13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл Александрийский, святитель
Кирилл Александрийский, свт. Γλαφυρά, или искусные объяснения избранных мест из книг Чисел
О Христе и Синагоге иудейской.
1. Многими способами несчастные иудеи могут быть изобличаемы в том, что необузданный и грубый язык свой употребляли против Христа. А что таковое дело не осталось для них безнаказанным, это всякий может видеть и из того, что сталось с ними. Ибо Израиль, первородный и имевший по сему великую славу, возлюбленный и избранный, поставлен позади язычников, оказался в последних и даже более, повержен во всяческие бедствия. И это предвозвещал им Господь, говоря чрез Осию: горе им, яко отскочиша от Мене: боязливы суть, яко нечествоваша ко Мне: Аз же избавих я, сии же, возглаголаша на Мя лжу (Ос. 7, 13). Ибо нет такой нелепости в словах, какой бы не дерзнули они сказать против Него. Они злословили, не помышляя о написанном: Смерть и живот в руце языка: удержавающии
230
же его снедят плоды его (Притч. 18, 21). Когда же безумствовали против Него, то употребляли необузданный язык свой и для оклеветания Его, как я сказал недавно. А поэтому отпали и от надежды на Него, и доныне не слыша говорящего: сей жребий твой, и часть непокорства твоего на Мя, глаголет Господь (Иерем. 13, 25). Итак, что они подлежали обвинению в необузданности языка и что имели понести тяжкое наказание за свое безумие против Христа, это мы весьма хорошо можем понять и из написанного в книге Чисел. Написано же так: И возглаголаша Мариам и Аарон на Моисеа жены ради Ефиопляныни, юже поя Моисей, ибо жену поя Ефиопляныню. И рекоша: еда Моисею единому глагола Господь? еда и нам не глаголаше? и услыша Господь. И человек Моисей кроток зело паче всех человек сущих на земли. И рече Господь внезапу к Моисею, и Аарону, и Мариаме: изымите вы трие в скинию свидения. И изыдоша трие в скинию свидения: и сниде Господь в столпе облачне, и ста над дверми скинии свидения: и призва Аарона и Мариам, и изыдоста оба. И рече к ним Господь: послушайте словес моих: аще будет в вас пророк Господень, в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему. Не тако якоже раб мой Моисей, во всем дому моем верен есть: усты ко устом возглаголю ему яве, и не гаданием, и славу Мою виде: и почто не убоястеся глаго-
231
лати на раба моего Моисеа? И гнев ярости Господни (бысть) на них, и они ушли. И облак отступи от скинии, и се, Мариам прокажена бысть яко снег: и воззре Аарон на Мариам, и се прокажена. И рече Аарон к Моисею: молю тя, господи, не возлагай на ны греха, понеже не ведяхом, яко согрешихом: да не будет нам сия яко мертва, яко изверг извержен из ложесн матерних, и (се уже) пояде пол плоти ея. И возопи Моисей ко Господу, глаголя: Боже, молютися, исцели ю. И рече Господь к Моисею: аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли? седмь дней да отлучится вне полка, и по сих да внидет. И отлучися Мариам вне полка на седмь дней: и людие не воздвигошася, дондеже очистися Мариам (Числ. 12, 1-15). Таким образом и эго сродно прежде уже сказанному а); потому что недалеко отстоит от содержащегося там созерцания, напротив имеет мысль близкую и сродную. Поелику и это говорит о таинстве Христовом и выставляет на вид бесчестие Синагоги иудейской в том, чем она безумствовала против Христа. Различается же как бы отчасти только вид греха. Ибо там Синагога страдала проказою и была нечистою, многими и различными грехопадениями растлевающею себя; здесь же слово паше изображает вину одного безумия
а) При сем имеется в виду сказанное в объяснениях на кн. Левит. См.: выше, с. 349 и дал.
232
против Христа, описывает надменность высокомерия иудеев и напротив показывает кротость Того, Который говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29). К сему указует еще и человеколюбие праведного Судии, не до конца и не беспредельный гнев наводящего на согрешающих, но после поражения врачующего б), спасающего и делающего их здравыми. Итак, вкратце и в немногих словах сказать вообще, в этом и заключается цель предположенного нами. Разбирая же по порядку каждую подробность сказанного, мы будем раскрывать заключающийся в нем смысл, причем дверь слову отверзающим будет Бог, Который говорит надеющимся на Него: и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе (Иса. 45, 3).
2. Итак, в словопрение с премудрым Моисеем вступили Аарон и Мариам ради жены эфиоплянки, которую он взял, и сказали: еда Моисею единому глагола Господь? еда, и нам не глаголаше? (Числ. 12, 2.) Два обвинения взводило на Моисея их пустословие: первое, что он, говорю, взял эфионлянку; а второе, сверх сего, выражено в словах: еда Моисею единому глагола Господь? еда и нам не глаголаше? В первом случае он подвергается обвинению в
б) Μοττῦντος или μοτοῦντος собственно значит: налагающего корпию на рану.
233
преступлении закона; а во втором говорится, чтобы он не очень величался, что он не особенною какою-либо по сравнению с другими обладает благодатью, если Бог, оказывается, говорил и с другими. Будем же говорить по порядку, первому обвинению уделяя первое слово; и, таким образом, то, что заключается в образах, будем опять переносить на Самого уже Христа. Итак, сначала Моисей взял себе в жену и сделал своею сожительницею мадианитянку, разумею дщерь Иофора; по прошествии же немалого времени вступил в брак с эфиоплянкою, иноплеменною и черною. Между тем Законодатель ясно провозвещал, что сынам Израилевым совсем не должно смешиваться с иноплеменными. Ибо написано так: дщери своея не даси сыну его, и дщере его да не поймеши сыну твоему (Втор. 7, 3; Исх. 34, 16). В этом-то, как в преступлении закона, и судим был великий Моисей Аароном и Мариамою, не разумевшими, по достоинству, и чрез пего также опять как бы в прообразе столь прекрасно и мудро устроившегося таинства, которое мы сейчас насколько возможно ясно представим, существо дела наилучше перенося на Христа, Которого и в этом случае представлял в своем лице Моисей. Ибо Христос есть также законодатель и ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 5), как несомненно был и тот; потому он и назнаменовал нам, го-
234
воря: пророка от братии вашей возставит вам Господь Бог наш, якоже мене (Втор. 18, 15). Аарон же может быть принят за образ иудейского священства, а Мариам Может изображать вид Синагоги (сонмища). Итак, обвиняли Спасителя нашего Христа и старейшины иудейские, а за ними и самая Синагога; упрекая Его в преступлении Божественных заповедей, так как говорили: если бы сей человек был от Бога, то не нарушал бы субботу (Иоан. 9, 16). Скрежетали они зубами своими и за иное нечто, именно за то, что Он избрал Себе в невесту черную эфиоплянку, то есть Церковь из язычников, и некоторым образом вступил с нею в брак после первой, то есть израильтянки, которая опять есть Синагога. А что они скрежетали зубами своими по случаю нарушения суетно соблюдаемых ими обычаев, или того, что изречено Моисеем в прообразах, это не трудно понять всякому, кто хотя сколько-нибудь знаком с Евангельскими Писаниями. А что, с другой стороны, Он избрал своею невестою Церковь из язычников, еще черную по причине темноты в познании и образе жизни, так как в ней еще не был свет истинный, способный сделать ее светлою и белою, на это всякий очень легко может найти доказательства у пророков. Но мне более приличным кажется показать это на домостроительстве Спасителя нашего. Он пропо-
235
ведовал иноплеменным самарянам и в них положил как бы некое начало и основание Церкви из язычников (Иоан. 4, 4 и дал.). А что они были иноплеменны и чужды общества израильского, это всякий без труда может видеть и из следующего. Посылая учеников своих возвещать проповедь о Царствии Небесном, Спаситель говорит: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева (Матф. 10, 5-6). Видишь ли, как оных поставил Он вне овец дома Израилева? Итак, еще не расторгнув брака с израильтянкою, то есть с Синагогою, и еще представляясь сожительствующим с нею, Он уже обручился некоторым образом и вступил в брак с черною иноплеменницею, то есть с Церковью из язычников. Поэтому, беседуя с иудеями, Он говорил: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас мой услышат: и будет едино стадо, и един пастырь (Иоан. 10, 16). И еще строже изобличая их, как непокорных, когда они явно спрашивали Его, говоря: аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся (ст. 24), Иисус отвечал им: рех вам, и не веруете. Дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свидетельствуют о Мне. Но вы не веруете: песте бо от овец моих (ст. 25-26). Своими овцами теперь называет уже язычников. Весьма раз-
236
гневавшись и негодуя за это на Него, как любящего иноплеменных и ни во что считающего Божественный закон, иудеи с насмешкою говорили: не добре ли ми глаголем: яко самарянин еси Ты, и беса имаши? (Иоан. 8, 48.) Если бы Ты не был одних мыслей с самарянам», как бы так говорили они, если бы Ты не был любителем эллинского и иноплеменного, то совсем не сообщался бы с язычниками. И если бы в Тебе не было беса, который находится в эллинах (так как идолослужителей они называли беснующимися, по причине находящегося в них диавола), то Ты не считал бы, говорили они, ни во что преступления заповедей закона. Но совершенные Христом деяния были скорее исполнением закона, а не преступлением Его, согласно сказанному Им Самим: не приидох разорити закон, но исполнити (Матф. 5, 17); ибо Его делом было пременить букву закона на истину. В этом-то и заключался вид обвинения за оную черную и подобие преступления во Христе, как и в Моисее. Но приведем близкое к сему и родственное злословие из образа, пременяя смысл сказанного на истину. Не одному, возражали они, Моисею глагола Господь: но и нам глаголаше (Числ. 12, 2). Это — слова, происшедшие от гордости, и речи, исходящие от пустой надменности. Право мудрствуя, они совсем не должны бы были стремиться стать на одинаковую степень высоты с
237
тем, который по праву слышал слова: вем тя паче всех и обрел еси благодать предо Мною (Исх. 33, 17); скорее должны были бы воссылать благодарность Богу за те дары, какими они сами были почтены от Него, не преступая чина, свыше для них определенного, и не присвояя себе чести, еще не данной им, что по справедливости может быть почитаемо признаком крайней надменности. Но с другой стороны, обрати теперь мысль свою к Господу нашему Иисусу Христу, Который открыто выставляет иудеям предопределенную Ему, и по естеству только Ему одному, от Бога и Отца цель, и говорит: от Себе, не глаголах: по пославый Мя Отец, той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Иоан. 12, 49; сн.: 14, 10). И еще: глаголы, яже Аз глаголю, не суть мои, но пославшаго Мя (Иоан. 14, 10 и 24). Затем обрати внимание сверх того еще и на беззаконных книжников и фарисеев, исполненных дерзости, неумеренно похваляющихся тем, что с отцами их говорил Бог, и по этой причине решившихся не верить Ему. Ибо они говорят: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: сего же не вемы, откуду есть (Иоан. 9, 29). Видишь ли, как, говоря: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, они как бы повторяют те древние слова, да и в выражениях еще более грубых: разве одному Христу говорил Бог и Отец? Не говорил ли Он и отцам нашим?
238
то есть на Синае. И услыша Господь. И человек Могшей кроток зело паче всех человек, сущих на земли (Числ. 12, 2-3). Мариам и Аарон, как кажется, из кротости Моисея вывели для себя случай к надменности. Но за эго, хотя он и не возвышал своего голоса, Бог вознегодовал и Сам подвигся к праведному гневу против дерзнувших оскорбить верного служителя Его пренебрежением, как бы к Себе относя это оскорбление. Так точно мудрствуй и о Христе. Ибо по причине присущей Ему кротости и человеколюбия фарисеи были более удобопреклонны к пренебрежению. Но, кажется, не сомнительно можно было видеть, что не избежат они отмщения свыше. Как оскорбленный в Сыне, Бог и Отец не мог перенести этого оскорбления; ибо знал Он без научения, но боголепному всеведению, слова, исходившие от высокомерия фарисеев.
3. Затем следуют такие изречения: и рече Господъ внезапу к Моисею, и Аарону, и Мариаме: изыдите вы трие в скинию свидения. И сниде Господь в столпе облачне, и ста над дверми скинии свидения (Числ. 12, 4-5). Слова эти опять прикровенно указуют на то, что Бог будет Судиею тех, которые говорят против Спасителя нашего Иисуса Христа, и непременно сойдет с неба для наказания дерзнувших укорять Его и препираться с Ним в равночестности. Суд же вообще произведен будет
239
чрез Сына по соприсутствию именно нераздельно с Ним Родившего, как сказано: Аз во Отце, и Отец во Мне (Иоан. 14, 10, сн.: 10, 38). Когда же согрешившие Мариам и Аарон предстали праведному Судии, то Он сказал: послушайте словес Моих: аще будет в вас пророк Господень, в видении ему позпаюся, и во сне возглаголю ему. Не тако якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть: усты ко устом возглаголю ему яве, и не гаданием, и славу Господню виде (Числ. 12, 6-8). В этих словах указывается, как на особенное преимущество Моисея пред другими, на Боговидение, и прекрасно засвидетельствовано, что он особенно близко мог слышать слова Божественные. Но еще более истинным можешь видеть ты это во Христе. Ибо не так глаголал Бог и Отец в пророках, как в Сыне. Тем подавалось знание о том, что им должно было знать, чрез Духа, а Сей без научения ведал духовные советы Отца, как Премудрость и Совет Родителя. И блаженные пророки посредством неясных образов получали созерцание славы Его, потому что Бога никтоже виде нигдеже (Иоан. 1, 18), созерцается же Он единым но естеству Сыном и таким образом может быть уразумеваем боголепно. И свидетелем сего может быть для пас сам Спаситель, говорящий: не яко Отца видел есть кто: токмо сый от Бога, сей виде Отца (Иоан.
240
6, 46). Посему иудеи неблагоразумно, даже более того, нечестиво выставляя на вид, как преимущество свое, то, что с отцами их говорил Бог, за ничто считали слова Христа о том, что Он глаголал, яже слышал от Отца (Иоан. 8, 26). Ибо сказанные на горе Синайской слова были тенями, образами и гаданиями, заключавшими в себе некое сокровенное и не очень ясное познание заповеданного; Христос же был самослышателем слов Отца, если только, но неизбежной необходимости разума, можно сказать столь просто. Кроме того, слово Божие представляет великое различие между Христом и всеми остальными. Во всем дому Моем верен есть, сказано (Числ. 12, 7; ср.: Евр. 3, 2). Не показывает ли оно чрез это, что домостроительство, бывшее посредством закона и пророков, было частное и ограниченное, а совершившееся чрез Христа, было общее и повсеместное? потому что закон спасал один только дом Израилев, Христос же не так, но весь мир, чрез веру в Него, и кровию своею искупил, как написано, Богови и Отцу (Апок. 5, 9; сн.: 1 Кор. 6, 20; 7, 23 и др.). Посему и сказано: почто не убоястеся глаголати на раба Моего Моисеа? (Числ. 12, 8.) Подобное же и издревле говорилось чрез пророка нечестивым фарисеям за их дерзкие слова против Христа и за необузданность их языка: вы же приидите семо сынове беззаконии, семя прелюбодеев
241
и блудницы: в чем услаждастеся? и на кого отверзосте уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш? (Иса. 57, 3-4.) Ибо фарисеи, как бы совсем сняв узду с богоборствующего языка своего, произносили самые дерзкие хулы на Христа и, надмеваясь чрезмерною гордостью, изрыгали слова безумия; о чем, весьма восскорбев, Псалмопевец и говорит: рех беззаконнующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду (Псал. 74, 5-6). Поистине беззаконновали они, нечестиво осуждая то, что менее всего должны были бы осуждать, и изобличены были как воздвигающие рог на высоту, когда не соглашались с тем, что один только Христос ведает волю Отца, и когда, более того, сами утверждали о себе, что знают ее, говоря как уже прежде было сказано: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог (Иоан. 9, 29) и тем самым выказывая ему недоверие. Между тем в то время облако отступило от скинии свидения, и Мариам внезапно оказалась прокаженною, и не просто, но яко снег (Числ. 12, 10). И Божественное и чистое естество, негодуя и разгневавшись за безумие и нечестивую дерзость иудеев против Христа, некоторым образом отлетело и удалилось от Синагоги, согласно сказанному Христом: оставих дом Мой, оставих достояние Мое (Иерем. 12, 7). Ибо Господь,
242
сошедший в столпе облачном, и удалился опять как облако, согласно образу, представленному в букве Писания. И после того как Он удалился от Синагоги иудейской, она тотчас же оказалась нечистою, и не просто нечистою, но достигшею крайней нечистоты; потому что когда говорится, что прокаженный побелел, то это значит, что болезнь достигла высшей степени напряжения. А что же может быть белее снега? Естественно, даже более, необходимо и не сомнительно было, чтобы Синагога иудейская, лишившись попечения Спасителя, оказалась в великом бедствии. Таким образом, необузданная и издевавшаяся толпа иудеев наказывается нечистотой и бесчестием, согласно тому, как справедливо сказано святыми Богу: исполни лица их безчестия, и познают, яко имя Тебе Господь (Псал. 82, 17-19). Далее, Аарон, обвинявший Моисея вместе с Мариам, хотя и повинен был одинаковому с ней наказанию пред Судиею, однако справедливо не поражается проказою вместе с нею; поелику чин священства почтен и велик пред Богом. Поэтому-то Аарон и избежал поражения проказою. Но за то, напротив, он наказан был скорбью о страдавшей проказою, согласно сказанному от Бога: препояшитеся и бийтеся жерцы, плачитеся служащий жертвеннику: внидите, поспите во вретищах служащий Богу, яко отьяся от дому Бога вашего жертва и возлияние (Иоил.
243
1, 13). Приступает же Аарон, говоря премудрому Моисею: молю тя, господи, не возлагай на ны греха, понеже не ведяхом, яко согрешихом (Числ. 12, 11). Ибо происходящие из рода Израилева и по плоти не чуждые Синагоги иудейской, но поставленные распорядителями таинств Спасителя нашего, имели возносить молитвы за согрешивших по неведению, хотя в начале и пали вместе с ними. Да не подпадут они, вместе с теми, гневу Отца, умоляют они Христа, что делал Павел, говоря: братие, благоволение убо моего сердца, и молитва, яже к Богу по Израили есть во спасение (Римл. 10, 1). Но говорящий это был и строитель тайн Божиих и священнодействователь Божественной проповеди, как и Аарон в то время. Когда же Моисей возопил к Богу за прокаженную и умолял исцелить ее (Числ. 12, 13), Бог откладывает свое согласие на это, говоря: да отлучится седмь дней вне полка, и по сих да внидет (ст. 14).
4. Эти слова опять как бы в образе показывают нам, что Божественное естество скоро преклоняется на милость и по некоему обыкновению склонно к тому, чтобы умолену быть; но часто множеством или великостью грехопадений наших задерживается и лишает своего человеколюбия повинных (греху). Но то же самое означает, по нашему мнению, и то, что многие ходатайства святых за Израиля восхо-
244
дят к Богу; однако невозможно не быть наказанным ему, который изобличен в столь великих грехах. Посему Бог и поставил милость после Суда. А что Бог часто раздражаем бывает нашими грехопадениями, так что иногда откладывает применение и самого, более всего любезного Ему, милосердия, это не трудно увидеть и из следующего. Когда Бог открывал чрез Святого Духа пророку Иеремии имевшее быть по времени убиение в стране Иудейской, при нападении на нее, по закону войны, вавилонян, причем уже и пали многие и видимы были мертвыми, то сказал святому пророку: горе Мне, яко исчезает душа Моя над убиенными. Обыдите пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте, и поищите на стогнах его: аще обрящете мужа творящаго суд, и ищуща веры, и милосерд буду ему, глаголет Господь (Иерем. 4, 31; 5, 1). Видишь ли в сих словах, как Он болезнует над убиенными и как охотно готов миловать Иерусалим? Но как бы Сам Собою останавливается и откладывает боголепное милосердие по причине чрезмерности греха. Тем не менее Он ищет случая к милосердию и хотя бы ради одного праведника хочет отложить гнев Свой; потому что повелевает, чтобы желающие показали Ему в городе хотя бы одного мужа верного. Итак, Мариам высылается из стана по причине поражения ее проказою. Ноне воздвигошася, сказано,
245
людие, дондеже очистися Мариам (Числ. 12, 15). Ибо и мы, верующие во Христа, ожидаем очищения иудеев, то есть чрез веру. И, таким образом, наконец, оставив шатры жизни сей, возвратимся в вышний град и устремимся в землю обетования. Итак, истину говоритСпаситель, обращая следующие слова к иудеям: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне, о Мне бо той писа (Иоан. 5, 46). Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О соглядавших землю обетования.
1. Превосходно наследие у тех, которые решились любить царя всяческих — Бога. Им уготовано обладание благами, превышающими ум. Уверить же в этом может блаженный пророк Исаия, говорящий: есть наследие служащим Господеви (Иса. 54, 17). И еще: и будеши уповая на Господа, и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего: уста бо Господня глаголаша сия (Иса. 58, 14). Итак, истинно и во всех отношениях твердо обетование; потому что не могут никогда уклониться от истины и солгать уста Бога. Во всяком случае Он исполнит обетованное. И зная это, Божественный Псалмопевец так говорит в одном месте: Господь часть достояния моего, и чаши моея: Ты еси устрояяй
246
достояние мое мне (Псал. 15, 5). Но кто суть эти служащие Господеви, или к кому перейдет столь славное и достоприятное наследие? Это суть те, которые стараются исполнять угодное Богу, неукоснительно стремятся ко всему достохвальному, готовы весьма неленостно бороться со всяким врагом и не своими силами или искусством дерзают делать это, но как бы некое оружие имеют в руках, благодать свыше, а вождем и защитником имеют Бога всяческих. Ибо так настроенные, они говорят: не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет мене: спасл во еси нас от стужающих нам и ненавидящих нас посрамил еси (Псал. 43, 7-8). Добрых и дерзновенных, готовых к вере, Бог особенно отличает, щедрою рукою даруя им блага; а тех, которые недугуют постыднейшими пороками и впадают в непокорность, Он совсем отлучит от стада избранных и удалит от всего, приносящего радость. Он воззовет к каждому вполне праведно: сия часть твоя, часть непокорства твоего на Мя (Иса. 17, 14; 57, 6; Иерем. 13, 25). Таковым укоризнам подвергнется, как увидим, народ Иудейский. Поэтому он и лишился надежды и остался вне наследия, хотя наследие и принадлежало ему, если истинно то, что их обетования по слову блаженного Павла (Римл. 9, 4). Поелику же они не послушались Призывавшего их к обетованиям, то остались непричастны им
247
и, по слову Спасителя, стали последний перви, и первии последии (Матф. 20, 16). И эго опять предвозвещаемо было нам в самих ветхозаветных Писаниях. Читается же так: и по сих воздвигошася людие от Асирофа, и ополчшиася в пустыни Фарани. И рече Господь к Моисею, глаголя: поели от себе мужы, и да соглядают землю Ханаанскую, юже Аз даю сыном Израилевым во одержание: мужа единого от племене, по сонмом отечеств их, да послеши их всякого старей шину от них. И посла я Моисей от пустыни Фарами глаголом Господним: вси мужы старейшины сынов Израилевых сии (Числ. 13, 1-4). Итак, избранные от всех колен мужи, числом двенадцать, были выделены из всего народа и вышли, чтобы тщательно высмотреть, тучна ли земля та или тоща, удобна ли она для скотоводства, хороша ли и плодородна или суха и бесплодна; также может ли она приносить плодовые деревья, производить зрелые плоды и может ли, е некоторым уходом за нею, представлять собою плодоносную ниву. Кроме того еще, каковы обитатели ее, страшны ли они сплою, воинственны ли и непобедимы для обыкновенных людей, или же удобопобедимы для людей мужественных; затем, сколько и каковы на ней города, лишены ли они стен, или хорошо укреплены степами с башнями (ст. 19-21). Моисей прибавил к тому также и то, что они
248
должны были, сорвав, принести с собою и самих плодов, как бы в доказательство исполнения поручения (ст. 21). Так отправившись, они устремились к исполнению поведенного им. В потребное время они осмотрели землю, понесли с собою на обратном пути виноградную кисть, редкостную и необычайную, истинное чудо, и, не потерпев никакого вреда, возвратились к Моисею. Но только в мнениях своих они разделились. Хвалить землю все считали нужным и ясно возвещали, что земля хороша и тучна, в доказательство чего приводили взятый из нее плод. Но одни из них называли парод, живший на ней смелым, сильным и воинственным, мало склонным к уступчивости при оскорблении его кем бы то ни было. Сыны исполинов, говорили они, видехом тамо, столь высоких и огромных, что происшедшие от племени Израилева казались саранчой пред ними, если сравнивать их с теми по величине (ст. 34). Халев же и Иисус (Навин) открыто говорили, что земля хороша и тучна и аще любит нас Господь, введет нас в нее, и опять утверждали, что побеждены будут населяющие ее, Бог будет защитником Израиля (Числ. 14, 8-9). Но когда Израильтяне услышали таковые слова, то вся толпа народа, забыв Бога и не помня знамений, совершенных в Египте, объята была великим страхом, медлила выходить на войну, от-
249
казалась противостоять неприятелю и уже не оказывала любви к обетованному. Она не помышляла о всесильной и непобедимой деснице Помогающего, но по-детски плакала и с трепетом ожидала, что жены и все самое дорогое погибнет от мечей неприятельских. Они дерзнули даже говорить, что для них лучше рабство египетское и удобоносимее иго этого рабства. Со слезами на глазах говорили они, что им следует возвратиться к египтянам (Числ. 14, 3-4). Иисуса же и Халева, которые возбуждали их к мужеству, они покушались побить камнями и засыпать землею. Но когда, наконец, дело дошло до такой степени несчастия, то я вися, сказано, слава Господня во облаце, над скинию свидения всем сыном Израилевым, и готова была погубить всех без замедления (ст. 10-12). И едва лишь тогда Бог склонился на милость, когда Моисей припал к Нему и умолял Его. Ибо рече, сказано, Господь к Моисею: милостив им есмь по словеси твоему: но живу Аз, и присно живет имя Мое, и наполнить слава Господня всю землю: яко еси мужие видящии славу Мою, и знамения, яже сотворих во Египте, и в пустыни сей, и искусиша Мя се десятое, и не послушаша гласа моего, истинно не узрят земли, еюже кляхся отцем их: разве чадом их, яже суть со Мною зде, иже не ведят добра и зла, всяк юноша не ведый, сим дам землю: еси же разгневавшии Мя не
250
узрят ю. Раб же мой Халев, яко бысть дух ин в нем, и возследова Мне, введу его в землю, в нюже ходил тамо, и семя его наследит ю (ст. 20-24). Итак, заметь, сколь тяжко пред Богом преступление неверия. Необходимо было, чтобы соделавшиеся повинными сему преступлению подвержены были тяжкому и наказанию. Это и потерпел Израиль, как увидим, с ветхозаветными Писаниями снося новозаветные и открывая сокрытую под тенями истину. Ибо Моисей побуждает избранных от всех колен идти с целью тщательно высмотреть землю обетования. Когда же они сходили туда и потом вернулись, то десять числом из них говорили о ней дурно и для всего сонмища соделались виновниками страха и богоненавистного неверия. Остальные же двое, Халев, сын Иефонии, а также и Иисус убеждали идти с целью завоевать землю, и самую землю хвалили, открыто говоря, что она тучна, плодоносна и имеет удобные к посеву нивы. Но те лишились обетованного, а эти небесным определением назначены наследниками и ночтены от Бога.
2. Теперь необходимо сказать, какой образ истинного и духовного созерцания заключается здесь. По свидетельству книг Моисеевых, ум иудеев некоторым образом лишаем был или благ, в них предуказанных, как бы еще в прообразах, святым, или святой земли,
251
обетованной отцам. Ибо можно, очень можно в законоположительных книгах видеть начертанным в прообразах таинство Христа, даруемое Им в Духе освящение и обетованную святым надежду. Именно, закалается в Египте израильтянами агнец, совершается помазание кровью и упраздняется губитель. А что смерть имела быть ослаблена смертью Христа и погибель некогда минует помазанных во Святом Духе, это предвозвестила сень. Также, что мы получим дарованное в начале благоденствие и человек снова возвратится к райскому блаженству, на это не менее ясно указывает нам также закон. Ибо он повелел праздновать в седьмом месяце в пятнадцатый день месяца, причем взять в руки финиковые ветви и плод древа красен, и ветви древа частые, и вербы, и агновы ветви (Лев. 23, 40). Взять же не просто повелел, но в первый и седьмой день месяца; и первый день именует нареченным святым (ст. 35); также и седьмой (ст. 36). А эго обстоятельство косвенно указует на то, что рай в первое время дан был началу рода, то есть Адаму; дан же будет и в последнее время, то есть при скончании настоящего века, образом которого, и весьма ясным, может служить последний, седьмой день. Свят первый и седьмой день: ибо свято было время, в которое праотец наш Адам еще хранил данную ему заповедь; свято также и последнее
252
время; ибо мы освящены во Христе, избавившись от вины греховной и соделавшись причастными Святого Духа. Итак, чрез прообраз и сень Моисей, или сила законоположительных Писаний, как бы предварительно посылает тех, которые более других хорошо научены и имеют ум, так сказать, избранный, на тщательное рассмотрение обетованного от Бога. Поелику же у желающих получить столь важные и славные блага брань не к крови и плоти, но скорее к началом, и ко властем, и к миродержителем века сего, согласно написанному (Ефес. 6, 12): то и медлят вступать в эту рань помышляющие о плотском, предпочитающие привременное и гибнущее блаженству вечному. Ибо смотри, как израильтяне, из-за жен и детей, всячески противоречат словам избранных, предавшись толикому страху и малодушию (Числ. 14, 3). Помысли также, с другой стороны, и о тех, которые во время пришествия Спасителя всех нас, Христа, вследствие криков иудеев потеряли веру. Господь наш Иисус Христос даровал верующим Царствие Небесное. Но кроме того Он призывал к мужеству, духовному конечно; и увещавал верующих в Него, что им надлежит весьма мужественно противоборствовать насильству диавола, причем говорил: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лук. 10, 19). Но некоторые
253
не хотели веровать, любви к Богу предпочитая телесное. Ибо званные на брак начата, сказано, вкупе отрицатися вси. И один говорил: село купих; другой: жену поях, и не могу прийти (Лук. 14, 18 и 20). Видишь ли родственную связь страстей? Видишь ли сродство недугов? Итак, книжники и фарисеи некоторым образом говорили против обетования Божия тем, что и сами не хотели идти к нему и другим не позволяли. Поэтому и слышали: горе вам законником, яко взясте ключ разумения: сами не внидосте, и входящим возбранисте (Лук. 11, 52). Таким образом вследствие слов руководителей погиб подчиненный им народ. Потому и устами пророка Бог говорит в одном месте: понеже обуяша пастыри, и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо, и расточено бысть (Иерем. 10, 21). Так и великое множество иудеев лишилось обетования и стало непричастным благодати, даруемой чрез Христа. Впрочем останок спасен чрез Христа (Римл. 11, 5; 9, 27). И сего ясным прообразом могут быть Халев, сын Иефонии, и Иисус, которые весьма многое говорили сынам Израилевым, возбуждая их к мужеству, называя землю прекрасною и достойною занятия и громко возглашая, что они одержат верх над народами, ее населяющими. Но они едва не погибли; ибо рече сказано, весь сонм побити их камением (Числ. 14, 10). Од-
254
нако они же и наследниками назначены от Бога. Кто такой Халев, это может уяснить его имя. Оно значит: все сердце в). Иефония же, с другой стороны, значит: обращение г). Итак имеющие совершенное с Богом сердце суть сыны обращения, а вместе с ними и Иисус. Они же опять суть те, которые уверовали вследствие проповеди Апостолов, которых можно разуметь под бывшими как бы в виде начатка и которые призвали Израиль. В них же можно умопредставлять и останок. Призывая иудеев, Апостолы подвергались опасностям; однако поставлены наследниками святой земли. Ибо, что вполне успокоившееся в Боге сердце имеют сыны обращения, то есть обратившиеся от заповедей закона к служению верою и к благодати, это всякий может узнать из того, что ясно пишет Павел, который считал за уметы то, что было в жизни подзаконной, вменял это тщету быти за превосходящее разумение Христа, чтобы только Его приобрести и иметь оправдание чрез Него (Филип. 3, 6-9).
в) От כָלַב — обнимать, все захватывать, значит собственно: все объемлющий, за все хватающийся, стремительный, пылкий и под. Буквально же в смысле: все сердце, (Πᾶσα καρδιά) имя Халева толкуется у Филона в его De nom. mutat. pag. 823 ed. cit.
г) Имя Иефонии, с еврейского (יְפֻנֶּה), собственно означает человека, которому открыт, проложен свободный путь.
255
Итак, что Израиль лишен будет обетования, однако не совсем погибнет, но спасен будет хотя в небольшой части своей (потому что это, думаю, значит останок), это ты весьма легко можешь уразуметь, как я уже прежде говорил, видя входящим в землю по обетованию Божию Халева, с которым сопряжен некоторым образом и входит рядом спасающий. Ибо так толкуется имя Иисус. Почему и Божественный Ангел Гавриил, когда благовествовал Святой Деве образ вочеловечения Единородного, говорил: не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется (Лук. 1, 3032). Итак, один лишь останок всего сонмища иудеев наследовал обетования и вошел в священную землю. А самый народ, — далеко нет. Вместе же с останком вошел и новый и верующий народ; потому что вместе с Халевом Бог всяческих обещал ввести и все молодое поколение. На это указывал нам и Божественный Давид, говоря о наследии святых: да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа (Псал. 101, 19). Ибо не для детоводимых в законе соблюдено наследие, но для иного рода. Какой же это иной род? Это — новый, как я сказал, и верующий народ: потому что мы созданы во Христе к обновлению
256
жизни, совлекшись ветхого человека с страстями и похотями его, так как говорится, что Христос создал оба народа во единаго нового человека, творя мир и примиряя обоих во едином Дусе ко Отцу (Ефес. 2, 15-16 и 18). Итак, во образе нового народа да будут и истинным Халевом вводимые чада. Им и богоглаголивый ученик (Христов) писал в Послании, говоря: яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение. Понеже вкусисте, яко благ Господь (1 Пет. 2, 23). А что и богоглаголивый Павел, так уразумев заключающееся в законе, пременяет в истину содержащийся в письменах прообраз, это ты ясно можешь узнать из того, что написал он в Послании к Евреям, говоря: Темже, якоже глаголет Дух Святый: днесь, аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании, во дни искушения в пустыни: идеже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя и видеша дела Моя. Четыредесять лет. Сего ради негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем: тии же не познаша путей Моих. Пред ними кляхся во гневе Моем, и не внидут в покой Мой (Евр. 3, 7-11). А чтобы и мы, отталкивая от себя проклятое неверие и возможно дальше устраняя его от души своей, оказывались наследниками обетования, он взывал опять: блюдите братие, да не когда будет в некоем от
257
вас сердце лукаво (исполнено) неверия, во еже отступити от Бога жива. Но утешайте себе на всяк день дондеже днесь нарицается, да не ожесточится некто от вас лестию греховною: причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца известен удержим: внегда глаголет: днесь, аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко же в прогневании. Нецыи бо слышавше прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом: коих же негодова четыредесять лет? не согрешивших ли? ихже кости падоша в пустыни, Которым же клялся не внити в покоище Его? яве, яко противлшимся. И видим, яко не возмогоша внити за неверствие (Евр. 3, 1219). Ибо что необузданность и неуступчивость мановениям воли Божественной были для них причиною того, что они, хотя и надеялись, однако утратили надежду, и что обратное действование принесло бы им немалую пользу, в этом не менее прежнего может убедить нас тот же Апостол, говоря: да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам благовествовано есть, якоже и онем: но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших. Входим бо в покой веровавший (Евр. 4, 1-3) Спасителю всех нас и Искупителю, то есть Христу, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
258
О том, что Христос соделался для нас хлебом жизни.
1. Обличая страсть иудеев учить других, богоглаголивый пророк Иеремия говорил, и весьма справедливо: како речете, яко мы мудри есмы, и закон Господень с нами есть? Истинно всуе бысть трость лживая книжником. Постыдешася премудрии, устрашени, и поимани быша, слово бо Господне отвергоша: кая премудрость есть в них? (Иерем. 8, 8-9.) Ибо хотя весьма много надмевавшиеся ведением законов и высоко поднимавшие брови книжники и фарисеи высокомерно относились к толпе народной, однако же недуговали глупостью, самыми делами обличаемы были как немудрые и малосведущие; потому что отвергли снисшедшую свыше и с неба Премудрость, то есть происшедшее от Бога Отца Слово, Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1 Кор. 1, 30). Поэтому-то и оказались они фальшивыми и бездушными, буи и слепии, по слову Самого Спасителя (Матф. 23, 17). Когда же отвергли они слово Божественное и как бы весьма далеко ушли от животворящей благодати и были изобличаемы многократно как огорчавшие Бога крайнею непокорностью, то погибли голодом. И сбылось то, что сказано было от Бога устами пророка: се дние грядут, глаголет Господь: и наведу глад на землю, не гладь хлеба, ни жажду воды: но глад слышания слова Го-
259
сподня: и поколеблются воды от моря до моря: и от севера до восток обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут (Ам. 8, 11-12). Ибо те, которым можно было бы иметь его, и притом в изобилии, весьма неразумно отвергши его, наконец, по Божественному определению наказываются, теряя все наилучшее и то, чрез что они наверное могли бы обогатиться вышними благами. А поелику они решились не покоряться и нечестиво оскорбили Божественную и досточудную благодать, то на них наведен был глад Божественных учений; и весьма справедливо. Для нас же, верующих в него, Еммануил соделался хлебом жизни. Он есть хлеб, сшедый с небесе и даяй живот миру (Ин, 6, 41, 51, 58 и 33): в Нем и чрез Него препобеждая богоненавистную державу тления и облекаясь в ниспосылаемую свыше и с неба благодать, то есть в нетление, мы приносимся Богу и Отцу светлые и священные. И чем же не одаренные из таковых благ мы скончаваем течение в мире? В таковых рассуждениях утверждает нас буква закона. В нем написано так: и рече Господь к Моисею, глаголя: глаголи сыном Израилевым и речеши к ним: егда внидете в землю, в нюже Аз ввожу вас тамо: и будет егда ясте от хлебов земли (тоя), отложите участие во отделение Господу: начаток теста вашего: хлеб отлучите участие оное: якоже участие от гумна:
260
тако отделите той (хлеб), начаток теста вашего, и дадите Господу участи в роды ваша. Егда же согрешите, и не сотворите всех заповедей сих, ихже глагола, Господь Моисею. Якоже повеле Господь Бог вам рукою Моисеовою, от дне в оиьже повеле Господь к вам, и потом в роды ваша. И будет аще от очес сонма сотворится неволею, и да сотворите весь сонм телца единаго непорочна от волов во всесожжение, в воню благовония Господу, и жертву сего и возлияние его по установлению, и козла единаго от коз греха ради: и да помолится жрец о всем сонме сынов Израилевых, и оставится им, яко нехотение есть: и сии принесоша дар свой, принесение Господу греха ради своего пред Господем, нехотений ради своих. И оставится всему сонму сынов Израилевых, и пришелцу, приходящему к вам, яко всем людем нехотенное. Аще же душа едина не хотящи согрешит, да приведет козу едину единолетну греха ради: и да помолится жрец о души нехотевшей, и согрешившей нехотением пред Господем, и да помолится о ней, и оставится ей. Населнику (земли) сынов Израилевых, и пришелцу прилежащему в них закон един да будет им, иже аще сотворит не хотящи (Числ. 15, 17-29). Так в книге Чисел. В книге же Левит иначе изображается таинство. Впрочем созерцания не очень отстоят одно от другого в несходстве. Поэтому, на-
261
помнив и об этом, — ибо весьма необходимо знать это — из двух составим как бы одно повествование. Написано же опять так: И рече Господь к Моисею, глаголя: глаголи сыном Израилевым, и речеши к ним: егда внидете в землю, юже, Аз даю вам, и пожнете жатву ея, и принесете снопы начаток жатвы вашея к жерцу: и вознесет сноп пред Господа приятен вам: на утрие первого дне субботы, да вознесет его жрец, И сотворите в день в оньже аще принесете сноп, овча непорочно единолетно во всесожжение Господу: и жертву его две десятины муки пшеничны спряжены в елей: жертва Господу, в воню благовония Господу, и возлияние его вина четвертую часть ина. И хлеба, и пряженых класов новых да не сиесте, даже до того дне самаго, дондеже принесете вы дары Богу вашему: законно вечно в роды ваша во всем населении вашем (Лев. 23, 9-14).
2. Итак, сноп есть начаток жатвы и знамение нового благоплодия; хлеб же — собранного зерна, сваленного в кучу для взятия из нее на потребу, а может быть и снесенного в самые житницы. Возношением же Богу делать это повелел поселившимся уже на земле обетованной для того, чтобы в том и другом уразумеваем был Христос. Ибо Он есть хлеб сходяй с небесе и животворящий (Иоан. 6, 33) и начаток смешения (теста) воссозидаемых в Нем к обновлению жизни. Начатком
262
древнейшего смешения (теста) был Адам; когда же вознерадев о данной ему заповеди он впал в преступление, то тотчас же был проклят и в нем осужден был на смерть и тление человеческий род. А Христос есть начаток второго смешения (теста). Он избежал проклятия, потому именно, что сам соделался за нас клятвою (Галат. 3, 13), и отгнал державу тления опять потому, что был в мертвых свободь. Ибо Он воскрес, поправ смерть, и взошел ко Отцу не только как возношение светлое и дароприношение, но и как бы некий начаток человечества, обновляемый в нетление. Поэтому принесение хлеба в святую скинию и предложение Богу во Святом Святых может означать, и весьма естественно, восхождение Еммануила на небеса. Не в рукотворенная бо святая вниде и не в противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас, как написано (Евр. 9, 24). А что Он есть и хлеб животворящий, сходяй с небесе и свыше; что, кроме того, Он избавляет и от грехов и освобождает сущих на земле от грехов неведения, принося Себя за них в воню благоухания Богу и Отцу, это ты очень хорошо уразумеешь, очами ума созерцая Его закалаемого, как бы тельца приносимого во всесожжение и как козла за грехи неведения народа. Ибо грехопадения кто разумеет? как написано (Псал. 18, 13). Смотри, как ясно за-
263
конодатель назвал очищение, совершаемое чрез Христа, стоящим без сравнения выше служения по закону. Если вы преступите, говорит, заповеди Моисея, и если некоторые изобличены будут в небрежении к заповедям законного служения, тогда, говорю, вы найдете подаваемое вам чрез кровь забвение (грехов), именно когда заклан будет телец и принесен в жертву козел. А это было в прообраз Христа. Итак, закон определяет наказание для преступивших, избавляет же от наказания и освобождает от вины неведения Честная Кровь Христа. Он положил душу свою за нас, дабы уничтожить грех мира. Поэтому как бы под хлебом можно разуметь Христа, как жизнь и животворящего; под тельцем Он же опять разумеется как приносимый во всесожжение и приносящий Себя в воню благоухания Богу и Отцу; и под видом козла как соделавшийся ради нас жертвою за грех и закаляемый за грехи. И сноп также может быть понимаем иносказательно. А что и он означает, по возможности сказано будет. Полевым колосьям можно уподобить род человеческий, восходящий, так сказать, из земли и ожидающий приличествующей ему полноты, а с течением времени срезаемый, в чем он и находит себе смерть. Так и Сам Христос говорил святым ученикам: Не вы ли глаголете: яко еще четыри месяцы суть, и жатва приидет?
264
се глаголю вам: возведите, очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже. И жняй, мзду приемлет, и собирает плод в живот вечный (Иоан. 4, 35-36). Итак, как я сказал сейчас, полевому посеву весьма легко уподобить можно живущих на земле. Христос же соделался подобен нам, возникши из Святой Девы наподобие колоса. Поэтому и сам Он называл Себя зерном пшеничным, говоря: аминь, аминь глаголю вам, аще зерно пшеничпо пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Иоан. 12, 24). Он же соделался и как бы приношением за нас Отцу и в смысле снопа, как бы начатком земли, чрез произведения свои свидетельствующей о своем благоплодии. Колос, поименованный один, так же как и мы сами, не один только, но как сноп приносится, то есть как состоящая из многих колосьев одна связка. И это дело необходимо на пользу и представляет собою образ таинства. Ибо один есть Иисус Христос, но как бы в виде снопа представляется духовно как один из многих состоящий, каков и есть, так как Он содержит в Себе всех верующих, конечно, именно по единству духовному. Иначе каким образом блаженный Павел пишет, что мы совоскресли с Ним и спосаждены будем Ему на небесных? (Ефес. 2, 6.) Поелику же Он соделался подобен нам,
265
то мы соделались стелесниками Его и обогатились единством с Ним чрез тело. Поэтому мы говорим, что все мы заключаемся в Нем. Так Он и Сам в одном месте говорит Небесному Отцу и Богу: хощу, да яко же Аз и Ты едино есмы, так и они в Нас (Иоан. 17, 24, 11 и 21), как и прилепляяйся Господеви, един Дух есть (1 Кор. 6, 17). Итак Христос есть сноп, как всех содержащий в Себе и за всех возносимый, и начаток человечества, совершенного в вере и долженствующего быть принесенным наконец в вышние и небесные сокровищницы. Приносить же сноп должно, говорится, на утрие перваго дне (Лев. 23, 11), что значит: на третий день. Ибо Христос ожил из мертвых на третий день и своею силою восшел на небо, то есть в скинию истинную и во Святая Святых. Но как духовно представляемый хлебом, знаменуем был и в образе тельца, предназначавшегося во всесожжение и в воню благовония, а также и в образе козла, который приносим был за грехи неведения: так, с другой стороны, хотя духовно представляется снопом, но Он же есть и овча единолетнее, то есть совершенное; ибо Христос всесовершен и свободен от недостатков по самому естеству Своему. К тому же Он и был всесовершенно непорочен; потому что греха не знал, ни обретеся лесть во устех Его (1 Пет. 2,
266
22). Сам же Он есть и пшеничная мука светлая и напоенная елеем, то есть жизнь в тучности и веселии. Ибо мы живем в Нем, радуясь за упование отложенное (Кол. 1, 5); и орошаемые благодатью Святого Духа говорим согласно сказанному в псалмах: умастил еси елеом главу мою (Псал. 22, 5), потому что мы помилованы чрез веру во Христа, с Которым некоторым образом и приносимся в жертву, занимая второе место, совершенно так, как и так называемые пряженые класы в отношении к пшеничной муке Его. Под пряжеными класами мы разумеем муку из зеленых плодов д). Ибо что Христос, хотя по Домостроительству и соделался подобен нам, выше нас однако представляется по естеству, в этом никто не может усомниться. Итак, честнейшею, без сравнения, нашей является Его жизнь, так как она всесовершенно свята и непорочна. Наше же состояние хуже и ниже и занимает место как бы пряженых класов, в отношении, говорю, к муке из пшеницы. А пшеничная мука есть образ жизни. Но и пряженые класы приносятся на жертвенник вместе с
д) Под словом χίδρα (класы), о котором здесь речь, разумеются собственно стертые в муку сырые зерна, незрелые плоды, пожалуй и шелушные (напр. бобы), которые по преимуществу св. Кирилл имеет в виду в своем настоящем объяснении, употребляя слово ὄσπριον, переведенное нами потому словами: «зеленые плоды».
267
пшеничною мукой. Ибо мы приносимся в жертву курения, как я сказал, вместе с Христом и Ему все благоухаем и вместе с Ним становимся приятны Богу и Отцу. А не имеющие Христа вообще неспособны быть и жертвою; яко без Мене, говорит Он, не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5). Новых же, сказано далее, да не снесте, даже до того дне, самого, дондеже принесете сноп (Лев. 23, 14). Ибо ни время закона, ни лик святых пророков не имел повой нищи, то есть учения Христова, равно как и самого обновления природы человеческой, разве только в одном предсказании. Когда же, наконец, Господь наш Иисус Христос воскрес и как бы вместо снопа в начаток от человечества принес Себя Богу и Отцу, тогда и только тогда и мы как бы в новую жизнь пересозидаемся. Ибо мы по-евангельски начинаем жительствовать не в ветхости писмене, но во обновлении духа (Римл. 7, 6). Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
О рыжей юнице (телице), сожигаемой вне стана.
Богоглаголивый Давид в одном месте говорит: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Псал. 115, 3.) И нам самим в особенности приличествует таковое же слово. Ибо что может быть сделано равноценного с нашей стороны Богу и Отцу? Он Сына Своего дал
268
есть за нас, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3, 16), как бы пренебрегши приличествующею Ему любовью; потому что Он предал Себя за грехи наша, по Писаниям (Иса. 53, 5; 1 Пет. 2, 24), и мы чрез Него спасены. Он мучен бысть за грехи паша, и о нас болезнует (Иса. 53, 5 и 4), претерпев и самую телесную смерть, не для того, чтобы видим был оставшимся с нами в мертвых, но дабы с Ним и чрез Него востекая к жизни и возвращаясь к нетлению, мы радуясь говорили: где победа твоя, смерте? где остен твой, аде? (Ос. 13, 14; 1 Кор. 15, 55.) Какая же стезя приводит нас к сему? — Благодать, даруемая чрез Крещение, чрез которое очищаемые от всякие скверны мы являемся причастниками Божественнаго естества (2 Петр. 1, 4), вселяющегося в нас Духом Христовым. Тогда-то и только тогда будучи окроплены и очищены в совести от мертвых дел, как пишет блаженный Павел (Евр. 9, 14); соделавшись причастниками таинственного благословения и исполнив ум свой благодатью свыше, мы можем явиться достойными соревнования и общего внимания и чего еще (не можем удостоиться) такового? И то, что я сказал, ты поистине увидишь, если уразумеешь изречения, касающиеся юницы (телицы). И рече, сказано, Господь к Моисею и Аарону, глаголя: се расположение закона, елика заповеда
269
Господь, глаголя: глаголи сыном Израилевым, и да приведут к тебе юницу рыжу непорочну, яже не имать на себе порока, и на нюже не бе возложено иго: и даси ю ко Елеазару жерцу: и да изведут ю вне полка на место чисто, и да заколют ю пред ним: и да возмет Елеазар от крове ея, и да покропит спреди скинии свидения от крове ея седмижды. И да сожгут ю пред ним, и кожу ея и мяса и кровь ея с мотылы ея да сожгут. И да возмет жрец древо кедрово, и иссоп, и соскание червленое, и да вложат в средину сожжения юницы: и да измыет ризы своя жрец, и да омыет тело свое водою: и потом да внидет жрец в полк, и нечист будет жрец до вечера. И иже сожигает ю, да исперет ризы своя, и да омыет тело свое водою: и нечист будет до вечера. И да соберет чистый человек пепел юницы (Числ. 19, 1-9). И далее: и да будет сыном Израилевым, и пришелцем прилежащим посреде вас, законно вечно (ст. 10). К сему законодатель прибавляет еще, что оскверняет некоторых и делает их нечистыми прикосновение к трупу умершего. Нечист будет тот, с кем таковое случилось, в течение целых семи дней; да очистится же посредством пепла юницы (телицы), смешанного с водою, окропленный кровью в день третий, а также и в день седмый (ст. 11-12). Если же не сделает сего, сказано, то неомытою будет иметь нечи-
270
стоту (ср.: ст. 13). Он потерпит даже и наказание, потому что скинию Господню оскверни: потребится, сказано, душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропися нань (там же). Если же и в дому случится, сказано (ст. 14), что умрет кто-либо, то обвинение в нечистоте должно переходить тогда и на самый Домашний очаг и на все в доме, например, на сосуды. И даже если бы находились некоторые из сосудов свободные от напитков, то и те должны считаться оскверненными. Не менее того нечист, сказано, всякий прикоснувшийся на поли или язвенному, или кости мертвого, или гробу (ст. 16). Каким образом повелел (Бог) очищать таковое, об этом мы также скажем по возможности, неясность буквы Писания искусно раскрывая приличными рассуждениями.
2. Итак, юница всесовершенно непорочная, вполне свободная от всякой нечистоты и не ведающая греха, есть Господь наш Иисус Христос. Ибо Он дерзновенно сказал: грядет мира сего князь, и во Мне не имать ничесоже (Иоан. 14, 30). Равно также иудеям говорит: кто от вас обличает Мя о гресе? аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне? (Иоан. 8, 46.) Кроме того, обрати внимание на то, что Он в Священных Писаниях именуется то тельцем, а то юницею. Это конечно для того, чтобы посредством мужеского пола Он знаменуем был, как руководитель,
271
а посредством женского, — как меньший и находящийся в подчинении. Ибо, как всяческих Бог, Он всем управляет, и вместе с Богом и Отцом простирает свою державу на все. Но Он же добровольно соделался подзаконным, исполнял предписания Моисея, как бы имевшего над Ним преимущество, хотя сей был и раб. И неудивительно; потому что Он и пророком наименован (Втор. 18, 15) и в зраке раба явился (Филип. 2, 7), хотя есть Господь и Бог самих пророков. Юница же должна была быть рыжею. Ибо в крови совершилось таинство вочеловечения, если истинно то, что Он послушлив был Отцу даже до смерти, смерти же крестныя (Филип. 2, 8) и пришел спасти поднебесную своею кровью. Знамением же крови, и очень ясным, может быть рыжий цвет. Но если Он и был послушлив Отцу и вместе с нами, по домостроительству, соделался подзаконным, как человек, если наименован и рабом, не обесчестив природы воспринятой плоти: тем не менее Он был и есть в то же время свободный, как по естеству Бог, игом рабства отнюдь не связан и совсем не испытал его. Ибо Он пришел свыше и есть выше всего, происходя от самого свободного существа Бога и Отца. Поэтому и сказано, что юница должна быть приведена рыжая и непорочная и тягостей ярма не испытавшая. Ибо если Единородный
272
истощил Себе и добровольно снизошел до зрака раба (Филип. 2, 7), то как или почему может быть сомнительно то, что это снисхождение было во всяком случае с высоты, а истощание — от полноты? От врожденной и изначальной свободы это было как бы снисшествием, говорю, в зрак раба. Итак, Он был юницею по причине того, что начальственное является как бы в подчинении и под законом; — рыжею же, потому что образ домостроительства состоял в крови ради нас и за нас. А непорочною, по причине безгрешности, так как Он не ведал греха,— не испытавшею труда и ярма, по причине Его свободы по Божеству и несродности к рабству, хотя Он и соделался подобен нам и был в зраке раба. Но пусть дадут, сказано, юницу ко Елеазару жерцу: и да изведут ю вне полка на место чисто, и да заколют ю пред ним (Числ. 19, 3). Жрец может быть образом священников и освященных и помазанных во Святом Духе; поелику и в отношении к нам уверовавшим сказано в одном месте устами святого Апостола: вы же род избран, царское священие, язык свят (1 Пет. 2, 9). Итак, нам священным, роду избранному и святому народу, Христос дан от Бога и Отца, как освящение и избавление, премудрость и правда (1 Кор. 1, 30), Спаситель и Искупитель, Который, как пишет богоглаголивый Павел, и
273
вне врат пострадати изволил (Евр. 13, 12). Туда и мы должны идти, говорит он, поношение Его носяще (ст. 13), то есть каждый — свой крест. О сем говорил и сам Спаситель: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми (Лук. 9, 23; Матф. 16, 24). А что священным и освященным приличнее всего и служит на пользу то, чтобы и как бы пред очами своими иметь умершего Христа, на это может указывать законоположение о том, что юница, должна быть закалаема пред лицем жреца. Когда же мы будем памятовать об умершем ради нас и за нас Христе, тогда еще более изумлены будем словами богоглаголивого Павла, взывающего нам о Нем: Един за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2 Кор. 5, 14. 15). И еще: аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду, Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе за нас (Галат. 2, 19. 20). Итак, да предлежит некоторым образом очам ума нашего Потерпевший за нас заклание; ибо тогда мы будем уже не для себя самих, но скорее для Бога, как искупленные кровью Христа, предавшаго Себе за нас, по Писаниям (Галат. 2, 20). Далее, повелело было рукою жреца окро-
274
пить кровью святую скинию, и это седмижды, а юницу сжечь, не извергая совершенно ничего из того, что было в составе тела ее; но вместе с мясом и навоз и кожу и прочие части тела. Ибо Христос Своею кровью освящает истиннейшую скинию, то есть Церковь: и освящает совершенно, то есть богатно; потому что это, думаю, значит семикратное окропление скинии кровью: число достигающее семи есть знамение совершенства. Сожжение же юницы огнем после заклания указывает, кажется, на искушение (испытание) даже до смерти, которому, за нас подвергся Христос. Ибо серебро искушается (испытывается) на огне, согласно воспеваемому в псалмах: яко искусил ны еси Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро (Псал. 65, 10). А что чрез послушание Христос некоторым образом искушен был даже до смерти, на это, я думаю, ясно может предуказывать следующее: в одном месте устами пророка Захарии Он сказал оправданным в вере, или тем, за которых Он умер: И реку к ним: аще добро пред вами есть, дадите мзду Мою, или отрецытеся (Зах. 11, 12). Затем пророк говорит: и поставиша мзду мою тридесять сребреник. И рече Господь ко мне: вложи я в горнило, и смотри аще искушено есть, имже образом искушен бых о них (ст. 12. 13). Итак, искушение Христа даже до смерти может означать, как
275
я сказал, сожжение юницы огнем после заклания. Но кроме того при этом ничто от нее не извергается, так как Христос весь свят; и мясо, и кожа, то есть и сокровенное в тайне и явное, под руками находящееся. Ибо Он был по естеству Бог, со делавшийся подобным нам, не ведая однако греха. Далее, в пепел (юницы) влагается кедровое дерево, а также иссоп и червленая нить (соскание червленое). При этом кедровое дерево превосходно указывает нам на нетление, так как кедр не подвергается гниению; иссоп — на очищение, так как трава сия имеет очистительное свойство и естественным образом уничтожает нечистоты во внутренностях; нить же червленая весьма ясно знаменует воплощение Слова, так как Слово как бы связано плотью и кровью. Искушено же Оно ради нас и чрез огонь, притом даже до смерти, как я сказал только что. Но страдание Его и образ вочеловечения были для нас порукою нетления и очищения. Ибо в Нем мы оправданы, очистившись от скверны в душе и утробе, если поистине спасительно крещение и по силе не плотския отложение скверны, но совести благи вопрошение у Бога (1 Пет. 3, 21), чрез Которого может быть отпущение прегрешений, а за исповеданием веры несомненно последует благодать. А что смерть Христа за нас соделалась путем к нетлению и жизни, это отнюдь не подлежит сомнению. Но и со-
276
жигавший юницу и примешивавший к пеплу ее кедровое дерево, иссоп и червленую нить, а равно и собирающий пепел нечисты, сказано, до вечера (Числ. 19, 8-10), хотя бы, омыв одежды, и могли быть чистыми. Этот закон, по всей вероятности, указывает на немощь естества человеческого. И если тонко и тщательно исследовать наше состояние, то не может быть безупречным никто из поставленных на служение, Божественное, конечно, и священное; но хотя бы кто и из людей, быть может, и решился бы вести наилучшую жизнь, и был насколько возможно чист; однако не может иметь беспорочным свое служение, потому что никто не достоин касаться тайн Спасителя нашего. И не удивительно. В этом может убедить нас Божественное слово, так говорящее: звезды же нечисты суть пред Ним (Иов 25, 5). Итак, если кто сравнит наше состояние с чистотой Христа, то оно окажется нечистым и оскверненным и подлежащим осуждению Божественному. Может быть, кто-либо удивится, — что и весьма естественно, — Божественному Псалмопевцу, говорящему: аще беззакония назриши, Господи, кто постоит? яко у Тебе очищение есть (Псал. 129, 3). Обличается таким образом даже и тот, кто кажется чистым; потому что гораздо выше, как я сказал, природы человека, чтобы быть совершенно безгрешным и чтобы нам по чистоте прибли-
277
зиться ко Христу. Затем вода очищения должна быть выливаема, сказано, вне полка (Числ. 19, 9), а уже не в самом стане; ибо как бы вне Синагоги иудейской имело быть очищение во Христе, так как Он вышел из нее, решительно объявляя: се оставляется вам дом ваш пуст (Матф. 23, 38). Излилась же как бы на язычников, наконец, очищающая благодать, и, как говорит Павел, бывшии далече стали близ (Ефес. 2, 13); ибо они призваны чрез веру и обогатились оправданием во Христе, между тем как израильтяне не восхотели веровать. А что всякий вид Чечистоты может омыть, и очень легко, вода очищения, это Разъясняет Писание, говоря: если кто прикоснется к мертвому, тот осквернится; освобожден же может быть от этого слученного осквернения не иначе, как только если окроплен будет водою очищения в день третий и седмый (Числ. 19, 11-12). Мертвость есть тление тел и знамение нечистоты. Окропление же водою, с примешением к ней пепла юницы и иных веществ, может быть образом святого Крещения. Итак, придерживающийся мертвых дел и приводящих к тлению скверн (делами же мертвости мы называем нечестивые и скверные страсти плоти: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, Колос. 3, 5) не иначе может стать чистым, как только если очистится и омоет осквернение посредством святого крещения в
278
день третий и седьмой. И третий означает время воскресения, а седьмой е) — последнее и как бы составляющее последнюю цель, для которой Единородный соделался человеком. Если также и дом осквернен будет, сказано, от присутствия в нем какого-либо умершего, то нечистыми являются все вступающие в него. Нечистыми становятся и всякая посуда и сосуд неприкрытый. Но водою очищения и это очищается таким же образом в день третий и седьмой (Числ. 19, 14-15). Домом оскверненным, посудою в нем находящеюся и сосудом неприкрытым в этом случае законодатель, кажется, указует нам на убившее Господа сонмище иудеев, которое совокупно разумеется под всем, что в доме, а по отдельности под каждым из сосудов; потому что человек есть как бы сосуд на земле. А что у них ум не твердый, очень способный к осквернению и ко всему тому, что обыкновенно допускает повреждение, на это прикровенно указывается сосудами неприкрытыми, в которые легко может попасть что-либо нечистое: ящерица, или какое-либо другое из поселившихся в доме животных. Но у оправданных в вере ум не таков: он тверд и прикрыт и не
е) Хотя слова: «седьмой» нет в подлиннике, но оно требуется и ходом мысли и прежним объяснением числа семи у св. Отца.
279
доступен увлечению тем, что обыкновенно повреждает его. Затем если также кто прикоснется, сказано, язвенному, или кости мертвого, или гробу, то в таком случае будет осквернен (ст. 16). Под язвенным мы разумеем не здравое сердце, как бы уязвленное или мирскими похотями или пожеланиями мирскими или плотскими. Кость мертвеца мы примем в значении остатка нечистоты. Гроб же — в напоминание некоторым образом и уже умершей нечистоты. Ибо сатана иногда поражает сердце ранами. Побеждаемые же отчасти плотскими страстями и сами мы недугуем, не во всякий грех впадая, но как бы еще среди остатков его проводим жизнь в мире, как, например, когда кто стремится побеждать гнев или сребролюбие, но не совсем избегает превозношения. Это, думаю, значит, что некоторые не свободны от остатков нечистоты, знамением чего может быть кость мертвеца. Но и допуская в ум воспоминание о побежденной уже страсти и близко подходя к погребенному уже удовольствию, мы иногда немало погрешаем. Избавляемся же от вины сих грехов, когда Христос омывает нас и очищает своею страстью; ибо Он умер за нас и язвою Его мы исцелехом (Иса. 53, 5). И Он грехи наша носит (ст. 4) и есть Ходатай пред Отцом о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира, как написал не-
280
которым богоглаголивый Иоанн (1 Ин. 2, 2). Итак, в Нем всякое очищение, всякое оправдание, освящение, избавление. С Ним и чрез Него Богу и Отцу глава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
О медном змие.
Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых, согласно написанному (Прем. 1, 13). Созда бо во еже быти всем, и спасительны бытия мира (ст. 14). Когда же начатой рода, то есть Адам вознедуговал преслушанием и нерадев о Божественной заповеди, оскорбил Зиждителя Бога, а потому подпал тлению: то проклято было естество человеческое и род наш подвергся осуждению. Мы же несчастные, хотя и созданные в нетлении, наконец, подобно теням или траве полевой, на короткое время и едва лишь вышедши на свет, неожиданно падаем, как бы на матерь нашу, на землю. Отсюда святые превосходно взывали, оплакивая состояние наше. Так, например, ясно можно слышать блаженного Давида, вопиющего: человек суете уподобися (Псал. 143, 4); а с другой стороны Исаию: всяка плоть сено и всяка слава человеча яко цвет травный (Иса. 40, 6). Ибо мы дошли, как я сказал, до такого бедствия и несчастия, что даже и весьма мудрые духоносцы не могли бы сказать, с чем по справедливости можно было бы сравнить наше
281
состояние. Однако впавших в такое состояние не презрел Творец; напротив Он удостоил их и попечения и внимания Своего и явил во Христе свободными от смерти и тления. Как, или каким способом? Наперед всякому известно, хотя бы никто о том и не говорил. И, кроме того, в самих ветхозаветных Писаниях всякий может видеть силу этого таинства. Нагшсано же так в книге Чисел: И воздвигшеся от Ора горы путем иже к морю Чермному, обыдоша землю Едомлю: и малодушествоваша людие на пути. И роптаху людие на Бога и на Моисеа, глаголюще: вскую извел еси ны из Египта убити нас в пустыни, яко несть хлеба ни воды? и душа наша негодует о хлебе сем тщем. И посла Господь на люди змиев умерщвляющих, и угрызаху людей: и умроша люди мнози от сынов Израилевых. И пришедше люди к Моисеови, глаголаша: согрешихом, яко роптахом на Господа и на тя: помолися убо ко Господу, да отженет от нас змий: и помолися Моисей ко Господу о людех. И рече Господь к Моисею: сотвори себе змию (медяну), и положи ю на знамя: и будет аще угрызет змия человека, всяк угрызенный видев ю, жив будет. И сотвори Моисей змию медяну, и постави ю на знамени: и бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше (Числ. 21, 4-9). Израильтяне рабствовали в Египте и
282
отягченные невыносимым игом рабства были избавлены Богом, сотворившим там многие досточудные знамения: вода превращаема была в кровь; жабы и скнипы, песии мухи и град как бы войну вели против земли Египетской. Наказываемы были египтяне также и мраком, и смерть первородных тяжко поражала желавших продолжить насилие над израильтянами, которых дивно спасал Бог. Затем, шествуя среди моря, как посуху, они видели египтян несчастно погибшими. Хлеб получали они с неба, так как Бог ниспосылал им манну. Потом, как бы в камне предначертанный, Христос умилосердился над ними, неожиданно напоив их жаждавших водными струями; потому что Божество всесильно и независтно дарует потребное для жизни приверженным к Нему. Но вкусившие столь изрядных благ бесчестят себя на малых страданиях, поелику и не памятуют о том, что им сделано было от Бога, и оказываются не твердыми в вере в Него, дерзкими, легко возмущающимися и готовыми к малодушию, неразумно пренебрегают познанием о том, чем почтены от Бога. Ибо они называли ничтожным хлеб, ниспосланный с неба и жаловались на недостаток воды, хотя и знали, что ничего нет неисполнимого для Божественного и неизреченного естества, Которое и утесистый камень делало для них источником речных
283
струй. Производя же беспричинный ропот на Бога, они наказываемы были укушениями змей.
Затем, пришедши к воспоминанию о прегрешении своем, стали, наконец, проливать слезы, исповедывать свою вину и умоляли посредника своего, разумею Моисея, о том, чтобы он соделал Бога милосердым и снисходительным к ним. Моисей, припадая к Богу, умолял Его о сем и, повинуясь мановениям свыше, сделал медного змия, поставил его на высоте и повелел пораженным укушениями змиев пристально смотреть на него. Делая это, они исцелялись.
2. Но какой смысл, какое великое и премудрое таинство заключается в этом? — Это тщательно нужно исследовать. Ибо для людей, имеющих более глубокий ум, недостаточно одной буквы; для них в прообразах как бы сокрыты таинства. Итак, скажем же теперь о сем; как бы опять переводя повествование от прообраза ко всеобщему и главнейшему, к тому, что истинно. Обнаруживая недовольство даруемыми от Бога и свыше благами, нерассудительно стремясь более к приятному, нежели к полезному, и отвергая упражнения в добродетели, предаваясь же постыднейшему, мы огорчаем Благодетеля и не одним каким-либо образом оскорбляем Зиждителя. Поэтому и подвергаемся укушениям змей: змей, разумею, мысленных, которые, поражая нас всяким
284
грехом, подвергают нас узам смерти. Начальствует же как бы над множеством этих ядовитых животных змий отступник, то есть сатана, от укушения которого в древности погиб первый человек, то есть Адам. Но это зло, как бы от корня, простирается и на нас, от него происшедших. Но мы некоторым образом спасены. Ибо взираем на змия, то есть на Христа. Каким же образом является змием Тот, Кто по естеству есть благий Бог, более, даже сама благость? Это потому, что Он соделался подобен нам, которые злы по произволению, был в подобии плоти греха (Римл. 8, 3) и со беззаконными вменися (Иса. 53, 12). А что мы злы, не будучи однако же сотворены таковыми от Бога, но ниспадши до такого худого состояния по причине возобладавшего над нами греха, это может разъяснить и Сам Христос, говорящий: аще убо вы лукави суще, умеете даяния блага оаяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него? (Матф. 7, 11.) Итак, змий есть Христос, Который был в подобии зла (греха), поелику соделался человеком. Но кто будет взирать на Него мысленно, тот будет выше тления, избежит смерти, может пренебрегать укушениями и не заботиться о множестве ядовитых животных. Взирать же мы будем на Христа, если будем правильно разуметь таинство о Нем и твердо веровать,
285
что, будучи Богом по естеству, Он соделался человеком. Но если Он и был в подобии зла (греха), тем не менее пребыл благим; потому что соделался подобен нам не для того, чтобы вместе с нами оказаться злым, но чтобы нас соделать добрыми, с помощью Святого Духа, преводя ко всякого рода добродетели. Змий был повешен на знамени. Ибо Христос имел вознесен быть на Честной Крест, и об этом сам Он провозгласил иудеям, говоря: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь (Иоан. 8, 28). А что (ветхозаветный) прообраз относился к этому таинству Его, о том ты можешь узнать от Него же Самого, ясно говорящего: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому (Иоан. 3, 14). Медный же был змий по причине звучности и благогласия Божественной и евангельской проповеди. Ибо нет никого, кто бы не слышал богодухновенных глаголов Христа; но во всей поднебесной возвещается совершенное Им таинство, и Ему всяко колено поклонится, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Филип. 2, 10-11). Аминь.
286
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.