Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кюнг Ганс

Эпилог. Контуры теологии, соответствующей духу времени

ЭПИЛОГ

КОНТУРЫ ТЕОЛОГИИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДУХУ ВРЕМЕНИ

357

 

 

Павел, Ориген, Августин, Фома, Лютер, Шлейермахер, Барт — слишком различно все то, что каждый читатель и каждая читательница узнали об этих великих христианских мыслителях, об их слабых и сильных сторонах, их взглядах и границах их учений. Что касается меня, я сам многому научился, изучая их характеры и их труды. И все же я не хочу и не могу заканчивать эту книгу неким резюме — уж слишком сложным и неоднозначным было бы обобщающее сравнение. Поэтому здесь уместен не искусственно выстроенный септет для чересчур разных голосов, а лишь короткий эпилог автора, правда, выдержанный в жанре строгой научной прозы. Речь пойдет об основных параметрах теологии, соответствующей духу нашего времени.

Когда на протяжении всей жизни непосредственно изучаешь этих великих христианских мыслителей (а вдобавок и некоторых других), когда постоянно пытаешься научиться у них чему-нибудь и при этом не хочешь всецело попасть под влияние ни одного из них, то неизбежно задаешь себе вопрос: «А какая теология была бы желательна сегодня, какой теологией следовало бы сегодня заниматься?» Отвечая, я ограничусь тремя пунктами, ставшими для меня особо важными за те десятилетия, что были посвящены теологическим изысканиям1. Я имею в виду этику, стиль и программу теологии.

Прежде всего, что касается этики любого теологического исследования, то, на мой взгляд, сегодня требуется:

____________________

1 Нижеследующие положения я развиваю в дополнение к тезисам, высказанным в моих книгах ««Christ sein» (1974) и «Existiert Gott?» (1978). См. также: Küng Н. Theologie im Aufbruch. Eine ökumenische Grundlegung. München, 1987. S. 246-248.

358

 

 

— не оппортунистическая или конформистская, а правдивая теология: вдумчивый отчет о вере, правдиво ищущий и высказывающий христианскую истину;

— не авторитарная, а свободная теология: теология, выполняющая свою задачу без препятствующих ее работе административных мер или санкций со стороны церковного руководства и честно высказывающая и публикующая свои убеждения, подкрепленные достаточными основаниями;

— не традиционалистская, а критическая теология: теология, честно и свободно осознающая свой долг всегда — в постановке проблем, в своих методах и результатах — следовать научной этике поиска истины, соблюдать методологические правила и критически перепроверять себя;

— не конфессиональная, а экуменическая теология: теология, видящая в любой другой богословской системе не противника, а партнера и ориентирующаяся не на размежевание, а на взаимопонимание, причем в двух направлениях — ad intra*, в рамках междуцерковного, внутрихристианского сообщества, и ad extra**, в пределах внецерковного, внехристианского мира с его различными регионами, с его многообразными религиями, идеологиями и науками.

Далее, что касается стиля теологизирования, то в наше время ему должны быть присущи следующие черты, которые можно сформулировать в виде своего рода «десятизаповедей»:

— не тайнопись, доступная лишь верующим, а понятность также и для неверующих;

— не поощрение «простой» веры и не защита «церковной» системы, а строгая научность в бескомпромиссных усилиях по поиску истины;

____________________

* Ad intra (лат.) — обращенное внутрь. — Прим. пер.

** Ad extra (лат.) — обращенное вовне. — Прим. пер.

359

 

 

— не игнорирование идеологических противников, не проклятия в их адрес и не теологические заимствования из их учений, а критически-доброжелательные, «in optimam partem»*, интерпретация и предметное обсуждение их взглядов;

— не только прокламируемая, но и на деле осуществляемая междисциплинарность: неразрывность диалога со смежными науками и сосредоточенности на собственном предмете;

— не враждебное противостояние и не нейтральное сосуществование, а совместно проводимая критическая дискуссия, особенно диалог между теологией и философией, теологией и естественными и гуманитарными науками, теологией и литературой (тесная взаимосвязь существует не только между религией и рациональностью, но и между религией и поэзией!);

— утверждение приоритета не проблем прошлого, а многогранных и всеохватных проблем человека и человеческого общества современности;

— в качестве основополагающей нормы, служащей фундаментом всех норм, признание не каких-либо церковных или теологических традиций или институтов, а лишь Евангелия, самой изначальной христианской вести (теология, ориентированная на Евангелие и в то же время воспринимающая его историко-критически!);

— не библейские архаизмы, не эллинистическо-схоластические догматические формулировки, не модный философско-теологический жаргон, а по возможности язык, понятный современному человеку, — задача, достижение которой оправдывает самые напряженные усилия;

____________________

* In optimam partem (лат.) — с наилучшими намерениями. — Прим. пер.

360

 

 

— не разделение достойной веры теории и жизнеспособной практики, догматики и этики, личного благочестия и реформы институтов, освобождения в обществе и освобождения в церкви, а понимание их в неразрывной взаимосвязи;

— не конфессиональная замкнутость менталитета, а экуменическая широта, учитывающая как мировые религии, так и идеологии современности: взаимосвязь максимально возможной терпимости ко всему внецерковному, общерелигиозному, человеческому вообще, с одной стороны, и усилий по достижению понимания специфически христианского — с другой!

И, наконец, что касается программных требований к теологии, а именно к критико-экуменической теологии, то в каждую новую эпоху она должна, переживая напряженные моменты, одновременно (несмотря на реформаторское «только лишь» здесь предлагаются следующие «и»!) пытаться быть:

католической, постоянно работающей на благо всеобщей, универсальной церкви, — и в то же время евангелической, строго придерживающейся Писания, Евангелия;

традиционной, постоянно чувствующей свою ответственность перед историей, — и в то же время современной, заинтересованно подходящей к решению вопросов настоящего;

христоцентричной, решительно занимающей специфически христианскую позицию, — и все же экуменической, направленной на всю ойкумену, на весь населенный людьми земной мир, на все христианские церкви, на все религии и все регионы;

научно-теоретической, занимающейся разработкой учения и поиском истины, и одновременно пастырско-практической, трудящейся во имя Жизни, обновления и реформы.

361

 

 

Но довольно программных заявлений! Есть л и у этой программы современной теологии хоть какой-нибудь шанс на осуществление? Не выступаю ли я, провозглашая такие требования, как вопиющий в пустыне современной теологии — порой скучной, конфессионально замкнутой, внутритеологически слепой и почти не позволяющей почувствовать дыхание наших семерых великих христианских мыслителей? Об этом судить не мне. Я хорошо знаю, что я не одинок в критике стерильной, анемичной, сосредоточенной лишь на себе науки, в защите идеалов как духа экуменизма, так и критической теологии, осознающей свой долг перед современным миром. Эти взгляды разделяют многие теологи, в том числе мои тюбингенские коллеги и друзья Эберхард Юнгель и Юрген Мольтман, которым я посвятил эту книгу.

Сам я более сорока лет отдал занятиям теологией, и установки, со временем выработавшиеся в процессе моей исследовательской и преподавательской деятельности, нашли отражение в предложенной мной теологической программе. В 66 лет сильнее прежнего осознаешь ограниченность отпущенного тебе времени, и потому хочется, по крайней мере, выразить надежду, что более молодые теологи, мужчины и женщины, и в будущем критично и творчески будут развивать эту программу. Итак: «Vivant sequentes!», «Мир тому, кто идет следом!»

362


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.