Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Святой князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси

Святейший Патриарх Кирилл.

 

СВЯТОЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР РУСИ.

 

В 2015 году Церковь Русская, а вместе с ней и весь православный мир отмечают тысячелетие преставления равноапостольного великого князя Владимира. Это событие дает нам возможность с особой силой ощутить значимость совершенного святым Владимиром деяния.

Что же принес нам сей муж? Почему спустя многие столетия мы столь торжественно совершаем его память? Суть подвига князя замечательно выразил в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» святитель Киевский Иларион. «Все страны, и города, и народы, — пишет он, — чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей... великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира».

Его мудрый выбор изменил весь ход истории Руси, ибо принес нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному князю Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы —

9

 

 

Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей Свой честной омофор. Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное.

Вспоминая равноапостольного князя, мы обращаем наш мысленный взор к ключевому событию, связанному с его именем. Это событие вошло в учебники как Крещение Руси. То, что произошло более тысячи лет тому назад, по праву можно назвать переломным моментом в истории восточнославянских этносов. В далеком X веке Русь волей и трудами святого равноапостольного великого князя Владимира восприняла от Византии христианскую веру и культуру, сделав духовный и цивилизационный выбор.

Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда не только изменило духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, но и определило историческую судьбу Руси. Из конгломерата племенных союзов было создано единое и сильное государство, из жестоких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и правды Его. Как свидетельствует митрополит Иларион, «вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла... Все страны Благой Бог наш помиловал и нас не презрел, восхотел — и спас нас, и в разумение Истины привел».

Празднуя память святого равноапостольного князя Владимира, мы одновременно благодарим Бога за тот более чем тысячелетний путь, которым прошел Его народ — народ Святой Руси,

10

 

 

непоколебимо хранящий святыню православной веры. Только она одна и помогла народу сему не сбиться с исторического пути, не потерять ориентиров и сохранить способность отличать добро от зла и Божию правду от лжи.

Личность Крестителя Руси — Киевского великого князя Владимира Святославича всем хорошо известна по учебникам истории. Отец Владимира князь Святослав, победитель Хазарии, был сыном князя Игоря — того самого Игоря, которого непокорные древляне разорвали на двух деревьях, это за него отомстила его жена — княгиня Ольга, первая из русских правителей ставшая христианкой. У Владимира были еще два брата — Ярополк и Олег.

После смерти Святослава Ярополк стал княжить в Киеве, Олег — у древлян, а Владимир — в Новгороде. Ну, казалось бы, три брата, три удела — живите в мире! Но происходит прямо противоположное. Ярополк убивает Олега и собирается идти на Новгород, чтобы убить Владимира, своего второго родного брата. Владимир, понимая, что не справится с дружиной Ярополка, бежит к варягам, собирает войско. Ярополк возвращается в Киев. Но теперь уже Владимир, обретший военную силу, достаточную для захвата Киева, идет против родного брата, хитростью заманивает его к себе и убивает. Вот картина из жизни дохристианской Киевской Руси. Три брата — три смертельных врага. Нужно сказать, что и после принятия христианства были междоусобные брани, были и случаи убийств, но уже не как обыденные явления, которые не получали никакой критической оценки со стороны людей. А до того ситуация: три брата — маленькая звериная стая — некая норма.

12

 

 

Ну а что касается личной жизни Владимира? Он женился на полоцкой княжне Рогнеде, а когда убил Ярополка, взял в жены и его жену-гречанку Кроме того, у него было множество наложниц — вот такая семейная жизнь.

Владимир был сластолюбивым, жестоким правителем. Жажда власти, денег и наслаждений — главная цель его жизни, как и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались — чтобы расширить власть и увеличить возможности повелевать другими.

За сто лет до князя Владимира Русь прошла большой путь, объединив разрозненные славянские племена и создав не только централизованную власть, но и мощную вооруженную силу, которой опасались и ближайшие соседи, и даже те, кто традиционно обладал значительной военной мощью. Руси боялись: могущественная Византия — и та платила дань, чтобы не ссориться с русами. О наших предках говорили, как свидетельствует о том «Слово о полку Игореве», что готовы они были Волгу веслами расплескать и Дон шеломами вычерпать. То были сильные, мощные люди...

Князь Владимир, как и его предки, обращал свои взоры на соседей и воевал весьма успешно. Он распространил свое политическое влияние, а значит, границы древнерусского государства, на Червонную Русь — это крайний запад, на Волжскую Булгарию — восток, на вятичей. На севере Новгород исторически входил в состав единого Русского государства, а на юге — Тмутаракань, Причерноморье. Огромная страна!

Но этого было мало! Князь Владимир пошел на юг, желая захватить Византию, и одержал первую

13

 

 

победу в этом походе. Он захватил город Корсунь, который мы сегодня называем Севастополем, — в ту пору там была византийская колония. Захватив Корсунь, он выставил ультиматум двум соцарствующим византийским императорам — Василию и Константину: «Отдайте свою сестру Анну мне в жены, и тогда не пойду дальше на Византию». Императоры ответили согласием, но только при одном условии: если Владимир примет крещение.

Владимир был рьяным язычником: воздвигал изображения Перуна, Даждьбога и прочих древних славянских идолов-божеств даже там, где эти культы не были распространены, как, например, в Новгороде. Воцарившись в Киеве, Владимир назначил посадником близкого ему Добрыню, который и в Новгороде учредил капище Перуна.

Но мы знаем, святой равноапостольный князь Владимир пришел ко Христу — пришел смиренно, сняв с себя княжеские одежды. Он принял кре-

16

 

 

щение, обретя зрение — не только физическое (по преданию, перед крещением князя внезапно поразила слепота), но и духовное — зрение смыслов человеческого бытия.

«Сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую». Такими удивительными словами описывает митрополит Иларион произошедшие с князем Владимиром духовные перемены.

Вот здесь и начинается новый отсчет в его жизни. Приняв крещение, святой Владимир женился на Анне. И как будто подменили этого разгульного, жестокого, коварного князя! Он начал строить храмы, кормить нищих, заботиться о больных. Неимущих в древнем Киеве потчевали рыбой и квасом. Разве можно все это представить, когда князь Владимир был язычником? Вовсе нет! Внутреннее перерождение его было настолько очевидным, что некогда грозного, жестокого и, конечно, несправедливого князя народ в умилении и радости сердечной стал называть Красным Солнышком...

Пытаясь проникнуть в тайну князя Владимира, понять этого великого человека, митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» обращает к нему вопросы, которые отражали, видимо, недоумение общества тех времен: «Как открыл ты свое сердце Богу? Как принял страх Божий? Как проникся любовью к Богу?» Почему он задает эти вопросы? Да потому, что обращение князя Владимира не было делом очевидным. Его обращение не проистекало ни из условий жизни того времени, ни из культуры самого князя; и хотя ученые

17

 

 

утверждают, что для этого были некие политические предпосылки, тем не менее веру из-за политики люди не меняют. Да и сменить веру тогда означало бросить вызов очень многим — как это и случилось. С одной стороны — недоумение, с другой — обвинения, а над всем этим — жизненный подвиг святого равноапостольного князя Владимира.

Чего же не хватало князю Владимиру с точки зрения материального могущества? Силы, процветания, уважения других? — Он имел все. Страна поднималась все выше и выше, становясь все сильнее и сильнее. Но, будучи внутренне неудовлетворенным, князь Владимир искал некий духовный выход из той ситуации, в которой находились он и его народ. Если отложить в сторону все историософские рассуждения, основанные на политическом и экономическом анализе, то остается самое главное — князь Владимир искал истину.

Проведя в походах много времени, стремясь объединить разрозненные славянские племена под своей властью, князь понял, что главным препятствием для создания сильного централизованного государства является отсутствие духовного, религиозного единства между различными славянскими этносами. Довольно агрессивные попытки создать из разнообразных верований общую для всех славянских племен языческую религию не увенчались успехом. Язычество не отвечало, да и не могло отвечать высоким духовным запросам, в нем не было некой мировоззренческой универсальности. Активные духовные поиски побудили князя Владимира призвать к себе представителей всех известных ему религиозных традиций, чтобы вопросить их о вере. Выбор веры не был простым. Пообщавшись с мусульманами, иуде-

18

 

 

ями, христианами западной и восточной традиции, князь принимает решение отправить послов, чтобы они на местах увидели то, о чем говорили проповедники в Киеве.

Послы, вернувшись домой, поведали князю Владимиру о своих впечатлениях. Более всего его поразил рассказ тех, кто побывал на греческой земле. «Не знали, — с восторгом рассказывали эти достойные мужи князю, — на небе или на земле мы: ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми». Потрясенные красотой православного богослужения, испытавшие реальное действие благодати Духа Святого, послы объявили князю Владимиру: «Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Выслушав послов, князь Владимир остановил свое внимание на Православии, на восточном христианстве, на той вере, которая была принята византийцами.

Этот выбор был судьбоносным. Князь устремил свой взор к самому главному. Он увидел то, без чего человек не может жить, без чего он теряет свое богоподобие, свою человеческую сущность и может превратиться в зверя, который в погоне за материальным богатством, политическим могуществом будет уничтожать все на своем пути...

Святой Владимир как бы прозревал толщу предстоящих веков, его взор словно пронизывал все столетия, что отделяют его от нас. Он словно видел и происходящее ныне в его Отечестве, потому и избрал веру, которая является истинной. Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32), —

19

 

 

говорит Спаситель. И те язычники, которые считали себя свободными, но находились во власти греха, в порабощении у диавола, стали людьми поистине свободными, открывающими свои сердце и ум навстречу веянию Божественной благодати.

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал вам, не есть человеческое... я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Тал. 1, 11-12). Эти замечательные слова апостола Павла адресованы древним галатам, но через них — всему миру, утверждая великую истину, что Евангелие не есть плод человеческой мудрости, но что Евангелие есть Божественное откровение, то есть слово Самого Бога.

Князь Владимир жизнью своей явил правоту этих слов. Те ясные и понятные цели, которые ранее ставил он перед собой как правитель государства, святой Владимир изменил на другие. С крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с крещением он принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от того, чем жил, во что верил и ради чего боролся раньше.

Что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь? Это евангельское слово, в центре которого — то, что людям до сих пор трудно понять, что не перестает удивлять каждое последующее поколение своей новизной и притягательной силой. В центре евангельского послания — одно и самое главное: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.

22

 

 

А что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за частные интересы — политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и эти ценности становятся главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, разрушается ткань человеческого общения — и там, где должны были быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.

Беды и разделения народа всегда проистекают от лозунгов, которые призывают к счастливой жизни. Не умылся ли кровью наш народ, когда в страшные годы революции соблазнился этими лозунгами и поверил, что можно построить счастливую, процветающую, мирную жизнь без Бога и без любви? Миллионы людей погибли, а эта мечта не была осуществлена.

Князь Владимир прозрел тайну человеческого бытия и счастья, отказался от жестокости и властолюбия, от всего того, что еще недавно грело его душу и вдохновляло на поступки. Переосмыслив всю свою жизнь, святой Владимир дал нам великий завет любви и единства.

На примере личности князя Владимира можно понять, что произошло в результате крещения с одним человеком — изменение образа жизни, мыслей, поведенческой модели. Но ведь святой Владимир крестил всю Русь!

1 августа (по старому стилю) 988 года в Днепре были крещены киевляне — по приказу князя, хотя многие сами имели потребность в таком действии, потому что в Киеве уже до того были греческие священники, привезенные еще бабкой князя

24

 

 

Владимира княгиней Ольгой, и даже в дружине князя были христиане. То, что произошло тогда в Киеве, имело огромное значение для последующей жизни всей Киевской Руси. Для государства, для народа это означало смену исторического курса.

Народ крестился, народ принял веру; после этого началось строительство храмов и распространение Православия по всей территории огромного Киевского государства. Если говорить о внешней жизни, то богослужение требовало наличия книг. Богослужение без книг совершать невозможно, а книг-то на Руси и не было. Тексты ведь надо было откуда-то получить... И получать книги стали из Болгарии. А в Болгарии переводы с греческого появились, как известно, в результате трудов святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников. Эта кирилло-мефодиевская письменная традиция перекочевала на Русь. Люди стали использовать тексты, а значит, изучать грамматику, изучать язык — появилась письменность. А что такое книжность, что такое письменность? — Это система связей; система коммуникаций. И посредством этой системы Русь вошла в культурную жизнь Европы.

Почему Европы, а не только Византии? Да потому, что Европа была единой, не было еще разделения Церквей, и Византия являлась органической частью единой Европы, причем самой просвещенной, самой, как мы сейчас сказали бы, продвинутой. Восприняв веру из Восточной Римской империи — Византии, Русь в полной мере приобщилась и к Божественному Откровению, и к величайшей культурной традиции своего времени, творчески восприняв и развив ее.

25

 

 

Равноапостольный князь Владимир, выйдя из купели крещения, не огнем и мечом, но словом истины и любовью объединил народ и создал великое Отечество — от Галиции до Волги, от Балтийского до Черного моря, равного которому уже тогда не было в Европе. Древняя Русь оказалась не позади, а наравне со всеми другими европейскими странами — об этом красноречиво свидетельствуют браки, которые заключались с представителями правящих домов Западной Европы.

Вместе с христианством была принята система ценностей, которой не существовало в языческом обществе и которая во многом стала определять отношения людей — не только в семье, но и в обществе. Начала формироваться личная и общественная мораль. Нельзя сказать, что все стали святыми людьми. Много было и разбойников. Не так быстро осуществлялась христианизация народа, да и князья христиане нередко проявляли жестокость, воевали друг с другом — чего только стоит соперничество Москвы, Твери и Рязани! Но тем не менее в духовной жизни людей произошли глубинные перемены, которые стали усиливаться с течением времени.

Каждый знает, что такое Крещение. Через Крещение мы получаем благодать Святого Духа, входим в общину апостолов, которая именуется Церковью, устанавливаем личную связь с Богом. Именно в Крещении и Миропомазании замыкается связь между Богом и человеком.

Святой Владимир привел нас к граду Небесному. Не оставил князь попечения и о граде земном: ничем не умалил он достоинства русов, ничем не умалил достоинства Киевской державы, приведя народ к граду Небесному. Вспоминая слова

28

 

 

апостола Павла, мы можем сказать, что именно со времен князя Владимира мы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19).

Современные историки часто склонны усматривать в Крещении Руси реализацию исключительно неких политических амбиций князя Владимира: таких как союз с Византией, укрепление своей личной власти и распространение влияния на соседние славянские племена.

Но вдумаемся: если бы выбор делался только ради тактических, политических целей, смогла бы Русь стать великой страной-цивилизацией, смогла бы преодолеть глубокие внутренние кризисы и тяжелейшие внешние испытания? — Определенно, нет. Иначе — так бы и осталась навсегда небольшим и второстепенным государством, балансирующим между сиюминутными политическими страстями и экономической выгодой. Вне всякого сомнения, выбор, сделанный князем Владимиром, обусловлен причинами иного порядка.

Если бы Крещение Руси было только культурным актом, а не соединением людей с Богом Живым через Господа Иисуса Христа, то, наверное, ничего не осталось бы — все было бы разрушено в ходе трагической истории наших народов, все сгорело бы в огне войн, междоусобных браней, разрушилось бы под влиянием мощных интеллектуальных сил, которые воздействовали на наш народ, нередко желая оторвать его от Бога. Чего только стоило XX столетие... Но ведь мы как народ и как Церковь прошли через эти испытания! И не существует никакого другого института, кроме Православной Церкви, который, пройдя через все эти испытания, сохранил бы свое единство

29

 

 

и свою духовную силу. Это произошло не потому, что во главе Церкви — умные и образованные люди и духовенство честно исполняет свой долг, но именно потому, что в крещальной купели замкнулась связь между каждым киевлянином, крестившимся в Днепре, и Господом. И затем это Крещение пошло по всей Руси.

Какое политическое прозрение, столь свойственное многим великим политикам, может сравниться с духовным прозрением святого князя Владимира, определившим на тысячелетие исторический путь народа, и со всем тем великим, что наши люди совершили в течение этой тысячи лет? Первопричиной всех свершений была сила духа, рождаемая верой. На что современный человек часто взирает с непониманием — и жертвенность, и любовь, и готовность к подвигу, и величайшее терпение, — все это и дало великую силу людям, принявшим крещение в Днепре, и их благочестивым потомкам.

Почему так, а не иначе строилась духовная и церковная история нашего народа, удивительным образом помогают понять слова из Евангелия от Иоанна. Истинно, истинно говорю вам... Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их (Ин. 10, 1, 8). О чем, о ком говорил Господь апостолам? Наверное, о чем-то очевидном, потому что эти грозные слова были восприняты как констатация некоего известного факта. Что же это были за факты? В израильском народе время от времени появлялись люди, которые называли себя пророками, а кто-то — даже мессией. Одни из них свою проповедь обращали к личной выгоде: власти и обогащению; другие, казалось бы, делали

30

 

 

доброе дело: возглавляли или желали возглавить борьбу евреев за независимость от римлян. Господь не осуждает стремления Своих людей к независимости, но называет ворами тех, кто, восхищая самое священное и великое, что было в древнем ветхозаветном благочестии, — ожидание Спасителя, Мессии, использовал это ожидание в своих земных, политических, целях.

В том, что народ боролся с иноземными захватчиками, не было ничего плохого. Наоборот, это было правильно, и, наверное, если бы народ обращался к Богу с молитвой о помощи, то Господь давал бы ее. Но ведь не о помощи взывали те, кто, именуя себя мессией, вели людей на политическую борьбу! Господь называет таких людей ворами, потому что они похищают самое святое, что есть у людей, — они похищают Бога, смысл Его спасительного послания людям. Грозные слова Спасителя помогают понять, как страшно, как губительно обращать слово Божие не к спасению людей, а, искажая саму природу этого слова, к достижению иных целей.

В нашей жизни есть много доброго, чего люди стремятся достичь, опираясь на помощь Божию, — государственное устройство, обретение независимости, поддержание культурной жизни. Но нельзя от имени Божия, восхищая служение Самого Спасителя, Мессии, призывать людей к тому, к чему Сам Спаситель их не призывал.

Выдающийся служитель правды Божией — святой апостол Павел, Савл до обращения, и князь Владимир до крещения служили целям и ценностям, которые не были Божией правдой. Но в какойто момент, обратившись ко Христу и пройдя через муки, страдания, потерю зрения, оба они —

31

 

 

и первоверховный апостол, и равноапостольный князь — обрели и духовное, и телесное зрение. И потому проповедь апостола Павла никогда не содержала того, что было в лжепроповедях воров и разбойников, которые примеряли к себе имя «мессия». В Послании к Римлянам апостол говорит, что в благовестии, которое он нес людям, открывается правда Божия (Рим. 1, 16-17). Вот эта Божия правда и является сутью апостольской проповеди. Эту Божию правду равноапостольный князь Владимир принял всем своим сердцем и, желая осуществить эту правду, крестил свой народ, указав ему вместе с первоверховным апостолом подлинную спасительную цель бытия земного: Царствие Небесное.

Святой Владимир был человеком могучим, целеустремленным, сильным, мужественным, терпеливым, иначе не смог бы так круто развернуть жизнь народа. Но он совершил нечто еще более великое — реальный духовный подвиг.

В Священном Писании есть удивительная притча, в которой Господь говорит о Царствии Божием, Царствии Небесном. Оно уподобляется человеку, который нашел клад под землей, а потом пошел и продал все, что имел, чтобы купить ту землю. Уподобляется Царствие Божие купцу, который, найдя жемчужину дорогую, желанную, продал все, что имел, для того, чтобы обрести ее (см.: Мф. 13, 44-46).

Духовный подвиг князя Владимира сродни исполнению этой притчи. Он отдал все свои прежние жизненные ценности, духовность и философию язычника, чтобы обрести новую доминанту, которой для него стала Божия правда. Он воспринял Божию правду как доминанту своей жизни

34

 

 

и восхотел, чтобы эта доминанта присутствовала и в жизни народной. А ведь так и стало: Русь проходила через огромные трудности, но всегда стремилась реализовать Божественный идеал в жизни. Русь называют Святой именно потому, что идеалами народной жизни стали святость и Божия правда.

В притче о Царствии Небесном есть и другой образ—образ невода: Царство Божие подобно неводу, который вбирает в себя всех рыб в море, попавшихся на его пути. Но когда невод извлекают на берег, то добрую рыбу оставляют, а худую — выбрасывают (см.: Мф. 13,47-48). Господь говорит о конце истории, о Своем суде.

Критерием Божественного выбора между теми, кто будет оправдан, и теми, кто будет осужден, как раз и явится степень верности людей Божией правде. Эта правда должна осуществляться не только в личной жизни каждого из нас, но и в жизни обществ и народов.

Как Божия правда преломляется в мире людей? Она осуществляется в словах, которые имеют один и тот же корень со словом «правда», — в справедливости и праведности. Кстати, в греческом евангельском тексте и справедливость, и праведность обозначаются одним словом SiKcuoonvq, потому что не может быть праведности пред Богом без усвоения Божественной правды, как не может быть без усвоения Божественной правды и справедливости в человеческой жизни. Не могли тати и разбойники словом своим установить справедливость, дать людям духовную перспективу бытия, свободу, потому что, восхищая принадлежавшее Богу, они не могли помочь людям обрести праведность и справедливость в их жизни.

35

 

 

В личности князя Владимира сочетались и государственная власть, и ответственность, и горячая вера, и даже некое пастырское отношение к людям. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин. 10,14). Образ пастыря — это образ власти. Именно так понимался этот образ и в Ветхом, и в Новом Заветах; и когда Господь говорит о Себе, что Он пастырь добрый, Он говорит и о Своей власти тоже.

Господь Иисус Христос — Глава Церкви, и Его власть над Церковью связана с богопознанием — познанием людьми Христа. Чем ближе мы к Нему, тем ярче Он присутствует в нашей жизни, тем глубже — не столько умом, сколько всеми фибрами своей души, всей жизнью — мы начинаем понимать, что Бог есть любовь (1 Ин. 4,8,16). Наша любовь ко Христу — это и есть Его власть, Его пастырская власть над всеми нами. И собираются верные в Церкви, собираются вокруг своего епископа, который, по преданию церковному, восходящему к апостолам, пребывает на месте Христа в общине, совершающей Святую Евхаристию.

Как важно, чтобы единство последователей Господа, объединенных вокруг спасительной Чаши, сохранялось властью и силой Главы Церкви, то есть властью и силой любви! Если нет любви, то никакие, даже самые хитроумные, рычаги управления, на которые часто уповает светский мир, стремясь поддержать институт власти, по-настоящему не работают в Церкви. Здесь — власть Христа, власть любви.

И как лицемерно и ужасно, когда в Церкви происходит разделение во имя неких «высших» целей! Это разделение являет собой самое страшное, что может быть в жизни христианина, —

36

 

 

отсутствие любви. Какая же тогда может быть проповедь любви, где же Христос, если ради частных интересов, так или иначе понимаемых целей и задач устроения мира разрушается основа человеческого бытия и попирается человеческой злобой любовь? Это — извращение христианского послания, это отказ от Евангелия, которое есть не человеческое, но Божественное откровение. Это — отказ от Евангелия с его вечной системой ценностей, далеких от наших суетных устремлений.

Если происходят разделения, то это значит, что утрачена любовь — единственная сила, способная сплотить людей. Утрачено пастырское попечение, которое идет от Главы Церкви, Господа и Спасителя нашего. Поэтому церковные разделения — это некий индикатор, но не крепости церковной администрации, а духовного состояния людей, их способности реально встречаться со Христом.

Церковь призвана быть тем местом, где люди обретают опыт любви и единства. Церковь провозглашает и ближним, и дальним: нет другого пути для развития мира и человеческой цивилизации, для развития любого человеческого общества, кроме закона любви и проистекающих из любви солидарности, взаимной поддержки, гармонии и мира. Да хранит Господь Церковь нашу в мире, единстве, чистоте и духовной силе, дабы в сердцах верных ее чад отображался немеркнущий вечный Божественный образ Христа Спасителя!

Есть еще нечто, связанное с Крещением Руси, о чем нужно непременно сказать. Хотел бы напомнить вам слова из Евангелия от Иоанна, где Господь паству Свою, то есть всех нас, называет овцами. Вот какие замечательные слова мы находим в этом

37

 

 

евангельском отрывке: А овцы за Ним идут, потому что знают голос Его (Ин. 10, 4). Те, кто жил в деревне, в селе, кому приходилось пасти овец, знают, что это не очень умные животные, ими трудно управлять, трудно быть пастырем для овец. Почему же Господь Свою паству назвал овцами? Конечно, не потому, что Его паства глупее других, не потому, что Его паства имеет меньше знаний, но потому, что любой человек несоизмерим силой ума своего с величием и могуществом Божиим и мы, все люди земли, — овцы пред Богом.

Мы знаем, что существует иной взгляд на мир и на Бога. Некоторые Бога отвергают, некоторые горделиво противопоставляют себя всему тому, что известно о Боге из Его Слова. Некоторые бросают Богу вызов, некоторые возносят хулу на имя Божие, но все они — овцы, только не слышат голоса своего Пастуха, своего Пастыря. Какие же голоса слышат люди сегодня? Те, которые громко звучат, которые привлекают своей силой — либо той, что опирается на человеческие знание и логику, либо той, что посредством денег трансформируется в огромную мощь средств массовой информации... Но есть голос, который мы все иногда слышим отчетливее, чем голос Божий. Это голос нашей плоти, голос греха, и мы отзываемся на этот голос и идем за ним, не ведая, что творим, ибо это — не голос нашего Пастыря.

В сравнении людей с отарой овец необходимо отметить еще один важный момент. Опять-таки тот, кто пас овец, знает, как они все устремляются туда, куда направляется одна из них, как они беспечно идут по пути, который может привести их к гибели. Это психология стада: делай так, как

38

 

 

делают другие, ни о чем не размышляй, никого не слушай! Кто-то позвал — иди за ним! А если этот зов многократно усиливается средствами массовой информации, если он многократно повторяется на страницах журналов, газет и в интернете, то его нельзя не услышать!

Как же разобрать — это голос Божий или голос врага рода человеческого? Есть ли у нас хоть какой-то внутренний инструмент, хоть какая-то возможность различать голоса, различать духов (1 Кор. 12,10)? Мы знаем, что Бог сотворил человека по образу Своему. Он вложил в нас способность распознавать добро и зло: это голос нашей совести, это состояние нашей души, когда мы ощущаем внутренний мир, покой, радость — не веселье временное или пьяное, не буйство человеческой страсти, а тихую радость в сердце — либо чувствуя любовь к нам и радуясь этой любви, либо созерцая красоту Божия мира или гармонию, творимую человеком. Если все это прекрасное, входя в нас, в нашу душу, привносит мир и покой и отображается нашей добротой к окружающему миру, то это и означает, что мы слышим голос Божий.

Но удивительные слова находим мы в Священном Писании. Не всякий человек, имея этот инструмент опознания Божественной истины, способен его безошибочно употребить, потому что каждый из нас, будучи свободным, может этот внутренний камертон разрушить или настроить на неправильную волну. Тогда злое мы будем воспринимать как доброе, греховное — как святое, ложь — как правду. Именно поэтому говорит Господь: Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога (Мф. 5, 8). Сердечная чистота,

40

 

 

сохранение святости и внутреннего мира — это и есть критерий истины, это и есть инструмент, безошибочно определяющий, что — от Бога, а что от иной — темной и страшной — силы. Именно через святого равноапостольного великого князя Владимира вошла в языческое племя Божия истина, именно через его подвиг вооружились мы критерием истины, мерилом правды.

Мы знаем, что и сегодня в мир входят различные соблазны. Нам говорят, что Евангелие ложно, что существуют какие-то иные повествования о Христе; нам говорят, что есть какие-то другие истинные «церкви», а не Церковь, идущая от святых апостолов; нам предлагают один путь, другой, третий... Но мы, храня веру православную, должны научиться хранить и это мерило истины, прилагать его ко всем обстоятельствам не только личной жизни, но и жизни общественной, народной. Мы должны, вооружась великой Божественной силой, жить и работать таким образом, чтобы в нас отображался голос Божий — в наших мыслях, в наших делах, в нашей воле — несмотря на самые страшные жизненные потрясения, исторические трагедии и соблазны.

Не будучи рукоположенным пастырем, святой равноапостольный великий князь Владимир воспылал любовью ко Господу, сам пошел навстречу Христу и, встретившись с Ним в Херсонесской купели, услышал Его голос и повел за собой народ. Святой князь так послужил Господу, как мало кто мог послужить в его время. Он стал светильником для всего народа, являя пример христианской жизни, сделался народным пастырем. Он крестил Русь, начертал новые духовные ценности на скрижалях жизни Древней Руси,

41

 

 

определил на века духовное совершенствование и возрастание своего народа.

Можем ли мы представить, насколько трудным был этот шаг святого князя Владимира? Каждый из своего личного опыта знает, как сложно противиться устоявшимся традициям и обычаям, даже если это дурные обычаи. Они входят в плоть и кровь людей, они создают некую внешнюю культуру, выйти из которой означает совершить мужественный поступок — поступок, несомненно сопровождаемый отрицательным к себе отношением других. Так было и во времена князя Владимира.

Современники упрекали князя в том, что он предался иноземцам — тем, кто, мол, навязал нам эту веру. Многие роптали, потому что отменялись привычные русичам обычаи. Отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, она раскрепощала инстинкты, она сопровождалась как бурными застольями, так и кровавыми жертвоприношениями. Та вера формировала не только национальный облик народа, но и некую видимую культуру, психологию и само мировоззрение.

Были и такие, кто говорил, что князь делает неправильный выбор. И мы точно знаем, что многие из народа не одобрили его, потому что душой оставались язычниками. Им было трудно порвать со свободой языческих нравов и принять новые обязательства пред Богом, которые требовали духовного подвига, самоограничения — то есть того, что было противно языческому образу жизни.

Однако великий князь сделал решительный шаг в другую сторону. Подобно равноапостольному царю Константину, князь Владимир не побоялся пойти наперекор воззрениям своей дружины

42

 

 

и бояр — правящего класса Древней Руси, связывавшего языческие культы с властью, богатством, плодородием. Не устрашился он и гнева толпы, подстрекаемой жрецами и готовой совершать кровавые жертвоприношения. Как Моисей, услышавший призыв Господа Выведи из Египта народ Мой (Исх. 3, 10), князь Владимир вывел Русь из языческого плена и поставил на светлую стезю исповедания Христа как Бога и Спасителя. Сей равноапостольный муж стал одним из тех, кто олицетворяет православный идеал праведной власти, руководствующейся подлинными ценностями, направляющей человека и общество к Богу, к жизни по Его заповедям.

Великий князь Владимир сделал выбор и пошел на большой риск. Наверное, каждый государственный деятель, каждый руководитель государства может себе представить, что означало совершить такой крутой разворот — порвать с прошлым, развернуться от тех, с кем еще недавно вместе совершал смертоносные набеги на соседей, к тем, кто был в том числе и целью твоей агрессии...

В наше непростое время мы сталкиваемся с теми же искушениями, с которыми столкнулся равноапостольный князь Владимир. Кто-то говорит об ошибке великого князя, о том, что не в ту географическую сторону обратил он свой взор, что надо было сделать иной выбор, и тогда, мол, наша жизнь была бы лучше. Наверное, то же самое говорили и древние киевляне: зачем он делает этот выбор? зачем возлагает на нас новые бремена? зачем требует от нас того, чего не требовала старая вера?.. Но ведь и сегодня для многих, как и для древних язычников, православная вера является бременем неудобоносимым (Лк. 11,

43

 

 

46). Некоторым кажется, что она связывает их личную свободу, что она требует невозможного, что она мешает жить в свое удовольствие, жить по голосу плоти.

Действительно, христианство в отличие от языческого образа жизни — будь то в глубокой древности или в нынешнее время — требует работы над собой, борьбы со своими страстями, постоянного воспитания духа и воли, восхождения горе. А идти вверх, как мы знаем, гораздо тяжелее, чем спускаться вниз. Это требование к каждому человеку и ко всему народу становиться лучше и лучше, духовно и нравственно укрепляться многие и сегодня воспринимают как бремена неудобоносимые, повторяя ропот язычников-киевлян.

Но победил князь Владимир, включив через таинство Крещения свой народ в великую традицию духовной и нравственной жизни, увенчанную и украшенную подвигом сонма святых и новомучеников. Несмотря на языческие соблазны мира сего, мы, продолжая дело равноапостольного князя Владимира, будем идти вперед, будем стремиться горе, потому что человек, не устремляющийся к небу, обречен на то, чтобы пресмыкаться на земле.

Став новым человеком, святой равноапостольный великий князь Владимир жизнь свою посвятил борьбе с язычеством. Казалось бы, борьба с язычеством перестала быть актуальной. Две тысячи лет существует Церковь Христова, две тысячи лет она призывает людей к высшему, Божественному, идеалу жизни, который был указан Самим Христом. Казалось бы, что может быть проще, чем следовать этому идеалу, воплощать его в жизнь и получать от Бога то, что Он

45

 

 

обещал каждому, кто любит Его и слышит Его слово. А Господь обещал жизнь, и жизнь... с избытком (Ин. 10,10) — полноту человеческого бытия, которая начинается здесь, в этой земной реальности, и переходит в вечность, в немеркнущее Божественное Царство. Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восьмьюдесятью годами человеческой жизни. И разве могут существовать иные, ложные, боги, разве могут быть идолы, разве может какая-либо сила заслонить эту перспективу вечной жизни?!

Но мы знаем, что идолы живы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно таким идолом была человеческая идея, соединенная с политической практикой, — то, что мы называем идеологией. Идол — это рукотворный бог, то есть он создается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные, ослепленные люди. Но идол может быть результатом и мыслительной деятельности человека, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни — загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Глубочайшее заблуждение заключается в мысли, что идолопоклонство осталось в прошлом и ныне уже нет никакой опасности. Но и сегодня люди лепят своими руками идолов — рукотворных богов, больших и маленьких: это новая пси-

46

 

 

хология бытия и философия жизни, которая неразрывно связана с богатством, успехом, властью, деньгами; эта новая философия обращается не к разуму, а к желудку и кошельку и именно с раскрепощением человеческих страстей связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком — это когда он ест по горло и то, что хочет; когда удовлетворяет все свои потребности без всякого ограничения; когда приобретает все, что хочет приобрести; когда берет власти столько, сколько хочет взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы людей, обществ, государств.

Почему мы считаем выбор князя Владимира правильным? Может быть, не надо было отрекаться от того веселого полупьяного, полуразгульного буйства, что соединялось с языческими культами? Может, нужно было просто продолжать всю эту традицию греха до сегодняшнего дня?

Даже далекий от веры и Церкви человек поймет, что случись так — и не было бы Святой Руси, начало которой было положено в Днепровской купели, не было бы всех нас — народа, который пронес через поколения не только веру в Триединого Бога, но и величайшую Божественную систему ценностей. Только с ними человеческая личность развивается и достигает возможной для себя высоты. Есть великое историческое доказательство правоты святого князя Владимира. Ведь сколько на протяжении веков на эти киевские холмы и на всю Святую Русь обрушивалось нашествий иноплеменников! сколько было междоусобной брани! сколько смертей! сколько попыток склонить народ наш к иным целям и ценностям! Но никому не удалось изменить цивилизационный выбор

47

 

 

Киевской Руси, ведомой святым равноапостольным князем!

За время, прошедшее с момента Крещения, на Руси имели место как славные, так и трагические события. Вера Христова усваивалась нашими предками и приносила обильные плоды, но происходило это в очень непростых условиях. Многие пытались отвратить наш народ от Православия. К этому стремились поработители, приходившие с Запада или Востока, этого хотели люди, желавшие построить на земле «идеальное» общество без Бога, вопреки Его вечному закону. Но народ, принявший христианскую веру, не один раз доказывал верность Спасителю. Смог он вернуться к Нему и после отступления, навязанного жестокими гонителями. Вопреки их «немощным дерзостям» сердца и души многих наших соотечественников освещены истиной Христовой. Хранить эту истину и созидать на ее основании личную и общественную жизнь — наш долг и духовная необходимость.

Чуть более четверти века прошло со времени начала возрождения Русской Церкви. За эти годы восстановлены и построены десятки тысяч храмов и сотни монастырей, возобновлена и поставлена на прочную основу церковная деятельность во многих областях. Являясь мощным духовным и нравственным фактором бытия наших народов, православная вера стала достоянием миллионов людей. Со смирением следует признать, что мировая история не знает столь грандиозного и стремительного религиозного возрождения, какое произошло на пространстве исторической Руси за последние годы. Это годы второго Крещения Руси, годы преображения жизни наших народов и нашей Церкви — той самой Русской Пра-

50

 

 

вославной Церкви, которая как мать оберегала и избранную князем Владимиром духовную ценностную доминанту бытия, и духовное единство всех тех, кто называл и называет себя последователями святого князя Владимира.

Многие люди среднего и старшего поколения помнят, как в трудных условиях тогда еще атеистического государства торжественно праздновалось тысячелетие Крещения Руси. Празднование не было слишком широким. Власти пытались ограничить его узким пространством прежней церковной жизни. Но ведь не получилось! Потребность у людей в восстановлении исторической справедливости, в возвращении к своим духовным истокам была столь сильна, что никакие внешние факторы не могли сломить этой внутренней энергии людей.

И празднование оказалось не формальным, но очень значимым. Для многих оно стало словно новой точкой отсчета в их собственной жизни. Они увидели Церковь, они обратились к своим корням. И после этого события десятки и сотни тысяч людей стали приходить в храмы для принятия крещения, имея к тому внутреннюю потребность. Мы возносим наше искреннее благодарение Богу, Который есть Господь истории, за милость, явленную нашим народам.

Однако многое еще предстоит совершить. В XXI веке обретение Христа — дело совсем не очевидное для тех, кто большую часть своей жизни прожил при атеизме, а тем более для молодых людей, находящихся ныне под огромным влиянием стереотипов «модной» жизни, мироощущения, которые внедряются в сознание людей и по сути своей являются языческими. Язычество

51

 

 

нашей эпохи с его культом стяжательства, потребления, гедонизма, безумных наслаждений притягивает к себе людские души с не меньшей силой, чем языческие пиршества на киевских холмах. Потому и сегодня обращение человека ко Христу не самоочевидно. Оно требует духовного поиска, духовной силы, мужества, способности идти против течения. Другими словами, от нас требуется то же, что требовалось от князя Владимира.

Современный мир сталкивается со многими бедами: преступностью, терроризмом, ростом количества самоубийств, абортами и распадом семей, алкоголизмом и наркоманией, разрушением окружающей среды и социальной несправедливостью, одиночеством и душевными страданиями многих людей. Преодолеть эти невзгоды возможно на пути возрождения веры в Бога, Который готов даровать прощение грехов и благодатную помощь для новой жизни и отдельным людям, и целым народам.

Для того чтобы утвердиться в вере, нам нужны примеры. Князь Владимир являет собой поразительный пример того, как человек, облеченный государственной властью, ответственный за народ, предпринимает решительные усилия, идет на большой риск и достигает целей, предопределивших дальнейшее развитие его народа и всех тех народов, которые наследовали идеал Святой Руси...

Святитель Иларион, восхваляя великого князя Киевского, говорит о том, что он «не одного человека обратил от заблуждения идольской лжи, не десятерых, не город, но всю землю эту». В Днепровской купели было положено начало духовному

53

 

 

единству наших народов. Потом последовали десять столетий нашей христианской истории.

Судьбы народов, духовно рожденных в крещальной купели, складывались по-разному. В прошлом эти народы составляли единое государство. В иные периоды некоторые из них находились под иноземным владычеством. Долгое время мы вместе жили в одной большой стране. Сегодня наследники Святой Руси самостоятельно продолжают свое историческое бытие в пределах собственных национальных образований.

Крещение для стран — наследниц исторической Руси стало тем животворным источником, который питает нас доныне и дает силы созидать жизнь на основе вечных ценностей, полученных нами от Бога и соединяющих нас духовными скрепами. Эти ценности и обусловленное ими миропонимание внешне отразились в культуре наших народов, включая изобразительное искусство, архитектуру, литературу, философию, образование, семейный и хозяйственный уклады, отношение к природе и многое другое, что формирует общность единого духовного пространства наследников Святой Руси. И даже тогда, когда люди сомневались, даже когда многие отрицали само бытие Божие, тема богоискательства, внутренней интеллектуальной и духовной борьбы была в центре и философской мысли, и художественной литературы, и народного духовного поиска.

Нельзя сказать, что жизнь нашего народа была более комфортной и благополучной, чем жизнь других народов, много горя и страданий претерпели люди за это время. Мы знаем, что огромные силы работали на то, чтобы разрушить духовную доминанту. Но не получилось!

54

 

 

Что же составляет сердцевину нашей духовной традиции? Что составляет непреходящее измерение всей нашей православной христианской цивилизации? То, что, несмотря на скорби, муки и потери, народ сохранил веру. И сегодня перед лицом агрессивного безбожия и возрождающегося язычества мы должны иметь твердую и непреклонную веру в Бога и на этой вере стремиться основывать и жизнь нашего общества, и нашу личную жизнь, памятуя о том, что справедливое устроение общественной жизни связано с личной праведностью каждого человека.

Как бы снисходительно и презрительно ни взирали на нашу веру сильные мира сего, как бы ни пытались они обливать ее грязью и выказывать презрение, мы со смирением и в простоте сердец будем хранить эту веру, помогавшую народу нашему, несмотря на страшные гонения и притеснения, и защищать Отечество, и детей воспитывать.

Верим, что Господь приклонит к нам милость, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, которые были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, поможет нам сохранить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, — пути, ведущему в Его Божественное и немеркнущее Царство.

Наша сила — в верности князю Владимиру, в верности той свободе, которую человек обретает во Христе, потому что только через эту свободу и возникает человеческая солидарность. Мы

55

 

 

помним, как нас учили «солидарности» на основе классовой вражды, ненависти к иным, как нас мобилизовывали на борьбу с другими, чтобы самим становиться свободными и счастливыми. Жизнь показала: нет человеческого счастья, построенного на крови; нет единства, построенного на разделении; нет свободы, которая порождается враждой и страхом.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы... не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1,10), — какие проникновенные слова апостола! Святой первоверховный апостол Павел умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови.

Эти слова актуальны для сегодняшней Украины, где общественно-политические противоречия и злая человеческая воля привели к братоубийственной вражде на Донбассе, которая приносит неизмеримые страдания в первую очередь мирным жителям. В жизни украинского народа происходят тяжелые события и перемены. Мы молимся, чтобы эти перемены были не во вред, а во благо, чтобы эти перемены не разрывали единого духовного тела и пространства Святой Руси. Вновь обращаю к сторонам этого конфликта свой призыв: братья, остановитесь, оставьте злобу и взаимные обиды, примиритесь!

От конфликтов страдают многие христианские памятники и святыни. Особое беспокойство вызывают участившиеся случаи разрушения

56

 

 

и насильственных захватов православных храмов представителями раскольнических групп в Украине. Здесь же подвергаются притеснениям и представители духовенства Русской Православной Церкви. Православная Церковь не имеет другого более действенного инструмента в противостоянии насилию, кроме евангельского слова, обращенного ко всем, кто несет ответственность за принятие решений, и ко всем, кто неравнодушен к чужой беде. Верим, что великий равноапостольный князь слышит наши усердные молитвы и предстоит Богу, дабы в сердцах его наследников постоянно отображались величие и красота идеала Святой Руси.

Я благодарю народ Украины за то, что православная вера, христианская вера присутствует в жизни украинского народа. Верю, что каждый, кто отдает свое сердце идеалу, который поработил сердце и сознание князя Владимира, будет стремиться к тому, чтобы все разделения и все преграды были преодолены и чтобы народ Украины вместе с другими народами Святой Руси мог едиными устами и единым сердцем прославлять имя Господа и Спасителя.

Мы молим Господа о сохранении православной веры, единства нашей Церкви, о том, чтобы Он приклонил милость к украинскому народу, даровал ему спокойствие, тишину, благополучие, умирил человеческие страсти, наполнил сердца людей любовью. Мы молимся о сохранении единства украинского народа, о преодолении разделений, которые так неразумно насаждались для получения некой сиюминутной политической выгоды. Единство народа — свято и неприкосновенно, это то, что лежит в самой основе, сердцевине жизни. И потому каждый, кто любит свою

58

 

 

страну, должен заботиться о преодолении разделений, об изменении духовного и нравственного климата, о снижении уровня противостояний.

Я призываю все стороны, вовлеченные в политические, экономические, социальные, историософские конфликты, снизить напряженность, для того чтобы народ мог обрести покой и в мире созидать свою свободу — ту свободу, которая наполнит сердца наши силой Божественной благодати, как наполнила некогда благодать Божия сердце равноапостольного князя Владимира. Дай Бог, чтобы именно так развивалась жизнь Украины и всего пространства Святой Руси, потому что все мы — наследники равноапостольного князя. И по милости Господней народы наши по сей день имеют единую веру и Церковь, общие святыни, бесчисленные образцы христианского подвига и совместную историю. Мы принадлежим к тому миру, который созидался духовным подвигом, кровью, мученичеством святых угодников Божиих, начиная с Киево-Печерских преподобных, что мощами своими освящают землю Русскую, и заканчивая исповедниками и новомучениками, жизни свои отдавшими за Христа.

Верим, что мы, живя в разных государствах, будем вспоминать о едином прошлом, сохранять духовное единство народа, у которого один и тот же Божественный идеал жизни — справедливость и праведность. Будем же хранить этот идеал, проповедуемый и оберегаемый Русской Православной Церковью, будем хранить и духовную силу Святой Руси, чтобы эта сила отображалась в наших повседневных делах, помогала нам устроять жизнь народов наших на путях Божественной правды и справедливости!

59

 

 

Да благословит Господь Украину миром, общественным согласием; даст силы преодолеть трудности политического, экономического, социального характера. Верим, что все эти трудности скоропреходящи: только бы веру нам сохранить! А опираясь на эти идеалы, мы справимся и с трудностями, которые предлежат каждому из нас на жизненном пути.

Наша сила всегда остается в Святой Руси, которая живет в наших сердцах и умах. И это вовсе не ностальгия по прошлому — это тот духовный «генетический код», который мы впитываем с молоком матери; та система духовных ценностей, которая объединяет наследников Святой Руси. И пока Святая Русь живет в наших сердцах — и народы, и государства наши будут развиваться по пути, который предвидел и предопределил князь Владимир. Это путь, соединяющий духовное и материальное, Божественное и человеческое, Небесное и земное. Дай Бог, чтобы наши народы никогда не сошли с этого пути, чтобы никогда не помрачилась их вера во Христа Спасителя, чтобы они всегда сохраняли силу быть согражданами святых и своими Богу!

Равноапостольный князь Владимир совершил такой резкий поворот в историческом развитии Руси, какой нельзя сравнить ни с какими другими реформами и преобразованиями, потому что он заложил духовную и культурную основу бытия многонациональной Руси. Святой князь Владимир определил систему ценностей, которые сегодня мы называем базисными, к ним не должны прикасаться руки политиков. Никому не дано поколебать фундаментальные основы народной жизни, где бы то ни было — в России, Украине, Беларуси,

61

 

 

Молдове, Приднестровье или в других странах, где большинство людей — православные. Мы живем благодаря этому фундаменту, мы сохраняем свою подлинность, идентичность. Этот общий фундамент и есть самое главное, что должно полагаться в основу нашего взаимодействия, потому что это — непреходящие духовные, нравственные ценности, опираясь на которые человек никогда не проигрывает, но только выигрывает, потому что становится сильным. И если на этом фундаменте возводить здание будущего, его не смоют никакие ливни и не уничтожат никакие землетрясения — это здание выдержит испытания временем!

Сегодня многие вновь предлагают нам строить жизнь без Бога. Свободу подчас трактуют как следование любым желаниям, в том числе внушенным человеку извне. Такое понимание свободы может расшириться до пределов, когда она начнет угрожать и естественному нравственному чувству, и долгу перед ближними, и, в конечном итоге, самой возможности говорить правду и поступать по совести. Нации, утратившие способность к самоограничению, служению Богу, Отечеству и ближнему, теряют духовную силу, становятся слабыми и уязвимыми, что влечет за собой угрозу исчезновения и печальную перспективу уступить свое место другим, духовно более сильным. Нам нужно ясно понимать это и не идти путем, ведущим к гибели, памятуя слова пророка: Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим (Иер. 6, 16).

В свете последних событий, происходящих на международной арене, празднование тысячеле-

62

 

 

тия преставления равноапостольного великого князя Владимира приобретает совершенно особое звучание и тональность, актуализируя важнейшие смыслы в истории наших стран, наследниц Древней Руси, побуждая вновь и вновь задуматься о своих духовных корнях и культурных истоках, осмыслить богатое наследие, оставленное святым князем Владимиром нам — его потомкам и духовным преемникам.

Принятие христианства приобщило наших предков к богатейшей сокровищнице христианской цивилизации Европы и Ближнего Востока. Подобно дикой маслине (Рим. 11, 17) мы некогда привились к большому древу народов и на протяжении веков жадно впитывали в себя живительную влагу веры Христовой, напитывали свой разум, сердце и душу соком спасительных евангельских истин. И со временем не в ветвь лишь только, но в могучее плодоносящее древо преобразился Русский мир — единое духовное пространство восточнославянских стран — наследниц исторической Руси. И к этому миру потянулись и увидели в нем опору и поддержку другие братские православные народы, сам факт исторического выживания которых был в значительной мере определен этой поддержкой, питаемой жертвенностью и бескорыстием Православной Руси. И сегодня наши братья с полыхающего военными конфликтами Ближневосточного региона, помня о прошлом, именно с Русским миром связывают свои надежды на мирное будущее.

Нынче справедливо говорится о необходимости создания многополярного мира, об образовании нескольких центров силы на международной арене. И действительно, любая, в том числе

63

 

 

и политическая, система устойчива, если она сбалансирована. Поэтому разумный баланс сил и интересов обеспечивает предпосылки к миру и стабильности. Однако с духовной и религиозной точки зрения полюсов всегда только два: добро и зло, истина и ложь, с Богом и без Него. Каждый человек определяет для себя, где он находится и что поддерживает. Ценностный выбор Руси, крестившейся при равноапостольном великом князе Владимире, был выбором Божественной правды. И, несмотря на то, что в реальной жизни эта правда омрачалась многими грехами, она оставалась идеалом, к которому стремились, национальной ценностной доминантой, выраженной словами «Святая Русь».

Огромным вызовом для нас, живущих в XXI веке, является эта ценностная доминанта. Сохраняем ли мы способность, несмотря на радикальные перемены, произошедшие во всех сферах человеческого бытия, актуализировать ее в потоке быстротекущей повседневной жизни? Можем ли мы утверждать, что полюс Божественной правды, добра и нравственной чистоты продолжает быть нашим мировоззренческим и ценностным выбором? Другими словами, готовы ли мы действительно продолжать дело святого равноапостольного князя Владимира?

На многосложном пути своего исторического развития наше общество не раз становилось и доныне становится перед мировоззренческой дилеммой: сохранить верность тем идеалам и ценностям, принесенным на земли восточных славян равноапостольным князем Владимиром, сберечь благословенное духовное единство наших народов, за которое так ратовал князь, или же поддаться соблазну свернуть с этого пути, сдать свой

65

 

 

духовный суверенитет силам иного полюса, отказаться от своей национальной и культурной идентичности, лишь бы сохранить возможность удовлетворять свои материальные потребности, лишь бы избежать неких санкций и ограничений.

Сегодня безрассудные люди пытаются расколоть нас, лишить мира и согласия, посеяв вражду и ненависть между братьями. Такие люди, исходя из сиюминутных настроений и эгоистичных устремлений, принимают опасные решения, имеющие долговременные и порой даже неизгладимые последствия. Люди же мудрые понимают, что их жизнь и добрые поступки могут стать частью Божия замысла о спасении мира. Вот почему они всегда помнят о вечном и простирают свой взор в историю, извлекая из нее уроки и ответы на важнейшие вопросы современности. Всем нам нужно искать эти ответы, преодолевая негативный информационный шум, создаваемый средствами массовой информации. И найти их мы можем также в примерах великих личностей, оказавших благотворное влияние на развитие наших народов и причисленных Церковью к лику святых. Одним из них является равноапостольный князь Владимир, положивший в основание жизни народов исторической Руси спасительную веру Христову.

И ныне совершается цивилизационный выбор. Дай Бог, чтобы он был во благо нашим народам, чтобы каждый, в том числе и те, кто облечен властью, и те, кто представляет деловые круги, сознавали свою особую ответственность за судьбу страны и народа. Дай Бог, чтобы, заглядывая в прошлое, мы извлекали правильные уроки для нашего настоящего и будущего.

66

 

 

Будем молиться святому равноапостольному князю Владимиру о даровании нам силы любить не только ближних — мужа, жену, брата, сестру, детей, коллег. Пусть он предстательствует пред Господом о даровании нам силы любить и врагов наших, осознавая, что не искаженное злобой лицо человека, проповедующего ту или иную человеческую истину, но кроткий лик вышедшего из купели крещения Киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси. И этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он предначертан словом Божиим, а не человеческим.

Совершая память святого равноапостольного великого князя Владимира, искренне, от всего сердца обратимся к нему с молитвой о сохранении в духовном единстве всего наследия его; о народах, которые являются преемниками народа, крестившегося в Днепровской купели; о Церкви нашей — хранительнице предания Святой Руси. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу сохранять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой посеял на Руси святой равноапостольный князь Владимир; беречь духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей. Я верю, что по молитвам святого равноапостольного князя Владимира никогда не исчезнет с земли его великое наследие — Святая Русь, которая есть единое духовное лоно, воспитывающее сегодня миллионы и миллионы людей, принявших Христа через равноапостольский подвиг Киевского князя Владимира.

Да поможет нам Милостивый Человеколюбец Господь непоколебимо стоять в Православии,

68

 

 

соблюдая себя, подобно Его апостолам, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви (2 Кор. 6, 6).

Я хотел бы от всего сердца пожелать всем народам исторической Святой Руси сохранять верность тому выбору, который дерзновенно и мужественно, еще будучи язычником, но прозревая величие и красоту христианского бытия, совершил равноапостольный и благоверный великий князь Владимир. Помолимся ему о приобщении новых и новых поколений людей к этому духовному выбору. Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной молитвами святого равноапостольного князя Владимира пребывают со Святой Русью до скончания века, чтобы сама Святая Русь оставалась непреодолимой и непобедимой, являя духовный стержень для миллионов и миллионов людей, ищущих Бога.

69


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.