Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий Богоносец, священномученик Антиохийский

Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Поликарпу

К ПОЛИКАРПУ 1).

 

Игнатий Богоносец Поликарпу, епископу Церкви смирнской, лучше же – состоящему под епископством Бога Отца и Господа Иисуса Христа, желает премного радоваться.

 

Глава I. Похвала и увещание.

Уважая твое благочестивое расположение, утвержденные как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лице твое 2), которым желал бы всегда наслаждаться о Боге. Умоляю тебя благодатью, которою облечен ты, – ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спасались. Блюди место свое 3) со всяким тщанием – плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси бóльшого разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым, как поможет Бог 4). Носи не-

1) Пред отбытием из Троады в Неаполь (в Македонии), св. Игнатий написал послание к епископу смирнскому Поликарпу: оно от начала до конца есть пастырское наставление, особенно посвященное обязанностям епископа и паствы. – Сирский перевод его сохранился в двух кодексах: он содержит в себе только шесть глав по греческому тексту и только две мысли из остальных.

2) Т. е. в бытность Игнатия в Смирне на пути в Рим.

3) Т. е. епископский сан.

4) По чтению Дресселя: ϰατὰβοήϑειαν.

425

 

 

мощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда, там больше и приобретения.

 

Глава II. Продолжение увещаний.

Если любишь только добрых учеников, – еще нет тебе за это благодати: лучше худых покоряй кротостью. Не всякая рана врачуется одним и тем же пластырем; острые боли утишай прохладительными примочками. Во всем будь мудр, как змея, и незлобив, как голубь 5). Для того ты вместе и телесен и духовен, чтобы ласково принимал и то, чтó является тебе наружно, но молись, чтобы тебе открыто было и сокровенное 6), дабы не иметь ни в чем недостатка, напротив, с избытком обладать всяким дарованием. Как кормчим нужны ветры, или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты – для того, чтобы достигнуть Бога. Будь же бдителен, как подвижник Божий. Наградой будет нетление и жизнь вечная, в которой и сам ты уверен. Во всем порукой тебе я и мои узы, которые ты возлюбил.

 

Глава III. Продолжение.

Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному, не должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для

5) Матф. 10, 16.

6) Т. е. в людях, их тайные наклонности и пороки.

426

 

 

Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он потерпел нас. Будь еще усерднее, нежели каков теперь. Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени, – безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым, – неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего.

 

Глава IV. Продолжение.

Вдовицы не должны быть пренебрегаемы. После Господа, ты будь попечителем их. Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без воли Божией, чего впрочем ты и не делаешь. Стой твердо! Собрания пусть бывают чаще. Сзывай всех до одного. Рабов и рабынь не презирай: но и они пусть не надмеваются, напротив, пусть во славу Божию еще более поработят себя, чтобы получить им от Бога лучшую свободу. Пусть не домогаются получить свободу на общий счет, чтобы не сделаться им рабами страсти.

 

Глава V. К чему епископ должен увещевать супругов, безбрачных и вступающих в брак.

Избегай ухищрений 7); а более беседуй о следующих предметах. Сестрам моим внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и

7) Гефеле относит это к ложным учениям, ересям. Ульхорн разумеет здесь хитрости словесного искусства, коих Игнатий советует Поликарпу избегать, внушая говорить просто о предметах, ниже перечисленных.

427

 

 

по духу. Равным образом и братьям моим заповедуй именем Иисуса Христа, чтоб они любили сожительниц своих, как Господь – Церковь 8). Кто может в честь Господа плоти 9) пребывать в чистоте, пусть пребывает без тщеславия. Если же станет тщеславиться, то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно. А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию.

 

Глава VI. Обязанности христианской паствы.

Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я – жертва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и диаконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними. Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители и домочадцы и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами 10), как щит; вера – как шлем; любовь – как копье; терпение – как полное вооружение. Взносом вашим пусть будут дела

8) Еф. 5, 25.

9) Т. е. Того, Коему принадлежат наши тела, как члены. Иные предлагают чтение: в честь плоти Господней.

10) Игнатий так выражается, намекая на дезертиров, которые бросали оружие.

428

 

 

ваши, чтобы после получить вам следующую вам прибыль. Итак будьте долготерпеливы друг ко другу с кротостью, как и Бог (долготерпелив) к вам. Всегда желал бы я быть с вами.

 

Глава VII. Отправьте посла к антиохийским христианам по случаю восстановления мира.

Так как мне стало известным, что церковь антиохийская в Сирии, по молитвам вашим, наслаждается миром, то и я, в Божией беспечальности, стал благодушнее, только бы прийти мне к Богу чрез страдание, дабы в воскресении явиться мне вашим учеником. Тебе, богоблаженнейший Поликарп, надобно созвать боголепнейший совет и избрать кого-нибудь особенно вам любезного и усердного человека, который мог бы назваться Божиим послом: ему поручить, чтобы, отправившись в Сирию, он прославил там неослабную любовь вашу к славе Божией. Христианин не имеет над собою власти; он принадлежит Богу 11). А это дело – Божие и ваше, когда вы исполните его. Ибо я уверен в благодати Божией, что вы готовы на всякое доброе дело Божие. Посему-то, зная ваше согласие с истиною, я и предложил вам наставление в кратком послании.

11) Игнатий здесь намекает на обычай римских воинов отдавать свою добычу на хранение при знаменах (depositum), – после чего они получали при дележе ее известную часть (accepta). Вохер.

429

 

 

Глава VII. Пусть и другие церкви отправят в Антиохию послов или письма. Приветствия.

Так как я, по причине внезапного, по воле начальства, отплытия из Троады в Неаполь, не мог написать ко всем церквам, то к ближайшим церквам напишешь ты, как знающий волю Божию, чтобы и они сделали то же самое. Кто может, послали бы нарочных, а другие отправили бы письма чрез посланных тобою, чтобы прославиться вам бессмертным делом, как ты и достоин того. Приветствую всех поименно, и жену Епитропа со всем ее домом и детьми. Приветствую возлюбленного моего Аттала. Приветствую того, кто удостоится быть отправленным в Сирию. Да будет всегда благодать с ним и с посылающим его Поликарпом! Желаю вам всегда укрепляться о Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом 12). Приветствую Алкия, вожделенное мне имя. Укрепляйтесь о Господе.

12) Вместо: ἐπισϰοπῆ, Дрессель и Гефеле, на основании некоторых кодексов пространного текста и армянского перевода, предпочитают чтение: ἐπισϰόπον.

430

 


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.