13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Иванов А. А.
Иванов А. А. Франциск Ассизский
30
Иванов А. А.
Франциск Ассизский 1
FranciscusAssisiensis
(1181/1182-1226)
В 1181 или в 1182 г. в купеческой семье Петра и Пики Бернардоне родился мальчику которому мать дала имя Иоанн. Отец, однако, вернувшийся из Франции после рождения первенца, пожелал, чтобы он ноет имя «не Иоанна Крестителя, который был одет в верблюжью шкуру», а был бы «элегантным, искусным и любезным Французом», что и значит — Франциск.
С четырнадцати лет после недолгого школьного обучения Франциск стал учиться купеческому делу, но в целом вел довольно беззаботную жизнь, мечтая о рыцарских подвигах. В 1199 г. он участвовал в восстании против герцога Сполетанского, переросшем в восстание против ассизского дворянства, которое обратилось за помощью к Перудже. Войско горожан было разбито, а Франциск попал в плен, где провел год. После возвращения из плена он отправился с неким рыцарем в Апулию. Во вре-
1 Подробную биографию св. Франциска см. в статье В. Л. Задворного «Святой Франциск и история Францисканского ордена» (Святой Франциск Ассизский. Соч. / ред. перевода, вступ. ст. и коммент. В. Л. Задворного. М., 1995), которая послужила основой для данного описания жизни святого.
31
мя этого пути в душе его неожиданно произошел крутой перелом, побудивший его вернуться домой и начать новую — монашескую — жизнь.
Франциск стал проповедовать идею нищеты. Отец безуспешно пытался бороться с сыном и однажды, в 1206 г., даже обвинил его в краже денег. Представ перед судом ассизского епископа Гвидона, Франциск сложил вместе все свои деньги и одежду и сказал: «До сих пор я называл своим отцом Петра Бернардоне. Отдаю ему все деньги и одежды, полученные от него, и говорю: Отец наш на небесах».
Франциск начал свое служение с восстановления полуразрушенных храмов, ухаживал за прокаженными, стремился возродить созерцательную и, вместе с тем, активную жизнь, похожую на жизнь Христа, в которой во главе угла стояла проповедь Благой Вести. Франциск призывал к универсальному апостольству и евангельской бедности, и его последователи отрекались отличной собственности и выходили за монастырские стены. Францисканцы образовали общину, которая не вела ниткой хозяйственной деятельности и жила на добровольные пожертвования. Не имея постоянного места жительства, они занимались миссионерской деятельностью, противопоставив себя монашеским рыцарским орденам, которые главным образом вели проповедь мечом. Потому хотя монашеская цель по-прежнему предполагала отречение от земных благ, в общине не было презрения к временному миру. Франциск полагал, что к Богу надо приводить людей лишь с помощью бескорыстного служения, с жалостью и состраданием к человеку, с благодарностью к Богу, испытывая радость за все Им сотворенное и Им связанное. Потому животные считались братьями, телесное надо было ублажать, любовь к ближнему перестала быть только заповедью на словах. Всем, кому довелось слышать Франциска, он казался человеком другого века. Это возвращение любви к плати, апология плоти была сродни Тертуллиановой апологии, но без Тертуллиановой неистовости, которую заместили бескорыстие и благожелательность. Сохранился рассказ об одном из братьев-францисканцев, или миноритов (меньших братьев), который стал умирать с голоду от чрезмерной аскезы. Узнав об этом, Франциск не только заставил его поесть, но и сам стал есть вместе с ним, хотя в это время держал пост, а также разбудил и пригласил на трапезу остальных братьев, чтобы больной не устыдился есть в одиночку.
Спустя десять лет после возникновения францисканская община насчитывала более пяти тысяч человек. За мужским орденом возник женский, а затем Третий орден, объединивший мирян. Папа Иннокентий Ш благословил францисканскую общину и ее устав, это благословение позволило францисканцам свободно проповедовать в церквах, хотя многие священнослужители опасались допускать неученых монахов, ведущих, как они полагали, непристойный, то есть нищенский, образ жизни, к проповеди Божьего слова 1.
1 О судьбе Францисканской общины смотри также вводную статью к публикации трактата Бонавентуры.
32
Сам Франциск желал окончить жизнь мученически. В 1219 г. он прибыл в Египет, где стояла армия крестоносцев, и предстал перед султаном, сопровождаемый одним из братьев. Хотя султан установил награду за каждого убитого христианина (да и его ученые мужи требовали казни Франциска и его собрата после того, как они объявили себя послами Господа), однако после разговора с Франциском, он стал предлагать ему в дар земли и просил остаться при его дворе. Тогда Франциск предложил развести костер. Сам он хотел пройти сквозь огонь. В случае если бы он остался невредим, то султан должен был бы принять христианство. Султан, не решившись на такое испытание, отпустил монахов.
Мечта о мученичестве сбылась в праздник Воздвижения Креста в 1224 г., когда Франциск взошел на гору Альверну, чтобы провести сорокадневный пост архангела Михаила. Там Франциск увидел спускающегося к нему Господа в образе шестикрылого серафима и тогда совершилось мистическое распятие Франциска на кресте: на его теле появились стигматы — раны распятого Христа от гвоздей и копья.
Через два года после смерти Франциска папа Григорий IX причислил его к лику святых, хотя Франциска почитали святым еще при жизни. Гробница с его мощами ныне находится в Ассизи.
Ниже публикуются «Наставления, или Увещевания» св. Франциска, которые представляют собой собрание его сентенций. Время их составления точно не установлено, предположительно это 1216-1221 гг. Предполагается, что «это собрание появилось в результате объединения в одно целое кратких поучений» Франциска «по разным поводам, в том числе и на капитулах Ордена, затем оно было отредактировано, а, возможно, и дополнено цитатами из Священного Писания. Принадлежность «Увещеваний» св. Франциску не вызывает сомнений, они содержатся в древнейшей рукописи его сочинений» (Св. Франциск Ассизский. Соч. С. 53).
А. А. Иванов
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.