Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 15. На слова: И грядущего судить живых и мертвых

224

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления на слова: И грядущего судить живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Зрях дондеже престола поставишася, и Ветхий деньми седе и проч. (Дан. 7, 9). Видах во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын Человек идый и проч. (13)].

1. Мы проповедуем пришествие Христово ре одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое терпение, а во второе явится в венце Бога Даря. У Господа нашего Иисуса Христа большею частью все двоякое. Двояко рождение, одно от Бога предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие, одно тихое, как дождь на руно; другое будущее, славное. В первое пришествие Он лежал в яслех обвитый пеленами; во второе оденется светом яко ризою (Псал. 103, 2). В первое претерт Крест, о срамоте нерадив (Евр. 12, 2); во второе придет в сопровождении воинства Ангельского, во славе. Посему мы не останавливаем мысли нашей на первом только пришествии, но ожидаем и второго. При первом говорили: Благословен грядый во имя Господне (Матф. 21, 9); и во второе скажем опять то же, так что вместе с Ангелами

 

 

225

сретив Владыку и поклонившись Ему, скажем: Благословен грядый во имя Господне (Марка 11, 9). Приидет Спаситель не для того, чтобы опять судиму быть, но приидет судить судивших Его. Тот, Который прежде, будучи судим, молчал, припомнит законопреступным, явившим при Кресте дерзость свою, и скажет: сия сотворил еси, и умолчах. (Псал. 49, 21). Как Домостроитель, пришел Он тогда, увещаниями наставляя людей, а ныне по необходимости, хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его Владычеству.

2. О сих двух пришествиях говорит Пророк Малахия: и внезапу приидет в церковь свою Господь, Нюже вы ищете (Малахии 3, и. 2. 3). Вот первое пришествие. Далее говорит и о втором пришествии: и Ангел завета, егоже вы хощете): се грядет, глаголет Господь Вседержитель, и кто стерпит день пришествия Ею? Или кто постоит в видении Ею? Зане той входит яко от горнила, и яко мыло перущих; и сядет разваряя и очищая и проч. И вскоре потом говорит сам Спаситель: и прииду к вам с судом, и буду Свидетель скор на чародеи, и на прелюбодейцы, и на кленущияся именем Моим во лжу и проч. (Мал. 3, 5). Посему предостерегая нас, Павел говорит: аще ли кто назидает на основании сем, злато, среброкамение честное, дрова, сено, тростие (1 Кор. 3, 12): коюждо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается (13). И сии два пришествия Павел в Послании к Титу изображает сими словами: явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в ны-

*) У Свят. Кирилла: ζητεῖτε—ищете.

 

 

226

нешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тита 2, 11 —13). Видишь, он говорит и о первом пришествии, за которое благодарит; и о втором, которого ожидаем. Посему и Символ-веры, нами ныне проповедуемый, так велит веровать: и вошедшего на небеса, и седяща одесную Отца, и паки грядущего со славою судити живых и мертвых, Егоже царствию не будет конца.

3. Итак, приидет с небес Господь наш Иисус Христос, приидет со славою при скончании мира сего в последний день. Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир сей паки обновится. Поелику разврат, татьба и любодеяния, и всякий род грехов, разлияся по земли, и кровь с кровьми (Осии 4, 2) смесилась в мире; то чтобы сие чудное обиталище тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир сей, дабы снова явиться лучшим. И хочешь ли иметь доказательство тому из слов Писания? Выслушай что говорит Исаия: и свиется небо аки свиток, и вся звезды спадут, яко лисшвие с лозы, и якоже спадает листвие смоковницы (Исаии 34, 4). И Евангелие говорит: солнце померкнет, и луна не даст света своею, и звезды спадут с небесе (Матф. 24, 29). Не будем печалиться, как бы мы одни только должны умереть; и звезды престанут существовать, а может быть и опять явятся. Свиет Господь небеса не для того, чтобы истребить оные, но, чтобы опять явить их в лучшем виде. Выслушай слова Пророка Давида: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса (Псал. 101, 26). Та погибнут, Ты же пребывавши (27). Но скажет кто либо, почему же он говорит ясно: погибнут? Сие видно из последующего: и вся

 

 

227

яко риза, обеттают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ибо как о человеке говорится, что он погибает, как то сказано: видите, како праведные погибе, и никтоже не приемлет сердцем (Исаии 57, 1); между тем, как он ожидает Воскресения, так равно ожидаем некоторого Воскресения и небу. Солнце преломится во тьму, и луна в кров (Деян. 2, 20). Да вразумятся сим обратившиеся из Манихеев, и не боготворят более светил; и сие, имеющее помрачиться солнце, за Христа нечестиво да не почитают. Выслушай также слова Господа: небо и земля прейдут; словеса же Моя не прейдут (Марка 13, 31). Ибо творения не имеют такой цены, как слова Владыки.

4. Итак, прейдет видимое, и придет ожидаемое лучше оного. Но о времени том никто не любопытствуй. Ибо несть ваше разумении времена и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1, 7). И не дерзай назначать времени, когда. сие случится; впрочем и не засыпай от беспечности; Бдите, говорит Христос, яко в онже нас не мните, Сын Человеческий приидет (Матф. 24, 42). Так как надлежало нам знать признаки скончания мира, и так как мы Христа ожидаем, чтобы не умереть в заблуждении, и не впасть в обольщение лжеца антихриста, то подвигнутые Божественною волею Апостолы, для назидания нашего, приступают к истинному Учителю и говорят: рцы нам, когда сия будут? и что есть знамение Твоею пришествия и кончина века (Матф. 24, 3). Мы надеемся, что Ты опять придешь; но сатана преобразуется во ангела светла (2 Кор. 11, 14); для сего предохрани нас, чтобы не поклониться нам вместо Тебя иному. Он, отверзши Божественные и Святые уста Свои, говорит: блюдите, да никтоже вас пре-

 

 

228

льстит (Матф. 24, 4). И вы, слушатели, как бы созерцая Его теперь очами ума своего, слушайте Его, и к вам то же самое говорящего: блюдите, да никтоже вас прельстит. Слова сии убеждают всех- вас внимать тому, что говорится. Ибо это не история оделах прошедших, но пророчество о будущем и непременно случиться имеющем. Мы не пророчествуем, ибо мы недостойны, но признаки, находящиеся в Писании, открываем и объясняем. Примечай же ты, что случилось уже и что должно случиться, и предостерегай сам себя.

5. Блюдите, да никтоже вас прельстит. Мнози ба приидут во имя Мое, глаюлюще: аз есмь Христос, и многи прельстят (Матф. 24, 5). Сие отчасти случилось; ибо говорили уже сие Симон волхв, и Менандр, и некоторые другие нечестивые ересеначальники. И будут говорить и еще в наше время и после нас.

6. Другой признак: услышати же имате брани и слышания бранем (Матф. 24, 6). Идет ли ныне у Персов с Римлянами о Месопотамии война, или нет? востанет ли язык на язык, и царство на царство, (или нет? И будут глади и пагубы и трусы по местом (7). Это уже было. И в другом месте: страхования и знамения велия с небесе будут (Луки 21, 1). Бдите убо, говорит Христос, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Матф. 24, 42).

7. Но мы ищем своего признака касательно пришествия; принадлежа к Церкви, церковного ищем признака. Спаситель говорит: и тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга (Матф. 24, 10). Ежели услышишь, что Епископы даже до кровопролития идут против Епископов, причетники против причетников, и миряне против мирян, то не смущайся: ибо о сем предска-

 

 

229

зано в Писании; не на то смотри, что происходит ныне, но на то, что написано. И хотя бы я, научающий тебя, погиб, ты не погибнешь вместе со мною; можно и слушателю быть лучше Учителя, и быть первым пришедшему после; поелику принимает Владыка приходящих и в одиннадцатый час. Когда в Апостолах открылось предательство, то чему дивиться, если в Епископах откроется братоненавидение? Но знамение касается не правителей только Церкви, но и мирян. Ибо говорит Христос: и за умножение беззакония иссякнет любы многих. Похвалится ли кто из предстоящих тем, что он имеет к ближнему нелицемерную любовь? Не большею ли частью лобзают устами, являют веселый вид и радостный взор, а в сердце строят ковы, замышляют зло, говоря слова мира (Псал. 27, 3)?

8. И вот еще знамение: и проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком; и тогда приидет кончина (Матф. 24, 14). Почти весь уже мир, как мы видим, исполнен учением о Христе.

9. Что же будет после сего, говорится далее: егда убо узрите мерзость запустения, ременную Даниилом Пророком, стоящу на месте Святе: иже чтет, да разумеет (Там же 15). И еще: тогда аще кто ренет вам: се зде Христос, или онде, не имите веры (Там же 23). Братоненавидение дает уже место антихристу. Ибо диавол наперед производит раздоры в народе, дабы, когда придет антихрист, удобнее приняли, его. Не дай Боже, чтобы кто-либо из служителей Христовых, здесь или в другом каком месте находящихся, присоединился ко врагу сему. (Касательно его, Апостол Павел в Послании своем представил ясное знамение в сих словах:

 

 

230

яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого бога, или чтилища, якоже ему сети в Церкви Божией, показующу себе яко бог есть. Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам? И ныне удержавающее веете, во еже явишися ему в свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныть, дондеже от среды будет. И тогда явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего. Егоже есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды, в погибающих (2 Солун. 2, 3 - 10). Вот что говорит Павел. Отступление и ныне есть. Ибо люди отступили от истинной веры; и некоторые проповедуют Сыно-Отечество, а другие дерзают говорить, что Христос из. небытия в бытие преведен. Прежде были явные еретики, а ныне Церковь наполнена скрытными еретиками. Отступили люди от истины, чешемы слухом (2 Тим. 4, 3). Слово лестное для самолюбия, и все слушают с. удовольствием. Слово о обращении, и все отвращаются. Большая часть отступила от правильных понятий, и удобнее избирают злое, нежели соглашаются на доброе. Вот то отступление, после которого надобно ожидать врага. И уже начал он отчасти посылать своих предшественников, чтобы приготовлен был ему путь для ловли. Посему береги самого себя, человек, и укрепляй душу твою. Церковь свидетельствует ныне тебе пред Богом живым, предостерегает от антихриста прежде, нежели он явится. Случится ли. это при жизни твоей, мы не знаем; случится ли после тебя, не знаем. Впрочем, хорошо будет, если ты, зная сие, предостережешься.

 

 

231

10. Истинный Христос, Единородный Сын Божий, не от земли уже приидет. Если кто с ложными видениями явится в пустыне, ты не выходи. Если скажут: се зде Христос, или онде (Марка 13, 21), ты не верь. Вниз и на землю не смотри уже: ибо Владыка сойдет с небес, не один, как прежде, но в сопровождении многих мириад Ангелов; не тайно, как дождь на руно, а открыто осветит, как молния. Ибо сам Он сказал: якоже молния, исходит от восток, и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческого (Матф. 24, 27). Также: и узрят Сына Человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою; и послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим и проч. (3031).

11. Впрочем, как прежде до Его вочеловечения, когда ожидали, что Бог родится от Девы, диавол злонамеренно исказил истину сию посредством баснословного у идолопоклонников учения, что ложные боги рождают и рождаются от жен, дабы когда принят будет, как думал он, обман, не поверили и истине: так и пред вторым пришествием- истинного Христа, противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитит себе власть над Римским- царством, ложно назовет, себя Христом, и наименованием Христа будет обольщать Иудеев, ожидающих Мессии, а язычников обманывать мнимыми волхвованиями.

12. А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства, и приближится скончание мира. Восстанут десять вместе Римских царей и, в различных, может быть, местах, но в

 

 

232

одно и то же время царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет антихрист, и восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебного искусства. Трех из них, которые воцарятся прежде его, он низвергнет, семь остальных имея в своей власти. Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслие и человеколюбие; и обольстивши Иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми дедами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него неправедных и нечестивых, человеков; против всех, и особенно против нас. Христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердые и в различных видах открывающиеся. В продолжение трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того потреблен будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив антихриста Духом уст Своих (2 Сол. 2, 8), предаст его огню геенскому.

13. Сему научаем мы не от своего вымысла, но узнавши из Божественного в церкви читаемого писания, и особенно из недавно чтенного Пророчества Даниилова; как то Гавриил Архангел изъяснил оное, так говоря: вверь четвертый, царство четвертое будет на земли, еже превзыдет вся царства (Дан. 7, 23). Церковные толковники полагают, что сие царство есть Римское. Первое знаменитое царство Ассирийское, второе Мидийское вместе с Персидским, после них третье Македонское; а четвертое царство—ныне стоящее Римское. Далее, по порядку изъясняя, Гавриил говорит: десять рогов его, десять царей востанут, и по

 

 

233

них востанет другий, и же превзыдет злобами всех прежних, превзыдет (24), говорит он, не только десять, но и всех, прежде его бывших. И три цари смирит, которые, очевидно, из числа десяти оных. Трех из сих десяти свергнувши, без сомнения сам восьмой воцарится. И словеса, говорит далее, на Вышнего возглаюлет (Дан. 7, 25) человек богохульник, и законопреступник, который получит царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования.

14. Кто же это такой, и какою будет действовать силою, изъясни нам, Павел! Еюже говорит он, пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных (2 Сол. 2, 9). Сим означает, что сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою. Ибо зная, что не будет уже ему прощения на суде, откроет явную брань не чрез служителей своих, как обыкновенно, но сам собою, во всех знамениих и чудесех ложных. Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих, тогда как не было исцеления.

15. И еще говорит Павел: противник и превозносяйся паче всякого глаголемого бога, или чтилища (2 Солун. 2, 4). Паче всякого бога: то есть, идолов будет ненавидеть антихрист, якоже ему сети в церкви Божией. В какой же церкви? В разрушенном храме Иудейском, а не в том, в котором мы теперь находимся. Почему сие мы говорим? Да не подумает о нас кто либо, что мы льстим себе. Если он придет к Иудеям под именем Христа, и захочет,

 

 

234

чтобы Иудеи поклонялись ему; то, дабы больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придет антихрист тогда, когда в храме Иудейском не останется камень на камне, по изречению Спасителя; когда или сам падет он от ветхости, или разрушен будет с тою целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут все камни. Не говорю я о внешней окружности храма, но о храме внутреннем, в котором были Херувимы. Тогда придет антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными; вооружится против всех идолов, сперва лицемерно являть будет человеколюбие, а после окажет жестокости, и особенно против Святых Божиих. Ибо говорит Даниил: зрях, и рог той творяше брань со Святыми (Дан. 7, 21). И еще в другом месте: будет время скорби, скорбь Якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене оного (Дан. 12, 1). Страшен зверь, велик дракон, непобедим людьми, готовый поглощать; много надобно будет говорить нам о нем из Божественного Писания; теперь, по краткости времени, довольно и сего.

16. Посему, зная великую силу противника, и дая совет благочестивым, говорит Господь: тогда сущий во Иудеи да бежать на юры (Матф. 24, 16). Если же кто чувствует в себе силы великие, так что может противиться сатане, тот пусть противостанет ему (ибо не отчаяваюсь я в силах Церкви) и пусть скажет: кто ны разлучит от любве Христовы? и проч. (Римл. 8, 35). Если мы слабы, то будем хранить себя; если же надеемся на себя, то противостанем. Будет, бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имат быти (Матф. 24, 21).

 

 

235

Но благодарение Богу, Который уменьшит величину скорби краткостью времени. Ибо Он говорит: избранных же ради прекратятся дние оны (Матф. 24, 22). Царствовать будет антихрист только три года с половиною. Мы говорим сие, заимствуя не из книг, коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила. Он говорит: и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полу времене (Дан. 7, 25). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится; под временами—следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте то же говорит Даниил: и клятся живущим во веки, яко время и во времена и в пол времене (Дан, 12, 7). Некоторые в том же смысле принимают и следующие слова: дни тысяща двести девятьдесят (и 1); и сии: блажен терпяй и достигнувши до дней тысящи трех сот тридесяти пяти (12). Посему надобно скрываться и убегать. Ибо, может быть, не успеем скончати грады. Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий (Матф. 10, 23).

17. Кто же тот блаженный человек, который из благочестия будет мучиться тогда за Христа? Ибо тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе, с самим сатаною будут вести войну; и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мертвых, не являли призраков знамений и чудес; а здесь будет действовать и страх и обольщение, якоже прельстити, аще возможно, и, избранные (Матф. 24, 24). Да не придет тогда на сердце чье-либо мысль: более ли сотворил Христос? Какою

 

 

236

же силою действует он? Если бы Бог не хотел сего, то бы и не попустил ему. Апостол предостерегает тебя от сего, и говорит: и сею ради послет им Бог действо льсти (2 Сол. 12, 1). Послет, значит то же, что и попустит быть, не для того, чтобы сим они оправдались, но дабы осуждены были. Почему? Не веровавший бяху истине (12),—то есть, истинному Христу; но благоволивший в неправде, то есть, в антихристе. Попустит же быть Сему Бог во время гонения не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтобы за терпение, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников, подобно Пророкам Его и Апостолам, дабы они за кратковременные страдания наследовали вечное царство небесное, как говорит Даниил: и в то время спасутся людие Твои вси, обретшийся вписани в книзе (Дан. 12, 1); явно, что в книге жизни: и мнози от спящих в земней персти востанут, сии в жизнь вечную, а опии во укоризну и в стыдение вечное (2). И смыслящии просветятся, аки светлость тверди, и от праведных многих аки звезды во веки, и еще (Дан. 12, з).

18. Посему укрепляй себя, человек! Известны тебе признаки пришествия антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовью. Если имеешь сына по плоти, и его вразуми. И если породил кого посредством наставления в истинах веры, и его предостереги, дабы не принять ему лжи вместо истины. Тайна бо уже деется беззакония (2 Сол. 2, 7). Устрашают меня брани народные, устрашают раздоры церковные; устрашает ненависть брата к брату. Пусть будет так только сказано; не дай Боже, чтобы это случилось при нас. Однако же должны мы быть осторожными. И сего довольно об антихристе.

 

 

237

19. Будем мы ожидать и надеяться, что Господь придет с небес на облаках. Трубы Ангельские возгласят тогда, мертвии о Христе первые воскреснут (1 Солун. 4, 16); благочестивые, находящиеся в живых восхищены будут на облаках, в награду за труды свои получат честь, превышающую человека; поелику и подвиги их превышали человека, как Апостол Павел в послании своем говорит: яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы, живущий оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (и Солун. 4, 16. 17).

20. Сие пришествие Господне и скончание мира предвидел Екклезиаст, который говорит: веселися, юноше, в юности твоей и проч. и остави ярость от сердца твоею, и отрини лукавство от плоти твоея. (Еккл. 11, 9. 10). И помяни сотворшаго тя, дондеже не приидут дние злобы: дондеже не померкнет солнце и свет, и луна, и звезды, и помрачатся зрящий в скважнях (Еккл. 12, 1-3): (силу зрения означая сими словами): дондеже не превратится уже сребряное (6), (разумея под сим расположение звезд, ибо они представляются сребровидными), и сокрушится анфем златый, (означая тем златовидное солнце, ибо анфем есть известное растение, имеющее многие со всех сторон отпрыски с листьями, подобные лучам), и восстанут на глас птицы (4), (воробья), и от высоты узрят, и ужас на пути (5). Что узрят? Тогда узрят Сына Человеческого грядуща на облацех небесных, и восплачутся все племена (Матф. 24, 30. Зах. 12, 12). Что же будет по пришествии Господа? Процветет амигдал, и отолстеют прузи, и разрушится

 

 

238

каппарис (Еккл. 12, 5). Расцветающий амигдал показывает, как говорят толковники, что прошла зима. Тела наши, по прошествии зимы, будут цвести тогда цветом небесным. И отолстеют прузи, то есть, окриленная душа облечется телом. И разрушится каппарис, — рассыплются законопреступники, подобные тернию.

21. Видишь, как все предсказывают пришествие. Господне; видишь, как они знают глас воробья. Какой это глас, посмотрим: яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе (и Сол. 4, 16). Архангел возгласит и скажет всем: вставайте во сретение Господне. Страшно пришествие Владыки! Давид говорит: Бог Яве приидет, Бог наш, и не премолчит: от пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна, и проч. (Псал. 49,3). Приидет к Отцу, как говорит ныне чтенное Писание, Сын Человеческий на облаках, между тем как течь будет река огненная, в которой должны быть испытаны люди. Если у кого златые дела, тот будет светлее; у кого же дела нетверды, как тростник, тот будет гореть в огне. А Отец воссядет, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его, аки волна чиста (Дан. 7, 9). Человекообразно представлено сие. Почему? Потому что Он есть Царь людей, неоскверненных грехами. Ибо Он говорит: Я убелю грехи ваши, как снег, и как волну (Исаии 1, 18). Чрез что означается отпущение грехов, или даже и безгрешное состояние. Придет Господь с небес на облаках, так как на облаках и вознесся Он. Ибо Сам Он сказал: и узрят Сына Человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Матф. 24, 30).

22. Но какой бы признак Его пришествия был такой, чтобы противная сила не дерзнула Ему упо-

 

 

239

добиться? И тогда явится, говорит Христос, знамение Сына Человеческого на небеса (Матф, 24, 30). А истинное, собственное Христу, знамение есть Крест. Световидное знамение Креста предшествует Царю, Который прежде был распят, дабы увидевши оное Иудеи, пронзившие Его прежде и умыслившие зло против Него, восплакали все из всех колен, говоря: это Тот, Которого заушали; это Тот, Коего лице заплевали; это Тот, Которого связали узами; это Тот, Которого, распявши, уничижали прежде. Куда, скажут они, убежим мы от гнева Твоего? Будучи окружены Ангельскими воинствами, никуда не возмогут убежать они. Знамение Креста—страх врагам Иисуса, а радость друзьям Его, верующим в Него, или проповедывавшим Его, или пострадавшим за Него. Кто же будет тогда столь блажен, чтобы явиться другом Христовым? Не презрит рабов Своих столь великий, славный Царь, сопровождаемый Ангелами, с Отцем седящий на престоле. Ибо чтобы не смешались избранные со врагами Его, послет Ангелы Своя с трубою великою, и соберут избранные Его от четырех ветр (Матф. 24, 31). (Одного Лота не презрел Он; как же презрит многих праведников?) Приидите блаюсловеннии Отца Моею (Матф. 25, 34), скажет Он им, несомым тогда на колесницах облачных, собранным Ангелами.

23. Но скажет кто-либо из предстоящих: я беден, или, может быть, тогда и больным лежать буду на постеле; или презренная женщина будет ли взята от жерновов? Не будем ли мы пренебрежены? Ободрись человек! Судия нелицеприятен: не по славе судити имать, ниже по глаголанию обличит (Исаии 11, 3): не будет предпочитать Он ученых невеждам, ни богатых бедным. Хотя бы ты был

 

 

240

на поле, возьмут тебя Ангелы. Не подумай, что Он владетелей земли возьмет, а тебя, земледельца, оставит. Хотя ты раб, хотя беден, нимало не страшись: зрак раба (Филипп. 2, 7) приявший не презрит рабов; не страшись, хотя бы ты в болезни лежал на постеле; сказано в Писании: тогда два будета на одре едином; един поемлется, а другий оставляется (Луки 17, 34). Хотя бы по нужде продан ты был в работу к жерновам, мужчина ты или женщина; хотя бы, имея детей, непрестанно работал у жерновов, не пренебрежет тебя изводяй окованные мужеством (Псал. 67, 7). Изведший Иосифа из работы и темницы на царство, и тебя избавит от скорби, и введет в царство небесное. Имей только надежду, трудись только, подвизайся только усердно. Ничто не погибнет. Записана всякая твоя молитва и псалмопение; записана всякая милостыня; записан всякий пост; записан всякий верно соблюденный брак; записано воздержание, для Бога сохраненное. А преимущественно из всего того, что записано, получат венцы девство и чистота; и ты воссияешь подобно Ангелу. Но как ты охотно слушал о добром, так равно терпеливо послушай и противного тому. Записано всякое любостяжание твое; записано всякое любодеяние твое, записано всякое клятвопреступление твое и богохульство и чародеяние и похищение и убийство. Все сие запишется уже теперь, если после крещения будешь делать сие: ибо прежнее заглаждается.

24. Егда же приидет, говорит Христос, Сын Человеческий в славе Своей, и вси Ангели с Ним (Матф. 25, 31). Смотри, человек, при коликих свидетелях предстанешь ты на суд: весь род человеческий будет находиться там. Представь же, сколь многочисленна племя Римское; представь, сколь мно-

 

 

241

гочислены другие грубые народы, ныне существующие, и сколько их за сто лет умерло; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до сего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с Ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца: ибо по тому, как обширно место, должна судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средине одного неба; посему окружающее оную небо столь же большее имеет число обитателей, сколько большее пространство; а небеса небес содержат необъятное число их. А что написано: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему (Дан. 7, 10); сие не потому, чтобы такое именно было число, но потому, что большего числа Пророк изречь не мог. Будет тогда на суде Бог, Отец всех, с Ним воссядет Христос, и вместе с Ними Святый Дух. Труба Ангельская призовет всех нас с нашими делами. Не должны ли мы сего одного устрашиться? Не почитай, человек, маловажным и немучительным для тебя наказанием, быть осужденным при толиком числе! Не желаем ли мы часто лучше умереть, нежели быть осужденными от друзей?

25. Итак, устрашимся, братия, дабы не осудил нас Бог, Который для осуждения не имеет нужды ни в испытании, ни, в доказательствах. Не говори: я ночью любодействовал, или волхвовал, или другое что-нибудь делал, и человека не было притом. По твоей совести Он будет судить тебя; между собою помыслом осуждающим, или отвещающим в день, егда судит Бог тайная человеком (Рим. 2, 15. 16). Страшное лице Судии принудит тебя сказать истину;

 

 

242

или лучше, хотя бы ты и не сказал, Он обличит тебя. Ибо ты предстанешь, будучи облечен или в грехи свои, или в праведные дела. Сие показывают слова Самого Судии, ибо Судия есть Христос: Отец бо не судит никому же, но суд весь даде Сынови (Иоан. 5, 22). Отец не лишает Себя власти, Он судит чрез Сына. Итак, по изволению Отца судить будет Сын; ибо не иное изволение Отца, а иное—Сына, но одно и то же. Что же говорит Судия, касательно того, что ты принесешь дела свои? И соберутся пред Ним вси языцы (Матф. 25, 32). Ибо должно пред Христом преклониться всяко колено небесных и земных и преисподних (Филипп. 2, 10). И разлучит их друг от друга, якоже пастырь различает овцы от козлищ (Матф. 25, 32). Как же отделяет их Пастырь? Справляется ли Он с книгою, которая овца, и который козел? Или различает по виду? Мягкая шерсть не показывает ли овцу, а косматая и жесткая не показывает ли козла? Так, если ты очистишься теперь от грехов, то будешь иметь тогда дела, как чистую волну: одежда Твоя будет чиста, и ты всегда будешь говорить сии слова: совлекохся ризы моея, како облекуся в ню (Песн. Песн. 5, 3)? По одеянию ты признан будешь за овцу. Если же окажешься косматым, подобно Исаву, с густою шерстью, с низкими мыслями; подобно Исаву, который за снедь утратил право первородства, и продал преимущество свое: то будешь ты на левой стороне. Впрочем, не дай Боже, кому-либо из предстоящих быть отвержену от благодати, и по причине худых дел явиться на левой стороне, в числе грешников!

26. Страшен поистине суд; самое напоминание о нем приводит в трепет. Царство небесное предстоит, и огнь вечный уготован. Каким же обра-

 

 

243

зом, скажет кто либо, избежим мы огня? И как взойдем в царство небесное? Взалкахся, говорит Христос, и дасте Ми лети (Матф. 25,35). Узнайте же путь; не нужно прибегать к иносказаниям, а нужно исполнить то, о чем говорится. Взалкахся, и дасте Ми лети; возжадахся, и напоисте Мя; странен бег и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне (Матф. 25, 36). Если сие делаешь, то воцаришься вместе с Ним; если же не сделаешь, осужден будешь. Итак, начни же делать сие, и тверд пребывай в вере, чтобы тебе, подобно юродивым девам, когда будем покупать елей, не быть оставлену за дверью. Не надейся на то одно, что ты имеешь в руках светильник; но храни его, чтобы он горел. Да просветится свет добрых дел твоих пред человеки (Матф. 5, 16), и да не хулится чрез тебя Христос. Облекись в одежду нетления, украшаясь добрыми делами: и какое примешь ты от Бога, но смотрению Его, для исправления дело, исправляй оное с пользою. Имение вверено тебе? Употребляй оное, как должно; научать других вверено тебе? Назидай, как должно; имеешь способность приобретать для Бога души слушающих тебя? Делай сие тщательно. Много имеем случаев показать доброе служение: только бы кто из нас, подвергшись осуждению, не был отвержен, но, чтобы с дерзновением могли мы встретить вечного Царя Христа, царствующего во веки. Ибо царствовать будет во веки Тот, Который будет судить живых и мертвых; Который за живых и за мертвых умер, как говорит Павел: на сие бо Христос и умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (Римл. 14, 9).

27. А если когда услышишь от кого либо, что царство Христово будет иметь конец, возненавидь ересь

 

 

244

сию; она есть вторая голова змия, не давно выросшая в Галатии. Дерзнул некто говорить, что по скончании мира Христос не будет царствовать; дерзнул утверждать, что Слово, из Отца исшедшее паки возвратившись в Отца, не будет более существовать. Богохульствует таким образом к своему осуждению, ибо не внимал словам Господа: Сын пребывает во век (Иоан. 8, 35). Не внимал словам Гавриила: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Луки 1, 33). Разбери дело, о котором говорю. Ныне люди еретики учат против Христа, тогда как Гавриил Архангел научил о вечном пребывании Спасителя. Кому же ты больше поверишь? не Гавриилу ли? Выслушай чтенное ныне свидетельство Даниилово: видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый бяше, и даже до Ветхого денми дойде (Дан. 7, 13). И Тому дадеся власть и честь и царство, и еси людие, племена и языцы Тому поработают: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство не рассыплется (14): сего держись, сему только верь; а еретического учения отвращайся: ибо весьма ясно слышал ты о нескончаемости царства Христова.

28. Подобное сему слышал ты и в толковании о камне оном, без рук отторгнувшемся от горы, который есть Христос по плоти: и царство Его людем инем не останется (Дан. 2, 44). И Давид в одном месте говорит: престол Твой, Боже, в вгьк века (Псал. 44, 7), и в другом: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и проч. (Псал. 101, 26). Та погибнут, Ты же пребываеши, и проч. (27). Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (28). А Павел сие изъяснил о Сыне.

29. И хочешь ли узнать, отчего те, которые учат противному, дошли до такого безумия? Читали они со

 

 

245

злым намерением добрые слова Апостола: подобает бо Ему царствовании, дондеже положит вся враги под ногама своима (1 Кор. 15, 25). И говорят, что когда враги низложены будут к ногам Его, то Он не будет более царствовать; но говорят худо и бессмысленно. Ибо Тот, Который царствовал прежде, нежели низложил врагов, не будет ли тем паче царствовать после того, как победит их?

30. Осмелились еще сказать, будто написанное: егда покорит Ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему Ему всяческая (1 Кор. 15, 28); означает, что Сын уничтожится в Отце *). Нечестивейшие из всех! вы, творения Христа, будете существовать, ужели же прекратится бытие Христа, Которым вы и все произведено? Богохульный язык! как же покорено будет Ему все? Погибнет ли это, или будет продолжать бытие? Ежели то, что покоряется Сыну, будет продолжать бытие; то ужели Сына, Который покорится Отцу, не будет? Покориться не то также означает, будто Он тогда начнет повиноваться Отцу, ибо Он всегда угодное Ему творит; но то, что Он и тогда будет покорен Ему, являя непринужденную покорность, но произвольное повиновение; ибо Он не раб, который по принуждению покоряется, но Сын, Который повинуется по воле и из любви.

31. Спросим мы их, как разуметь слова: дондеже или донележе? Ибо подобным образом возразив им, самым сим словом я постараюсь опровергнуть ложь их. Поелику осмелились они сказать, что слова: дондеже покорит враги под ногама своима, означают конец Его владычества, осмелились назначить пре-

*) Ближе: разрешится в Отца.

 

 

246

делы вечному царству Христову, и учить, что престанет непрестающая власть Его; то прочтем подобные места из Апостола: но царствова смерть от Адама даже до Моисея (Римл. 5, 14). Уже ли прежде умирали, а после Моисея некоторые более не умирали? И ужели после закона не было людям смерти? Видишь, что словом даже не означается предел времени, но Павел показывает оным, что, хотя Моисей был праведный и достойный удивления муж, однако же смертное определение, произнесенное на Адама, постигло и его, и следующих за ним, и притом не согрешивших, подобно Адаму, преслушанием, показанным чрез снедь древа.

32. Вот еще и другое подобное изречение: даже бо до сею дне, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2 Кор. 3, 15). До сего дне. Неужели только до Павла, а не доселе, или и до конца? Когда Павел говорит Коринфянам: даже бо до вас достигохом благовестием Христовым, упование имуще, растущей вере вашей, во еже и в дальших вас (странах) благовестити (2 Кор. 10, 15): то видишь здесь ясно, что слово даже до не означает конца, но имеет нечто последующее за собою. Как же должен ты принимать теперь слова: дондеже положит враги? Так, как в другом месте говорит Павел: и утешайте себе на всяк день, дондеже днесь, нарицается. Явно, что всегда. Ибо как нельзя сказать, чтобы было начало дней у Христа, равно не внимай, если станет кто говорить о конце царства Его; потому что написано: царство Его, царство вечное (Дан. 3, 100).

33. Имею я и другие очень многие свидетельства из Священного Писания о нескончаемости во веки царства Христова, но довольно пока и приведенных, потому что дня прошло уже много. А ты, слушатель,

 

 

247

покланяйся сему только Царю, избегая всякого еретического обольщения. Если же сподобит благодать Божия, то и остальные истины веры со временем изъяснены будут вам. Бог всего да сохранит всех вас, чтобы вы помнили признаки скончания мира и остались непобедимыми антихристом. Представлены тебе признаки имеющего прийти обольстителя; представлены доказательства на то, что истинный Христос явно сойдет. с небес. Первого убегай, как ложного; а сего ожидай, как истинного. Узнал ты средство, как во время суда явиться- на правой стороне. Сохрани завет со Христом, украшаясь добрыми делами, дабы с дерзновением представ пред Судию, мог ты наследовать царство небесное. Чрез Него, и с Ним да будет, слава Богу вместе со Святым Духом во веки веков! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.