Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Нисский, святитель

Григорий Нисский, свт. Толкование на Песнь Песней. Предисловие. К Олимпиаде

 

 

И честной твоей жизни, и чистой твоей душе признал я приличным тщательное изучение Песни песней, с намерением, как и лично, и письменно изъясняла ты нам, при надлежащем обозрении книги сделать явным сокровенное в речениях любомудрие, здравыми понятиями очищенное от буквального, с первого взгляда усматриваемого, словозначения. Почему охотно соглашаюсь, что заботливость твоя об этом не только полезна тебе для твоей нравственности (ибо уверен, что око души твоей чисто от всякой страстной и нечистой мысли, и в сих Божественных речениях беспрепятственно усматривает беспримесную красоту), но послу-

1

 

 

жит даже неким руководством для людей более плотских, чтобы и им прийти в духовное и невещественное состояние души, к какому ведет книга сия сокровенною в ней премудростью.

Но поскольку некоторым из принадлежащих к Церкви кажется общим правилом держаться буквы Святого Писания, и они не соглашаются, чтобы в нем на пользу нашу говорилось что-либо загадочно и намеками: то необходимым почитаю прежде всего пред обвиняющими нас оправдаться в этом, и именно, что не делаем ничего несообразного, стараясь в Божественном и боговдохновенном Писании всячески уловлять полезное для нас; так что, если полезно сколько-нибудь буквальное чтение, понимаемое в том смысле, в каком сказано, то имеем уже в готовности требуемое: если же что сказанное с скрытностью, загадочно и предположительно не служить к пользе по ближайшему сего разумению, то таковые изречения, как предписывает слово, обучающее нас притчами, будем брать в ином значении, разумея сказанное, или как притчу, или как темное слово, или как изречения мудрых, или как одну из загадок (Прит. 1, 6). И по науке истолкования, пожелает ли кто назвать это применением речи, или иносказанием, или чем другим, не будем спо-

2

 

 

рить об имени, только бы держаться полезных разумений.

Ибо и великий Апостол, говоря, что закон духовен (Рим. 7,14), под именем Закона заключает и исторические повествования, так что все богодухновенное Писание для читающих есть Закон не только явственными заповедями, но и историческими повествованиями, разумеющих глубоко обучающий ведению тайн и чистому образу жития. Способом же толкования пользуется Апостол, каким ему угодно, имея в виду полезное; а не заботится об имени, какое надлежит дать способу толкования. Напротив того, намереваясь обратить историю в доказательство домостроительства о заветах, в одном месте говорит, что изменяет голос (Гал. 4, 20); а потом, упомянув о других чадах у Авраама, рожденных ему от рабы и от свободной, воззрение на них называет иносказанием (Гал. 4, 24); также, изложив некоторые исторические события, говорит: образы; а описано в наставление нам (1 Кор. 10, 11); и еще сказав, что не должно заграждать рта у вола молотящего, присовокупил, что не о волах печется Бог, но для нас это написано (1 Кор. 9, 9-10); а в другом месте менее ясное разумение и ведение от части называет зеркалом и гаданием (1 Кор. 13, 12); и также переход от телесного к ум-

3

 

 

ственному именует обращением ко Господу и снятием покрывала (2 Кор. 3, 16). Во всех же сих различных способах и наименованиях разумного воззрения Павел преподает нам один вид учения, что должно не на букве *) непременно останавливаться, так чтобы с первого взгляда представляющееся значение сказанного о добродетельной жизни во многом могло вредить нам, а, напротив того, переходит к невещественному и умственному взгляду, так чтобы понятия плотские изменялись по смыслу и разумению после того, как плотское значение сказанного отрясено будет подобно праху. И посему-то говорит Апостол, что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6): так как история (то есть в Писании), если будем останавливаться на голых событиях, во многих местах представляет нам примеры недоброй жизни. Ибо, какую пользу относительно к добродетели доставит слушателю Пророк Осия, рождающий детей блуда (Ос. 1,2), и Исаия, входящий к пророчице (Ис. 8, 3), если остановится кто на букве сказанного?

*) По рукописи, принадлежащей М. Синод. библиотеке под №288, с которою печатный текст статьи сей сличаем будет с начала до конца, здесь вместо τῶ πράγματι читается τῶ γράμματι.

4

 

 

Или сколько содействовать будут к доблестной жизни повествования о Давиде, как прелюбодеяние и убийство вместе сходятся в одно преступление? Но если найдется какое-либо основание, показывающее неукоризненность того, что устроялось этим, то истинным окажется тогда слово Апостола, что буква убивает, так как содержит в себе примеры дурных дел, а дух животворит (2 Кор. 3,6), потому что первоначально представляющееся и достойное охуждения понятие прелагает в значения божественные.

Знаем же, что и Само всею тварью покланяемое Слово, когда в человеческом подобии и виде при посредстве плоти сообщало Божественные тайны, так открывало нам смысл закона, что два человека, которых свидетельство истинно, по слову Его, суть Он Сам и Отец (Ин. 8, 17-18); и поставленный на высоте медный змий, который для народа служил врачевством от смертоносных угрызений, по Его объяснению есть совершенное на кресте о нас домостроительство. Да и самих святых *) учеников Своих обучает тонкости разумения прикровенными и тайными словами, в притчах, в подобиях, в темных речениях, в сказа-

*) По рукописи вместо: ἀπλῶς читается ἀγίων.

5

 

 

ниях, предлагаемых загадочно, хотя делал им истолкование сего наедине, объясняя сказанное неясно, а иногда, если не был понимаем ими смысл сказанного, порицал их медлительность и неспособность *) к уразумению. Ибо, когда повелевал им Господь воздерживаться от фарисейской закваски, а они по недогадливости смотрели на свои сумы, в которых не принесли хлебного запаса, тогда укоряет, как не уразумевших, что закваской означалось учение. И еще, когда ученики предлагали Ему трапезу, а Господь отвечал: у Меня есть пища, которой вы не знаете (Ин. 4,32), – и они предположили, что говорит о телесной пище, принесенной Ему из другого места, тогда толкует слово Свое, что приличным для Него и соответственным брашном служит исполнение спасительной воли.

И в евангельских изречениях можно набрать тысячи таковых месть, что в них иное представляется с первого взгляда, а к иному относится смысл сказанного. Так, например, разуметь должно воду, о которой Он обещал жаждущим, что верующие сделаются от нее источниками рек (Ин. 7, 38); а также хлеб, который сходит с небес (Ин. 6, 33),

*) По рукописи вместо: ἂτοπον читается ἂτοωον.

6

 

 

храм разоряемый и за три дня воздвигаемый (Ин. 2, 19), путь (Ин. 14, 6), дверь (Ин. 10, 7), камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла (Мф. 21, 42), двое на одной постели (Лук. 17, 34), две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется (Мф. 24, 41), труп, орлов (Мф. 24, 28), смоковницу, делающуюся сочною и опускающую ветви (Мф. 24, 32). Все это и подобное сему да будет для нас побуждением пользоваться Божественными изречениями и испытывать их, быть внимательными при чтении и всеми способами исследовать, не найдется ли где слово, которое выше разумения, представляющегося по первому взгляду, руководящее мысль к Божественному и бесплотному. Посему-то мы уверены, что запрещенное для вкушения древо – не смоковница, как утверждали некоторые, и не другое какое из плодовитых дерев. Ибо, если тогда смертоносна была смоковница, то, конечно, и теперь не служила бы в пищу. Притом же узнали мы из Владычного изречения, решительно тому научающего, что ничто входящее в уста не может осквернить человека (Мф. 15, 11). Напротив того, в законе ищем другого какого-либо смысла, который был бы достоин величия Законодателя. И, если слышим, что рай есть дело Божия насаждения, и что среди рая насаждено древо жизни, то у Открывающего

7

 

 

сокровенные тайны пытаемся узнать, каких растений делателем и насадителем бывает Отец, и как возможно в самой средине рая быть двум древам, древу спасения и древу погибели? Ибо точная середина, как в окружности круга, должна, конечно, находиться в одном средоточии. Если же по которую либо сторону средоточия поставить другое средоточие, то, по всей необходимости, вместе со средоточием переместится и весь круг, так что прежнее средоточие уже не будет серединою. Итак, если рай был там один, то почему говорит Писание, что, хотя каждое из дерев представлялось особо, однако же, посредине было и то, и другое, между тем, как смертоносному из них странно быть Божиим насаждением, чему учит то же Писание, утверждающее, что все дела Божии хорошо весьма (Быт. 1, 31)? Если кто не усмотрит в этом истины при помощи любомудрия, то для неспособных рассуждать покажется, что сказанное не состоятельно и баснословно. И долго было бы собирать, что найдется у каждого из Пророков, как, например, Михей говорит, будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами (Мих. 4, 1), именует же горою тайну благочестия, являемую на погибель сопротивных сил. *)

*) По рукописи слово:  не читается.

8

 

 

Почему возвышенный Исаия говорит, что восходит жезл и цвет из корня (Ис. 11, 1), указывая этим на явление Господа во плоти? Или какой имеют смысл, по буквальному значению, у великого Давида, гора усыренная *) (Пс. 67, 16), или колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч (Пс. 67, 18), или стадо волов среди тельцов народов (Пс. 67, 31), или нога, омоченная в крови, или языки псов (Пс. 67, 24), или Ливан, на подобие тельца, истниваемый с кедрами **) ***) (Пс. 28, 6)? И кроме сего можно, из остального пророчества собрав тысячи мест, научить необходимости такого взгляда на речения относительно к их смыслу, отвергнув который, как это некоторым угодно, по моему мнению, поступит всякий подобно тому, кто в снедь человеку на трапезе предложить хлебное произрастение, не обделав его, не обмолотив колоса, не отделив на веялке зерен от мякины, не измолов жита в муку и не приготовив хлеба по надлежащему способу печь хлебы. Посему, как необделанное произрастение составляет пищу скотов, а не людей; так иной может сказать, что составляют пищу скорее неразумных, нежели разумных людей и боговдохновенные речения, не приуготовленные более тонким обозрением,

*) Усыренный – (τετυρωμένος) = подобный сыру, тучный, жирный, плодоносный. – Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. (ред.)

**) По рукописи: μετά κέδρων.

***) Русский перевод этого стиха 28 Псалма: «и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион». (ред.)

9

 

 

и не только речения Ветхого Завета, но даже многие и в евангельском учении, как например: лопата, очищающая гумно (Мф. 3, 12), плевы, отвеваемые ветром, пшеница, остающаяся при ногах веющего, огнь неугасающий, добрая житница, дерево, приносящее худые плоды, угроза секирою, грозно указующая на посечение деревьев (Мф. 3, 10), камни, претворяемые в естество человеческое (Мф. 3, 9).

Сие пусть будет у меня написано к твоему благоразумию, как некое письменное оправдание перед теми, которые поставляют в закон в Божественных речениях не искать ничего больше, кроме ближайшего буквального их значения. Если же и свой труд предать бумаге пожелали мы после Оригена, усердно потрудившегося над этою книгою, то никто да не обвиняет нас в этом, имея в виду Божественное изречение Апостола, который говорит: каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3, 8). Но сочинено это мною не напоказ; напротив того, поскольку многое из сказанного в Церкви по любознательности замечено было некоторыми из окружающих нас, то, иное, именно все, что было связно в их замечании, взяв у них, а иное, что необходимо требовало дополнения, присовокупив от себя, составил я это толкование, в виде бесед; в след за прочитанным местом предлагая обозрение сказан-

10

 

 

ного, столько употребил на это досуга, сколько в эти дни поста дозволили время и дела; потому что в продолжении их слово это приготовлено было нами для народного слышания. Если же и продолжение жизни и мирное состояние дарует нам Податель жизни – Бог, то, может быть, простремся и до остального, потому что теперь наше слово и обозрение дошли уже до половины.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми нами во веки веков! Аминь


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.