Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бандуровский К. В.

Бандуровский К. В. Фома Аквинский

141

Бандуровский К. В.

Фома Аквинский

Thomas Aquinas

(ок. 1224-1274)

Фома Аквинский родился в знатной семье Ландульфа и Теодоры д'Аквино на севере Италии. В возрасте пяти лет был отдан на обучение в монастырь бенедиктинцев близ Монтекассино. Изучив курс «свободных искусств» в Неапольском университете, Фома вступил в 1244 г. в орден доминиканцев и продолжил занятия философией и теологией, сначала в Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. В 1252 г. был послан в Парижский университет для продолжения изучения теологии; в качестве бакалавра читал лекции по теологии. В 1256 г. получил степень магистра теологии и продолжил преподавать в Париже до 1259 г. Затем Фома провел около десяти лет в различных доминиканских монастырях близ Рима, читая лекции по теологии и философии (в частности, на основе работ Аристотеля). В 1268 г. Фома вновь преподает в Париже, а в 1272 г. — в университете Неаполя. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г. В начале 1274 г. он отправился в Лион (Франция), чтобы принять участие в церковном совете, но по пути умер в местечке Фоссанова в марте того же года.

 

 

142

Все значительные труды Фомы Аквинского были написаны в течение двадцати лет активного преподавания (1252-1273): «Сумма теологии» (Summa Theologiae) и «Сумма против язычников» (Summacontragentiles), записанные дискуссии по теологическим и философским проблемам — «Дискуссионные вопросы» (Quastiones disputatae) и «Вопросы на различные темы» (Quodlibeta), комментарии на 12 трактатов Аристотеля, на работы Боэция, Псевдо-Дионисия, на анонимную «Книгу о причинах» (Liber de Causis) и на несколько книг Библии, а также около сорока писем, проповедей и коротких трактатов.

В философском отношении на Фому наибольшее влияние оказал Аристотель, но также можно обнаружить влияние стоицизма, неоплатонизма, греческих комментаторов Аристотеля, Цицерона, философии Немезия, Августина, Боэция, Ансельма, Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Ибн-Габироля и Маймонида.

«Сумма теологии» (1265-1273) написана для студентов-теологов; она охватывает всю философскую и теологическую проблематику, с которой имел дело Фома, в систематизированном виде. «Сумма» состоит из трех частей (причем вторая разделяется на две): pars prima, pars prima secundae, parssecunda secundae и pars tertia (S. th. I, I-II, II-II, III); каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь подразделяющиеся на статьи. Каждая статья начинается с аргументов за и против относительно некоторого спорного вопроса.

«Сумма теологии» не была завершена Фомой из-за пережитого им экстатического видения, после которого он прекратил писать. Работа была закончена Реджинальдом из Пиперно, секретарем и другом Фомы, основывающимся на имеющихся материалах. Полная «Сумма теологии» содержит 38 трактатов, 612 вопросов, подразделенных на 3 120 глав, в которых обсуждается около 10 000 аргументов.

«Сумма теологии» быстро завоевала широкую популярность, и количество рукописных копий, изданий и переводов едва ли поддается учету. Первая печатная публикация была выполнена Петером Шеффером, издателем из Майнца, в 1467 г., а первое полное издание осуществлено в Базеле в 1485 г. Наиболее значительные издания (в рамках полного собрания), повлиявшие на последующие, — «Piаnа» (Рим, 1570, по повелению Папы Пия V) и «Leonina» (Рим, с 1882 г., по повелению Льва XIII, с классическими комментариями Томазо deВио, XVI в.).

«Сумма против язычников», которая имеет более полное название — «Книга об истине католической веры против язычников» (Liber de veritate Catolicae fidei contra erratesinfidelium, seu Summa contra gentiles), а также «Сумма философии» (Summa Philosophiae, 1259-1264) посвящены защите основоположений христианской веры. Разделена на четыре книги: I. О Боге как таковом; II. О со-

 

 

143

творении Богом различных частей сущего; III. О Боге как о цели всех творений; IV. О Боге как Он дан в Его Откровении.

«Дискуссионные вопросы» — образец средневекового типа научной и преподавательской работы, в основе которой лежат реальные диспуты. Истоки диспутов можно найти в трудах Аристотеля: он описывал «диалектическое рассуждение» следующим образом: сначала представляется проблема (aporia), затем даются противоположные решения разных философов (endoxa, phainomena) и лишь затем следует анализ этого затруднения (см.: «Никомахова Этика» VII, 1, 1145b2-7). В европейском Средневековье важным стимулом для диспутов были«Да и Нет» Абеляра, в котором он подобрал сентенции из Писания и творений отцов церкви, дающие противоположные ответы на вопросы; кроме того, в «Истории моих бедствий» приводится описание таких дискуссий. Прямое влияние на практику диспутов оказывала и практика комментариев, являющихся еще одной распространенной формой организации учебного процесса и движения научной мысли. Комментирование происходило следующим образом: зачитывался небольшой фрагмент изучаемого произведения, при этом у слушателей, да и у самого комментатора, возникали затруднения и вопросы, которые затем обсуждались. Такие диспуты делились на две части, занимавшие два дня. Тема диспута объявлялась заранее. В первый день магистр давал краткое введение, и один из бакалавров (младших преподавателей, зачастую из числа старшекурсников, которые вели, под руководством магистра, лекционную и семинарскую работу со студентами) принимал аргументы из аудитории и порой сразу давал на них краткие ответы. Секретарь записывал аргументы и ответы (которые затем входили в первую часть публикуемого диспута, сгруппированные на основании положительного или отрицательного ответа на заявленный вопрос; в данной публикации они приведены в начале каждой главы, под цифрами). На другой назначенный день магистр суммировал эти аргументы proи contraи давал свое разрешение поставленного вопроса (determinatio), которое в приводимом тексте следует после слова «Ответ», и затем разрешение каждого из высказанных аргументов (они приводятся после общего ответа). Диспут публиковался либо в получившейся версии (reportatio), либо в редакции мастера (ordinatio). Фоме принадлежат многочисленные «Дискуссионные вопросы», в частности, «Об истине» (De veritate, 1256-1259), «О потенции» (De potentia, 1265-1266), «О душе» (Deanima, 1266), «О зле» (De malo, 1269).

К. В. Бандуровский


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.