13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Левицкий Димитрий
Левицкий Д. П. И. Новгородцев
Разбивка страниц настоящей электронной статьи сделана по: «Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975, США.
Димитрий Левицкий
П. И. Новгородцев
Павел Иванович Новгородцев родился 16 февраля 1866 г. в гор. Бахмуте (теперь — Артемовск) Екатеринославской губ. По окончании курса Екатеринославской гимназии с золотой медалью П. И. поступил на юридический факультет Московского университета, успешно закончил его курс в 1888 г. и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. После окончания университета П. И. пробыл несколько лет в заграничной командировке, слушая лекции в Берлине и в Париже. По возвращении в Москву П. И. получил в 1894 г. звание приват-доцента, а в 1897 г. ему была присуждена степень магистра государственного права. С 1898 г. П. И. читал самостоятельный курс по кафедре энциклопедии и истории философии права. В 1903 г. он защитил при Петербургском университете диссертацию, получив степень доктора государственного права, и был назначен экстраординарным, а в следующем году ординарным профессором Московского университета по кафедре энциклопедии права.
В то же время П. И. преподавал философию на Высших женских курсах и сотрудничал в ряде научных журналов. В 1906 г. П. И. был избран директором Московского коммерческого института, который под его умелым руководством упрочил свою репутацию и популярность.
П. И. принимал также деятельное участие в политическом движении, будучи сперва членом «Союза Освобождения», а затем — участвуя в основании конституционно-демократической партии (партии Народной Свободы) и состоя постоянным членом ее центрального комитета. В 1906 г. П. И. был избран от Екатеринославной губ. членом 1-ой Государственной Думы и после ее роспуска был среди подписавших Выборгское воззвание. Отбыв за это тюремное наказание, П. И. отошел от активной политической деятельности.
298
После избрания в Думу П. И. отказался от профессуры и вплоть до 1911 г. продолжал чтение лекций в Московском университете на правах приват-доцента. Во время первой мировой войцы П. И. занимал должность Московского уполномоченного Особого Совещания по топливу. В период Временного Правительства он никаких государственных постов не занимал, считая, что это правительство лишь тень Совета Солдатских и Рабочих Депутатов и что судьба его обречена. Зиму 1917/18 г. П. И. провел еще в Москве, продолжая свою преподавательскую деятельность, а затем он присоединился к противобольшевицким силам, организовавшимся на юге России. В 1920 г. П. И. выехал из Крыма за границу, проживал сперва в Берлине, где принимал участие в издававшейся там газете «Руль», а затем переехал в Прагу. Здесь П. И. продолжал свою научную и преподавательскую деятельность и был инициатором и организатором ряда русских учреждений, из которых его любимым детищем был Русский Юридический Факультет.
За годы 1921-1923 П. И. опубликовал несколько статей, в которых нашел выражение пережитый им за последние годы жизни духовный перелом и в которых отразились его религиозные искания. Обращение к религии, к православию, побуждало П. И. принять деятельное участие в религиозно-философском обществе «Братство Св. Софии», поставившем своей целью сближение церковно-мыслящих ученых и совместную выработку и формулировку жизненных задач и отношения к жизни.
В январе 1924 г. появились первые сведения о серьезной болезни П. И., состояние больного вскоре значительно ухудшилось и 23 апреля, на 57-ом году жизни, он скончался. Похоронили П. И. Новгородцева на Ольшанском кладбище в Праге.
* * *
П. И. Новгородцев, вошедший в историю русской философии как видный мыслитель, исходивший из трансцендентализма, и как один из представителей неокантианства, был выдающимся юристом, который в то же время посвящал свои силы на разработку философских проблем. Он почитается основоположником и главой новейшей идеалистической школы в русской философии права, выступив на научное поприще в эпоху, когда в юридической науке намечался кризис позитивизма и социологизма.
В своей первой диссертации «Историческая школа юристов» П. И. впервые обосновал свои философско-правовые взгляды,
299
построив свое сочинение так, что из него вытекали две идеи: идея философского идеализма и идея возрождения естественного права. В последующих сочинениях П. И. (в статьях «Право естественное» и «Нравственный идеализм в философии права» и во второй диссертации «Кант и Гегель в их учении о праве и государстве») находим дальнейшую разработку его взглядов на естественное право и на роль этого права для современности.
Естественное право П. И. понимает как «совокупность идеальных, нравственных представлений о праве», 1 причем его значение в том, что оно есть одно из проявлений связи права и нравственности, ибо «оно представляет собой реакцию нравственного сознания (личности) против положительных установлений». 2 Для создания цельной этической системы, по мнению П. И., необходимо сосуществование нормативной точки зрения Канта с социально-философской, которую выдвинул Гегель. Как отмечает Г. Д. Гурвич, «нравственный и правовой идеал, который строил проф. Новгородцев, должен был сочетать в высшем синтезе личное и общественное начало». 3
Понимая философию права главным образом как науку об общественном идеале, П. И. посвятил исследованию этой проблемы в ее различных аспектах наиболее значительные свои сочинения. Их можно разделить на группу чисто исторических работ и на группу трудов, посвященных изучению общественно-правовых идеалов современного человечества,
Историю политических учений П. И. излагал в своих лекциях, только часть которых, а именно «Политические идеалы древнего и нового мира» (вып. 1 и 2), появились в печати в окончательной обработке в виде книги. Во второй группе трудов интерес П. И. сосредоточился на двух главных проблемах: проблеме правового государства и проблеме социализма и анархизма.
В сочинении «Кризис современного правосознания» П. И. занимается анализом и критикой политических учений 18 и 19 вв., видя задачу своего труда в том, чтобы «произвести анализ идей, составляющих фундамент теории правового государства, и обнаружить кризис, в них происходящий». 4 Этот анализ приводит П. И. к выводу, что политическая эволюция 19 в. совершалась в двояком направлении. С одной стороны, падала вера в возможность совершенной и безошибочно действующей государственной организации и поэтому «следует признать, что никакие усилия политического творчества не создадут совершенных политических учреждений и что в последнем счете
300
все определяется нравственными и умственными силами народа». 5 С другой стороны, П. И. явным образом отходил от доктрины классического либерализма с его идеей государственного невмешательства и выступил в защиту активного содействия государства экономически слабой личности. Признавая тем самым ценность социального начала, но не давая ему перевеса над личностью как основы общества, П. И. оставался в пределах либеральной идеологии, но требуя ее преобразования в духе западноевропейского нео-либерализма.
В сочинении «Об общественном идеале» П. И. ставит своей задачей показать, что не только вера в правовое государство потерпела крушение, но подобное же крушение старых верований проявляется в отношении к социализму и анархизму. По мнению П. И., социализм находит свое высшее проявление в марксизме, поскольку именно в нем были выражены с небывалой силой и глубиной давнишние идеи и надежды социализма. Поэтому кризис, переживаемый марксизмом, в понимании П. И., есть вместе с тем и кризис социализма. В воззрениях Маркса социализм совершенно вытеснил религию и сам был поднят до значения религии, так что в марксизме «социологическая проблема общественного неустройства поглощает в себе космологическую проблему мирового зла». 6
Основное значение марксизма заключается, по мнению П. И., в том, что злое начало — интерес, ненависть ставится здесь на службу доброго — идеала, любви. И последствием этой антирелигиозной «религии народа» является возмущение, ненависть, классовая вражда, классовое сознание. Представляя собой по конечному идеалу учение утопическое, марксизм хотел, вместе с тем, быть учением реалистическим, развиваясь в связи с конкретными нуждами и задачами рабочего движения. Поэтому наметилось основное противоречие двух проявлений марксизма: революционного и реформистского. Однако не имеет никакого смысла называть социалистическими те общественные теории, которые исходят из идеалистических и религиозных оснований и сближаются с социализмом только на поверхности, ибо: «Тот кто берет от социализма одну лишь идею социальных реформ, но откидывает его рационалистический утопизм, уже не может себя называть социалистом». 7 Когда либерализм отходит от чисто формального понимания свободы, а социализм примиряется с современным государством, основанным на признании индивидуального начала, оба эти движения сближаются на пути к достижению очередных жизненных задач. Но это есть путь социального реформизма, и он
301
означает отречение от марксизма как доктрины, сущность которой состоит именно в вере в окончательный, всецелый социальный переворот.
Показав несостоятельность содержащейся в марксизме утопии земного рал, П. И. дает свое философское обоснование для построения формулы общественного идеала. Он говорит, что современные искания раскрывают не гармонию личного и общественного начал, а их антиномию. Надо отказаться от иллюзии, что эту антиномию возможно преодолеть в каком- либо конкретном общественном устройстве и понять, что «идеал находит свое выражение только в бесконечном развитии». 8 Вместить абсолютное совершенство в относительные формы было бы, по словам П. И., чудом, непонятным для обычного сознания, и в центре построения общественной философии «должна быть поставлена не будущая гармония истории, не идея земного рая, а вечный идеал добра». 9 Он обязателен для каждого исторического периода, для каждого поколения и для каждого лица в конце истории и в ее начале.
Что касается содержания общественного идеала, то оно должно быть установлено «в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании». 10 По мысли П. И., в понятии личности одинаково берут свое начало как ее притязания на равенство и свободу, так и ее обязанность солидарности и единства с другими. В идее из этого единства не может быть исключено ни одно лицо, и поэтому мы приходим к определению общественного идеала «как принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы». 11 Называя этот идеал «принципом свободного универсализма» 12, П. И. отмечает, что его осуществление относится к бесконечности при наличии антиномии между требованиями личности и общества.
Таким образом, П. И. в своих сочинениях выступает как борец против абсолютизации общественных идеалов и стремится показать их относительность. «Я признал, — говорит он, — неизбежную замену идеи конечного совершенства началом бесконечного совершенствования». 13
Основные мысли, легшие в основу исследования «Об общественном идеале», сложились у П. И. еще до Октябрьского переворота. Уже после него П. И. написал для сборника «Из глубины» статью «О путях и задачах русской интеллигенции». В ней он присоединяется к тезису Струве, видевшего в «безрелигиозном отщепенстве от государства» основное свойство ин- теллигентского сознания, и говорит, что это сознание есть «ра-
302
ционалистическии утопизм, стремление устроить жизнь по разуму, оторвав ее от объективных начал истории, от органических основ общественного порядка, от животворящих святынь народного бытия». 14 Когда насильственно разрывается связь общественного порядка с высшими объективными основами истории, самые искренние и благожелательные стремления утопической мысли вместо блага приносят зло. Воцаряется расстройство и разрушение, ибо, по словам П. И., «жизнь возвращает утопическое сознание на историческую почву». 15
В первом томе сочинения «Об общественном идеале» П. И. обратил главное внимание на критику доктрины марксизма, лишь попутно упоминая об идеях анархизма. Рассмотрению этих идей он предполагал посвятить второй том своего труда. По-видимому, первоначальный план этого исследования больше не удовлетворял П. И. в связи с тем, что в последние годы жизни в его мировоззрении постепенно стал намечаться поворот в сторону религии. Обращение к религии и к русской религиозной философии не поколебало его главной мысли о «крушении идеи земного рая», и, наоборот, в трудах славянофилов и у Достоевского он нашел подтверждение своей мысли. Но прежние понятия П. И. о праве и государстве требовали теперь переосмысления в свете нового его представления о роли церкви и религиозного общения. Однако сформулировать свои мысли и заключительные выводы он уже не успел. Тем не менее, его поздние воззрения частью нашли выражение в нескольких статьях, которые он написал в начале 20-ых годов. Среди них особое значение имеет статья на немецком языке «Об особенностях русской философии права». 16 В ней П. И. формулирует свои мысли об особенностях русской философии права, которые отличают ее от западноевропейских философских концепций, отмечая, что в трудах Достоевского мы находим как наиболее четкое выражение русского мировоззрения, так и наиболее глубокие основания русской философии права. Eе особенности П. И. вкратце сводит к 7-ми основным началам. Подводя им итог, он приходит к выводу, что, по существу, эти особые начала представляют собой не что иное, как признание и утверждение основ христианской религии. С другой стороны, по мнению П. И., эти положения означают решительное отрицание всех основ классической западноевропейской философии права, как она была создана в 18 и 19 вв. и сформулирована в трудах Руссо, Монтескье, Канта и Гегеля. Ибо этот гуманистический, рационалистический и утопический идеал, собственно говоря, есть отрицание христианской веры. Уже славянофилы, про-
303
никнутые ощущением правды русской идеи, выступили против односторонности западного идеала. В понимании П. И., жизненное зерно русского мировоззрения и русской веры в том, что оно усматривает высшую цель культуры не в устроении внешних форм жизни, а в ее духовном, внутреннем существе. Не конституции, а религии составляют высшее достижение духовного творчества и высшую цель жизни. Не государство, а церковь воплощает глубочайшую и совершеннейшую цель истории и культуры. Но это не означает, как говорит П. И., что русская идея полностью отрицает западное понимание права и государства. Эта идея не только признает право и государство, но и оправдывает и обосновывает их, как и вообще внешние формы культуры, придавая им, однако, второстепенное значение.
Эти новые мысли П. И. дали основание по-разному определять суть эволюции, происшедшей в его взглядах. Указывалось, что П. И., прежде принадлежавший к западническому руслу русской общественной мысли, на почве религиозных исканий стал сближаться со славянофильством (Г. Д. Гурвич). Отмечалось также, что со страниц прежних произведений П. И. глядит облик безрелигиозного мыслителя. Общественный идеал, о котором говорят его книги, — идеал не религиозный, а чисто этический. Теперь из носителя светской науки П. И. превратился в православного благочестивого мыслителя (Ив. Д. Гримм). Наконец, один из видных бывших учеников П. И. — И. А. Ильин, в своем некрологе писал о нем: «Павел Иванович не за последние годы ’стал’ религиозным человеком, но всегда им был. И раскрывшаяся ему, за годы смуты и страданий, мудрая глубина русского Православия придала не первую, но новую и, верю, окончательную форму его религиозности. Из этой глубины он не успел сказать своего верного окончательного слова». 17
* * *
Значение научной деятельности П. И. Новгородцева велико. С одной стороны, оставленные им сочинения представляют собой богатый и ценный вклад в русскую научную литературу по вопросам философии и права. Труды П. И. отличаются глубиной критического анализа, широтой охвата разрабатываемых им тем и блестящей литературной формой изложения, простотой и изяществом языка при рассмотрении даже очень сложных и отвлеченных предметов. С другой стороны, с самого начала своей академической деятельности П. И. сумел объединить во-
304
круг себя молодое поколение ученых, содействуя появлению целой плеяды одаренных русских юристов и философов.
Заметный след оставил он по себе и в области общественно- политической, будучи одним из видных представителей и идеологов русского либерализма, в социально-политической программе которого в значительной степени отразились его творческие воззрения.
Но было бы ошибочно не видеть также актуальности его философской и общественно-политической борьбы против слепой веры в возможность установления «земного рая», попытки построения которого продолжаются в современной России. По мере того как там будет изживаться «ересь утопизма» и в сознании духовно освобождающихся от оков обязательной доктрины будет вставать вопрос о новых формах устроения страны, — труды П. И. Новгородцева будут среди тех исследований свободных русских ученых, в которых ищущие новых путей смогут найти и ответы на ряд волнующих вопросов, и необходимые сведения о том, как развивались понятия права и государства до появления марксизма и вне пределов его насильно установленного господства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) П. И. Новгородцев. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Москва, 1896, стр. 3.
2) Там же, стр. 9.
3) Г. Д. Гурвич. Проф. П. И. Новгородцев, как философ права. — «Современные записки», Париж, 1924, вып. XX, стр. 390.
4) П. И. Новгородцев. Кризис современного правосознания. Москва, 1909, стр. 245.
5) Там же, стр. 204-205.
6) П. И. Новгородцев. Об общественном идеале. 3-ье изд., Берлин, 1922, стр. 158.
7) Там же, стр. 312.
8) Там же, стр. 27.
9) Там же, стр. 37.
10) Там же, стр. 65.
11) Там же, стр. 72.
12) Там же.
13) Там же, предисловие к 1-ому изд., стр. IX. Перу П. И. Новгородцева принадлежат также следующие сочинения, вышедшие отдельными изданиями: «История философии права», Москва, 1900 и «Лекции по истории философии права. Учения нового времени, XVI-XVIII вв. и XIX в.», Москва, 1912.
14) П. И. Новгородцев. О путях и задачах русской интеллигенции. В сб. «Из глубины», 2-ое изд., Париж, 1967, стр. 255.
15) Там же, стр. 267.
16) Dr. Paul Nowgorodzeff. Über die eigentümlichen Elemente der russischen Rechtsphilosophie. — «Philosophie und Recht», 1922, Heft 2.
17) И. А. Ильин. Памяти П. И. Новгородцева. — «Русская мысль», Прага, 1923-1924, кн. 9-12, стр. 372.
305
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.