13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Прохорова И. М.
Прохорова И. М. Мастер Экхарт
388
Прохорова И. М.
Мастер Экхарт
MeisterEckhart
(ок.1260 - OK. 1328)
Мастер1Экхарт,родился в Тюрингии, около 1260 г. В точности неизвестно, происходил ли он из высшего сословия ши из крестьян, как, впрочем, неизвестно точное место его рождения. Он родился в беспокойное время, отмеченное, с одной стороны, природными катаклизмами, ослаблением государства (1256-1273 — время смут и «безвременья») и папства («авиньонское пленение» пап в 1309- 1377), а с другой — возникновением и расцветом монашеских орденов и университетов, а также разнообразными социальными переменами и преобразованиями. Около 1275 г. Экхарт становится монахом Доминиканского монастыря. В 1277 г. он студент Altesliberalesв Париже. Около 1280 г. начинает учиться богословию в главном учебном заведении своего ордена (Generalstudium) в Кельне. Вероятнее всего, здесь он встретился с Альбертом Великим, ставшим одним из его учителей, здесь же делает блестящую карьеру, сделавшись влиятельным человеком в ордене и блестящим про-
1Meister— переводится с немецкого как мастер, учитель.
389
поведником. С 1294 г. Экхарт — приор в Эрфурте и викарий Тюрингии, а в 1302-1303 гг. магистр и профессор (magister actu regens) в Париже. С 1303 по 1311 г. он из Эрфурта осуществляет полномочия первого провинциала Саксонии — провинции, находящейся в юрисдикции ордена, а с 1307 г. — еще и генерального викария Богемии. Затем Экхарт снова в Париже, где получает кафедру в Парижском университете — редкое исключение для не-француза, сделанное по просьбе Фомы Аквинского. Вероятно, здесь он начал свое так никогда и не оконченное сочинение Opustripatrium. С 1314 по 1322 гг. он викарий главного представительства ордена в Страсбурге. Его задача — окормлять монастыри, в особенности женские (задача, возложенная папой на доминиканцев в начале XIV в.) провинции Тевтония. В 1322 г. он становится руководителем главного учебного заведения ордена (Generalstudium) в Кельне. В 1326 г. кельнский епископ Генрих Второй фон Вирнебург обвиняет его в распространении еретических учений. В своем оправдательном письме Экхарт опровергает все обвинения и апеллирует к папе в Авиньоне. Назначается суд инквизиции, и Экхарт приезжает на процесс. Вероятно, он умер в Авиньоне во время процесса. Папская булла In agro dominico от 27 апреля 1328 г. вынесла Экхарту следующий приговор: из 28 утверждений, содержащихся в его работах, 15 являются еретическими, другие же представляются «слишком смелыми» или «могут быть заподозрены в ереси» 1.
Свою задачу богослова Экхарт понимал так: «то, что говорит христианская вера и что написано в Священном Писании, изложить с помощью философских понятий». Истину веры, почерпнутую из Писания и подкрепленную собственным опытом, он интерпретирует в философских категориях. Для Экхарта нет сомнений в том, что богословие и философия объясняют одну истину, и эта истина — Бог.
Основной принцип богословско-философской системы Экхарта — обретение Бога в себе. Ссылаясь на Евангелие от Иоанна: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», Экхарт утверждает, что Бог Отец вечно рождает во всем подобного Себе Сына, и место этого рождения — душа человека. И только с рождением Бога душа обретает совершенство — свет и благодать. «Все, созданное Богом, едино, потому Он рождает и меня, как своего сына, — без всякого различия. Бог действует в глубине души человека без всяких средств, подобий и образов. Бог прикасается к душе человека в своем абсолютном единстве и простоте». Там нет места образам, ибо образность связана с внешним. Что
1 См. текст буллы в издании: Экхарт М. Об отрешенности. М., 2001. С. 313-318.
390
творит Бог в глубине души, человеку неведомо. Глубину души, в которой рождается Бог, Экхарт называет «искоркой» (Seelenfunklein), нетварным началом человеческой души, в которую проникает горний свет. Этот свет отсекает все грубое и соединяется с Богом. Душа для него определяется тремя высшими божественными силами: познанием праведной божественной мудрости, стремлением ввысь и внутренней волей, которая всегда обращена к воле Божьей, черпая в себя из Бога любовь. Различие между Богом и душой Экхарт объясняет так: «Возьмем ручеек, в котором, как в зеркале, отражается солнце. Солнце, отражающееся в зеркале, — все равно солнце, а зеркало — все равно зеркало. Отсвет души в Боге — Бог, но душа все же остается тем, что она есть».
Самой большой добродетелью для Экхарта является отрешенность. Быть отрешенным — значит быть пустым от всего, девственным, свободным от чуждых образов. Образы — это то, что составляет в человеке его собственный мир, занимая место Божьего. Величайшей добродетелью Экхарт считал и уединенную жизнь. Уединенность — это пустота, нетронутость, отсутствие чуждых образов, которые создают в человеке внутренний мир, препятствуя единству с Богом. Уединение, отрезанность от всего обретает у Экхарта теоретический, умозрительный подтекст. Только в уединении можно постичь безграничное Ничто божественного разума.
Так же, как уединение и отрешенность, для Экхарта очень важны самоограничение, пустота духа (его незаполненность ничем чуждым) и покой, оставление всяческой множественности и различия. Только оставив все и пребывая в безмолвии, можно узнать, как из Слова рождается Сын Божий.
Только так можно узнать чистое Бытие. Что такое Бытие для Экхарта? «Само бытие не пришло ко всему тварному когда-то после творения, но было в нем раньше всего другого. Ибо и само Бытие получает свое бытие не откуда-то и не из чего-то, но только изнутри Его и раньше всего. Поэтому бытие всего тварного неотделимо от Первопричины и от Начала всех вещей. «Ибо все из Него, Им и к Нему»(Рим. 11,36.)». Таким образом, все тварное неотделимо от Бога и в своем бытии находится в вечном потоке жизни.
Но Бытие — только преддверие, настоящий храм Божий — это Разум, или Интеллект. В отличие от Фомы Аквинского, для Экхарта — Разум в Боге превыше Бытия. Разум — это безграничная открытость. Он сравнивает его со знаменитыми аристотелевскими досками, на которых не написано ничего, но именно поэтому может быть написано все. Божественный Разум присущ только Богу и не имеет ничего общего с разумом человеческим. Познание Бога не является результатом человеческой способности к размышлению, но только и единственно — даром божественной благодати.
391
Экхарт и его духовные ученики Йоханн Таулер и Генрих Сузо стали родоначальниками того, что называют теперь немецкой мистикой. Учение немецких мистиков вышло далеко за пределы своего времени, сформировав в Европе особый тип духовности. Несмотря на запрет, авторитет Мастера Экхарта был чрезвычайно велик, а количество его сторонников и защитников неисчислимо.
Экхарт нашел своих сторонников и в гораздо более поздние времена — в XVIII-XIX вв. Его объявляют отцом немецкой философии (J. Bach). Говорят, что с ним «пришел новый день в истории немецкого духа» (W. Preger), означающий отход от схоластики. Ученик Гегеля К. Розенкранц видит в Экхарте не только главу немецкой мистики, но и вообще начало немецкого духа, которое нашло свое завершение в Гегеле. Только тщательно подготовленное научное издание трудов Экхарта, начатое в 1936 г. 1(H. Denifle, F. Pfeifer), положило начало подлинному знакомству с ним и тем самым покончило с многочисленными вымыслами и ложными толкованиями Экхарта.
Предлагаемые читателю проповеди — это и старые переводы уже позапрошлого века, и новые, с критического издания, вышедшего в Германии в 1998 г. 2
1См. Meister Eckhart: Die deutschen und lateinischen Werke. Herausgegeben im Aufträge der Deutschen Forschungsgemeinschaft. Stuttgart and Berlin, 11 Vols., 1936.
2См. библиографиюктомуC. 624.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.