Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 7. На слова из послания к Ефесеем. Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу

96

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ СЕДЬМОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, на слова из послания к Ефесеем: Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, и проч. Ефес. 3, 14].

1. Вчера довольно говорил я вам о единовластительстве Божием: довольно, говорю, разумея не то, чтобы слово мое было вполне совершенно, (ибо достигнуть сего вовсе невозможно существу смертному), но то, сколько я мог сказать по своей немощи. Тогда вместе показал я вам и все увертки безбожных еретиков, многоразличным образом заблуждающих. Теперь обнаруживши их срамоту и душевный яд, и упомянувши о всем их учении, (что я делал не для того, чтобы причинить им вред, но, чтобы принесть им большую пользу), снова выйдем противу их, и приимем спасительные уроки истинной веры, соединяя с достоянием единовластительства Божия достояния отечества, и веруя во единого Бога Отца. Ибо мы не во единого токмо Бога должны веровать, но вместе обязаны благочестно признавать, что Он есть и Отец Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

 

 

97

2. Посему-то мы возвышеннее судим, нежели Иудеи, которые в своем учении хотя и признают единого Бога Отца, (да и сие многократно отвергали, впадая в идолослужение), но не признают, что Он есть Отец и Господа нашего Иисуса Христа, умствуя противу своих Пророков, которые говорят в Божественном Писании: Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Псал. 2, 7). Но они и по сие время восстают и собираются на Господа и на Христа Его (2), думая, что можно угодить Отцу, и без почитания Сына; а не знают того, что никто не приходит ко Отцу, токмо (Иоан. 14, 6) чрез Сына, Который Сам говорит о Себе: Аз есмь дверь, и Аз есмь путь (Иоан. 10, 7. 14, 6). Как же может удостоиться прийти к Богу тот, кто уклоняется от пути, ведущего ко Отцу, и бежит от самых дверей? Они противоречат и тому, что написано в 88-м псалме: Той призовет мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и заступтик спасения: и аз первенца положу Его, высока паче царей земных (Псал. 88, 27. 28). Так как они упорно настоят, что слова сии сказаны к Давиду, или Соломону, или к другому кому-либо: то пусть объяснят нам, каким образом престол сего Царя, возвещаемого Пророками их, есть яко дние неба, яко солнце пред лицем Божиим, и яко луна совершенна в век (Псал. 88, 30. 37. 38). Как их не приводит в стыд, написанное:, из чрева прежде денницы родих Тя (Псал. 109, 3); также и сие: пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов (71, 5), что относить к кому-либо из людей вовсе безрассудно

3. Но пусть Иудеи по обыкновенному своему неверию заблуждают, когда хотят, касательно как сих слов, так и других подобных. Мы напротив

 

 

98

приемлем благочестное учение веры, когда покланяемся Единому Богу, Отцу Иисуса Христа. (Ибо Того, Кто всем дарствует силу рождать, лишать сей самой силы, есть дело нечестивое). Веруем во Единого Бога Отца, да таким образом вера во Христа, еще прежде нежели начнем излагать учение собственно о Христе, вселится в сердцах слышащих, нимало не быв отделяема от того, что сказано об Отце.

4. Ибо имя Отца при самом произнесении Его уже дает разуметь и о Сыне, точно так же, как изрекши имя Сына, тотчас представляет в уме своем и Отца. Ибо если Отец, то без сомнения Он есть Отец Сына; и если Сын, без сомнения Он есть Сын Отца. Почему, дабы из сих слов: во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, когда после присоединяем к ним: и во Единого Господа Иисуса Христа, не вывел кто нечистого заключения, будто Единородный в порядке занимает второе место после неба и земли, мы прежде, нежели наименовали небо и землю, наименовали Бога Отцем, чтобы таким образом помышляя об Отце, вместе помышляли и о Сыне. Ибо между Сыном и Отцем нет ничего, что бы разделяло Их.—

5. Итак, Бог, хотя есть Отец многих, но не в собственном смысле: а по естеству и по самой истине есть Отец единого токмо, Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, не во времени начавший быть Отцем, но от века Отец Единородного; ибо прежде не был Он без Сына, и не родил Его впоследствии, размыслив Сам с Собою. Сей Отец прежде всякого существа, прежде всякого знания, прежде времен и всех веков имеет достояние Отца; Отец посему более, нежели

 

 

99

по другим его совершенствам, долженствующий быть чтим; Отец соделавшийся таковым не по страсти, не от совокупления, не по неведению, Отец без истощания, без умаления, без изменения. Ибо всяк дар совершен, свыше есть, сходяй от Отца Светов, у. Негоже несть пременения, или преложения стен (Иак. 1, 17); Отец совершенный совершенного Сына родивший, и все предавший рожденному: вся Мне предана суть Отцем Моим (Матф. 11, 27), говорит Он. Посему Отца и чтит Единородный: Аз чту Отца Моею (Иоан. 8, 49), говорит Сын; и еще: Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви (15 10). А потому и мы говорим вместе с Апостолом: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи. Сею ради преклоняем колена ко Отцу Господа нашею Иисуса Христа, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется (2 Кор. 1, 3. Ефес. 3, 14. 15), и прославляем Его вместе с Единородным. Ибо всяк отметаяйся Отца, отметается и Сына; напротив, исповедали Сына и Отца имать; и мы сознаем, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (1 Иоан. 2, 22. 23).

6. Итак, мы покланяемся Отцу Христа, Творцу неба и земли, Богу Авраамову, Исаакову и Иаковлю, в честь Которого и прежде здесь прямо противу нас воздвигнут был храм. Не будем слушать еретиков, отделяющих Ветхий завет от Нового, но имем веру Иисусу Христу, Который говорит о храме: не веете ли, яко в тех, яже Отца Моею, достоит быти Ми (Луки 2, 49)? и в другом месте: возмите сия отсюду, и не творите дому Отца Моею дому купли (Иоан. 2, л 6). Каковыми словами Он ясно показывает, что храм, бывший прежде в Иеруса-

 

 

100

лиме, есть дом Отца Его. Если же бы кто по неверию захотел и более иметь доказательств на то, что Отец Христа есть и Творец мира, то пусть послушает слов Егоже Самого: не две ли птицы ценятся единым ассарием? и ни едина от них падет на земли, без воли Отца Моего, Иже на небесех (Матф. 10, 29). Также: воззрите на птицы небесные, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их (6, 26). И еще: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Иоан. 5, 17).

7. Впрочем, дабы кто-либо или по простоте, или по злонамеренности из сих слов Христа: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему (Иоан. 20, 17), не заключил, что Он равночестен людям праведным, поставляю нужным сделать предварительно следующее ограничение, что, хотя наименование Отца и одно, но значение Его различно. И Христос, зная сие, с предосторожностью сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему: не сказал: ко Отцу нашему, но отдельно, сказал сперва о Себе: ко Отцу Моему, Который есть Отец Его по естеству, а потом присовокупил: и ко Отцу вашему, каковым Он есть для них по усыновлению их Себе. Хотя мы получили полное право ^взывать в наших молитвах: Отче наш, Иже еси на небесех (Матф. 6, 9), но это есть дар человеколюбия Божия. Ибо мы называем Его Отцем не потому, чтобы естественным образом родились от Отца небесного, но удостоены неизреченным человеколюбием говорить так потому, что отеческою благодатью из рабства преведены в состояние усыновления чрез Сына и Св. Духа.—

8. Если же кто хочет знать, почему мы Бога называем Отцем; тот пусть послушает доброго наставника Моисея, который говорит: не сам ли

 

 

101

сей Отец стяжа тл, и сотвори тя, и созда тя (Второз. 32, 6)? также Исаии Пророка:. и ныне, Господи, Отец наш еси Ты, мы же брение, дела руку Твоею вси (Исаии 64, 8). Поистине, благодать, возвещенная Пророками, ясно открыла, что мы называем Его Отцем не по естеству, но по благодати Божественной и усыновлению.—

9. А дабы ты еще лучше узнал, что не везде в Божественном Писании называется Отцем Отец токмо естественный: то выслушай слова Павла: аще и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием Аз вы родих (1 Кор. 4, 15). Конечно, Павел был отцом Коринфян не по рождению плотскому, но потому, что научил и духовно родил их. Выслушай также и слова Иова: аз бых отец немощным (Иова 29, 16). Здесь он назвал себя отцом не потому, чтобы родил бедных, но потому, что имел об них попечение. И сам Единородный Сын Божий, быв пригвожден плотью к древу крестному, когда увидел Марию, Мать Свою по плоти, и Иоанна возлюбленного ученика, сказал Ему: се Мати твоя, а Марии; се Сын Твой (Иоан. 19, 27. 26), желая научить их должной любви. И то, что у Луки: и бе Отец и Мати Его чудящася (Луки 2, 33), Он изъясняет не в собственном смысле. Еретики, хватаясь за сии слова, говорят, что Он рожден от мужа и жены. Но как Мария названа Материю Иоанна по любви к нему, а не потому, будто его родила: равно и Иосиф назван Отцом Христа не потому, будто он Его родил [ибо по.свидетельству Евангелия, он не знаяше ее, дондеже роди сына своего первенца (Матф. 1, 25)], но за попечение о воспитании Его.—

 

 

102

10. Сие мимоходом сказано вам, как будто для напоминания. Присовокупим теперь и другое свидетельство в доказательство того, что Бог называется Отцем людей не в собственном смысле. У Исаии читаются сии слова, обращенные к Богу: Ты бо еси Отец наш, понеже Авраам не уведе нас, и Сарра не породи нас (Исаии 63, иб). Нужно ли еще более исследовать о сем? И Псалмопевец говорит: да смятутся от лица Его, Отца сирых и судии вдовиц (Псал. 67, 6). Не для всякого ли очевидно, что Бог называемый здесь Отцем сирот, которые недавно лишились собственных своих отцов, называется таковым не потому, чтобы они родились от Него, но потому, что печется о них и хранит их? Итак, Бог есть Отец людей, как уже сказано, не в собственном смысле; по естеству же, а не по усыновлению, есть Отец Единого токмо Христа: притом Отцем людей Он соделался во времени, а Отец Христа есть прежде времен, как Сам Он говорит: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть. (Иоан. 17, з).

11. Итак, мы веруем во Единого Отца Бога неисследимого и неизглаголанного, Которого никтоже виде из человеков: Единородный только Сын исповеда (Иоан. 1, 18). Ибо Сый от Боги, Сей виде Отца, Которого лице Ангели выну зрят на небесех (6, 46); притом зрят оное каждый соразмерно своему чину, а в полном свете зреть Отца собственно предоставлено Сыну со Св. Духом,—

12. Доведши доселе мое слово и, упомянув кратко о всех тех местах, в которых Бог возвещается Отцем человеков, я крайне изумляюсь, представляя себе неблагодарность людей. Бог, по неизреченному

 

 

103

человеколюбию, благоволил назваться Отцем человеков; небесный Отцем земных; Творец веков Отцем сущих во времени; содержащий всю землю дланию Отцем таких, которые на земли подобны саранче: а человек, оставив пренебесного Отца, сказал дереву: отец мой еси ты, и камени: ты мл родил еси (Иерем. 2, 27). Посему то, как я думаю, и сказано во Псалме к роду человеческому; и забуди люди твоя, и дом отца твоею (Псал. 44, 1), которого избрал ты отцом, которого принял ты к своей погибели.—

13. Да не только древа и камни, но некоторые избрали себе отцом и самого сатану, душегубца. Господь, обличая таковых, сказал: вы творите дела отца вашего диавола (Иоан. 8, 41), который есть отец человеков не по естеству, но потому, что обольщает их. Ибо как Павел назывался отцом Коринфян за преподание им благочестного учения: так точно и диавол называется отцом произвольно соединяющихся с ним. Не будем соглашаться с теми, которые худо понимают сии слова: сею ради явлена суть чада Божия, и чада диаволя (1 Иоан. 3, 10); как будто есть некоторые между людьми, спасающиеся или погибающие, по естеству. В святое сие усыновление мы вступаем не по необходимости, но по доброму изволению. И предатель Иуда не по естеству сделался сыном диавола и сыном погибели. Ибо иначе прежде никоим бы образом он не дог изгонять бесов во имя Христа; сатана сатаны не изгоняет. Равно и Павел из гонителя не сделался бы проповедником Евангелия. Приобретение усыновления зависит от воли каждого, как говорит Иоанн: елицы же прияша Его, даде им облает чадом Божиим быти, верующим во имя Его (Иоан. 1, 12). Ибо не прежде

 

 

104

веры, но чрез веру произвольно удостоились мы соделаться чадами Божиими.—

14. Итак, зная сие, будем вести жизнь духовную, дабы удостоиться усыновления Богу. Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Римл. 8, 14). Нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если «е сопутствуют оному дела христианские: в противном случае чтобы и к нам не были отнесены сии слова: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Иоан. 8, 39). Ибо аще Отца называем нелицемерно судяща комуждо по делу, со страхом жития нашею время да жительствуем, не любя мира, ни, яже в мире: аще бо кто любит мир, несть любве Отчи в нем (1 Петр. 1, 17. 1 Иоан. 2, 15). Итак, возлюбленные дети, да приносим славу небесному Отцу делами нашими, яко да видят наша добрая дела; и прославят Отца нашего, Иже на небесех (Матф. 5, 16); всю печаль нашу возвергше нань (1 Петр. 5, 7). Весть бо Отец наш, ихже требуем (Матф. 6, 8).

15. А чтя Отца пренебесного, да чтим и отцов наших по плоти: поелику в законе и пророках ясно Сам Господь заповедал: чти отца твоею и матер твою, да благо ти будет, и доголетен будеши на земли (Исх. 20, 12). Да внимают сей заповеди особенно те из находящихся здесь, которые имеют отцов и матерей: чада, послушайте своих родителей во всем: сие бо есть угодно Господу (Ефес. 6, 1). Господь не сказал просто: иже любит отца, или матерь, несть Мене достоин (Матф. 10, 37), дабы ты по неразумию своему сказанного правильно, не понял в превратном смысле, но присовокупил: паче Мене. Тогда должно следовать оной заповеди, когда земные отцы мудрствуют противное Отцу Небесному:

 

 

105

а когда они нимало не препятствуют нам в деле благочестия, мы же напротив увлекаясь развратом и забывая благодеяния их, оказанные нам, презираем их: то в сем случае падает на нас оное изречение: иже злословит отца или матер, смертию да умрет (Матф. 15, 4).

16. Превосходное и первое дело благочестия христианского есть почитать родителей, вознаграждать труды, понесенные ими при воспитании нашем, и всеми силами стараться о доставлении им успокоения. Ибо хотя бы мы и весьма многое им возвратили, все, впрочем, никак не возможем сами опять их родить. Будем с ними поступать так, дабы они, быв упокоены нами, утверждали нас своими благословениями, каковые благоразумно восхитил запинатель Иаков, и дабы Отец Небесный, приняв сие благое расположение нашей воли, удостоил нас вместе с праведными просветиться, яко солнце в царствии Отца нашею (Матф. 13, 43). Да будет Ему слава с Единородным и Спасителем Иисусом Христом, и со Святым и животворящим Духом ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.