13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Белялетдинов Р. Р.
Белялетдинов Р. Р. Иоахим Флорский
506
Зенько Ю. М.
Иоахим Флорский
IoachimusFlorensis
(1132-1201)
Иоахим Флорский родился в местечке Челико близ Козенцы, на юге Италии. Его отец принадлежал к именитому норманскому роду. С раннего детства Иоахим любил уединение и проводил долгие часы в молитве. В пятнадцать лет, получив образование в Козенце, он был принят в Калабрийскую королевскую курию на службу, которая быстро ему надоела. Богатое юношеское воображение рисует Иоахиму чудеса Востока, Византии, а развитое религиозное чувство подталкивает его к тому, чтобы отправиться в паломничество к Гробу Господню в Иерусалим. Отец после некоторых колебаний отпускает его в сопровождении целой свиты слуг. Константинополь встречает путешественников эпидемией чумы. Глубоко потрясенный Иоахим отсылает своих слуг назад, облачается в бедную одежду и отправляется в одиночестве пешком в Святую Землю. По прибытии в Иерусалим он на сорок дней удаляется в одну из Фаворских пещер, где в утро пасхального Воскресения ему раскрывается
507
будущая пророческая деятельность. С невзгодами и лишениями добирается он до Сицилии, aспустянекоторое время останавливается в Калабрии, горы которой заменяют ему родной дом. Иоахим поступает послушником в цистерцианский монастырь Самбучина. Там он исполняет должность привратника. Легенда рассказывает, как однажды, когда он гулял в саду, размышляя о Боге, явился пред ним юноша дивной красоты, держащий в руках амфору, и сказал: «Иоахим, возьми и выпей это вино: оно превосходно». Иоахим вкусил из таинственной амфоры, и с этого момента начинается новый период его жизни: проповеднический и подвижнический.
Однако он длился недолго. Орден вернул Иоахима к традиционной дисциплине, принудив его постричься в 1168 г в монахи. Около 1178г., уступая настойчивым просьбам братии, он сделался аббатом. Служебные обязанности чрезвычайно тяготили его, так что в конце концов он бежал в Рим к папе Луцию III молить об освобождении его от должности. Получив свободу, Иоахим вернулся в горы Калабрии, в пустынь Пьетралата, где начал работать над основными своими сочинениями: «Согласование Нового и Ветхого Заветов», «Руководство к Апокалипсису», «Десятиструнный псалтериум». Вслед за Луцием III Урбан III и Климент III благословили труды Иоахима с условием, чтобы они были представлены затем папской цензуре.
Слава о его учености и строгости жизни привела к Иоахиму множество учеников, так что убежище Пьетралаты сделалось слишком тесным. Учитель со своими последователями поднялся еще выше в горы Калабрии и там, на плоскогорье Сила, основал церковь, посвятив ее св. Иоанну Предтече. Незадолго до смерти, он попросил перенести себя в Пьетралату, где благословил всех своих учеников и завещал им «возлюбить друг друга, как Господь Иисус Христос возлюбил нас».
Из оставленного Иоахимом Флорским наследия до нас дошло, по крайней мере, семь сочинений, известных под следующими заглавиями: «Согласование Ветхого и Нового Заветов»(Concordia veteris ас novi testamenti), «Руководство к Апокалипсису»(Enchiridion inApocalypsin), «Новый Апокалипсис»(Apocalypsis nova), «Десятиструнный псалтериум»(Psalterium decem chordarum), «Превосхождение четвероевангелия»(Super quattuor evangelia), «Против иудеев»(ContraJudeos), «О правиле веры»(De articulis fidei). Содержание и характер этих сочинений исходят большей частью из комментария на Апокалипсис и проникнуты эсхатологическим беспокойством. Мистическая основа учения о «Вечном Евангелии» основана на толковании текста Апокалипсиса.
Существуют три ступени, через которые проходит мир, и они соответствуют трем Ипостасям Бога. Бог — подлинная мера всего, а троичный Бог и промысел Свой о мире совершает в троичной Теофании миру, одновременно являющейсяи тремя состояниями или эпохами исторического пути мира к Богу — эпохами Отца,
508
Сына и Святого Духа. Данные состояния, как описывает их Иоахим, значительно различаются между собой. Например: «Первое состояние прошло под знаком знания, второе проходит в частичной мудрости, третье состояние будет при полноте интеллекта. Первое — в рабской покорности, второе — в сыновней покорности, третье — в свободе. Первое — под кнутом, второе — в действии, третье — в созерцании. Первое — в страхе, второе — в вере, третье — в любви. Первое состояние рабов, второе — детей, третье — друзей. Первое — мальчиков, второе — юношей, третье — зрелых мужей»1. При этом первое состояние — прошлое, второе — настоящее, третье — будущее, переходящее в настоящее. Бог Отец правит в первую эпоху — эпоху власти и страха Божьего (Ветхий Завет); затем, мудрость, сокрытая в веках, открылась через Сына и появилась кафолическая церковь Нового Завета; наступает третья ступень — Царство Святого Духа — новое распространение во вселенной Любви, проистекающей от Евангелия Христа, но превосходящей его букву, так что больше не будет нужды в самом институте наказания. Иоахим верил, что вторая эпоха подходит к концу и третья (уже отчасти предсказанная св. Бенедиктом) начнется после какого-то грандиозного катаклизма, который по его вычислениям должен был произойти в 1260 г. После этого латиняне и греки объединятся в новом духовном царстве, в равной мере освобожденные от оков буквы, иудеи будут обращены в христианство и «Вечное Евангелие» пребудет до конца мира. Вместе же три эти эпохи, обнимая собою историю человечества от Адама до конца света, органически соединяются друг с другом, образуя эсхатологическую целостность, которую по праву можно назвать самой важной из всех, какие знало западное христианство со времени св. Августина. Упоминание здесь имени Августина не случайно: Иоахим был прямым продолжателем идей Августина с его упованием на будущее и стремлением к спасению и совершенству в Царстве Божьем. По то, что у Августина было прикровенно и недосказанно, у Иоахима приобрело логически законченные и нумерически выверенные формы. Недаром Данте помещает «вещего Иоахима» в раю на одном небе со многими выдающимися христианскими мудрецами, рядом с самим Августином.
Влияние Иоахима Флорского на последующую духовную жизнь в Европе было многообразно. Его пророческо-эсхатологические умозрения вдохновляли и оплодотворяли мысль таких выдающихся религиозных мыслителей, как Франциск Ассизский, Данте Алигьери и Савонарола.
Ю. М. Зенько
1Согласование Ветхого и Нового Заветов. Кн. 5, гл. 84.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.