас сказанное, по
354
слову Апостола, который, наименовав Бога верным (1 Кор. 1,9), не иного чего желает искать в строителях, а только, да окажется верным, написав буквально так: от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным (1 Кор. 4, 2). Посему верный и благоразумный строитель, вместо руки служащие Церкви, подражая в жизни премудрому своему Владыке, показывает, что рука тела подобно Главе — золотая. Не был такою рукою в теле Апостолов этот Иуда, жалкий и бедный, лучше же сказать, ненавистный и проклятый, которому вверено было домостроительство бедных, но он не отсек проказу любостяжательности и, будучи хранителем ковчежца от татей, стал татем себя самого, собственными своими руками похищая то, что имел у себя в руках, обращая внимание не на заповедь, но на деньги, наслаждение которыми сделалось для него какою-то *) добровольною удавкой, отчуждением от жизни, конечною гибелью души, худым памятником, сохраняющимся на все по нем время. Посему обточенными и обрезанными надлежит быть рукам, чтобы, по отнятии всего, что приросло худого, остальное было золото, соответствовало по виду красоте Главы.
А слово фарсис **), по употреблению в Пи-
*) Переведено по рукописи.
**) Фарсис: Таршиш תַּרְשִׁישׁ, в греко-латинской передаче Фарсис (лат. Tharsis) — в наиболее распространенном значении: место, откуда экспортировалось серебро (Иер. 10:9). Слово «таршиш» фигурирует еще в нескольких местах, допуская многозначные трактовки: драгоценный камень в наперснике he:תרשיש (אבן חן מקראית); ангельский чин таршишим (во мн. числе). (Википедия) (ред.)
355
сании, многозначительно, не всегда встречается в одном и том же смысле; напротив того, значение его нередко берется в осуждение и нередко — в признание Божественности и ублажения. Когда Пророк Иона бежит от лица Божия, ищет корабль, идущий в Фарсис (Ион. 1,3). И великий Давид говорит, что корабли фарсийские сокрушаются духом бурным (Пс. 47,8). А бурным, думаю, называется Дух, явившийся ученикам, собранным в горнице, который сперва познан по слуху, как бы от несущегося сильного ветра, а потом явился и очам, представившись в образе языков, и уподобляясь озаряющему естеству огня (Деян. 2,2. 3), и которым сокрушается во многих видах вторгающийся в естество человеческое порок, у Пророка названный кораблями фарсийскими. Вот места, в которых означается этим именем худшее. Но великий Иезекииль, описывая видение бывшего ему Богоявления, вид одного из Божественных созерцании выражает словом, говоря следующее: виде его, яко видение фарсиса (Иез. 1,16). В точности исследовавшие выразительность еврейских речений говорят, что речением: фарсис означается в пророчестве нечто бесцветное, духовное и бесплотное. Посему при двояком значении *) речения, поскольку явно, что озна-
*) По рукописи: διαλὴς.
356
чаемое здесь этим словом взято в лучшем смысл (укоризненного никто не принял бы в похвалу), следует о похваляемых руках разуметь слово это так, что, дочиста обточив на себе все излишнее и телесное, переходят он в нечто божественное и духовное, отрясши всякое вещественное и тяжелое отношение к житейскому. Так, например, по рассказам гранильщики камней поступают с куском изумруда: все темное и земленистое стирая и уничтожая точильным камнем, оставляют неуничтоженным только то, в чем есть чистый некий зеленоватый и вместе оливковый блеск. Это то, кажется мне, яснее истолковывая, божественный Апостол в одном из своих посланий дает совет, что надлежит прерывать сношение с видимым и устремляться пожеланиями к невидимому: не смотрящим нам,— говорит он,— видимых, но невидимых: видимое временно, а невидимое вечно. (2 Кор. 4,18). Итак, в похвале рукам приметили мы это, как, обточенные от пристрастия к вещественному, делаются он чистыми, произволением изменяемые в нечто невещественное и духовное. Ибо руки его, говорит невеста, золотые кругляки, усаженные топазами *).
Порядок же требует рассмотреть и следующую за этим речь, в которой идет слово о чреве. Буквально это читается так:
*) Славянский перевод: фарсисами (ред.)
357
живот его - как изваяние (πυξίον) из слоновой кости, обложенное сапфирами. Когда законодатель естества дает Моисею закон, начертанный на каменных досках, доски сии, на которых изображены были божественный начертания, наименовал скрижалями (πυξία) каменными. И Вещавший о них Моисею сказал так: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди (Исх. 24, 12). Но после того, когда евангельскою ясностью стерто с закона телесное и землянистое, уже не каменная скрижаль приемлет на себя письмена, но нечто из блестящей только что выглаженной слоновой кости. Ибо приемлющее заповеди и законы, что наименовано животом, невеста называет как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами. Сперва нужным почитаю объяснить в слове чувственный образец, а потом уже приступить к обозрению сказанного. Букс (πύξις) *), из которого те, кому нужно писать, выделывают себе дощечки, есть дерево плотное и беловатое. Посему такая дощечка, приготовленная для начертания на ней букв, хотя бы по случаю сделана была и из другого вещества не в точном употреблении слова называется πυξίον. Итак, слыша слово «πυξίον», разумеем некий гладкий снаряд, годный для помещения на нем текста. Поскольку слово «πυξίον» есть родовое имя таких дощечек, то здесь Пи-
*) Букс: [ муж. род ] буксусник, букшпан, зеленичье дерево, кустистое деревцо, из семейства молочайных. Buxus sempervirens, самшит кавк. в поделках, пальма, с голланд. по названию пяди и складных футов, делаемых из этого дерева. Буксовый, самшитовый, пальмовый. (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.) (ред.)
358
сание присовокупляет и виде вещества, употребленного в образце, сказывая, что устройство снаряда не из дерева, а из слоновой кости. Слоновая же кость, как говорят, по великой плотности и твердости, весьма долго остается не гниющею, и никакой порчи не терпит от времени. А сапфир лазоревым видом цвета доставляет отдохновение утомленным глазам с усиленным вниманием читавших исписанные скрижали, так как лучи такого цвета естественно успокаивают собою зрение. Посему, таков образец, которому сравнительно уподобляется восхваляемое чрево Церкви. А я, слыша пророчество, от лица Божия повелевающее: запиши видение и начертай ясно на скрижалях (Авв. 2, 2) *), составляю себе понятие о том, что в похваляемом теле Господа надлежит разуметь под именем чрева. Ибо, если слово повелевает явственно написать на скрижалях Божественное видение, то, может быть, именем чрева означает чистоту сердца, в которой памятью написуем Божественные видении. Как Отверзший уста великому Иезекиилю и вложивший в них свиток книжный (Иез. 2, 9), полный текст с обеих сторон — и со вне, и внутри — говорит ему: напитай чрево твое и наполни внутренность (3,3), нарекши чревом мысленную силу души, в которую вложены Божественные уроки; так подобно сему и великий Иеремия, как знаем,
*) Славянский перевод: на доске. (ред.)
359
чревом именует сердце, мучимое печальными оными мыслями, почему говорит: Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего (Иер. 4, 19). Если же надобно представить из Божественного Писания что-либо прямее ведущее нас к сему разумению, то скажем, что и Господь изрек уверовавшим, говоря, что реки воды живой текут из чрева уверовавших в Него. Буквально же читается это так: кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38). Так все сказанное приводит нас к тому, чтобы под именем чрева разуметь чистое сердце, которое делается некою скрижалью Божественного закона в тех, они, как говорит Апостол, показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2,15), не чернилами, но Духом Бога живого, при чем таковые письмена начертаны в душе не на скрижалях каменных, но, по слову Апостола, на чистых, гладких и блестящих скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Ибо таковым надлежит быть владычественному в душе, чтобы отпечатлевалось в нем ясное и не слитное памятование Божественных словес, как бы раздельно начертанное явственными какими письменами. Прекрасно же в похвалу чрева с таковою скрижалью берется и сапфир, потому что сияние сапфира небесного вида. И такое гадательное указание слу-
360
жит советом *) для нашего сердца горняя мудрствовать и в горняя устремляться, и там успокаивать взоры, где отложено наше сокровище, чтобы не утомляться внимательности к Божественным наставлениям, потому что небесная надежда дает успокоение зрительной силе душевных очей.
Потом за похвалою чреву следует похвала голеням. Невеста говорит: голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях. Много столпов в дом Премудрости, какой создала она себе. Многие также столпы, украшенные разными веществами, подпирали скинию свидения **); верхи их и стояла были золотые, а середина столпов украшена серебряною обкладкой. О столпах же Церкви (и Церковь есть дом, по слову Апостола: как должно поступать в доме Божием (1 Тим. 3,15)) невеста говорит, что они мраморные, утвержденные на золотых подножиях. Посему, что невеста в описании красоты согласна с премудрым Веселеилом, подобно ему и верх и подножия украсив золотом, это явно всякому, кто занимался сказанным о скинии. Ибо как Веселеил, каждому столпу приноровив верх, ставит его на золотом подножии, так здесь невеста, чистым оком взирая на красоту Жениха, говорит, что глава Его чистое не
*) Так читается по рукописи.
**) Скиния свидения: шатер свидетельства или место общественного богослужения. (Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь.) (ред.)
361
порченное золото (сие значит слово Кефаз), и о голенях утверждает, что основаны на золотых подножиях. Какое же гадательное значение надлежит прилагать именованию столпы, в этом не удалимся от истинного понятия, научаемые святым Павлом, который наименовал столпами преимуществовавших в числе Апостолов Петра, Иакова и Иоанна. А поскольку следует узнать и то, как можно сделаться столпом, чтобы и нам стать достойными такого названия, то и это опять слышим от премудрости Павла, который говорит, что столп есть и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Посему, хотя истина, служащая основанием голеней и украшающая собою руки и главу, есть золото; однако же не погрешит, кто утверждение ее превратит в естество мрамора, так что смысл сказанного будет следующий: голени тела столпы мраморные, то есть, светлою жизнью и здравым учением поддерживающие и подпирающие общее тело Церкви: чрез них и стопы веры приобретают крепость, и совершается течение добродетели, и восторжением Божественных упований все тело делается превыспренним. Успех в этом достигается этими двумя — истиною и утверждением. Золото применяется к истине, которая, по слову Павла, служит и называется основанием Божественного устроения. Ибо так он гово-
362
рит: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11). А Христос есть Истина, на которой утверждаются голени, столпы Церкви. Под мрамором разумеем светлость жизни, непоколебимое и непреложное расположение к добру.
Но как много было столпов в скинии свидения, многие столпы поддерживали собою и дом премудрости; ныне же достаточно двух, чтобы держать на себе все тело; то, может быть, цель этой загадки надлежит возвести к иному какому смыслу. Ибо, думаю, этим подготовляется такая мысль: много разных путеуказаний закона к добродетели, много заповедей премудрости, клонящихся к одной и той же цели, но сокращенное евангельское слово все совершенство жизни добродетельной сводит в нечто удобоисчисляемое и немногосложное, по слову Господа, так изрекшего на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Без сомнения же равная потребна сила нести тяжесть или повешенную, или наложенную, ибо в обоих случаях усматривается одно напряжение силы у несущего бремя тем и другим способом: потому что одинаково несет на себе, висит ли на нем тяжесть, или ладонью подпирает несомое. Итак, поскольку Господь говорит, на сих двух заповедях утверждается весь за-
363
кон и пророки; а невеста говорит теперь, что тело несут на себе два столпа, утвержденные на золотых подножиях, то хорошо будет с обозрением загадки о голенях принять в рассмотрение две оные заповеди, из которых одну Господь именует первою, а другую — подобною первой, говоря, что любить Бога от всего сердца всею душой и силой, есть первая заповедь; а любить ближнего, как самого себя, равносильная первой. Да и Павел, как бы в некий дом к принятии Бога уготовляя *) великого Тимофея, ставит в нем два сии столпа, одному придавая имя веры, а другому — совести (1 Тим. 1, 5), верою означая любовь к Богу от всего сердца, всею душой и силой, а благою совестью — исполненное любви расположение к ближнему. Может быть, найденный теперь смысл не противоречит прежнему понятию, потому что тем и другим способом можно сделаться столпами, подобными Петру, Иакову и Иоанну, и если кто иной, подобно им, сделался или сделается достойным такого имени. Ибо кто совершен в сих двух заповедях, тот устрояет себя, по слову Апостола, в столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15); потому что этими двумя преспеяниями целое тело истины
*) По рукописи: ἐν ἀυτῶ.
364
подпирается, как бы какими голенями, и золотое основание фундамента веры дает помыслам неуклонность, неизменность и твердость во всяком добре.
После сих похвал, как бы в сокращении представляя всю красоту Женихову, невеста говорит: вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! Этим, думаю, яснее обозначает невеста, что похвала относится к красот Жениховой в видимом, видимым же называю то, что Апостол из отдельных членов, составляющих собою Церковь, представляет в виде тела. Один вид у Него,— говорит невеста,— тьмы кедров, которыми повсюду покрыт Ливан, давая знать сказанным, что ничто низкое и пресмыкающееся по земле не служит к благообразию тела, если не возвысится, подобно кедру, и не поспешит достигнуть вершины. Лучше же уразумеем сперва сравниваемое в словах сих. Вид Его, говорит, подобен Ливану. Избрание же всякой вещи бывает вследствие сравнения с противоположным. Посему, так как доброе одноименно, действительно ли оно таково, или и не таково, но признается таковым по обольщению и представляется тем, чем оно не является, то не погрешающий в суждении о хорошем избранное действительное добро
365
предпочитает *) обманчивому. Поскольку здесь вид Жениха невеста уподобила избранному Ливану, то вследствие сего предполагается словом, что должно разуметь два Ливана,— один лукавый и отверженный, по пророчеству, сокрушаемый, подобно тельцу, вместе с кедрами ливанскими (Пс. 28,5.6), а другой — избранный и досточестный, которого красота боголепна и богоподобна. Разумеемое же в сказанном таково: в смысле собственном, истинном и первоначальном один есть Царь, Царь всякого создания; однако же и миродержитель тьмы величает себя царским именем. Легионы Ангелов у истинного Царя, и легионы демонов у князя власти темные.
Начала, Власти и Силы у Царя царствующих и Господа господствующих; но и тот, по слову Апостола, имеет у себя начала и власти, и силы, которые будут приведены в бездействие, когда зло обратится в ничто, как бы несуществующее; когда, — сказано у апостола,— упразднит всякое начальство и всякую власть и силу (1 Кор. 15, 24). На престоле высоком и превознесенном видит Пророк сидящего Царя славы (Ис. 6, 1); и тот возвещает, что выше звезд поставит престол свой и будет подобен Вышнему (Ис. 14,13). Сосуды избранные в великом дому Своем имеет
*) Переведено по рукописи.
366
Владыка вселенной; и у того есть сосуды гнева совершены в погибель (Рим. 9, 22). Еще жизнь и мир чрез Ангелов подает достойным Владыка Ангелов; и тот негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов (Пс. 77, 49). И нужно ли подробно говорит о всем, чем противник превозносится пред Естеством добра?
Итак, поскольку гора Ливан, повсюду заросшая и покрытая высокими кедрами, для чувств замечательное зрелище, то по сему самому гора сия очевидными примерами делится в Писании по противоположным понятиям, будучи взята для особой цели в том или другом значении. Так у одних и тех же Пророков можно видеть одно и тоже имя с разными значениями, употребляемыми в похвалу и в осуждение. Господь сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу (Пс. 28, 5. 6), подобно слитому в пустыне тельцу (и этим пророчество научает, что самый порок и всякая порождаемая им высота, превозносящаяся над боговедением, обратится в ничто); то приемлет слово это в лучшем его значении, говоря: праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс. 91,13). Ибо истинно праведный (а праведный есть Господь), нас ради происшедший от земли, сей высоковетвистая пальма, возросшая в
367
лесу естества нашего, делается горою, на которой умножаются кедры, укореняющиеся на ней верою. Они то, как скоро насажденные будут в доме Божием, цветут во дворах Бога нашего (14). Под домом же, в котором происходить насаждение кедров Божиих, по руководству Апостола, уразумели мы Церковь; а под дворами — вечные скинии, в которых будет цветение, а в надлежащие времена и явление благих надежд. Итак, поскольку тело Христово составляется из отдельных членов, и многие члены делаются единым телом, как говорит Апостол (1 Кор. 12,12); то по сему самому всецелую красоту Жениха наименовала невеста подобеием Ливана, определяя этим разность Ливана избранного с отверженным. Этот Ливан, по слову Исаии, падет вместе с высотами, когда произойдет отрасль от корня Иессеева, и произрастет жезл власти (Ис. 11, 1), который естество льва, рыси и скорпионов превратит в ручное и кроткое, так что теленок, и молодой лев пастись будут, барс будет лежать вместе с козленком (11, 6,7), а управлять ими станете тот младенец, Который родился нам (Ис. 9,6), которого рука бывает в пещере скорпионов, прикасается к детенышам скорпионов и в бездействие приводит яд их. Когда совершится это, говорит Пророк, Ливан падет от Всемогущего (Ис. 10, 34). На что указывает пророчество этими
368
загадочными выражениями, излишне было бы излагать в точности, так как для всякого это явно. Ибо кто не знает родившееся нам Младенец, касающееся рукою скорпионов, власть Которого губительных зверей делает приходящими в забвение о природной своей лютости, способными жить вместе с животными кроткими. Итак, поскольку чрез это падает Ливан,— эта злоба, а вместе с тем падает и начало зла,— эти возношения на истину, то и невеста красоту Господа уподобляет Ливану избранному, выражая это словами так: вид его подобен Ливану, величествен, как кедры.
Но невеста присовокупляет сообразную похвалу и гортани, именуя ее сладостью и желанием. Буквально же читается это так: уста его - сладость, и весь он - любезность. А наше о сем разумение таково: часть, лежащую ниже подбородка, обыкновенно называем гортанью. В ней, говорят, зарождается звук, приводимый в движение приражением воздуха из дыхательной жилы. Поскольку прекрасные слова суть сот медовый, а орудие слова есть голос, зарождение которого в гортани, то не погрешит, может быть, кто разумеет так, что этим именем означаются те служители и истолкователи слова, в которых говорит Христос. Ибо и великий Иоанн на вопросы кто он, назвал себя гласом (Ин. 1, 23), потому что был предтечей Слова. И блажен-
369
ный Павел представил опыт говорящего в нем Христа (2 Кор. 13, 3); у Него заимствовав себе глас, был сладостью, когда говорил Им. И все Пророки, орудия своего голоса предоставив Духу, издававшему ими звуки, сделались сладостью, из своей гортани источая Божественный мед, которым и цари, и простолюдины пользуются во здравие, и наслаждение им не пресекает пожелания сытостью, но приобщением вожделеваемого еще более питает желание. Посему-то невеста всего Его и называет желанием, этим словом, как бы определением каким, описывая красоту Искомого: весь он - любезность, говорит она. Как блаженны те члены, ради которых целое делается желанием, по причине совершенства во всяком добре, и которые производит своею совокупностью слиянную достолюбезную красоту, так что целое вожделенно не по очам только и рукам, или кудрям, но и по ногам, и рукам, и голеням, а подобно и по гортани; и ни один из членов не уступает другим в избытке красоты.
Вот кто, — говорит невеста, возлюбленный мой, продолжает она, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские. В словесном этом изображении представив взорам их все признаки, по которым возможно было открытие искомого, наконец, выражается указательно, говоря: вот
370
искомый. Тот, Который, сделавшись Братом, воссиял нам от Иуды, стал ближним попавшему разбойнику, исцелил раны елеем, вином и перевязками, всадил на своего скота, успокоил в гостинице, дал два динария, заботясь об его жизни, и обещал при возвращении отдать, что будет прибавлено на это заповеданное дело (Лук. 10, 30. 34. 35).
Без сомнения же явно, к чему клонится каждое из сих действий. Ибо законнику, которому хотелось показать, что он выше других, и который по гордости пренебрегал иметь равную с другими честь, когда искушал он Господа вопросом: а кто мой ближний (Лук. 10, 29)? Тогда в виде рассказа Слово изложило все человеколюбивое домостроительство, представляя нисхождение человека с горней страны, козни разбойников, совлечение нетленной ризы, греховные язвы, возобладание смерти над половиною естества, потому что бессмертною остается только душа; и бесполезное прохождение закона, так как ни священник, ни левит не уврачевали ран впадшего в разбойники; ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр. 10, 4). А Кто возложил на Себя все человеческое естество в начатке смешения, в котором была часть каждого народа: иудея и самарянина, и эллина, и решительно всех людей, Тот с телом, то есть
371
с подъяремником, пришедши *) на место человеческого злострадания, уврачевал язвы, упокоил, всадив его на свой скот, и гостиницу сделал для него местом человеколюбивого смотрения, где упокоиваются все труждающиеся и обремененные. А кто в Нем, тот, без сомнения, принимает в себя Того, в Ком пребывает, ибо так изрекло Слово: пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Посему приявший Его в собственном своем помещении дает в себе пристанище Невместимому, приемлет от Него два сребряника, из которых один — любовь к Богу от всего сердца, а другой — любовь к ближнему, как к самому себе, как отвъчал и законник. И как не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Римл. 2, 13), то не принять только надлежит сии два сребряника, разумею веру в Бога и добрую совесть к единоплеменникам, но должно и самому привнести нечто делами к исполнению сих заповедей. Потому Господь и говорит гостиннику, что все, сделанное им в услугу злостраждущему, во второе Свое пришествие примет по достоинству рачения. Итак, Кто по таковому человеколюбию стал нашим
*) По рукописи: ἐπιζάντα.
372
ближним, как воссиявший нам от Иуды сделался Братом,— Того отроковицам указует слово невесты, Того чистая невеста объявляет дщерям Иерусалимским, когда говорит: Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские.
По этим объявленным признакам да найдем и да примем Его и мы ко спасению душ наших, по руководству Святого Духа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.