Поиск авторов по алфавиту

Автор:Порфирий (Успенский), епископ

Порфирий (Успенский), еп. 3‑я Маккавейская книга

Электронная версия книги любезно предоставлена протоиереем Николаем Диваковым.


3‑я Маккавейская книга в переводе епископа Порфирия (Успенского). — «Труды Кіевской Духовной академіи», 1873, № 11, стр. 1—24.

О маккавеяхъ слово третье.

Глава 1.

1. Филопаторъ же, узнавъ изъ донесеній о состоявшемся отторженіи Антіохомъ подвластныхъ себѣ мѣстъ, и давъ приказъ всѣмъ ратямъ своимъ, пѣшимъ и коннымъ, и взявъ съ собою сестру Арсиною́ быстро двинулся до мѣстъ у Рафіи, гдѣ ополчились воины Антіоха.

2. Но нѣкій Ѳеодотъ, умысливъ исполнить свой замыслъ, взялъ самыя лучшія оружія Птоломеевскія, какія были ввѣрены ему, и ночью отправился въ палатку Птоломея, чтобы одному убить его, и тѣмъ отвратить войну.

3. Но его увелъ оттуда Досиѳей, рекомый Дримиловъ сынъ, родомъ іудей, впослѣдствіи же перемѣнившій законъ, и отчуждившійся отъ отеческихъ вѣрованій, и какого-то незначительнаго человѣка помѣстилъ въ оной палаткѣ, которому и пришлось потерпѣть кару вмѣсто его;

4. Когда же произошла упорная битва, и успѣхи ея болѣе благопріятствовали Антіоху; тогда Арсинóя, обходя полки, съ умиленіемъ и слезами, распустивъ волосы, умоляла ихъ, да помогутъ храбро себѣ самимъ и дѣтямъ и женамъ, и обѣщала, въ случаѣ побѣды, дать каждому по двѣ мны золота.

5. И вотъ такъ случилось, что противники были разбиты въ рукопашномъ боѣ, а многіе и въ плѣнъ взяты.


2

6. Подавивъ же навѣтъ, (Филопаторъ) разсудилъ пройти по ближнимъ городамъ, дабы ободрить ихъ.

7. Исполнивши сіе, и раздѣливъ капищамъ дары, онъ возстановилъ въ подданныхъ довѣріе.

8. Когда же Іудеи отправили къ нему пословъ отъ сената и отъ старѣйшинъ привѣтствовать его, поднесть дары, и изъявить радость о случившемся; тогда представился ему поводъ къ наибольшей заботливости о скорѣйшемъ пришествіи его къ нимъ.

9. Прибывъ же въ Іерусалимъ и принесше жертву величайшему Богу, и воздавъ благодаренія, и исполнивъ прочее пристойное сему мѣсту,

10. и прибывъ на сіе мѣсто, а будучи пораженъ художественностію и благолѣпіемъ, и удивленъ благоустройствомъ святилища, охотно пожелалъ войти въ сей храмъ.

11. Когда же сказали ему, что не подобаетъ тому быть, ибо никому даже изъ своего народа не позволительно входить туда, ни всѣмъ жрецамъ, но только одному начальствующему надъ всѣмъ, первосвященнику, да и ему однажды въ годъ; то онъ нисколько не убѣдился этимъ.

12. Даже по прочтеніи ему закона, онъ нисколько не уступилъ, а выказывалъ, что ему надобно войти туда и говорилъ: ежели тѣ лишены сей чести, то не меня лишать ея!

13. И спросилъ: по какой причинѣ ему, входящему во всякое капище, никто изъ присутствующихъ не возбранялъ сего?

14. Нѣкто же не подумавши сказалъ: худо (опасно) выдавать это за чудо.

15. Онъ отвѣтилъ: но когда это уже было по какой бы то ни было причинѣ, то не войти ли всячески, хотя бы они желали, или нѣтъ?

16. Когда же жрецы во всѣхъ священныхъ одеждахъ пали ницъ


3

и умоляли величайшаго Бога помочь въ настоящей крайности, и удержать порывъ вторгающагося насильственно, и въ слезахъ наполнили святилище воплемъ:

17. тогда остававшіеся въ городѣ выскочили (изъ домовъ) въ смущеніи, не вѣдая, что дѣлается.

18. Такъ же и дѣвицы, заключенныя въ горницахъ, выбѣгали съ матерями, и пепломъ и пылью посыпая волосы, оглашали улицы рыданіями и стонами.

19. Другія же, вполнѣ наряженныя, оставивъ приготовленные для встрѣчи брачные чертоги и приличный стыдъ, нечинно бродили по городу.

20. А матери и кормилицы, покидая здѣсь и тамъ новорожденныхъ дѣтей, иныя въ домахъ, другія на улицахъ, неудержимо сбѣгались въ превышнее святилище.

21. Разнообразна же была молитва собравшихся туда о томъ, чтò онъ (Филопаторъ) предпринималъ не благоговѣйно.

22. Вмѣстѣ съ ними нѣкоторые изъ гражданъ, отважившись, не допускали его, такъ какъ онъ до конца настаивалъ, рѣшившись исполнить свое намѣреніе.

23. Они крича, что надобно стремительно взяться за оружіе, и мужественно умереть за отеческій законъ, произвели великое смятеніе на мѣстѣ, и едва сдержанные стариками и старѣйшинами остались въ прежнемъ молитвенномъ положеніи.

24. И народъ, какъ прежде, продолжалъ молиться.

25. А бывшіе около царя старѣйшины многократно пытались отвлечь прегордый умъ его отъ намѣреннаго предпріятія.

26. Но онъ, дерзновенный и все пренебрегающій, уже дѣлалъ шагъ впередъ, думая окончательно исполнить то, о чемъ говорено выше.

27. Видѣли это и бывшіе около него, и начали вмѣстѣ съ нашими призывать Вседержителя, дабы отмстилъ Онъ за


4

присутствующихъ, не допустилъ такого беззаконнаго и прегордаго дѣла.

28. А отъ непрерывнѣйшаго и скорбнаго, сгущеннаго, вопля людей раздавался гулъ невыразимый.

29. Казалось, что не только люди, но и самыя стѣны, и весь помостъ вопіяли, какъ бы уже всѣ тогда принимали смерть за оскверненіе сего мѣста.

Глава 2.

1. Первосвященникъ же Симонъ, супротивъ храма преклонивъ колѣна и простерши руки, благочинно творилъ молитву сію:

2. Господи, Господи, царю небесъ и владыка всякаго созданія, святый во святыхъ, единоначальствующій вседержитель, внемли намъ, угнетаемымъ отъ нечестиваго и сквернаго, дерзостію и силою напыщеннаго.

3. Ибо ты создалъ все, и всесодержа, владычествуешь праведно, и судишь дѣлающихъ что-либо съ обидою и превозношеніемъ.

4. Ты нѣкогда погубилъ дѣлавшихъ неправду, между которыми были и исполины, надѣявшіеся на силу и дерзость, изведши на нихъ неизмѣримую воду.

5. Ты Содомлянъ, поступавшихъ надменно и ставшихъ отъявленными злодѣями, сожегъ огнемъ и сѣрою, поставивъ ихъ въ примѣръ потомкамъ.

6. Ты дерзновеннаго фараона, поработившаго народъ твой святый Израиля, испыталъ разными и многими казнями, и въ нихъ явилъ твою силу и показалъ твою великую державу,

7. и его погнавшагося за нимъ съ колесницами и множествомъ людей, потопилъ въ глубинѣ моря, а надѣявшихся на тебя, Владыку всякаго созданія, провелъ невредимо;


5

8. И они, увидѣвъ дѣла руки твоей, восхвалили тебя вседержителя:

9. Ты, царю, создавшій безпредѣльную и неизмѣримую землю, избралъ городъ сей, и освятилъ мѣсто сіе во славу Тебѣ ни въ чемъ не нуждающемуся, и прославилъ его явленіемъ вѣликолѣпнымъ, прославивъ его для славы великаго и досточтимаго имени твоему.

10. И любя домъ израилевъ, ты обѣщалъ, что ежели въ случаѣ удаленія нашего отъ Тебя обыметъ насъ утѣсненіе, и мы, пришедши на мѣсто сіе, помолимся, то Ты услышишь молитву нашу.

11. и Ты вѣренъ и истиненъ.

12. А такъ какъ Ты многократно помогалъ угнѣтеннымъ отцамъ нашимъ, когда они смирялись, и избавлялъ ихъ отъ великихъ опасностей;

13. то вотъ нынѣ и мы, святый царю, за многіе и великіе грѣхи наши страдаемъ, и подчинены врагамъ нашимъ, и пребываемъ безсильны.

14. При такомъ упадкѣ нашемъ этотъ дерзновенный и скверный покушается поругать сіе святое мѣсто, посвященное на землѣ славному имени Твоему.

15. ибо жилище Твое, небо неба, недоступно для людей.

16. Но такъ какъ Ты благоволилъ явить славу Твою въ народѣ твоемъ Израилѣ, то и освятилъ Ты мѣсто сіе.

17. Не отмщай намъ нечистотою ихъ, и не наказывай насъ оскверненіемъ, дабы не хвалились беззаконники въ ярости своей, и не радовались, гордымъ языкомъ своимъ говоря:

18. «Мы попираемъ домъ святыни, какъ попираются домы мерзостій.

19. Изгладь грѣхи наши, и разсѣй вины наши, и яви милость Твою въ часъ сей.


6

20. Скоро да предварятъ насъ щедроты Твои, и вложи хвалу въ уста упадшихъ и сокрушенныхъ душами, даровавъ намъ миръ».

21. Тутъ всевидѣцъ Богъ и надъ всѣми Святый во святыхъ, услышавъ такую законоположную молитву, сего весьма надмѣннаго обидою и дерзостію поразилъ его,

22. потрясая его туда и сюда, какъ тростникъ подъ вѣтромъ, такъ что онъ, лежа недвижимъ на помостѣ и будучи разслабленъ членами, не могъ даже говорить, пораженный праведнымъ судомъ.

23. Тогда любимцы и тѣлохранители его, видя возрастающее и острое мученіе, постигшее его, и опасаясь, какъ бы не лишился онъ жизни, поспѣшно вынесли его, будучи сами поражены чрезвычайнымъ страхомъ.

24. По времени же очнувшись, онъ, наказанный, нисколько не пришелъ въ раскаяніе, напротивъ съ горькою (для іудеевъ) угрозою удалился лёжа.

25. А бывъ перенесенъ въ Египетъ, и увеличивая свою злобу при содѣйствіи давнихъ сотрапезниковъ и любимцевъ, далекихъ отъ всякой правды, онъ

26. не только пресыщался безчисленными студодѣяніями, но и дошелъ до такой дерзости, что на мѣстахъ (публичныхъ) выставлялъ злохуленія, и многіе изъ любимцовъ внимая предложенію царя, и сами дѣлали то, чего онъ хотѣлъ.

27. А предложилъ онъ публично предать позору народъ іудейскій, и у башни своего двора поставивъ столбъ, вырѣзалъ на немъ сію надпись:

28. «Кто (изъ іудеевъ) не приноситъ жертвъ (языческихъ), тому не ходить и въ свои святилища (сѵнагоги), всѣхъ же іудеевъ переписать, какъ чернь, и считать въ разрядѣ слугъ, а противорѣчущихъ забирать силою и лишать жизни;

29. На приписныхъ же этихъ дѣлать начертаніе, нажигая имъ


7

на тѣлѣ знакъ Діониса Киссовъ листъ, и потомъ отпускать ихъ въ узкую область ихъ» [[Т. е. къ господамъ, у которыхъ помѣщеніе для слугъ тѣсно.]].

30. Но дабы не сдѣлаться ненавистнымъ для всѣхъ, онъ приписалъ: «если же нѣкоторые изъ нихъ захотятъ жить, какъ посвященные по нашимъ обрядамъ, таковымъ быть наравнѣ съ гражданами александрійскими».

31. и такъ нѣкоторые, ради сего гражданства презрѣвъ высокое благочестіе града (Іерусалима), сдались охотно, въ чаяніи пріобщиться великой славѣ отъ будущаго общенія съ царемъ.

32. Но большая часть изъ нихъ мужественно превозмогли сіе и не отступили отъ благочестія, и выкупая деньгами жизнь свою, небоязненно старались освободиться отъ переписей.

33. Они имѣли благую надежду на то, что сподобятся заступленія, а отпадшими отъ нихъ гнушались, и считали ихъ врагами своего народа, и лишали всякаго общенія съ собою и благодѣянія.

Глава 3.

1. Когда узналъ это нечестивецъ; тогда сталъ такъ желченъ, что разгнѣвался не только на тѣхъ (іудеевъ) что въ Александріи, но и жившимъ въ цѣлой странѣ сталъ враждебенъ, и повелѣлъ немедленно собрать всѣхъ вмѣстѣ, и лишить жизни самою худшею смертію.

2. Когда готовилось это, тогда люди помышляющіе о причиненіи зла, распространили худую вѣсть о родѣ іудейскомъ, такъ какъ поводомъ къ такому настроенію служили самые уставы (іудеевъ), отдаляющіе ихъ (отъ прочихъ народовъ).

3. Однако іудеи сохраняли благорасположеніе и неизмѣнную вѣрность къ царямъ.


8

4. А почитая Бога и живя по его закону, отдѣлялись отъ другихъ кое въ чемъ и допускали отмѣны [[языческихъ обычаевъ.]]: по сей причинѣ нѣкоторымъ казались враждебными.

5. Благодѣланіемъ праведниковъ отличаясь въ сношеніяхъ своихъ съ другими, они пользовались уваженіемъ всѣхъ людей.

6. Но благодѣланіе сего народа, всѣми разглашаемое, иноплеменники не принимали въ расчетъ,

7. а разглашали только различіе въ поклонахъ и снѣдях, говоря, что эти люди не дружны ни съ царемъ, ни съ войсками, напротивъ злонамѣренны и много вредны въ дѣлахъ, и не случайною обносили ихъ хулою.

8. А жившіе въ городѣ еллины, ни въ чемъ не обиженные ими, видя неожиданное возмущеніе противъ сихъ людей и бывающіе безразсудные сходки, хотя не могли помочь имъ, потому что распоряженіе было царское, однако утѣшали ихъ, и негодовали, и полагали, что все это пройдетъ.

9. ибо не будетъ же въ презрѣніи толикое множество народа, ни въ чемъ невиновное,

10. А нѣкоторые сосѣди и друзья и соторговцы, тайно принимая нѣкоторыхъ изъ нихъ, давали имъ удостовѣренія въ томъ, что будутъ защищать ихъ, и употребятъ всякую мѣру къ вспоможенію имъ.

11. Онъ же, надмѣваясь надменнымъ благополучіемъ, и не помышляя о державѣ величайшаго Бога, а полагая что навсегда останется непреложно намѣреніе его; написалъ на счетъ ихъ такое посланіе:

12. «Царь Птоломей Филопаторъ сущимъ въ Египтѣ, и мѣстнымъ военачальникамъ и воинамъ обрадованіе и здравіе.

13. Здравствую и я самъ, и дѣла наши успѣшны.


9

14. Послѣ бывшаго похода нашего въ Азіи, который, какъ вы сами знаете, неослабнымъ споборничествомъ боговъ и нашею силою разумно доведенъ до наилучшаго окончанія,

15. мы думали не силою копья, а кротостію и великимъ человѣколюбіемъ благоустроить народы, обитающіе въ Килисиріи и Финикіи, охотно благодѣтельствуя имъ.

16. И городскимъ капищамъ предоставив весьма многіе доходы, мы достигли и Іерусалима, и взошли туда, чтобы почтить храмъ преступныхъ и никогда не оставлявшихъ безразсудства (іудеевъ).

17. Они же, принявъ насъ по прибытіи велерѣчиво, а на дѣлѣ коварно, когда мы пожелали войти въ храмъ ихъ, и почтить его пристойными и наилучшими вкладами,

18. Руководимые старинными изувѣрствами, воспретили намъ входъ, но были пощажены нашимъ могуществомъ по человѣколюбію, какое мы имѣемъ ко всѣмъ людямъ.

19. Вражду же свою къ намъ обнаруживъ явно, они только одни изъ всѣхъ народовъ, не склоняя выи предъ царями и благодѣтелями своими, ничего законнаго не хотятъ дѣлать.

20. Но мы, уступивъ ихъ безразсудству, и возвратившись съ побѣдою, и въ самомъ Египтѣ человѣколюбиво обошедшись со всѣми племенами, поступили, какъ надлежало.

21. Къ тому же, объявляя всѣмъ о нашемъ непамятозлобіи къ единоплеменникамъ ихъ, и за военное содѣйствіе и за тмочисленныя дѣла, издавна поручаемыя имъ по простотѣ, рѣшившись ввести перемѣны, мы захотѣли удостоить ихъ и правъ гражданства александрійскаго, и сдѣлать ихъ сообщниками присносущихъ жрецовъ [[Египетскіе жрецы составляли касту родовую, наслѣдственную, непремѣнную, присносущую.]].

22. А они, принявъ это за противное, и по сродному имъ злонравію отвергая хорошее, и склоняясь всегда къ худому,


10

23. не только отринули неоцѣнимое право гражданства, но и гласно и молча гнушаются тѣхъ немногихъ между ними, которые расположены къ намъ искренно, ежедневно надѣясь, что мы по причинѣ нестройной жизни скоро отмѣнимъ наши постановленія.

24. Посему мы, достаточно убѣдившись опытами, что они всячески злоумышляютъ противъ насъ, и заботясь о томъ, чтобы въ случаѣ нечаяннаго возмущенія противъ насъ, не имѣть позади себя предателей и жестокихъ враговъ въ лицѣ этихъ нечестивцовъ,

25. мы повелѣли, какъ скоро дойдетъ это письмо, тотчасъ группами, съ позорами и истязаніями, выслать ихъ къ намъ съ женами и дѣтьми, окованныхъ отвсюду желѣзными путами, для убіенія ихъ безпощаднаго и позорнаго, пристойнаго такимъ ненавистникамъ.

26. Если они вмѣстѣ будутъ казнены; то мы увѣрены, что въ остальное время дѣла у насъ окончательно получатъ стройность и наилучшій порядокъ.

27. Если же кто скроетъ кого либо изъ іудеевъ отъ старика до дитяти и до грудныхъ младенцовъ, таковый будетъ замученъ со всѣмъ его семействомъ лютѣйшими муками.

28. А кто рѣшится открыть кого либо, тотъ получить имущество подпавшаго, казни, и изъ царскаго серебра—
двѣ тысячи драхмъ, и получитъ свободу, и будетъ увѣнчанъ.

29. Всякое же мѣсто, гдѣ бы ни былъ пойманъ укрывающійся іудей, да будетъ непроходимо и выжжено; и всякой смертной твари ни на что негодно въ вѣчное время».

30. Такъ было изложено содержаніе сего посланія.

Глава 4.

1. Вездѣ, куда достигало сіе повелѣніе, составлялось у язычниковъ народное пиршество съ восклицаніями и радостію,


11

такъ какъ издавна заматорѣлая въ душѣ ихъ вражда теперь явилась смѣло.

2. А у іудеевъ былъ непрерывный плачъ и рыдательный со слезами вопль отъ того, что жгли сердце ихъ повсюдные стоны оплакивающихъ неожиданную, внезапно присужденную имъ погибель.

3. Какой околотокъ, или городъ, или какое вообще обитаемое мѣсто, или какія улицы не наполнялись у нихъ плачемъ и рыданіями?

4. Ибо жестоко и безъ чувства жалости городскіе воеводы единодушно высылали ихъ, такъ что, при видѣ этихъ необычайныхъ наказаній, даже нѣкоторые изъ враговъ, имѣя предъ глазами общее страданіе, и помышляя о безвѣстной превратности жизни, оплакивали ихъ злосчастную высылку.

5. Ибо гнали толпу престарѣлыхъ, покрытыхъ сѣдиною, нагнувшихся отъ старческаго косненія ногъ, и по причинѣ ускоренія сего насильственно-разрушительнаго дѣла понуждаемыхъ, безъ всякаго стыда, къ скорѣйшему шествію.

6. А дѣвицы, недавно вступившія въ брачный чертогъ для житейскаго общенія, вмѣсто веселія получили горе, и прахомъ посыпавъ волосы, умащенные мѵромъ, были ведены непокрытые, и вмѣсто брачныхъ пѣсней единодушно начинали пѣніе плачевное, какъ терзаемыя муками иноплеменниковъ.

  7. Скованныя, онѣ въ виду народа ведены были насильно, пока не побросали ихъ въ корабль.

8. А ихъ мужья, веревками вмѣсто ожерельевъ оплетенные по шеямъ, въ цвѣтущемъ, юношескомъ возрастѣ, вмѣсто пированія и юношеской нѣги, проводили остальные дни брака въ рыданіяхъ, у ногъ своихъ видя уже адъ лежащій.

9. Везены же они были по подобію звѣрей, въ желѣзныхъ цѣпяхъ самыхъ тяжелыхъ, одни, пригвожденные шеями къ


12

скамьямъ кораблей, а другіе, скованныя по ногамъ неразрывными путами,

10. и въ добавокъ сплошною палубою, сверху ихъ лежащею, лишенные свѣта, дабы они, нигдѣ не видя глазами ни зги во время плаванія имѣли участь злоумышленниковъ.

11. Когда же они подвезены были къ мѣсту называемому Схедіа, и плаваніе было кончено, какъ было опредѣлено царемъ; тогда онъ велѣлъ поставить ихъ предъ городомъ на конскомъ ристалищѣ, на большомъ тутъ пространствѣ, весьма удобномъ для наказанія примѣрнаго для всѣхъ, какъ идущихъ въ городъ, такъ и посылаемыхъ изъ него въ область для путешествія, дабы ни съ полками не сообщались они, ни какимъ либо покровомъ отнюдъ не пользовались.

12. Когда же это состоялось, и онъ услышалъ, что единоплеменники ихъ часто выходятъ тайно изъ города оплакивать позорное бѣдствіе братьевъ;

13. то разгнѣвавшись повелѣлъ поступать и съ этими точно такъ же, какъ и съ тѣми, дабы они никакъ не меньшее противъ тѣхъ получили наказаніе,

14. и переписать все племя по именамъ не для тяжкой службы работной, незадолго предъ симъ оповѣщенной, а для того, чтобы ихъ, умученныхъ предписанными казнями, навсегда истребить въ теченіи одного дня.

15. И хотя эта перепись производилась съ утомительною поспѣшностію и усердною усидчивостію отъ восхода до заката солнца, но не достигла полнаго окончанія въ сорокъ дней.

16. Царь же, исполненный великою и непрерывною радостію, учреждалъ пиршества у всѣхъ идоловъ, восхваляя этихъ глухихъ и не могущихъ ни говорить, ни помогать, восхваляя своимъ разумомъ, далеко заблудившимъ отъ истины, и оскверненными устами, а о величайшемъ Богѣ говоря непристойное.

17. Послѣ вышепомянутаго промежутка времени писцы донесли


13

царю, что они не успѣваютъ сдѣлать переписи іудеевъ по причинѣ безчисленнаго ихъ множества;

18. притомъ еще бóльшее количество ихъ находится во всемъ царствѣ, и одни изъ нихъ скучены въ домахъ, а другіе и въ цѣлой мѣстности, такъ что не могутъ сдѣлать сего всѣ воеводы въ Египтѣ.

19. Когда же царь жестоко погрозилъ имъ, какъ бы подкупленнымъ для коварнаго сокрытія іудеевъ; тогда пришлось ему увѣриться въ этомъ наглядно,

20. такъ какъ они доказательно говорили ему, что не достало имъ ни хартій, ни письменныхъ тростей, какія они употребляли.

21. Но это было по дѣйствію помогающаго іудеямъ небеснаго провиденія непобѣдимаго.

Глава 5.

1. Тогда царь призвалъ Ермона, завѣдывавшаго слонами, и, исполненный тяжкимъ гнѣвомъ и желчію, во всемъ непреклонный,

2. приказалъ, подъ слѣдующій день, всѣхъ слоновъ, числомъ пятьсотъ, насытить полными горстями ладана и цѣльнымъ виномъ вдоволь, и разсвирѣпѣвшихъ отъ даннаго имъ въ обиліи питья сего выслать на іудеевъ, обреченныхъ смерти.

3. Приказавъ же сіе, онъ пошелъ пировать, созвавъ особенно тѣхъ любимцовъ своихъ и воиновъ, которые имѣли вражду къ іудеямъ.

4. А Ермонъ слононачальникъ въ точности исполнилъ его повелѣніе.

5. Особенные же служители, вышедши вечеромъ, связывали руки несчастнымъ, и другія предпринимали предосторожности противъ нихъ, думая, что ночью всему народу будетъ гибельный конецъ.


14

6. Іудеи же, казавшіеся язычникамъ лишенными всякой защиты, потому что этихъ узниковъ отвсюду стѣснила неизбѣжность,

7. Вседержителя Господа и преобладающаго надъ всякою властію, милостиваго Бога своего и Отца, призывали всѣ съ непрестающимъ воплемъ и слезами,

8. умоляя отмѣнить нечестивый замыслъ противъ нихъ, и своимъ великолѣпнымъ явленіемъ избавить ихъ отъ смерти, наготовѣ стоящей у ногъ ихъ.

9. И прилежное моленіе ихъ взошло на небо.

10. Ермонъ же, напоивъ неукротимыхъ слоновъ, насыщенныхъ обильною дачею вина и напитанныхъ ладаномъ, утромъ явился во дворецъ донести о семъ царю.

11. Но Богъ послалъ царю излишнюю долю сна, этого отъ вѣчности добраго существа, которое ночью и днемъ всѣмъ дается общимъ Благодѣтелемъ.

12. И вотъ онъ объятъ былъ сладчайшимъ и глубокимъ воздѣйствіемъ Владыки, такъ что (во снѣ) сильно чувствовалъ ошибочность беззаконнаго повелѣнія, и полную ложность непремѣняемаго замысла своего.

13. Іудеи же, не застигнутые предназначеннымъ часомъ, восхваляли святаго Бога своего, и опять умоляли Его, Благопримирительнаго, показать силу великомощной руки своей гордымъ язычникамъ.

14. Когда уже прошла почти половина десятаго часа; тогда чиновный пригласитель (къ пиршествамъ), видя, что приглашенные собрались, пошелъ къ царю и постучался.

15. и едва разбудивъ его, объявилъ, что время пиршества уже проходитъ, и далъ отчетъ о нихъ (гостяхъ).

16. Царь, повѣривъ его, и обратившись къ питью, приказалъ прибывшимъ на вечерю возлечь противъ себя;

17. и когда это было исполнено; просилъ предавшихся праздно-


15

ванію, чтóбы они настоящую вечерю, которую такъ много хвалятъ, провели весело.

18. Когда же всѣ наговорились вдоволь, царь призвавши Ермона, съ горькою для него угрозою выпытывалъ; по какой причинѣ іудеи, оставлены въ живыхъ въ настоящій день?

19. Когда же онъ показалъ, что еще ночью привелъ къ концу порученное ему, и когда любимцы царя засвидѣтельствовали это предъ нимъ;

20. тогда онъ, имѣя свирѣпость хуже Фалариса, сказалъ: сегодняшнему сну пусть воздадутъ они благодарность, а ты неотложно на завтрашній день такъ же приготовь слоновъ для истребленія беззаконныхъ іудеевъ.

21. Послѣ этихъ словъ царя всѣ, присутствовавшіе съ радостію любезно восхвалили его, и каждый ушелъ въ свой домъ,

22. и не столько во снѣ провели время ночи, сколько въ измышленіи всякихъ поруганій мнимымъ окаяннымъ.

23. Когда же пропѣлъ утренній пѣтухъ, Ермонъ вооружилъ звѣрей и подстрекалъ ихъ на великомъ дворѣ.

24. А городскія толпы собрались на жалостнѣйшее позорище, съ нетерпѣніемъ ожидая утра.

25. Іудеи же, въ это нечетное время едва переводя духъ, многослезною мольбою съ плачевными пѣснопѣніями, простирая руки къ небу, умоляли величайшаго Бога опять помочь имъ вскорѣ.

26. Еще не разлились лучи солнца, и царь еще принималъ любимцовъ, какъ предсталъ предъ нимъ Ермонъ и звалъ къ выходу, донося, что готово, чего желалъ царь,

27. Онъ же, выслушавъ сіе и удивившись предложенію необычнаго выхода, въ полной забывчивости о всемъ спрашивалъ: что это за дѣло, которое исполнено съ такою поспѣшностію?

28. Было же это по дѣйствію надъ всѣмъ владычествующаго


16

Бога, который вложилъ въ умъ его забвеніе о томъ, чтò самъ онъ прежде устроялъ.

29. А Ермонъ и всѣ любимцы его отвѣчали: царь! звѣри и войска приготовлены по твоему настойчивому предложенію,

30. Онъ же, отъ такой рѣчи исполнившись тяжкимъ гнѣвомъ, ибо промысломъ Божіимъ изглажено было все помышленіе о нихъ, смотря неподвижно, съ угрозою сказалъ:

31. Если бы съ тобою были родители, или дѣтей твоихъ потомки, то они для дикихъ звѣрей составили бы изобильную пищу вмѣсто неповинныхъ іудеевъ, которые мнѣ и предкамъ моимъ особенно доказали полную и неизмѣнную вѣрность.

32. Если бы не любовь къ тебѣ, какъ совоспитаннику, и не служба твоя, то ты вмѣсто ихъ поплатился бы жизнію.

33. Такъ Ермонъ потерпѣлъ неожиданную и опасную грозу, и измѣнился видомъ и лицемъ,

34. а каждый изъ любимцовъ удалился угрюмо; и собравшихся отпустили, каждаго къ своему занятію.

35. Іудеи же, услышавъ о такой милости царя, восхвалили такъ проявившаго себя Бога и царя царствующихъ, сподобившись такой помощи Его.

36. Прежнимъ порядкомъ царь опять учредилъ пиршество, и просилъ (любимцовъ) обратиться къ веселію.

37. А Ермона позвавъ, съ угрозою сказалъ ему: сколько разъ надобно приказывать тебѣ, окаяннѣйшій, объ одномъ и томъ же?

38. Теперь же вооружи слоновъ на утро для истребленія іудеевъ.

39. Возлежавшіе съ нимъ родственники, удивляясь непостоянству ума его, молвили такъ:

40. «Царь! долго ли будешь пытать насъ, какъ несмысленныхъ, повелѣвая уже въ третій разъ истреблять ихъ, и


17

опять, когда дойдетъ до дѣла, отмѣняешь и уничтожаешь свои повелѣнія?

41. Отъ того и городъ въ ожиданіи тревожится, и наполняемый мятежными толпами подвергается опасности, многократнаго расхищенія».

42. Послѣ этого царь, вполнѣ какъ Фалáрисъ, объятый безуміемъ, ни во что вмѣнивъ бывшія въ немъ перемѣны душевныя въ пользу іудеевъ, далъ дешевую клятву, опредѣливъ неотложно послать ихъ въ адъ, растоптанныхъ колѣнами и лапами звѣрей,

43. потомъ предпринять походъ въ Іудею, все тамъ огнемъ и копьемъ тотчасъ сравнять съ землею, а недоступный намъ храмъ ихъ испепелить огнемъ немедля, и навсегда сдѣлать его пустымъ, безъ приносящихъ въ немъ жертву.

44. Тогда любимцы и родственники, обрадованные, разошлись съ довѣріемъ, и разставили полки въ удобнѣйшихъ мѣстахъ города для охраны его.

45. А слононачальникъ, приведши этихъ звѣрей, какъ говорится, почти въ неистовое состояніе питьемъ благоуханнѣйшаго вина, приправленнаго ладаномъ, поставилъ на нихъ грозные снаряды.

46. И около разсвѣта, когда неисчислимыя толпы уже заняли конское ристалище города, пришедши во дворецъ, склонялъ царя къ предлежащему дѣлу.

47. Онъ же, къ нечестію ума своего подбавивъ тяжкій гнѣвъ, со всею громадою и съ оными звѣрями вышелъ, желая неукротимымъ сердцемъ и зѣницами очей своихъ видѣть мучительную и злосчастную погибель обреченныхъ на нее людей.

48. Когда іудеи увидѣли пыль отъ ногъ слоновъ, выходившихъ изъ воротъ, и слѣдовавшаго за ними вооруженнаго войска и идущаго народа, и услышали глухо звучащій шумъ;


18

49. то подумали, что это послѣднее мгновеніе отъ жизни есть конецъ несчастливѣйшей надежды ихъ, и начали рыдать жалобно, лобызали другъ друга, обнимались съ родными, прижавшись выями отцы къ сыновьямъ, а матери къ дочерямъ, а иныя у сосцовъ имѣли новорожденныхъ младенцевъ, сосавшихъ послѣднее молоко.

50. Зная однако о прежде бывшихъ заступленіяхъ съ неба, они единодушно поверглись ницъ, отнявъ младенцевъ отъ сосцовъ,

51. и весьма громогласно вопіяли, моля Властителя надъ всякою властію, да явится и помилуетъ ихъ, стоящихъ уже у воротъ ада.

Глава 6.

1. Нѣкій же Елеазаръ, мужъ изъ жрецовъ страны той, достигшій старческаго возраста и украшенный всякою житейскою добродѣтелію, поставилъ около себя старцовъ, чтобы призвать святаго Бога, и молился такъ:

2. «Царю великодержавный, вышній, вседержителю Боже, ущедряющій милостями всякое созданіе:

3. призри на семя Авраама, на чадъ освященаго Іакова, на народъ священнаго удѣла твоего, въ землѣ чужой, несправедливо погубляемый. Отче.

4. Ты фараона, имѣвшаго множество колесницъ древняго владыку Египта сего, превознесшагося нечестивою дерзостію и языкомъ велерѣчивымъ, погубилъ съ надменнымъ воинствомъ, потопивъ въ морѣ, а роду израильскому явилъ свѣтъ милости.

5. Ты безчисленными ратями хвалившагося Сеннахирима, сего тяжелаго царя ассиріянъ, уже плѣнившаго копьемъ всю землю, и подняшагося на святый градъ твой, несносное говорившаго напыщенно и дерзко, Ты, Владыка, уязвилъ, явно показавъ многимъ народамъ державу Твою.


19

6. Ты въ Вавилонѣ трехъ отроковъ, охотно отдавшихъ жизнь свою огню, лишь бы не служить пустымъ (идоламъ), избавилъ, оросивши разженную печь, такъ что и волосъ не погибъ, а пламень обратилъ на всѣхъ супостатовъ.

7. Ты Даніила, клеветами зависти вверженнаго въ ровъ на съѣденіе звѣрямъ львамъ, извелъ на свѣтъ невредимаго,

8. и Іону, томящагося безнадежно во чревѣ кита, сего питомца пучины, показалъ невредимымъ всѣмъ домашнимъ его, Отче.

9. И нынѣ, Отмстителю обидъ, многомилостиве, всѣхъ защитниче, скоро явись сущимъ отъ рода израилева, обижаемымъ отъ гнусныхъ беззаконныхъ язычниковъ.

10. А если жизнь наша въ переселеніи уже стала объята нечестіемъ; то, избавивъ насъ отъ руки враговъ, погуби насъ владыко, смертію, какою Тебѣ угодно,

11. Да не благословляютъ суемудренные безсильныхъ боговъ за погубленіе возлюбленныхъ твоихъ, говоря: не избавилъ ихъ Богъ ихъ.

12. Ты же, имѣющій все могущество и всю власть, Вѣчный, призри нынѣ, помилуй насъ, по неразумному насилію нечестивцовъ лишаемыхъ жизни подобно злоумышленникамъ,

13. да убоятся нынѣ язычники непобѣдимой силы Твоей, Достопочитаемый, и Имѣющій силу спасти родъ Іакова.

14. Умоляетъ Тебя весь сонмъ младенцовъ и ихъ родители, со слезами.

15. Покажи всѣмъ язычникамъ, что съ нами Ты, Господи, и не отвратилъ лица твоего отъ насъ. Но какъ Ты сказалъ, «ихъ даже въ землѣ враговъ находящихся Я не презрѣлъ ихъ [[Левит. 26, 44. Второзак. 30, 3.]]» такъ соверши, Господи».

16. Какъ только Елеазаръ кончилъ эту молитву, царь съ звѣ-


20

рями и со всѣмъ гордымъ воинствомъ, пришелъ на ристалище.

17. И воззрѣвъ, іудеи громко воззопили на небо такъ что и близъ лежащіе водопроводы откликнулись и вызвали неудержимый плачъ во всемъ воинствѣ.

18. Тогда великославный и вседержительный и истинный Богъ, явивъ святое лице свое, отверзъ небесные врата; и изъ нихъ сошли два славные грозные видомъ ангелы, видимые всѣми, кромѣ іудеевъ,

19. и стали супротивъ, и воинство вражіе исполнили смятеніемъ и трепетомъ, и связали неподвижными путами,

20. Да и тѣло царя объялъ трепетъ, и забывчива стала дерзость его ярая.

21. И звѣри ринулись на сопровождавшіе ихъ вооруженные полки, и топтали ихъ и губили.

22. И гнѣвъ царя превратился въ жалость и въ слезный плачъ о томъ, что было предпринято.

23. Ибо услышавъ вопль и увидѣвъ всѣхъ, павшихъ ницъ для потоптанія, онъ заплакалъ и гнѣвно погрозилъ любимцамъ своимъ, говоря:

24. Вы злоупотребляете властію, и тирановъ превзошли жестокостію, и меня самого, вашего благодѣтеля, уже покушаетесь лишить власти и жизни, тайно замышляя неполезное царству.

25. Кто этихъ, вѣрно охранявшихъ укрѣпленія нашей страны, отлучилъ отъ дома, и каждаго позвалъ сюда безразсудно?

26. Кто этихъ, издревле превосходившихъ всѣ народы полною преданностію къ намъ и много


кратно терпѣвшихъ отъ людей самыя тяжкія бѣдствія, подвергъ такимъ непозволеннымъ мученіямъ?

27. Разрѣшите, разрѣшите неправедные узы; съ миромъ отпустите ихъ во свояси, извинившись въ преждесодѣянномъ,


21

28. Отпустите сыновъ Вседержителя небеснаго, Бога живаго, который отъ нашихъ предковъ до нынѣ доставляютъ нашимъ дѣламъ безпрепятственное благосостояніе и славу.

29. Когда онъ высказалъ это, іудеи развязаны были немедленно, и благословили святаго Спасителя Бога своего, внезапно избѣжавъ смерти.

30. Потомъ царь, возвратившись въ городъ и призвавъ завѣдывающаго доходами приказалъ вино и прочее потребное для пиршества давать іудеямъ въ теченіи седьми дней, присудивъ, чтобы они въ какомъ мѣстѣ ожидали себѣ погибели, тамъ въ полномъ веселіи праздновали свое спасеніе.

31. Тогда они, прежде поносимые и близкіе аду, или лучше, нисходившіе туда, вмѣсто горькой и плачевной смерти, поставили чашу заздравную, и мѣсто, приготовленное имъ для погибели и могилы, распредѣлили для возлежаній, бывъ исполнены радостію.

32. И прекративъ жалостнѣйшее пѣніе плача, грянули пѣснь отечественную, восхваляя Спасителя израилева и чудодѣйствующаго Бога, и все сѣтованіе и рыданіе отринувъ, составили лики въ ознаменованіе веселія о мирѣ.

33. Равно и царь, учредивъ по сему случаю пиршество на славу, неустанно величественною рѣчью благодарилъ небо за бывшее, чрезвычайное спасеніе ихъ.

34. А тѣ, которые прежде обрекали ихъ на погибель и въ пищу птицамъ, и съ радостію дѣлали перепись имъ, возстѣнали, бывъ объяты стыдомъ, и безславно угасивша огнедышущую дерзость свою.

35. Іудеи же, как мы уже сказали, составивъ помянутый ликъ, проводили празднество съ искренними исповѣданіями милости Бога и въ псалмопѣніяхъ.

36. И общее учинивъ рѣшеніе о нем, постановили, во все


22

время переселенія своего, во всѣ роды, весело проводить сказанные дни, не для питія и пресыщенія, а ради бывшаго имъ отъ Бога спасенія.

37. Потомъ они были у царя, и просили его отпустить ихъ во свояси.

38. Перепись же ихъ производилась съ двадцать пятаго дня мѣсяца Пахóна до четвертаго дня мѣсяца Епифа, сорокъ дней, а погубленіе ихъ назначалось отъ пятаго до седьмаго дня Епифа, въ три дня,

39. въ которые преславно явилъ милость свою Владыка всѣхъ, избавивъ ихъ всѣхъ вмѣстѣ невредимо.

40. Пиршествовали же они, бывъ всѣмъ снабдѣваемы отъ царя, и до четырнадцатаго дня, въ который они и прошеніе подали объ отпускѣ ихъ.

41. А царь, сочувствуя имъ, написалъ для нихъ и подписалъ посланіе къ городскимъ воеводамъ, великодушное и пространное.

Глава 7.

1. «Царь Птоломей Филопаторъ воеводамъ египетскимъ и всѣмъ завѣдывающимъ дѣлами обрадованіе и здравіе.

2. Здравствуемъ же и мы и дѣти наши при направленіи нашихъ дѣлъ Богомъ по нашему желанію.

3. Нѣкоторые изъ друзей нашихъ, по злонравію своему чаще видаясь съ нами, убѣдили насъ собрать іудеевъ, находящихся въ царствѣ, по сословіямъ и замучить необычайными казнями, какъ измѣнниковъ.

4. поставляя на видъ, что пока не будетъ учинено это, дѣла наши никогда не устроятся по причинѣ отвращенія, какое они питаютъ ко всѣмъ народамъ.

5. Они даже привели ихъ въ оковахъ съ поруганіями, какъ рабочій скотъ, точнѣе, какъ навѣтниковъ, и безъ всякаго


23

обсужденія и изслѣдованія покушались погубитъ ихъ, вооружившись жестокостію лютѣе обычая скиѳовъ.

6. Но мы грозно воспретили это, и по благосклонности, какую имѣли ко всѣмъ людямъ, едва даровали имъ жизнь, а познавъ небеснаго Бога, крѣпко защищающаго іудеевъ, и всегда споборствующаго имъ, какъ отецъ сынамъ,

7. и принявъ во вниманіе извѣстное, дружеское, доброжелательство ихъ къ намъ и къ предкамъ нашимъ, справедливо освободили ихъ отъ всякаго обвиненія, какое бы оно ни было,

8. и повелѣли всѣмъ и каждому возвратиться во свояси, съ тѣмъ, чтобы во всякомъ мѣстѣ никто отнюдъ не вредилъ имъ, и не укорялъ ихъ въ томъ, что произошло безъ ихъ вины,

9. Ибо знайте, что если мы злоухитримъ противъ нихъ что-либо лукавое, или вообще оскорбимъ ихъ, то во всемъ, всегда, неизбѣжно будемъ имѣть противника себѣ не человѣка, но всѣхъ силъ Владыку Бога всевышняго, когда Онъ, станетъ судить дѣла наши. Здравствуйте.»

10. Получивъ сіе посланіе, іудеи не спѣшили тотчасъ отправиться, но просили царя, чтобы тѣ изъ рода іудейскаго, которые самовольно отступили отъ святаго Бога и отъ закона Божія, получили чрезъ нихъ должное наказаніе,

11. поставляя на видъ, что ради чрева преступившіе Божескія заповѣди никогда не будутъ сочувствовать и къ дѣламъ царскимъ.

12. Онъ же признавъ, что они говорятъ правду и одобривъ это, далъ имъ полномочіе на все, чтобы они преступившихъ законъ Бога истребили во всякомъ мѣстѣ царства его смѣло, помимо всякой царской власти и разсмотрѣнія.

13. Тогда возгласивъ его титулъ, какъ надлежало, жрецы и весь народъ воспѣли аллилуіа, и отправились съ радостію.

14. Тогда же всякаго единоплеменника изъ осквернившихся наказывали на пути и умерщвляли въ примѣръ другимъ.


24

15. Въ этотъ день они умертвили болѣе трехъ-сотъ мужей, убивая же этихъ скверныхъ охотно, торжествовали весело.

16. Сами же, пребывъ съ Богомъ даже до смерти, и сподобившись полного наслажденія спасеніемъ, вышли изъ города, увѣнчанные всякими благовоннѣйшими цвѣтами, съ веселіемъ и восклицаніемъ, хвалами и благозвучными пѣснопѣніями благодаря Бога отцовъ своихъ, вѣчнаго Спасителя израилева.

17. Прибывъ же въ Птолемаиду, называемую по свойству мѣстности Родофóросъ (розоносная), въ которой по общему уговору ихъ поджидали ихъ корабли седмь дней,

18. они учредили тутъ пиръ спасенія, потому что царь отъ души снабдилъ ихъ всѣмъ нужнымъ на путь даже до жилища ихъ.

19. А такъ какъ они достигли сюда спокойно съ подобающими исповѣданіями (милости Бога); то и здѣсь такъ же постановили праздновать съ веселіемъ эти же дни, во время пресельничества своего,

20. кои и освятили постановкою обѣтнаго столпа на мѣстѣ пира, и потомъ возвратились здравые, свободные, весьма радостные, охраняемые царскимъ повелѣніемъ на сушѣ и морѣ, и рѣкѣ [[Подразумѣвай рѣку Нилъ.]], каждый въ свой домъ;

21. и возъимѣли гораздо большую, нежели прежде, силу, славу и страхъ у враговъ, отнюдь никѣмъ не будучи лишаемы имѣній.

22. И всѣ получили, все свое до переписи, такъ что тѣ, которые имѣли что-либо ихъное, отдавали имъ съ величайшимъ страхомъ, когда великій Богъ явилъ величіе свое совершеннымъ спасеніемъ ихъ.

23. Благословенъ Избавитель Израиля въ вѣчныя времена.

Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.