Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кюнг Ганс

Небольшое введение в теологию

Моим тюбингенским соратникам на теологическом поприще Эберхарду Юнгелю и Юргену Мольтману в знак благодарности за порой страстные, но всегда вдохновляющие экуменические беседы за круглым столом.

НЕБОЛЬШОЕ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОЛОГИЮ

Лежащая перед вами небольшая книжка предлагает несколько необычное, но, как я надеюсь, относительно простое введение в христианскую теологию, позволяющее узнать, каков круг ее проблем и как ею занимаются. Введений в теологию существует множество. Большинство из них построены тематически, с использованием абстрактных методических или герменевтических принципов. Не без удовольствия следую я в этой книге другим путем. Мой предмет — теология в свершении, теология в жизненном плане, теология в зеркале парадигмальных образов истории христианства — великих христианских мыслителей, которые показательны для целой эпохи.

Могут ли христиане называть христианских мыслителей «великими», позволительно ли это для них? Позволительно ли христианам говорить о христианах, что они были «великими» теологами? Осторожно! Тот,

23

 

 

кто считает других великими теологами и при этом мнит себя величайшим из них, вполне может оказаться величайшим ослом! Во всяком случае, так считал один из тех семи «великих», о которых пойдет речь в этой книге. «Если ты чувствуешь, если тебе кажется, что в тебе что-то, несомненно, есть, и ты носишься со своей собственной книжонкой, учением или посланием, полагая, что в высшей степени превосходно все сделал и отлично все выразил; если тебе также очень нравятся громогласные похвалы окружающих, и ты, вероятно, хочешь, чтобы тебя хвалили, иначе ты станешь предаваться печали или почитать себя за ничтожество, тогда, дорогой, схвати себя за уши, и если ты хорошенько их ощупаешь, то обнаружишь отличную пару больших, длинных, шершавых ослиных ушей. И тогда уж решись раскошелиться и укрась их златыми бубенцами, дабы повсюду, где бы ты ни шел, люди могли слышать тебя, показывать на тебя пальцами и говорить: «Смотрите, смотрите, вот идет отменное животное, которое может писать столь восхитительные книги и так превосходно читать проповеди». Тогда ты будешь блажен и сверхблажен в Царствии Божьем. Да, ибо диаволу и ангелам его уготован адов огонь». Так писал Мартин Лютер, когда он в 1539 году, уже с большим запозданием, готовил предисловие к первому тому немецкого издания своих трудов1.

Таким образом, мы предупреждены: тот, кто полагает, что «великость» теолога можно определить по объему его творческого наследия, влиянию его речений или по восхищению, которое он вызывает у людей, тот занимается делом дьявола! Великость — по крайней мере в отношении христианских теологов — определяется лишь тем, проясняется ли благодаря их трудам христианская весть, Священное Писание, само Слово

______________________

1 См.: Luthers Werke. München, 1951. Bd. 1. S. 18 f.

24

 

 

Божье. Теологу следует быть первым служителем Логоса, Слова. И не его собственные идеи, а Слово Божье должно быть переведено на современный ему язык и стать понятным для людей его времени. Неустанно вопрошая и исследуя, теолог (будь то мужчина или женщина) поставлен перед необходимостью по-новому понять дело Божье и в каждую новую эпоху высказать его понятным языком - независимо от того, настал для этого подходящий момент или нет, соответствует это духу времени, в которое он живет, или нет.

Потому в кратких главах, представляющих семь портретов, постоянно должны присутствовать два подхода — изображение и критика. Причем не последнюю роль должна играть длящаяся и по сей день история влияния этих великих мыслителей, которые своим трудом не только по-разному интерпретировали мир, но и изменяли его. Это будет непросто — на нескольких страницах дать изображение людей, каждый из которых (за исключением первого) написал маленькую библиотеку и о каждом из которых (без исключений) написана большая библиотека, вкупе с их основными взглядами на фоне перипетий их жизненного пути, и одновременно критически оценить их. Специалисты по истории теологии (они названы в обзоре литературы), которым я столь благодарен, поймут это как никто другой. Не все и не всё может быть упомянуто при таком описании. Широту перспектив необходимо сочетать с концентрацией на том, что является главным для этих великих людей. Моя книжечка не может, да и не должна заменить чтения их трудов. Напротив, она наилучшим образом достигла бы своей цели, если бы смогла подвигнуть читателей самостоятельно погрузиться в мир и труды этих гениев.

Эта маленькая книга предваряет второй том моей трилогии «К вопросу о религиозной ситуации времени», который будет посвящен христианству, и на его стра-

25

 

 

ницах я вновь обращусь к рассматриваемым здесь теологам, но в более широком историческом контексте. Как это уже было сделано в книге «Credo», предшествующей данному изданию о христианских мыслителях, здесь я также должен поблагодарить за напряженную работу мою команду, и прежде всего приват-доцента католико-теологического факультета и заместителя директора Института экуменических исследований доктора К.-Й. Кушеля, а также мою сотрудницу Марианну Заур. Техническое редактирование и проверка примечаний, как и при подготовке предыдущей книги, были в ведении дипломированного теолога Стефана Шлензога, работу с рукописью провели Элеонора Хенн и Франциска Хеллер-Мантей, гранки корректуры читали мой аспирант Маттиас Шелл и студент-дипломник теолог Михель Хофманн. Вновь должен я выразить благодарность таким организациям, как «Robert-Bosch-Jubiläumsstiftung» и «Daimler-Benz-Fond» за щедрую поддержку нашего исследовательского проекта «Нет мира во всем мире без религиозного мира», в общих рамках которого была написана эта небольшая книга.

Мне хотелось бы любезно пригласить читательниц и читателей пуститься вместе со мной в прежде чужой для них мир семи великих христианских мыслителей не только ради них самих, но и для того, чтобы лучше понять действительность сегодняшнего дня.

Тюбинген, сентябрь 1993 г.

Ганс Кюнг

26


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.