Поиск авторов по алфавиту

Автор:Лосский Николай Онуфриевич

Лосский Н.О. О борьбе с грехом

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

Н. О. Лосский

 

О БОРЬБЕ С ГРЕХОМ

Каясь на исповеди в своих главных грехах, большинство людей делают горестное наблюдение, что из году в год им приходится осуждать себя за одни и те же страсти и пороки, не находя в себе почти никакого движения вперед к освобождению от них. Речь идет, конечно, не о случайных проступках, а о тех сторонах поведения, которые обусловлены страстями, глубоко коренящимися в характере данного человека. Таковы, напр., гордыня, властолюбие, честолюбие, тщеславие. Обыденное самолюбие стоит ниже этих страстей, но оно бывает столь колким, что отравляет жизнь человека и окружающих его людей: оно побуждает находить почти ежеминутно поводы для недовольства. Встречаются люди, не только обидчивые, но даже как будто находящие удовольствие в том, чтобы истолковывать поступки других людей, как имеющие целью обидеть их. Таких людей, если обидчивость их приобретает явно патологический характер, психиатры называют кверулянтами. Им следовало бы понять, что в действительности очень многие люди настолько эгоистичны или, по крайней мере, эгоцентричны, что совершают поступки ради каких-либо своих интересов, а вовсе не для того, чтобы обидеть кого-либо.

В составе греховной жизни человечества видное место зани-

14

 

 

мает чувственная похотливость. С этою страстью особенно трудно бороться потому, что в основе ее лежат во многих случаях не просто стремления самого я данного человека и не стремления важных органических систем его тела*), но и деятели, стоящие вне человеческого тела и мощно влияющие на поведение человека.

Согласно метафизике персонализма весь мир состоит из личностей, действительных, как напр., человек, или, по крайней мере, потенциальных, т. е. способных развиваться и стать иногда, может быть, после биллионов лет жизни действительною личностью. Примером такого персонализма может служить монадология Лейбница. Персоналисты, близкие к философии Лейбница, признают, что цель поведения каждого существа есть сознательное или, чаще всего, инстинктивное стремление достигнуть совершенной, божественной полноты жизни, бесконечно содержательной и свободной от каких бы то ни было недостатков. Конечно, такое совершенство осуществлено только в Царстве Божием, когда личность, вполне свободная от эгоизма, т. е. любящая Бога больше себя и ближнего, как себя, удостаивается обожения по благодати. В нашем царстве бытия, состоящем из существ, более или менее эгоистических, стремящихся к полноте жизни для себя, без достаточной заботы о ближних и даже часто с враждебным отношением к ним, получается вместо полноты жизни обеднение ее. Поэтому все мы не удовлетворены своею жизнью и стараемся найти новые условия ее, благоприятные для большей содержательности жизни. Для достижения этой цели существует только один правильный путь — «просветление разума и очищение сердца» с помощью Божией. Вместо того, чтобы целиком полагаться на этот способ поднятия уровня жизни, очень многие люди прибегают к весьма простым средствам, дающим кратковременное поднятие душевных сил, именно к потреблению алкогольных напитков и к курению. Прежде мужчины предавались этим порокам, а теперь и женщины начали курить и пить даже иногда больше, чем мужчины, что грозит человечеству вырождением. Еще печальнее те случаи, когда человек прибегает к сильно действующим наркотикам, — к морфию, -опиуму, гашишу и т. in. Когда эти неправильные способы поведения приобретают характер страсти, напр., когда возникает алкоголизм, борьба с ними стано-

*) О том, что тело человека имеет своеобразную душевную жизнь, см. мою статью «Психология человеческого я и психология человеческого тела». Записки Научного Института в Белграде, вып. 17. О величии индивидуальной личной любви, как основе семейной жизни, см. мою книгу «Условия абсолютного добра», YMCA-PRESS, Париж, где мною использована онтологическая теория любви, выработанная о. Павлом Флоренским в его книге· «Столп и утверждение истины».

15

 

 

вится чрезвычайно трудною; осуждая их, считая их грехом, человек не находит в себе силы освободиться от них.

Отдав себе отчет в том, как трудно бороться с теми греховными наклонностями, которые глубоко укоренены в нашем характере, мы понимаем, что для достижения цели необходима помощь Божия, прежде всего, конечно, молитвенное обращение к Богу. Задача этой статьи состоит в том, чтобы обратить внимание читателей на один из способов использования молитвы для борьбы с тем или иным грехом. Все мы ежедневно обращаемся к Богу с молитвою «Отче наш». В ней мы говорим «остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Один американский богослов истолковал эти слова, как обязанность Господа Бога прощать нам наши грехи, если мы прощаем людям их проступки в отношении к нам. Один русский православный человек, говоря об этой молитве, высказал такую же мысль, как и американский богослов. О нем было известно, что он возненавидел своего знакомого за какой-то его поступок до такой степени, что даже в церкви во время богослужения, увидев, что он пришел, не мог вынести его вида и уходил из церкви. Лицо, знавшее об этой ненависти, заметило господину N. Ν., что он неправильно толкует молитву «Отче наш»: произнося ее, мы должны брать на себя перед Богом обязанность прощать «должникам нашим» и, сознавая, как это бывает трудно, просить Бога о благодатной помощи Его. N. Ν., выслушав это толкование молитвы, по-видимому, глубоко запечатлел его в своей душе, потому что месяца через два он подошел к своему знакомому и примирился с ним. Этот пример есть свидетельство силы молитвы, а также и достоинства души молившегося Ν. Ν., очевидно сознававшего, что он пред Лицом Божиим берет на себя обязанность доброго отношения к людям.

'Не только «Отче наш», также и многие другие молитвы дают средства к борьбе с грехом. В молитве к Духу Святому «Царю Небесный», замечательной во многих отношениях по своему религиозно-философскому содержанию, мы просим «прииди и вселися в ны, очисти ны от всякия скверны»; полезно подумать при этом о какой-либо главной «скверне», которую мы особенно хотим искоренить в себе. Во время ектении мы просим Господа Бога послать нам «ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших». Личностей, находящихся в Царстве Божием, бесконечно больше, чем всех существ всего мира, и потому понятно, что Бог может послать каждому существу, каждой поместной Церкви, каждому городу и селению, каждой стране особого ангела-хранителя. Много раз «в течение дня ангел-хранитель дает нам в нашем подсознании советы, направляющие на путь добра, и бо-

16

 

 

рется с соблазнами, подставляемыми нам темною силою. Молясь о ниспослании нам ангела-хранителя, нужно заботиться о том, чтобы в нас развилась чуткость ко всякому указанию его. Имея в виду какую-либо страсть свою, с которою мы особенно настойчиво боремся в данное время, можно, вспоминая о ней при молитве о ниспослании ангела-хранителя, достигнуть того, что малейшее мысленное зарождение ее тотчас будет замечено нами, опознано и подавлено в зародыше.

Кроме приведенных мною примеров использования молитвы для борьбы с грехом, можно, конечно, найти много других молитв, ведущих к этой цели. Особенно влиятельна читаемая в Великом посту молитва св. Ефрема Сирина «Господи, Владыко живота моего». Всякая такая молитва, если она сопутствуется живым представлением об определенном грехе с искренним желанием освободиться от него, без сомнения, сопутствуется помощью Божией и ведет прежде всего к тому, что появление греховной страсти в подсознании тотчас привлекает к себе наше внимание; она становится извлеченною из тьмы подсознательной жизни на свет Божий, делается познанною нами, и это знание есть уже важный шаг к преодолению ее.

Н. О. Лосский.

17

 


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.