Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 10. На слова: И во единого Господа Иисуса Христа

121

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ДЕСЯТОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, на слова: И во Единого Господа Иисуса Христа, и также на слова из первого послания к Коринфянам: аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли: но нам Един Бог Отец, из Нею же вся, и мы у Нею: и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем, и проч. 1 Кор. 8, 5. 6.].

1. Те, которые научились веровать во Единого Бога, Отца Вседержителя, должны веровать и в Сына Единородного: ибо отметаяйся Сына, ни Отца имать (1 Иоан. 2, 23). Аз есмь дверь, глаголет Иисус (Иоан. 10, 9): никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Иоан. 14, 6). Если ты отвергаешь сию дверь, то закрыто для тебя познание Отца. Никтоже знает Отца, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти. (Матф. 27, 27). Ежели ты отвергаешься Того, Который открывает, то пребываешь в неведении. В Евангелии так сказано: иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3, 36). Ибо Отец гневается за отвержение Сына Своего Единородного. Тягостно для Царя, когда бесчестят простого воина; гнев его увеличится, когда кто-либо из отличнейших его телохранителей,

 

 

122

или друзей будет обесчещен; но если кто оскорбит Единородного Сына Царева, тогда кто умолит Отца, раздраженного за Единородного Сына?

2. Итак, если кто хочет быть благочестивым почитателем Бога, тот да покланяется Сыну, в противном случае Отец не приемлет служения. Отец от небес возгласил так: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф. 3, 17). Благоволение Отца в Сыне: если и твоей любви не будет к Нему, то живота иметь не будешь. Не следуй Иудеям, коварно утверждающим, что един токмо есть Бог, но признавая единого Бога, знай, что есть и Сын Божий Единородный. Не я первый сказал сие, но Псалмопевец от лица Сына говорит: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты (Псал. 2, 7). Итак, не тому внимай, что говорят Иудеи, но тому, что говорят Пророки. Ты удивляешься, что они отвергают слова Пророков; Пророков они камением побили и умертвили.

3. Ты веруй во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного; во Единого говорим, да Единородное будет Сыновство, во Единого, чтобы ты не подумал, что есть другой, во Единого, дабы различно изображаемых действий Его, нечестиво ты не распространил на многих сынов. Он называется Дверью, однако не относи сего наименования к двери деревянной, но к двери разумной, живой, распознающей входящих. Называется Путем, не ногами попираемым, но ведущим ко Отцу Небесному. Называется Агнцем (Деян. 8, 32); не бессловесным, но очищающим мир от грехов честною Своею кровию; Агнцем, ведомым пред стригущего, и знающим, когда должно молчать. (Исаии 53, 7). Сей Агнец также называется и Пастырем, Который го-

 

 

123

ворит о Себе: Аз есмь Пастырь добрый (Иоан. 10, 1); Агнец по естеству человеческому, Пастырь по Божественному человеколюбию. И хочешь ли знать, что есть овцы словесные? О сем говорит Спаситель Апостолам: Се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков (Матф. 10, 16). Также, называется Он Львом, не человеков поглощающим, но чрез сие имя как бы показывающим Царское и крепкое и неизменяемое существо свое. Называется же Львом вопреки тому льву, врагу нашему, который рыкает и поглощает обольщенных. Ибо пришедший Спаситель, не изменяя кроткого естества Своего, как сильный Лев от колена Иудова, верующих спасает, а врагов попирает. Называется Камнем, не бездушным, который иссекают руки человеческие, но Камнем краеугольным, в Который веруяй не постыдится (Исаии 28, 16).

4. Называется Он Христом, не руками человеческими помазанным, но Которого Отец предвечно помазал (Деян. 4, 27) на Первосвященство, высшее человеческого (Евр. 7, 5). Называется Мертвым, Который не остался во аде, как все прочие мертвецы, но Который один в мертвых свобод (Псал. 87, 6), Называется Сыном Человеческим, Который не от земли получил бытие, как, каждый. из нас, но Который грядет на облацех (Матф. 16, 13. 24, 30) судить живых и мертвых. Называется Господом (Лук. 2, и г), не в обыкновенном смысле, в каковом называются люди, но так как имеющим, естественное и вечное владычество. Он называется соответственно; самой, вещи Иисусом, получив наименование от спасительного врачевания. Называется Сыном, не по усыновлению, но по естественному рождению. Многие наименования имеет Спаситель наш. Итак, дабы множество имен не подало тебе.

 

 

124

случая думать, что многие суть сыны, так как заблуждающие еретики говорят, что иной есть Христос, иной Иисус и иной есть Дверь, и так далее: то вера предостерегает тебя, правильно говоря: во единаго Господа Иисуса Христа, ибо хотя и многие суть имена, но лице одно.

5. Каждому различным образом Спаситель служит на пользу. Для хотящих веселия, бывает Виноградом; требующим себе входа, становится Дверью; желающим вознести молитвы, бывает Ходатаем Архиереем; для согрешающих бывает Агнцем, да принесется за них в жертву. Для всех Он все, Сам пребывая по существу Своему таковым, каков есть. Ибо, пребывая неизменным и имея непреложное достоинство истинного Сына, как добрый какой-либо врач и сострадательный учитель, снисходит немощам нашим. Будучи Господь по самой истине, не по преимуществу получил господство, но естественное имеет право владычества; и не в обыкновенном смысле, как мы, называется Господом, но в самом деле есть Господь, поелику изволением Отца обладает Своими творениями. Ибо мы имеем господство над людьми равными и подобными нам, а не редко и над старшими, и часто юный господин обладает старыми рабами. Не таково владычество Господа нашего Иисуса Христа: но прежде Он Творец, потом Господь. Прежде сотворил по воле Отца все, потом Своими творениями обладает.

6. Христос есть Господ, Который родился во граде Давыдове (Лук. 2, 11). И хочешь ли знать, что Христос со Отцем еще прежде, нежели принял человечество, есть Господь? Дабы ты не только верою принял слова сии, но и доказательство на оные имел из Ветхого Писания, раскрой первую книгу Бытия, так

 

 

125

говорит Бог: сотворим человека, не по образу моему, но по образу нашему (Быт. 1, 26); а по сотворении Адама говорит Писание: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (27). Ибо не в Отце токмо заключает Писание достоинство Божества, но усвояет оное и Сыну, дабы показать, что человек есть творение не только Бога Отца, но и Господа нашего Иисуса Христа, так как, и Он есть истинный Бог. Сей Господь, творящий вместе со Отцем, содействовал ему и в казни Содома, как говорит Писание: и Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь от Господа с небесе (Быт. 19, 24). Сей Господь явился также Моисею (Исх. 3, 2. 6 и 34, 5. 6), сколько он мог Его видеть. Ибо человеколюбивый Господь всегда снисходит нашим немощам.

7. И чтобы узнать тебе, что Он есть тот самый, Который явился Моисею, выслушай свидетельство Павла говорящего: пияху бо от духовного последующего камене: камень же бе Христос (1 Кор. 10, 4). И в другом месте: верою Моисей остави Египет, тут же говорит: большее богатство вмени Египетских сокровищ поношение Христово (Евр. 11, 27. 26). Оный Моисей говорит к нему: яви ми Тебе Самого (Исх. 33, 13). Видишь, и Пророки тогда видели Христа, но сколько каждый мог вместить. Яви ми Тебе Самого, да разумно вижду Тя. Бог же говорит: никто узрит лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20). Итак, поелику ни один живущий не. может видеть Божественного лица: то посему Он принял лице человека, дабы взирая на оное, были мы живы. Когда же и сие восхотел показать в некоторой славе, когда, то есть, лице Его просветися яко солнце (Матф. 27, 2); то ученики падают от страха; если же просветившееся лице телесное, не таким, впрочем, светом, каковой

 

 

126

мог показать действующий здесь, но каковой могли снесть ученики, устрашило сих последних, так что не возмогли стерпеть; то кто может воззреть на славу Божества? Великого, говорит Господь, желаешь ты, Моисей; но Я приемлю сильное твое желание; и сие тебе слово сотворю (Исх. 33, 17), но столько, сколько ты вместить можешь; се поставляю тя у пещеры каменны (22). Ибо как мал ты, то в малом пространстве и находиться будешь

8. Теперь ты должен утвердить себя против Иудеев тем, что будет тебе сказано. Ибо я намерен доказать, что Господь Иисус Христос был у Отца. И так говорит Господь к Моисею: Аз предиду пред тобою славою Моею, и воззову именем Господа пред тобою (19). Будучи сам Господь, к какому, еще Господу взывать хочет? Видишь ли, как он прикровенно преподавал благочестивое учение об Отце и Сыне? Потом далее сими точно словами написано: и сниде Господь во облаце, и предста ему тамо, и призва именем Господним: и мимоиде Господь пред лицем его и воззва: Господ, Господь щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и творяй милость в тысящи, отъемляй беззакония и неправды и грехи (Исх. 34, 57). Потом Моисей, преклонившись пред Господом призывающим Отца, говорит: Да идет Господь с нами (Исх. 34, 9).

9. Ты слышал сие первое доказательство, выслушай и другое также Ясное: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Псал. 109, 1). Господь Господу сие говорит, не рабу, но Господу всего; Своему Же Сыну, Которому вся покори; внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, Яве, яко разве покоршаго Ему вся (1 Кор. 15, 27), и проч. да будет Бог всяческая во

 

 

127

всех (1 Кор. 15, 28). Единородный Сын есть Господь всех; Сын Отцу послушный, не восхитивший господство, но естественно получивший оное от Самовластителя. И Сын не восхитил, и Отец не отказывал в даянии. Сын Сам говорит: вся Мне предана суть Отцем Моим. Предана Мне (Матф. 11, 27) не так, как прежде неимевшему; и я храню сие тщательно, ничего не отъемля у давшего.

10. Итак, Сын Божий есть Господь; Господь, Который родился в Вифлееме Иудейском, так как Ангел возвестил пастырям: благовествую вам радость велию, яко родися вам днесь Христос Господь во граде Давидове (Лук. 2, 10 и 1). В другом месте некто из Апостолов говорит о Нем: слово еже посла Сыном Израилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь (Деян. 10, 36). Когда же Он говорит всем, то ничего не исключай из владычества Его: хотя бы то были Ангелы, или Архангелы, или Начала, или Власти (Кол. 1, 16. Ефес. 1, 21), или иное что, называемое Апостолами, сотворенных: все находится под владычеством Сына. Он есть Господь Ангелов, как писано в Евангелии: тогда остави Его диавол, и се Ангели приступиша, и служаху Ему (Матф. 4, 1): ибо не сказано, что помогали Ему, но служаху Ему, что означает рабское состояние. Когда Он восхотел родиться от Девы: служил Ему тогда Гавриил, вступив в свое достоинство для служения Ему. Когда Он восхотел идти во Египет, дабы сокрушить рукотворенных богов Египетских, опять Ангел является во сне Иосифу. По распятии и воскресении Его, Ангел благовествовал и говорил женам, как добрый служитель: шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых, и варяет вы в Галилеи: се рех вам (Матф. 28, 7).

 

 

128

Как бы так сказал: я не нарушил повеления; подтверждаю, что это вам сказано; потому, если вы сие презрите, то не я буду виновен, но презревшие. Итак, сей Иисус Христос есть един Господь, о Нем и нынешнее чтение говорит: Аще бо и суть глаюлемии бози мнози, или на небеси, или на земли и проч., но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Нею; и един Господь Иисус Христос, Имже вся и мы Тем (1 Кор. 8, 5 и 6).

11. Иисус и Христос—два наименования, Иисус, ибо спасает, Христос, ибо священствует; и сие предвидя Божественный Пророк Моисей, оные два наименования дал двум мужам из среды всех избранным: одного преемника своей власти Навина переименовал Иисусом (Числ. 13, 17); другого же брата своего Аарона назвал Христом (Лев. 4, 5); дабы в двух избранных мужах представить Первосвященническое и Царское достоинство имевшего прийти Единого Иисуса Христа. Ибо Христос есть Первосвященник так, как и Аарон. Поелику не сам себе прослави быти Первосвященника, но глаголавый к Нему: Ты еси Священник во век по чину Мелхиседекову (Евр. 5, 5 и 6). А Иисус Навин прообразовал его во многом. Ибо он, приняв правление над народом, начал оное от Иордана; отсюда и крестившийся Христос начал проповедывать Евангелие. Двенадцать мужей для разделения наследия определил Навинов сын; и двенадцать Апостолов, проповедников истины, во всю вселенную послал Иисус. Прообразовавший Иисус спас уверовавшую блудницу Раав: а Иисус истинный говорит: се мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божием (Матф. 21, 31). Пред образовавшим от одного восклицания народа пали стены Иерихона: а вследствие слов Иисуса: не

 

 

129

имать зде остати камень на камени (Матф. 24, 2), пал противоположный нашему храм Иудейский: е изречение сие было причиною падения, но грех законопреступников был причиною сего падения.

12. Един есть Господь Иисус Христос: имя чудное, о Котором Пророки прикровенно провозвещали: Пророк Исаия говорит: се Спаситель твой, грядет, имеяй с Собою мзду. (Исаии 62, 1). Иисус же означает у Евреев Спасителя: ибо Пророческая благодать, предвидев убийц Господа Иудеев, прикрыла сие имя, дабы они, ясно узнав, не ускорили сделать злоумышление. Ясно же Иисусом назван Он, не людьми, но Ангелом, Который не по своей воле пришел, но был послан силою Божией и говорил Иосифу: не убойся прияти Мариам жены твоея, рождшеебося в ней от Духа есть Свята. Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Матф. 1, 20 и 21). И причину наименования сего представляет тотчас, говоря: Той бо спасет люди Своя от грех их. Помысли, как бы Он мог иметь людей еще не родившись; если бы не был Он прежде рождения? И сие Пророк от лица Его говорит: от чрева матере Моея нарече имя Мое (Исаии 49, 1). Поелику Ангел предвозвестил, что Иисусом назовется. И опять о Иродовом злоумышлении говорит: и под кровом руки своея скры Мя (2).

13. Итак, Иисус у Евреев означает Спасителя, а на языке Греческом Врача. Поелику Он есть Врач душ и телес и Целитель духов: Целитель слепотствующих чувственными очами, и вместе Просветитель умов. Врач видимых хромых и Путеводитель грешников к покаянию. Он говорит расслабленному: ктому не согрешай (Иоан. 5, 14); и: возми одр твой, и ходи (8). Ибо, так как тело пришло

 

 

130

в расслабление по причине душевного греха; то Он прежде исцелил душу, дабы и телу сообщить исцеление. Итак, если кто страдает душою от грехов, имеет врача. И если кто из вас маловерен, да говорит Ему: помози моему неверию (Марк. 9, 24). Если кто подвержен и телесным болезням, да не отчаявается, но да приходит к Нему; ибо Он врачует и сии; и да познает, что Иисус есть Христос.

14. Иудеи признают Его Иисусом, но никак не признают Его Христом. Посему то Апостол говорит: кто есть. лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос (1 Иоан. 2, 22). Христос есть Первосвященник, непреступное имеющий священство (Евр. 7, 24), Который не во времени начал священствовать, не имеет иного преемника в первосвященстве, так, как ты и слышал, когда мы в день недельный в собрании предлагали поучение на слова: по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4). Не по плотскому преемству получил первосвященство; не приготовленным елеем, но предвечно от Отца помазан, и потому более других превосходит, что клятвою утверждено священство Его: они бо без клятвы суть священницы, Сей же с клятвою чрез глаголющего к Нему, клятся Господь, и не раскается (Евр. 7, 20-и 21). Довольно было для утверждения и одного изволения Отца, однако же образ утверждения двояк; к изволению присоединена клятва, яко да двема вещми непреложными, с неюже не возможно, солгати Богу, крепкое утешение имамы веры (Евр. 6, 18), приемля Христа Иисуса Сына Божия.

15. Сего пришедшего Христа Иудеи отвергли, а бесы исповедали. Впрочем, не был Он сокрыт от праотца Давида, который говорит: уготовах светильник помазанному моему. (Псал. 131, 17) Одни чрез светильник разумеют, свет пророческий, а другие

 

 

131

принятую от Девы плоть, по оным словам Апостола: имамы же сокровище сие в скудельных сосудех (2 Кор. 4, 7). Не был Он сокрыт и от того Пророка, который говорит: и возвещая в человецех Христа своею (Амос. 4, 13). Знал Его и Моисей, знал Его и Исаия, знал Его и Иеремия. Каждый Пророк знал Его. Узнали Его и бесы. Ибо запрещаше им, яко ведяху, как сказано, Христа Самого суща (Луки 4, 41). Первосвященники не знали, а бесы исповедали. Первосвященники не знали, а жена Самарянская проповедывала, говоря: приидите видите человека, иже рече ми вся, елика сотворих: еда той есть Христос (Иоан. 4, 29)?

16. Сей Иисус Христос есть пришедый Архиерей грядущих благ (Евр. 9, 1), Который по богатству Божества Своего всем нам даровал Свое наименование. Цари человеки не имеют общим с человеками имени Царя; а Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, удостоил нас имени христиан. Но кто-либо скажет: имя христианина есть новое и прежде сего не употреблялось; а все вновь открывающееся, по причине самой новости, по большей части отвергают. В сем случае предостерегает нас Пророк, говоря: работающим Мне наречется имя новое, еже благословится на земли (Исаии 65, 15 и 16). Вопросим же Иудеев, работаете ли вы Господу, или нет? Итак, покажите нам новое ваше имя. Вы назывались Иудеями и Израильтянами при Моисее, и при других Пророках, и по возвращении из Вавилона и даже до нынешнего времени. Итак, где новое имя? но мы, поелику работаем Господу, носим новое имя. Новое, и притом имя новое такое, еже благословится на земли. Пронеслось во всю вселенную сие имя; ибо Иудеи до известной страны, а христиане до конца вселенной

 

 

132

распространяются. Ибо возвещается имя Единородного Сына Божия.

17. Хощеши ли знать, что имя Христово знали и проповедывали Апостолы, а паче и Христа Самого имели в себе? Павел говорит к слушателям: ужели искушения ищете глаголющего во мне Христа (2 Кор. 13, з)? Павел возвещает Христа, говоря: не себе бо проповедуем, но Христа Иисуса Господа; себе же самех рабы вам Иисуса ради (2 Кор. 4, 5). Кто это говорит? Тот, который прежде гнал Его. Великое чудо! Тот, который прежде гнал, возвещает Христа. От чего? Деньгами обольщен? но не кому было так обольстить его; или увидев Его на земли находящегося, прилепился к Нему? Но тогда Он уже вознесся на небо. Вышел для гонения, и, по прошествии трех дней, гонитель проповедует в Дамаске, какою это силою? Иные для утверждения своего дела своих вызывают свидетелей: но я тебе представил свидетелем прежде бывшего врага. Ужели еще сомневаешься? Важно свидетельство Петра и Иоанна: но для иного оно подозрительно; ибо они свои были Христу. Но когда тот, который прежде был врагом, умирает за Него: то кто еще усумнится в истине?

18. Говоря о сем предмете, я поистине удивляюсь смотрению Духа Святого, как Он другим Апостолам определил написать малое число посланий; а Павлу, который был прежде гонителем, даровал силы написать четырнадцать посланий. Ибо Петру или Иоанну не потому отказал Он в сем даре, чтобы они были хуже, да не будет. Но чтобы учение не подлежало сомнению, прежде бывшему врагу и гонителю даровав силы написать более, да все таким образом уверуем. Дивляхуся же вси о Павле и гла-

 

 

133

голаху: не сей ли есть прежде гонивый, не зде ли прииде, да связанные нас отведет во Иерусалим (Деян. 9, 21)? Не изумляйтесь, говорит Павел; я знаю, что ми жестоко есть противу рожну прати (5), знаю, что несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию (1 Кор. 15, 9), однако же не ведый (и Тим. 1, 13). Ибо я думал, что проповедь о Христе есть нарушение закона, и не знал, что Он пришел исполнити закон, а не разорити: преумножися же благодать Божия во мне (и Тим. 1, 14).

19. Много есть, возлюбленные, истинных о Христе свидетельств: свидетельствует с небес Отец о Сыне. Свидетельствует Дух Святый, сходящий телесным образом в виде голубя (Луки 3, 22). Свидетельствует Архангел Гавриил, благовествуя Марии. Свидетельствует Дева Богородица. Свидетельствует блаженное место яслей. Свидетельствует Египет, принявший Владыку, еще бывшего младенцем по телу. Свидетельствует Симеон, принявший в объятия и сказавший: ныне отпущаеши раба Твоею, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Луки 2, 28 и 29). Свидетельствует о Нем и Пророчица Анна, благоговейнейшая постница и подвижница. Свидетельствует Иоанн Креститель, величайший из Пророков, начинающий Новый Завет, и некоторым образом оба Завета—Ветхий и Новый в себе соединяющий. Свидетельствует из рек Иордан; из морей свидетельствует море Тивериадское; свидетельствуют слепцы; свидетельствуют хромые; свидетельствуют воскрешенные мертвецы; свидетельствуют бесы, говоря: что нам и Тебе Иисусе? вемы Тя, кто еси, Святый Божий (Марк. 1, 24). Свидетельствуют ветры, по Его повелению, преставшие; свиде-

 

 

134

тельствуют пять хлебов, умноженные для насыщения пяти тысяч; свидетельствует Святое древо Креста, доселе у нас видимое, и посредством тех, которые с верою взимают от него части, отсюда почти уже всю вселенную наполнившее. Свидетельствует та пальма, которая находилась в долине и доставляла ветви всем хвалившим тогда Господа (Иоан. 12, 13). Свидетельствует Гефсимания, как бы доселе еще примечающим, показывая Иуду; свидетельствует святая сия, являющаяся на высоте, Голгофа; свидетельствует святейший гроб, и камень доселе еще лежащий; свидетельствует ныне сияющее солнце, которое во время страдания Спасителева померкло; свидетельствует тьма, бывшая тогда от шестого часа до девятого; свидетельствует свет, от девятого часа до вечера просиявший; свидетельствует святая гора масличная, с которой Он восшел ко Отцу—свидетельствуют и дожденосные облака, принявшие Владыку; свидетельствуют также, принявшие Господа небесные врата, о которых говорит Псалмопевец: возмите врата ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы (Псал. 23, 7). Свидетельствуют бывшие некогда врагами, из которых и блаженный Павел, не долго враждовавший, но много времени служивший Ему; свидетельствуют двенадцать Апостолов, проповедавшие истину не словами только, но мучениями и своей смертью; свидетельствует тень Петрова, именем Христовым исцелявшая недужных; свидетельствуют главотяжи и убрусцьи (Деян. 19, 12), которые подобным образом, силою Христовою врачевали тогда посредством Павла; свидетельствуют Персы и Готы и все из язычников обращенные, умирая за Того, Которого не видали телесными очами; свидетельствуют бесы, доселе изгоняемые верными.

 

 

135

20. Таковые-то и столь различные и столь многие суть свидетели; ужели еще не веруешь Христу, о Котором свидетельствуют? Итак, если кто прежде был в неверии,—тот да уверует ныне; если же кто прежде был верным, тот да умножит более веру, веруя в Господа нашего Иисуса Христа; и да познает, чье носит на себе имя. Ты называешься христианином: храни сие имя; чтобы тобою не был хулим Господь наш Иисус Христос, Сын Божий; но да светят добрые дела твои пред человеками, так чтобы человеки видя оные, прославили во Христе Иисусе Господе нашем Отца Небесного (Матф. 5, 16), Которому слава и ныне, и во веки веков. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.