13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Лебедев Е.
Лебедев Е. Неточности касательно преемства нынешней кафедры Московской
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Христианское чтение. 1889. № 11-12. Спб.
Е. Лебедев
Неточности касательно преемства нынешней кафедры Московской.
Исполнившимся ныне трехсотлетием учреждения в России патриаршества благовременно воспользоваться в смысле повода для устранения встречающихся неточностей касательно преемства нынешней кафедры московской. Покойный протоиерей А. В. Горский, 25 ноября 1867 года, при отпевании тела в Бозе почившего Филарета, митрополита московского, в своем надгробном слове выразился, что усопший иерарх был «возведен на кафедру первосвятителя московского Петра» 1). 26 мая 1868 года, митрополит Иннокентий торжественно вступал в Большой Успенский собор, как на свою кафедру, и в первом слове своем к пастве московской назвал себя «преемником» святителей, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа 2). Лет семь тому назад, при подобном же обстоятельстве, митрополит Филарет московский назван «украшавшим собою знаменитую кафедру святителя Петра» 3).
Между тем, московский митрополит Филарет называл Большой Успенский собор «издревле святым, первенствующим в российской церкви, храмом древних митрополитов, святейших патриархов, святейшего Синода, храмом священного царского венчания» 4). По его словам в другом месте,— «московский Успенский собор, как был в прежние времена, так и ныне есть собор патриарший, так как» святейший всероссийский Синод всеми церквами восточно-кафолического исповедания
1) Прав. Обозр. 1867 г., т.XXIV, прилож. 13 стр.
2) Церк. Летопись 1868 г., 460—464 стр.
3) Церк. Вестн. 1882 г. №36, стр. 5.
4) Собр. мнений и отз. IV, 355 стр.
737
738 —
призван в достоинстве в правах патриарха» 1). На большинстве старинных печатей Большего Успенского собора написано: «Печать дому святейшего патриарха первопрестольные Российския церкви Успения Пресвятые Богородицы». До сих пор в Успенском соборе, при патриаршем месте, хранится жезл святителя Петра, с надписью: «Смиренный Петр, митрополит всея России» 2). 26 января 1589 года, при учреждении у нас патриаршества, оный жезл вручен был вселенских патриархом Иеремией первому всероссийскому патриарху Иову 3). Если шествием на осляти в неделю Ваий, которое в марте 1659 года совершено было в Москве, за отсутствием патриарха, митрополитом крутицким Питиримом, вызваны были крайне ревнивые претензии п. Никона, писавшего по этому поводу: «... Уже некто дерзнул олюбодействовать седалище великого архиерея всея Руси» 4); то при этом известно, что, в течение 8-летнего отсутствия Никона, никто не дерзнул взять жезл святителя Петра, поставленный патриархом у иконы Богоматери в знак отречения от патриаршества, и вручить его другому лицу. Лишь по низложении Никона соборным постановлением, жезл святителя Петра, перешел ко вновь избранному патриарху. Итак, преемниками святителей, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа должны быть признаваемы всероссийские патриархи, и в настоящее время—святейший всероссийский Синод; Большой Успенский собор в Москве в настоящее время—кафедральная церковь святейшего всероссийского Синода.
По учреждении святейшего Синода 14 февраля 1721 года, он наследовал и епархиальную власть патриарха в его епархии. Но так как члены Синода жили большею частью в Петербурге, то в Москве с 1722 года устроено было особое отделение Синода—дикастерия5). Во время патриархов митрополиты
1) Собр. мнений и отз. V, ч. 2, 987—988 стр.
2) Фабрициус. Кремль в Москве, 322—323 стр.
3) Ист. Р. Церкви—Макария т. X, ЗВ стр.
4) Ист. Р. Церкви—Макария т. XII, 332 стр.
5) Руков. к русской ц. истории—Знаменского, изд. 1876 г., 310 стр.
— 739 —
сарские и подонские, жившие на Крутицах в Москве, были как бы наместники патриарховы 1), и дикастерия составлялась архиепископом крутицким с несколькими московскими архимандритами 2), подобно тому, как, до разделения русской митрополии (в пол. XV в.), у митрополитов киевских и всея Руси, живших в Москве, в Киеве всеми делами заведывали наместники митрополита из духовных лиц 3). В 1742 году была учреждена епархия московская, при чем новые московские архипастыри первоначально именовались московскими и владимирскими 4); в 1788 году упразднена Крутицкая епархия 5). Московские архипастыри, назначенные для управления большею частью прежней патриаршей епархии, в отношении к некоторым церковным учреждениям Москвы, оставленным в собственном заведывании св. Синода, получили значение лишь наместников последнего, состоя первоприсутствующими московской синодальной конторы, заменившей дикастерию. К числу подобных учреждений, на ряду с ставропигиальными монастырями, принадлежит и Большой Успенский собор. В 1884 году признано было полезным оный собор поставить в непосредственное отношение к власти митрополита московского, дабы, под прямым его наблюдением, священнослужение в Успенском соборе было исправляемо с должным старанием и по древнему, установленному в том соборе, чину 6), но во всяком случае этим распоряжением не отменяется прежнее значение митрополита московского касательно Большего Успенского собора—в качестве наместника св. Синода.
В кафедру московских архипастырей были обращены Чудов монастырь в 1744 году 7) и затем—московский Архангел-
1) Ист. Р. Церкви—Макария т. XII, 333 стр.
2) Рук. к русской к. ист.— Знаменского, 310 стр.
3) Там же, 177 стр.
4) Списки иерархов и настоятелей монастырей русск. церкви— Строева, 131-132 стр.
5) Там же, 1933—1038 стр.
6) Сборн, действ. и руководств. церк. и церковно-гражд. постан. по вед. православного исповед.—Т. Барсова, т. I, 230 и 233 стр.
7) Списки иерархов и настоятелей... 162 стр.
— 740 —
ский собор; в настоящее же время это значение перешло к новому собору Христа Спасителя. При прежнем делении российских епархий на классы, московская митрополия занимала третье место в ряду первоклассных. Первое место принадлежало киевской митрополии, а второе—новгородской. 1) Это распределение имеет глубокие исторические основания. Митрополия киевская и всея Малые России, стоявшая с половины XV в. до 1589 г. особняком и наравне с митрополией московскою, по обращении последней в патриаршество и присоединении Малороссии, только в 1687 году, не без затруднений, поставлена была в зависимость от московского патриаршества 2) и по всей справедливости заняла после патриархата первое место в русской иерархии. Новгородская епархия древностью возводится к XI веку; в 1165 году богатый Новгород выхлопотал своему владыке Иоанну титул архиепископа—тогда еще первый и единственный на Руси 3), и, до присоединения киевской митрополии к московскому патриаршеству, новгородские владыки занимали место непосредственно после московского митрополита и, затем, патриарха. После епархий киевской и новгородской, значение которых выдвинуто историей, естественно следует по порядку нынешняя московская митрополия, которая, хотя не унаследовала принадлежащей св. Синоду власти древних митрополитов и, затем, патриархов московских и всея России, но имеет в своем составе большую часть первопрестольной столицы.
Преподаватель духовной семинарии
Евгений Лебедев.
Псков.
1) Списка иерарх. и настоятелей... стр. 7 и 33.
2) Знаменский... 248 — 251 стр.
3) Списки иерархов и настоят. 33—34.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.