13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Василик В. В.
Василик В. В. Иоанн Скот Эриугена
61
Василик В. В.
Иоанн Скот Эриугена
Johannes Scottus Eriugena
(Начало IX в. - после 870)
Иоанн Скот Эриугена — средневековый философ ирландского происхождения. Переселившись во Францию, возможно в 20- 30-е гг. IX в., Эриугена нашел приют при дворе Карла Лысого (не позже 847 г.) и пользовался особым расположением этого короля. В 830-850 гг. он написал глоссы к «Наставлениям в грамматике» (Institutiones grammaticae) Присциана, к ветхозаветным книгам. В комментариях к книге Марциана Капеллы «О бракосочетании Меркурия и Филологии» Эриугена, анализируя «семь свободных искусств», высказывает мнение, что познание этих искусств, тождественное припоминанию, является познанием двух природ: мира и человека, сотворенных Богом, Который трансцендентен и бытию, и познанию. Поскольку истинное знание стремится к своему подателю, то душа философа, наставленная в искусствах и, прежде всего, в философии, стремится к единению с Мудростью-Словом-Христом.
В 851 г., уступая настоятельным просьбам епископов Хинкмара Реймсского и Пардула Ланского и желанию самого короля, Эриугена
162
принял участие в споре, возбужденном незадолго перед тем монахом фульдского монастыря Готшалком. Речь шла о двойном предопределении (к благу и злу), которое Готшалк проповедовал во время странствий по Италии. Эриугена написал в опровержение Готшалка сочинение «О божественном предопределении» (De divina praedestinatione). В этом труде франкские теологи, однако, усмотрели натяжки в истолковании некоторых мест из творений Августина, что вызвало бурный протест с их стороны. Эриугена не только отверг двойное предопределение одних к добру, а других к злу, исходя из мысли о простоте божественного существа и из Августинова определения зла как умаления блага, но признал, что и в отношении к добру о божественном предопределении и предведении нельзя говорить в собственном смысле, так как Бог выше времени и для Него нет ни прошедшего, ни будущего. Истинное божественное предопределение состояло, по Эриугене, в создании человека со свободной волей; злоупотребление свободой есть единственный источник зла. Спор, по его мнению, возник вследствие недоразумения обеих споривших сторон. Такое учение показалось ересью еще более опасной, нежели учение самого Готшалка, и было осуждено на соборах в Балансе (855) и Лангре (859).
Расположения короля Эриугена тем не менее не лишился и, оставаясь при дворе, продолжал ученые занятия. По поручению короля в первой половине 860-х гг. Эриугена перевел на латинский язык произведения св. Дионисия Ареопагита, которого тогда во Франции отождествляли с Дионисием — основателем и покровителем знаменитого монастыря близ Парижа. По своему значению для позднейших западных мистиков и схоластиков перевод Эриугены сравнивался с Вульгатой и, хотя был далек от совершенства, fieбыл вовсе вытеснен из употребления и позднейшими, считавшимися лучшими переводами. Вслед за тем, таю/ceпо желанию короля, Эриугена перевел сочинения св. Максима Исповедника («К Иоанну о трудных местах у [св. Григория Богослова]», «Вопросоответы Фалассию о трудных местах Св. Писания») и Григория Нисского («Об устроении человека»). Во время изучения произведений греческих писателей окончательно сложились собственные теолого-философские воззрения Эриугены, нашедшие выражение в главном его труде «О природах»(Περίφυσέων), который в XII в. получил название «О разделении природы»(De divisione naturae). Сочинение написанов виде диалога воспитателя с воспитанником, посвящено коллеге Эриугены Вульфаду и, вероятно, окончено не позже 866 г., когда Вульфад сделался буржским архиепископом. После этого Эриугеной были еще написаны: «Изъяснение «Небесной иерархии»св. Дионисия»(Expositiones super ierarchiam caelestem S. Dionysii, не позже 875 г.),«Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна»(Homilia in prologum sancti Evangelii secundum Joannem, в 870 или 871 г.) и «Комментарий к Евангелию от Иоанна»(Commentarius insanctumEvangeliumse-
163
eundum Joannem), написанный после 871 г., от которого сохранились три отрывка. По обычаю своего времени писал Эриугена и стихи, хотя не был поэтом по призванию. Вероятно, ему принадлежат также перевод неоплатонического сочинения «Решение недоумений [о некоторых вопросах] персидского царя Хосроя Присцианом философом»(Prisciani philosophi solutiones eorumde quibus dubitavit Chosroes Persarum rex),«Жизнеописание Боэция» (Vita Boetii) и «Выдержки из Макробия о различии и общности греческих и латинских выражений»(Exscerpta Macrobii de differentiis et societatibus graeci latinique verbi). О том, когда и где Эриугена окончил жизнь, достоверных сведений нет. Чтобы признать за Эригену того ученого пресвитера и монаха Иоанна, который, по мнению Ассера, приглашен был королем Альфредом из Франции в Англию в 884-886 гг. 1необходимо предположить, что хотя бы под конец жизни Эриугена сделался монахом и пресвитером. Вильгельм Мальмсберийский (XII в.) рассказывает, что, переселившись в Англию, Эриугена был учителем в мальмсберийском аббатстве и через несколько лет кончил жизнь от руки учеников, которые воспользовались для убиения его орудиями письма (graphiis); за это он был признан мучеником.
Происхождение философии Эриугены в целом может быть объяснено из усвоения и самостоятельного раскрытия им данных богословской спекуляции Востока на основе принципов и воззрений западной августиновской спекуляции. Из произведений восточных писателей особое значение имели для него уже упомянутые творения Псевдо-Дионисия Ареопагита, сочинения Максима Исповедника и трактат Григория Нисского. Сочинение Оригена «О началах»он цитирует в переводе Руфина. От Августина Эриугена заимствовал принцип рационального познания и интерес к метафизике внутреннего опыта. Религия у Эриугены отождествляется с философией как свободным исследованием истины. Он полагает, что разум не должен бояться никакого авторитета, потому что он по природе выше и прежде всякого авторитета и сам дает силу авторитету: авторитет должен быть разумным, чтобы иметь обязательное значение для разума. Авторитет божественного Откровения признается Эриугеной при предположенности его безусловной разумности; Откровение не должно стеснять свободу разума, а, напротив, должно возбуждать его к самодеятельности.
Основная идея сочинения «О разделении природы»заимствована вместе с терминологией у Максима Исповедника, но получила особый смысл и самостоятельное развитие. Все сущее подводится под одно понятие«природа» и различается по четырем формам: 1) natura non creata creans (природа не сотворенная и творящая) — Бог как непроисшедшая причина всего, во всем проявляющаяся, 2) natura creata creans (природа сотворенная и творящая) — Божественные идеи, посредствующие между Богом
1 См.: PL. Т. 122. Col. 0012D. (Примем. ред.)
164
имиром, 3) natura creata nec creans (природа сотворенная и не творящая) — мир как проявление божественных идей и самого Бога, 4) natura non creata nec creans (природа не сотворенная и не творящая) — Бог как последняя цель всего. Божество, поскольку Оно проявляется во всем, строго говоря, не должно бы быть выделяемо в особый вид бытия. Само по себе Оно выше всяких понятий и определений, и ни одна из аристотелевских категорий не приложима к Нему в собственном смысле; все, что утверждается о Нем, с еще большим правом может быть отрицаемо. Оно познается всегда только в своих проявлениях (теофаниях). Лишь для того, чтобы мыслить как-нибудь и о Нем, мыслящий ум представляет Его в виде как бы особой формы или части природы. Идеи суть первый момент Божества и первоначальные причины (causae primordiales) всех вещей. Они извечно происходят от Бога и существуют в Логосе, Который есть их единство. Познаваемы они могут быть лишь постольку, поскольку открываются в мире. «Ничто», из которого сотворен, по христианскому учению, мир, есть превышающая всякое бытие и небытие «пресущественность»(superessentialitas) Божества. Согласование божественной природы мира и формы его временного существования, которая имела начало и должна иметь конец, — неразрешимая проблема. Самое творение мира, появление его как временного или вместе со временем, было мгновенным актом. Дни творения в повествовании Моисея означают только моменты созерцания бытописателем различных сторон метафизической конституции мира. При этом материальный мир всецело разрешается в духовное бытие, как учит и Григорий Нисский. Таким образом, не только все происходит от Бога и существует в Боге, но и все есть Бог (ipse omnium essentia est); творение есть как бы исхождение (processio) в тварь через посредство идей или проявление в твари самого Бога. Бог одновременно имманентен и трансцендентен миру, а тварная природа есть вместе и эманация Бога и Его теофания. Говоря о проявлении Бога в мире, Эриугена представляет Его по аналогии с человеческим духом. Человек в системе Эриугены занимает особое положение. Он не только модус или проявление Бога, но вместе с тем образ Его. Он «некое интеллектуальное понятие, извечно сотворенное в божественном уме»(notio quaedam intellectualis in mente divina aetemaluter facta). Человеческая природа проста и неделима во всех людях. В ней, как в образе Божием, также сосредоточены «интеллектуальные понятия»обо всем. Человек до грехопадения заключает в себе весь мир, само творение. Обыденное сознание усматривает противоречие в указанном выводе, но лишь потому, что настоящее эмпирическое состояние человека не нормально, оно выражает состояние падения, как учит теология. Человеческая природа в некий момент времени сразу во всех индивидуумах отпала от своего Творца, и вследствие этого в ней произошло внутреннее разделение, эмансипация
165
низшей ее стороны — чувственной, от высшей — интеллектуальной. Произошло как бы распадение первоначального тождества бытия и мышления, единства идеального и реального. Акт падения, лежащий в основе эмпирического состояния человека и всего мира, сам по себе абсолютно неразумен и не допускает никакого рационального обоснования.
Смысл жизни человечества и сущность мирового процесса заключается в возвращении человеческой природы к Творцу (conversio inpurum spiiitum). Моментами этого возвращения являются смерть, воскресение тела, одухотворение всего материального и низшего, или обожение (деификация). Христос — образец такого восстановления человеческой природы. Как космология сводится некоторым образом к антропологии, так учение о восстановлении мира и человека может быть сведено к христологии. История человечества и мировой процесс завершаются всеобщим просвещением человечества светом второго явления Христа и одухотворением всего материального. Но апокатастасис не исключает возможности будущего наказания злых через лишение их возможности удовлетворять злым, стремлениям своей воли. Так как все возвратится в свою первопричину и успокоится в ней и ничто не будет происходить от нее так, как происходит ныне, то она, рассматриваемая как цель всего, и называется природою не сотворенной и не творящей.
Учение Эриугены еще при жизни вызвало осуждение церковной власти и из-за нетрадиционных воззрений, и из-за очевидных симпатий философа к восточным мыслителям. В XII в., однако, несмотря на ранее установившуюся за Эриугеной репутацию неправомыслящего по вопросам о предопределении и о евхаристии, сочинение его «О разделении природы» стало находить читателей в ученом мире. Но когда в начале XIII в. парижский магистр Амальрик Венский попытался с кафедры проводить идеи Эриугены, другие магистры университета и папа Иннокентий III в 1204 г. признали его учение еретическим. Амальрик вынужден был отречься от своего учения, но, несмотря на это, после смерти (1207) был предан анафеме на Парижском соборе в 1210 г. Некоторые его последователи были даже сожжены. Папа Гонорий III буллой от 23 января 1225 г. потребовал немедленного уничтожения всех экземпляров сочинения «О разделении природы», где бы они ни находились. Все же несколько экземпляров сохранилось, и в первый раз «О разделении природы»было напечатано в 1681 г. Т. Гейлом в Оксфорде, после чего в 1685 г. оно было внесено в Индекс запрещенных книг. Издание всех известных произведений Эриугены теологического характера в 1853 г. осуществил Флосс в 122-м томе латинской патрологии Миня. Э. Жено с 1996 г. публикует «критико-генетическое» издание диалога «О разделении природы».
В. В. Василик
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.