13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Николаевский П. Ф., протоиерей
Николаевский П. Ф., прот. Материалы для истории Русской Церкви
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Христианское чтение. 1885. № 9-10.
Прот. П. Ф. Николаевский
Материалы для истории Русской Церкви.
[Послание московского патриарха Иосифа к мощам патриарха Иова при перенесении их из Старицы в Москву. 503
Видение патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1660 году. 504]
I. Послание московского патриарха Иосифа к мощам патриарха Иова при перенесении их из Старицы в Москву1).
«Всесильный и непостижимый, пресущественный Бог наш славимый в трех лицех, иже созда всю тварь видимую и невидимую, последи же и человека сотвори по образу своему и по подобию, по образу разумна душею, по подобию же, поелико мошно подражаемому ему; той же и ныне благоволив просвети сердечнии очи православному и благочестивому государю царю и великому князю Алексею Михаиловичу всею Росии самодержцу произвести велие дело и сотворити по духовному совету с нами, со мною патриархом Иосифом и со всем освященным собором, что первопрестольнику и первому по благодати святого Духа святейшему великому господину Иеву патриарху московскому и всея Росии принесену быти ему в царствущий град Москву на свое первенство и положитися пречесному гробу его в церкви пречистые Богородицы честного ее успения, идеже прежний святители положены. И аз смиренный Иосиф патриарх, по повелению государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всек Росии послав от освященного собора преосвященного Варлаама митрополита ростовского и с прочими освященными по честные его мощи, написах убо и моление ему сице: Христову рачителю и богословии божественной изрядному проповеднику, всякою словесною сладостию украшенному, поборнику и заступнику истинного православия, преизяшному в божественных догматех, освященному и избранному от божественные благодати пастырю и учителю, всечестному первейшему святителю, кир отцем отцу, святейшему Иову патриар-
1) Послание издается по рукописному свитку московской синодальной библиотеки за № 84.
503
— 504 —
ху московскому и всея Росии. По благодати святого и животворящего Духа Иосиф патриарх и еже о нем божественный священный собор молим тя, боголюбезне учителю, сладчайший боголюбезных сосуд воспитания, ты преж мене пастырю и ныне пастырь, твоя суть моя овца, от тебе бо сам начало бысть и еже по тебе пастырие, ныне убо время твоего возвращения на свое отечество; покажи нам лице свое, и слышан сотвори глас свой, приими свое утвержение, даруй себе желающим тя, прииди с миром во свояси, и своя ти с любовью приимут тя.»
2. Видение патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1660 году ').
«168 году в день недельный святейший Никон божиею милостию (патриарх) будучи в своем строении живоносного (воскресения) нового иерусалима в день недельный во (святей церкви) с архимандритом Герасимом и с (прочиею братиею), егда по чину (нача чести по первой кафизме) той преждереченный архимандрит Герасим (святое евангелие толковое), якоже обычай, и святейшему Никону патриарху (седшу) на своем месте от многого труда, и абие приложися в тонок сон и обретеся в московской великой церкви, идеже риза Господня. И зрит в церкви велий неизреченный свет, и от страха того неизреченного ужасеся; и во страсе зрит того храма на обе страны и видит из гробов востающих (всех архиереев) и ту сущих от десные страны Киприана и Фотия (и Филиппа) священномученика, а от левые страны Иону митрополита и прочих всех. По сем зрит от олтаря от северных врат (пресветла) юношу идуща со многими последующими светлеющимися, яко бывает вход со святым евангелием, и той пресветлый юноша на руках нося царский венец; и с темп светлеющимися те все архиереи соединяся пойдоша во святый олтарь отверзеным сущим святым и великим вратом. II той пресветлый юноша царский венец поставляет на престол пред святым евангелием. Той же святейший Никон патриарх во страсе последуя им обретохся
1) Издается по свитку московской синодальной библиотеки за № 405; истлевшие и оторвавшиеся в свитке места восполнены по поздней рукописи румянцевского музеума из собрания В. Ундольского за № 415 и в печатном тексте вами поставлены в скобах.
505 —
от десныя страны престола, и зрит свет такожде неизреченный, и в том свете видит воставша первопрестольного Петра митрополита великого чудотворца, вкупе и Геннадия и грядуща ко преждереченным архиереем, онем же уставившим ему с честию дающе первенство. Той же Петр митрополит став на обычном первом месте у святого престола и чрез царский венец простре руку на святое евангелие и рече святейшему Никону патриарху: засвидетельствуем тебе брате, Никоне, сим священным евангелием, иди, глаголи царю, чесо ради он святые церкви и святые обители поработил и многие святые вещи недвижимые учинил царским своим повелением движимы, и царским державством неудоволился, восхитил на ся архиерейский суд, многие обители многочисленными пенязьми и многочисленнами мерами хлеба оскудил и оскудити хощет. И святейший Никон патриарх во страсе велице отвеща: вы великие первопрестольные архиерее о сем засвидетельствуйте, аз же смиренный много о сем глаголах и писах царю, и непреклонен к послушанию явился, наипаче возявился, хвалится на мя мученми и изгнанми в заточение. И Петр великий чудотворец отвеща: ты брате в жизни сей, тебе подобает засвидетельствовати и пострадати о сем даже и до крове; аще ли же сего нашего речения не восхощет веровати царь и твоего свидетельства не приимет, и, простер руки со всеми архиереи на западную страну рек: зри, что по сем будет. И видя, белый свет в велицей церкви обратился в неизреченный пламень огня и с шумом громогласным пойде в царские чертоги и бысть все пламенно видно. И в том велицем страее он святейший Никон патриарх едва в себе пришед и узре вышереченного архимандрита Герасима стояща пред собою, ожидающа по чтении по обычаю благословенного прощения, уже и второй кафизме совершающейся. И святейший Никон патриарх в том часе исповеда то страшное видение ту сущим с ним бдящим архимандриту Герасиму и протчей братии всякого чина и возраста. И по отпетии утрени своею десницею сие видение писал и ко благочестивейшему государю царю послал; и ничтоже вменено и забвению предано даже до днесь. А сие видение его святейшего Никона патриарха вскоре збыстся тоя же нощи».
Сообщил протоиерей П. Николаевский.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.