Поиск авторов по алфавиту

Автор:Мейендорф (Майендорф) Иоанн, протоиерей

Мейендорф И., прот. Тейар дe Шарден

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

Прот. И. Мейендорф

 

Тейар дe Шарден

Предварительная заметка

Среди современных апологетов христианства, о, Тейар де Шарден занимает исключительное место. Многие находят в его писаниях окончательное примирение науки и религии, разума и веры, мира и церкви.

Личная и литературная судьба о. Тейара — необычна. Получив, как многие другие члены ордена иезуитов, научное образование, он много занимался палеонтологией млекопитающихся и участвовал в археологических миссиях в Китае. В связи с научной работой, он начал вырабатывать религиозно-философскую систему, направленную к объяснению феномена эволюции с христианской точки зрения. Взгляды Тейара показались католическим церковным властям несовместимыми с христианским откровением, и ему было отказано в праве печатать свои религиозно-философские труды.

Только после его смерти, и в связи с современной либерализацией католической церкви, труды Тейара увидели свет и сразу привлекли внимание. По своему размаху открытости, своеобразному “космизму", и блестящему литературному таланту автора, мысль Тейара часто сравнивается с философией Оригена. Из современных христианских мыслителей, он наиболее близок к о, Павлу Флоренскому, которого Тейар, впрочем, не знал.

Христоцентрическое понимание человека и мира, которые, по Тейару, пребывают в состоянии постоянного .изменения и целеустремленности к “пункту омега”, т. е. высшей точке бытия и эволюции, отожествляемой автором с самим Богом, сближают Тейара с глубокой интуицией православных Отцов Церкви.

Слабость построений Тейара, хорошо определенная о, Василием Зеньковским (“Основы христианской философии”, том II, YMCA-PRESS, Париж, 1964, стр. 175—186), заключается в его своеобразном нечувствии проблемы зла: в мире есть не только движение к высшему добру — повторно описываемое Тейаром с большим поэтико-литературным изяществом, — но и опасность самоуничтожения. Так и в человеке, зверство часто побеждает стремление к «омега».

В своей личной жизни, Тейар был благочестивым и смиренным священником. Его большой философский талант много пострадал от невозможности печатать и, следовательно, от отсутствия свободного диалога и критики. Многие из его учеников думают, что если бы Тейару была дана возможность при жизни ответить критикам, он бы сумел удовлетворить их справедливые недоумения и исправить логические недосмотры своей системы.

И, действительно, подлинное творчество возможно только в свободе.

32


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.