Поиск авторов по алфавиту

Автор:Раймонд Луллий

Раймонд Луллий Краткое искусство

188

Раймонд Луллий

 

КРАТКОЕ ИСКУССТВО1

Господи, по милости и любви Твоей начинается «Краткое искусство» (Ars brevis), которое является точной копией «Всеобщего искусства» (Arsgeneralis), сочинения, начинающегося так: «Господи, с помощью Твоего высшего совершенства начинается «Всеобщее искусство»» 2.

 

ПРОЛОГ

Мы написали это «Краткое искусство», чтобы облегчить понимание «Великого искусства» 3. Ибо после того, как овладеешь «Кратким искусством», вышеназванное «Искусство» (то есть «Великое искусство». — В. К.),а также и другие искусства легче могут быть поняты и выучены.

Предмет данного искусства состоит в поиске ответов на все вопросы, заменяя через имя то, что говорится, на то, что нам известно 4.

Эта книга делится на XIII частей, подобно тому как разделено «Великое искусство».

Первая часть — об алфавите. Вторая — о фигурах. Третья — об определениях. Четвертая — о правилах. Пятая — о таблице. Шестая — об исчерпании третьей фигуры. Седьмая — об умножении четвертой фигуры. Восьмая — о смешении принципов и правил.

В. Кульматов, перевод, примечания, 2001

1 Перевод выполнен по изданию: СССМ. 1984. V. 38. Р. 192-217.

2 Для Луллия его Ars— это совершенно новая наука, сочетающая в себе метафизику, логику и математику, представляет все возможные мыслительные процессы в логико-математической форме. В этом и состоят функции алфавита и таблиц, и вообще всего Искусства комбинаций в системе Великого искусства. С точки зрения Луллия, именно в таком виде данная наука способна служить ключом к тайнам мироздания.

3Здесь: Ars magna - Ars generalis ultima.

4T. e. подводя под известные 10 всеобщих вопросов и их виды (см. часть IV) какой-либо частный вопрос.

 

 

189

Девятая — о девяти субъектах. Десятая — о применении. Одиннадцатая — о вопросах. Двенадцатая — об овладении [Искусством]. Тринадцатая — о способе обучения данному искусству.

И прежде всего о первой части скажем следующее:

 

I

О ПЕРВОЙ ЧАСТИ,

ТО ЕСТЬ ОБ АЛФАВИТЕ ДАННОГО ИСКУССТВА

Мы так составили в этом Искусстве алфавит, чтобы его можно было использовать при образовании фигур, а также при смешении принципов и правил с целью исследования истины. Ибо посредством одной буквы, имеющей множество значений, разум становится более универсальным к восприятию обозначенного множества 1, так же как и к приобретению знания. И данный алфавит необходимо выучить наизусть. Иначе мастер не сможет надлежащим образом употреблять это Искусство.

Алфавит

В — обозначает доброту, различие, [вопрос] так ли?, Бога; справедливость и алчность.

С — обозначает величие, согласие, [вопрос] что?, ангела, благоразумие и чревоугодие.

D— обозначает вечность или пребывание, противоречие, [вопрос] из чего?, небеса, стойкость, вожделение.

Е — обозначает власть, начало, [вопрос] почему?, человека, умеренность и гордость.

F— обозначает мудрость, середину, [вопрос] сколько?, представляющее, веру и леность.

G— обозначает волю, конец, [вопрос] какое?, чувственное, надежду и зависть.

Н — обозначает силу, большинство, [вопрос] когда?, растительное, милосердие и гнев.

Т — обозначает истину, равенство, [вопрос] где?, элементное, терпение, ложь.

К — обозначает славу, меньшинство, [вопрос] как? и [вопрос] с чем?, инструментальное, сострадание и непостоянство.

1 Вначале буква как бы свертывает обозначаемое множество, заменяя его собой, а затем разум, зная наизусть алфавит, может развертывать из данной буквы все свернутое в ней множество.

 

 

190

II

О ЧЕТЫРЕХ ФИГУРАХ

1. О первой фигуре, обозначенной через «А»

Эта часть состоит из четырех разделов, по одному на каждую из четырех фигур. Первая фигура — А, и она содержит девять принципов, а именно доброту, великость и т. д., и девять букв, а именно В, С, D, Е и т. д. Данная фигура — круговая. Круг показывает, как субъект становится предикатом и наоборот, например, когда говорится: «Доброта есть великая; великость есть добрая» и так же об остальных. В этой фигуре, кроме того, мастер ищет естественное соединение субъекта и предиката, а также их взаимное расположение и соответствие, так чтобы найти средний термин и таким образом прийти к умозаключению.

Каждый принцип, взятый сам по себе, является всеобщим, например, когда говорится «доброта», «великость». Когда же один принцип присоединяется к другому, тогда он становится подчиненным, например, когда говорится «великая доброта» и т. д. А в том случае, когда какой-либо принцип применяется к единичному, тогда он становится совершенно частным, например, когда мы говорим: «Доброта Петра — велика». И таким образом разум имеет лестницу для восхождения и нисхождения; как, например, когда он нисходит от полностью всеобщего принципа к не полностью всеобщему, к не полностью частному, и от принципа не полностью всеобщего, не полностью частного к принципу полностью частному.

И подобным образом можно обсуждать любую ступень этой лестницы.

 

 

191

Все, что существует, содержится в принципах этой фигуры. Ибо все есть или доброе, или великое и т. д., как, например, Бог и ангел, которые суть добрые, великие и т. д. Поэтому все, что существует, сводимо к вышеупомянутым принципам.

 

2. О второй фигуре, обозначенной через «Т»

Вторая фигура обозначена буквой Т; она содержит три треугольника, каждый из которых всеобщий и всеобъемлющий.

1. Первый треугольник состоит из различия, согласия и противоречия и заключает в себе все, что существует, согласно своему виду. Ибо все, что существует, существует также в различии, согласии и противоречии. И вне этих принципов ничего нельзя найти.

Однако следует знать, что каждый угол этого треугольника имеет три вида. Ибо существует различие между чувственным и чувственным, как, например, между камнем и деревом. Существует также различие между чувственным и разумным, как, например, между телом и душой. И существует, кроме того, различие между разумным и разумным, как, например, между душой и Богом, между душой и ангелом, между одним ангелом и другим, или между Богом и ангелом. То же самое может быть сказано по поводу различия и противоречия о каждом, согласно его собственному виду. И это различие, существуя в каждом углу данного треугольника, есть лестница, посредством которой разум восходит и нисходит. Так что он сможет найти естественный средний термин между субъектом и предикатом и с его помощью сможет прийти к умозаключению. То же самое истинно для лестницы согласия и противоречия, для каждого согласно его собственному виду.

2. Другой треугольник состоит из начала, середины и конца и заключает в себе все, что существует. Ибо все, что существует,

 

 

192

существует также в начале, в середине или в конце. И вне этих принципов ничего нет.

Слово «причина», написанное в углу слова «начало», обозначает действующую, материальную, формальную и целевую причину. Слова «количество» и «время» относятся к другим девяти категориям и к тем вещам, которые могут быть сведены к ним.

Угол «Середина» содержит три вида. Первая — середина соединения, которая существует между субъектом и предикатом, как, например, когда мы говорим: «Человек есть животное». Ибо между человеком и животным существуют средние термины, такие как жизнь и тело, без которых человек не может быть животным. Затем существует середина мерности, которая относится к действию, существующему между творящим и творимым, подобно любви между любящим и любимым. Затем существует середина между экстремумами, подобно линии между двумя точками. И этот угол «середины» является всеобщей лестницей для разума.

Угол «конец» также содержит три вида. Первый — конец лишения, который обозначает состояние лишения и то, что существует в прошлом. Второй — конец окончания, который обозначает экстремумы подобно двум точкам, ограничивающим линию, или подобно любви между любящим и любимым. Третий вид есть конец совершенства, который есть высшая цель, подобно человеку, существующему ради умножения своего рода и ради того, чтобы понимать, любить и помнить Бога и т. д. Этот угол есть всеобщая лестница для разума.

3. Третий треугольник составлен из большинства, равенства и меньшинства. И он есть всеобщий и всеобъемлющий в своем роде. Ибо все, что существует, существует также в большинстве, равенстве или меньшинстве. Большинство имеет три вида. Первый — когда существует большинство между субстанцией и субстанцией, как, например, в отношении субстанции неба, которая более велика, чем субстанция огня. Второй вид — когда существует большинство между субстанцией и акциденцией, подобно тому случаю, когда субстанция более велика, чем ее количество, ибо субстанция существует посредством себя самой, а акциденция — нет.

Третий вид — когда существует большинство между акциденцией и акциденцией, подобно тому, как понимание есть более высокая способность, чем способность видеть, и способность видеть более высокая, чем способность бегать. И то, что мы сказали о большинстве, равным образом можно применить к меньшинству, так как они являются коррелятами друг к другу.

Угол равенства имеет три вида. Первый — когда вещи равны субстанциально, подобно Петру и Гвилельму, которые равны по субстанции. Второй — когда субстанция и акциденция рассматриваются как равные друг другу, как, например, субстанция и ее величина. Третий — когда есть равенство между акциденцией и акци-

 

 

193

денцией, подобно пониманию и любви, которые являются равными в их объекте. И этот угол есть лестница для разума, по которой он может восходить и нисходить, как было сказано о других треугольниках. И когда разум восходит к всеобщим предметам, тогда он сам становится всеобщим; а когда он нисходит к частным, тогда он сам становится частным.

Фигура Т применяется к первой фигуре, так как благодаря различию можно различать доброту и доброту, доброту и величие, и т. д. И соединяя эту фигуру с первой, разум приобретает знание. И поскольку эта фигура является всеобщей, постольку разум становится всеобщим.

 

3. О третьей фигуре

Третья фигура составлена из первой и второй, ибо буква В, которая находится в ней, состоит из значений В, данных в первой и второй фигурах. И подобным образом в отношении других букв.

Эта фигура состоит из 36 камер, как видно из иллюстрации. Каждая камера имеет множество различных значений посредством двух букв, которые она содержит. Таким образом, камера ВС имеет много различных значений, через ВС, и подобным образом камера BDимеет много различных значений через BDи т. д. И это уже ясно из алфавита, который мы дали в начале.

Каждая камера содержит две буквы, и они представляют субъект и предикат, между которыми мастер и отыскивает средний термин, соединяющий их, как, например, между добротой и величием, которые соединяются через согласие. И подобным образом для других понятий. При помощи среднего термина мастер старается прийти к умозаключению и сформулировать утверждение.

Эта фигура показывает, что каждый принцип может быть присоединен к любому другому. Так к В мы можем присоединить С, D

 

 

194

и т. д.; и к Смы можем присоединить В, Dи т. д., как видно из фигуры. Благодаря этому разум познает любой принцип при помощи всех принципов, так что он выводит множество утверждений к одному и тому же вопросу.

Для примера мы возьмем «доброту» в качестве субъекта и используем другие принципы как предикаты, полагая: доброта есть великая; доброта есть вечная; доброта есть властная; доброта есть знающая; доброта есть любящая; доброта есть сильная; доброта есть истинная; доброта есть славная; доброта есть различная; доброта есть согласная; доброта есть противоречивая; доброта есть начальная; доброта есть срединная; доброта есть конечная; доброта есть большая; доброта есть равная; доброта есть меньшая. То, что мы сказали о доброте, равным образом может быть применимо к другим принципам, согласно природе каждого.

Эта фигура является подлинно всеобщей и посредством ее использования разум становится подлинно всеобщим для приобретения знаний.

Условием данной фигуры является то, чтобы одна камера не противоречила другой, но они должны находиться в согласии между собой в их выводе. Поэтому камера ВСне противоречит камере BDи так же для других. При помощи такого условия разум определяется и приобретает знания.

 

4. О четвертой фигуре

Четвертая фигура имеет три круга, высший из которых неподвижен, а два более нижних подвижны, как явствует из иллюстрации. Средний круг вращается под высшим неподвижным кругом, например, когда Сставится под В. Более низкий круг вращается под средним кругом, например, когда Dставится под С. И тогда формируются девять камер: одна BCD, другая CDEи т. д. После этого Е меньшего круга можно поставить против Ссреднего, и в тот момент

 

 

195

получаются другие девять камер. ВСЕ есть одна камера, CDF— другая. Когда все буквы меньшего круга попеременно поставлены с В большего круга и С среднего круга, тогда С есть средний термин между В и D, так как В и Dсоотносятся между собой через значения С. И то же самое об остальных камерах. И, таким образом, через средние термины камер человек приводится к необходимым выводам и находит их.

После этого буквы помещаются против В большого круга и Dсреднего круга и так же об остальных буквах среднего и нижнего кругов, меняя их и оставляя неподвижным В большого круга, до тех пор, пока мы не достигнем положения с В на большем круге, I на среднем и К — на самом нижнем. И это составит сумму из 252 камер.

Эта фигура универсальнее третьей, потому что в каждой камере данной фигуры находятся три буквы, в то время как в каждой камере третьей фигуры — только две. Поэтому разум предстает более универсальным через четвертую фигуру, чем через третью.

Условие четвертой фигуры заключается в том, что разум применяет для составления утверждения те буквы, которые, по всей видимости, являются более применимы для утверждения. И как только камера составлена из трех букв, необходимо осознать их значения, обращая внимание на согласие, существующее между субъектом и предикатом, и избегая несогласия. При этом условии разум достигает знания посредством четвертой фигуры и имеет много аргументов для одного и того же вывода.

Мы сказали о четырех фигурах, которые следует знать наизусть. Ибо без них мастер не сможет ни хорошо освоить, ни применять данное «Искусство».

 

III

О ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ,

КОТОРАЯ ТРАКТУЕТ

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ ДВАДЦАТИ ПРИНЦИПОВ

В этом «Искусстве» определяются его принципы для того, чтобы они могли быть познаны через сами определения и чтобы можно было использовать их в утверждении или отрицании так, что определения оставались бы неизменными.

При таких условиях разум приобретает знание, находит средние термины и рассеивает незнание, которое является его врагом.

1. Доброта есть такое сущее, посредством которого добро совершает добро.

2. Великость есть то, посредством чего доброта, пребывание и т. д. являются великими.

 

 

196

3. Вечность или пребывание есть то, посредством чего доброта и т. д. пребывают.

4. Власть есть то, посредством чего доброта и т. д. могут существовать и действовать.

5. Мудрость есть то, посредством чего мудрый человек понимает.

6. Воля есть то, посредством чего доброта, великость и т. д. любимы и желанны.

7. Сила есть источник согласия, доброты, великости и других принципов.

8. Истина есть то, что есть истинное в доброте, великости и т. д.

9. Слава есть само блаженство, в котором доброта, великость и т. д. находят успокоение.

10. Различие есть то, посредством чего доброта и т. д. ясно различимы одна от другой.

11. Согласие есть то, посредством чего доброта и т.д. пребывают в гармонии в одном и во многих.

12. Противоречие есть обоюдное сопротивление некоторых предметов вследствие различных целей.

13. Начало есть то, что существует по отношению ко всему, благодаря какой-либо очередности.

14. Середина есть предмет, через который конец влияет на начало, и начало влияет на конец, и поэтому середина понимает природу обоих.

15. Конец есть то, в чем начало приходит к покою.

16. Большинство есть образ безмерности доброты, великости ит. д.

17. Равенство есть субъект, в котором конец согласия, доброты и т. д. приходит к покою.

18. Меньшинство есть сущее, ближайший к ничто.

Мы сказали об определениях принципов, которые необходимо выучить наизусть, ибо без знания этих определений «Искусством» не овладеть.

 

IV

О ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ,

КОТОРАЯ ТРАКТУЕТ О ПРАВИЛАХ

Правила данного «Искусства» состоят из десяти универсальных вопросов, к которым сводятся все другие возможные вопросы. Эти вопросы таковы: 1) Так ли? 2) Что есть? 3) Из чего есть? 4) Почему есть? 5) Сколько? 6) Какая? 7) Когда? 8) Где? 9) Как? 10) С чем?

Каждый из этих вопросов имеет свои виды.

 

 

197

1. «Так ли» имеет три вида, то есть выражающие сомнение, утверждение и отрицание, так что изначально разум предполагает также разные возможности и не связывает себя с мнением, которое не является для него таким же естественным, как понимание. И поэтому он должен избрать одну из возможностей, которая ведет к исчерпывающему пониманию и которая должна быть истиной.

2. «Что» имеет четыре вида. Первый определен, когда спрашивают: «Что есть разум?» И следует дать ответ, что разум есть сила, чье назначение — понимать.

Второй вид — когда спрашивают: «Что разум имеет сущностно в себе?». И следует дать ответ, что он имеет свои корреляты: понимающий, понимаемый и понимание. Без них разум не может существовать и, более того, должен быть праздным и ощущать недостаток природы, целеустремленности и покоя.

Третий вид, когда спрашивают: «Что есть сущее в другом?». Например, когда спрашивают: «Что есть разум в чем-нибудь другом?». И следует дать ответ, что он добр, когда понимание находится в доброте, велик, когда понимание в великости, и т. д., грамматический в грамматике, логический в логике, риторический в риторике и т. д.

Четвертый вид, когда спрашивают: «Что сущее имеет в другом?» Например, когда спрашивают: «Что разум имеет в другом?». И следует дать ответ: «В знании — понимание, в вере — убеждение».

3. Правило «Из чего» имеет три вида. Первый имеет простое значение. Например, когда спрашивают: «Из чего есть разум?». И следует дать ответ: «Из себя самого». Ибо он не происходил из чего-либо общего естественным образом.

Второй вид — когда вопрос более специфический: «Из чего составлено сущее?». Например, когда спрашивают: «Из чего составлен разум?». И следует дать ответ, что он составлен из своей специфической материи и формы, при помощи которых он имеет особенность понимания.

Третий вид, когда спрашивают: «Чье есть сущее?». Например, когда спрашивают: «Чей разум?». И следует дать ответ, что он человеческий, подобно тому, как часть принадлежит целому и лошадь — своему хозяину.

4. Четвертое правило имеет два вида: формальный и целевой. Формальный вид — когда спрашивают: «Почему сущее существует?». Например, когда спрашивают: «Почему разум существует?». И следует дать ответ, что он существует посредством своей специфической материи и формы, с которыми он имеет специфическое понимание и действует при их помощи через свой вид.

Второй вид имеет отношение к цели. Например, когда спрашивают: «Почему разум существует?». И следует дать ответ: «Чтобы объекты были понимаемы и для того, чтобы мы могли иметь знание вещей».

 

 

198

5. Пятое правило спрашивает о количестве и имеет два вида. Первый, когда спрашивают о непрерывном количестве. Например, когда задают вопрос: «Сколько там разума?». На такой вопрос следует отвечать, что там столько разума, сколько может существовать через духовное количество. И это количество не имеет ничего общего с точками или линиями.

Второй вид, когда спрашивают о дискретном количестве. Например, когда вопрошают: «Сколько там разума?». На такой вопрос следует отвечать, что его там столько, сколько его коррелятов, то есть понимающее, понимаемое и понимание, посредством которых он распространяется и подтверждается и благодаря которым он является теоретическим и практическим, общим и частным.

6. Шестое правило касается качества. Оно имеет два вида. Первый, когда спрашивают: «Каково собственное и первичное качество разума?». И следует дать ответ: «Понятливость, в которую он облачен». Внешнее понимание является вторичным и более отдаленным качеством, благодаря которому разум понимает человека, льва и т. д. Внешнее понимание — это то, во что облечено внутреннее и сущностное понимание разума, и это утверждение справедливо для внешне понятого.

Второй вид, когда спрашивают о присвоенном качестве. Например, когда спрашивают: «Что есть присвоенное качество разума?». И следует дать ответ: «Убеждение, сомнение и предположение». Ибо эти действия принадлежат не собственно разуму, но пониманию.

7. Седьмое правило спрашивает о времени. Оно содержит 15 видов, обозначенных правилами С, D, К, как указывается в «Великом искусстве». Но поскольку это «Искусство» — краткое, мы должны обрисовать это правило только в нескольких словах. Например, когда спрашивают: «Каким образом разум существует во времени, если он не составлен из линий и точек?». И следует дать ответ, что разум существует во времени потому, что имеет начало или создан, и он существует в течение времени, благодаря движению тела, которому он принадлежит.

8. Восьмое правило спрашивает о месте и имеет 15 видов, обозначенных правилами С, D, К, как указывается в «Великом искусстве». Так, когда спрашивают: «Где есть разум?», следует кратко отвечать, что он — в предмете, в котором существует, как часть в целом, но, однако, не заключен, а рассеян в нем, поскольку сущность разума не имеет ничего общего с точкой, линией или поверхностью.

9. К содержит два правила: модальность и инструментальность.

Правило модальности имеет четыре вида, когда спрашивается: 1) как разум существует? 2) как одна часть существует в другой? 3) как части существуют в целом и целое в частях? 4) как он передает свое подобие во вне себя?

 

 

199

На это следует отвечать, что субъективно он существует через тот способ, через который он выведен посредством вышеупомянутых видов.

Объективно он понимает через тот способ, который он имеет, благодаря нахождению среднего термина, существующего между субъектом и предикатом, определяемого посредством фигур и посредством умножения несвойственных ему видов, полученных чувственными ощущениями и воображением, которые характеризуются и понимаются в своей собственной понятийной способности.

10. Второе правило К имеет четыре вида. Например, когда спрашивают: «1) с чем существует разум? 2) с чем одна часть существует в другой? 3) с чем части существуют в целом и целое в своих частях? 4) с чем разум передает свое подобие во вне себя?».

На это следует отвечать, что разум существует со своими коррелятами, без которых он не может ни существовать, ни понимать. И разум понимает с другими видами, из которых он формирует инструмент для понимания.

Мы сказали о правилах, при помощи которых разум разрешает вопросы, находя ответы на них посредством правил, обращая внимание на то, что правило и его виды значат субъективно, проводя исследование при помощи принципов и правил, изучая объективно данный вопрос, выражающий сомнение, используя определения принципов, выбирая и отчетливо понимая утвердительную или отрицательную сторону вопроса. В результате этого разум ограждается от сомнений.

 


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.