13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Никон, патриарх
Никон, патр. Письмо царю Алексею Михайловичу от марта 1672 г.
Приводим это неизвестное в печати письмо, интересное и по своему спокойному тону, и по указаниям на многие частные факты из жизни патриарха Никона.
«Великому Государю Алексею Михайловичу богомолец ваш государев смиренный Никон патриарх о вашем государевом душевном спасении и о телесном здравии Бога молю. В прошлом государь в 175 году сослан я, богомолец ваш, в Ферапонтов монастырь наг и бос и людей мне богомольцу вашему никаких обиходных не велено имать, только со мною поехало два человека черных попов, да два дьякона, да чернец Флавиан; попы и дьяконы побыв со мною в Ферапонтовом монастыре по наговору Степана Наумова не захотели жить и из кельи вышли, а остался со мною один чернец Флавиан, и несколько тот чернец пожил и послан к тебе великому государю с моим письмом; и тот чернец ко мне и не бывал; а в тож время пришел ко мне поп Варлаам, да черный дьякон Мардарий; и несколько пожив Мардарий дьякон отпущен к тебе великому государю с моим письмом; и тот дьякон ко мне не бывал же, а со мною остался один червой поп Варлаам, а тот поп слеп; и по се число я богомолец на себя и на попа хлебы пек и варил сам, а ныне я богомолец ваш от многия злобы немилостиваго пристава Степана Наумова смирихся до конца; а се за грехи мои рука левая боль настала и действовать нисколько но может, пристроити пити и ясти и принести некому; а он Степан говаривал многажды, что мне перемены не будет, покаместа Никон по умрет, неведомо для какова умыслу; а прежде с приезду я его Степана спрашивал, как ему Степану указано меня держать; и он Степан говорил, что де у меня наказу на писме нет, а весь де у меня наказ
— 89 —
на языке; и я ему, Степану, говорил, да неужто тебе приказ есть, что меня уморить; и он, Степан, до чово-де дойдешь, не пощажу-де; и в первом году мало не уморил, Аще не бы твоя великаго государя милость предварила с Иваном Образцовым. А после Ивана Образцова несколько спустя по первому своему обычаю нялся, почал всякою нуждею нудить голодом и холодом, о чом ни пошлю ково, и он Степан к себе не пустил; а коли и выглянет в окно и на нашего посланника кричит, вопит и матерны лает, и бить хочет и ходить к себе не велит; а говорит: полно-де, прихотей тех пора-де покинуть; ешь-де, что дадут; а мне не дают ничево; и те посланные от нас приходят от нево плачучи и впредь ходить к нему Степану для наших нужд не хотят; а у вас ни хлеба, ни соли, ни дров во многия времена не было. А в нынешнем государь в 180 году (sic) умысля он Степап затворил он со мною и работников в келье неведомо для чего, и из кельи ходить никому никуда не велел; да которой был слушка дан на посылку, и тому слушке в келью не велел ходить; а караулы поставил крепкие около монастыря многие и вдали от монастыря верст на пять и на шесть и на семь и больше, и те караулы были, пока перемена ему Степану пришла. А как переменил Степана князь Самойло Шайсупов и переменив росписываючись спрашивал у Степана Наумова на твоей государевой грамоте наказ, почему ему князю Самойлу ведать и почему ему князю Самойлу караулы ставить, потому что ему князю Самойлу велено по твоей государевой грамоте у Степана наказ взять, и он Степан у себя наказу твоего государева не сказал: а сказал, что караул-де он ставил крепкий потому, что писал ему Степану сын ево Иван с Москвы, что-де, батюшко, призывал ево Ивана ты, великий государь, и говорил-де ему ты, великий государь, чтоб он Иван отписал ко отцу своему Степану, чтоб поставил около кельи, где я посажен, караул крепкой, и я-де потому и караул крепкой держал. Да он-же де Степан ему князю Самойлу и грамотку сына своего казал, и он-де князь Самойло и грамотку чел, и о том-де он князь Самойло к тебе великому государю писал о всем в разряд. А я богомолец ваш за те ево Степановы караулы одва со всякия нужды не умер, а с тех мест оцынжал и одряхлел и своим нуждам не могу спострадать; а священник слеп, я же около ево ходил. Милостивый великий государь, буди подражатель щедрому своему Богу и Отцу, якоже и Господь наш Иисус Христос учил: будите, рече, щедри, якож и Отец ваш небесный щедр есть; буди милостив, якож пишется: блажени милостивии, яко тии помилованы будут; Божие сие есть слово и не изнеможет, дондеже небо и земля мимо идет и йота едина или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будет. Сотвори Господа ради, великий государь, со
90 —
мною милость, (вели) служащим единому или двум послужити нужным нашим потребам, кто-б принес пити и ясти, да чем и им сытым и одетым быти; а аз-же зело изнемог от многих скорбей моих, некому ясти сварить; а здесь таковых людей нет; кои данные и бывают, и те хотят взять, а так не хотят ничево делать; да сказывают, что не умеют. А что твоя великаго государя милостыня прислана с Ларионом Лопухиным, и то все изошло, потому должен был многим, а иное олихоимствованным и разореным от Степана Наумова, с теми поделился. Аще не тяжко тебе, великому государю, что милость твоя была с Родионом Матвеевичем присылана, пришли ныне Господа ради в память великия государыни царицы Марии Ильиничны, а аз ваш государев богомолец должен о вашем государеве многолетном здравии и о душевом спасении и о благородии Господа ради Бога молити; да и церковных людей, с кем бы церковный обиход исправить; а я ныне один не могу исправлять. Господа ради милостив буди».
(Госуд. архив).
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.