Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Александрийский, святитель

КНИГА 3. О том, что невозможно избежать смерти, от греха происходящей, и власти диавола иначе, как только чрез освящение, совершаемое Христом, и что не в законе оправдание, а во Христе.

О том, что невозможно избежать смерти, от греха происходящей, и власти диавола иначе, как только чрез освящение, совершаемое Христом, и что не в законе оправдание, а во Христе

Итак, когда жертвенный обряд у израильтян был совсем уже окончен и когда кроме того первородные египтян были истреблены, а от освященных Христос как бы во образе отгнал истребителя, тогда они, с трудом вышедши из земли господствующих над ними и поспешая достигнуть обетован­ной им земли, направляются не прямо в нее, но отвлекаются от прямого пути уклонениями как бы в противоположную сторону; ибо опять написано так: егда же отпусти фараон люди, не поведе их Бог путем земли Филистимския, яко близ бяше: ибо рече Бог: да не когда раскаются людие вцдевше рать, и возвратятся во Египет. И обведе Бог люди своя путем, иже в пустыню к Чермному морю (Исх. 13, 17—18).

Палладий. Что же сокрыто и в этом?

Кирилл. Надобно исследовать, если угодно. Вникни в то, что, когда им предлежал пря-

137

 

 

мой путь и можно было, идя кратким путем, дойти скоро, ибо земля обетованная, сказано, близ бяше, Творец всего отводил их по другому пути, состав­лявшему большой круг, потому что наперед знал готовность древних к отпадению и все еще неудержимую склонность к малодушию

П. В этой речи совершенно нет ничего неясного.

К. Итак, надобно перейти к духовному созерцанию. Уда­ляющихся от мирской жизни и демонского владычества, как бы от какой-то Египетской земли, приводит к освящению и Надежде на Бога прямой и совершенно краткий путь — вера во Христа и оправдание в Нем, по премудрому изречению Павла: близ ти глагол есть во устех твоих, и в сердце твоем, сиречъ глагол веры, его же проповедаем: яко аще исповеси усты твоими, что Иисус есть Господь, и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися. Серд­цем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 8-10). Этим столь близким и сокращенным путем Бог не попустил пройти древним, а измыслил как бы некий круг, не имеющий прямого направления, — закон, в словес­ных оборотах и загадках содержащий более продолжительное и не без затруднений бывшее детоводительство. И это для того, чтобы, пользуясь сеннописанным, как

138

 

 

бы неким подго­товлением к более совершенному, и предварительно научаемые таинству, они безрассудно не подвиглись вследствие ка­ких-либо страшных обстоятельств к удалению и отпадению от Христа, но как бы наперед подготовленные и научаемые ис­тинно полезному были более готовы к желанию и доброволь­ному принятию истины и имели бы твердую и непоколебимую любовь к Богу. Посему, как бы чрез длинный и непрямой путь служения по письмени, закон был детоводителем (Гал. 3, 24). Не так Христос; ибо Он показал нам прямой и близ­кий путь, то есть путь чрез веру, совершенно преобразуя нас для благодерзновения и обязанности быть мужественными пред тем, что нам противится, особенно же научая нас любить страдание за благо, бодро противостоять коварствам диавола и говорить вместе с пророком: се Господь помогает ми: кто озлобит мя (Ис. 50, 9). А производящее в нас столь удиви­тельное дерзновение не может быть совершенно ничем иным, кроме силы вышней, то есть причастия и общения Святого Духа.

П. Понимаю, что говоришь ты, и удивляюсь твоему ост­роумию.

К. Тотчас вслед за тем присоединенное может указать и на время спасения чрез Христа; ибо в пятом, сказано, роде изыдоша сынове Израилевы от земли Египетския (Исх. 13,

139

 

 

18). И мы освободились от рабства, равно и от трудов, состо­ящих в пустых занятиях, и от тяжелой работы над землею и прахом, — ты понимаешь, о чем я говорю, — как бы в пятом же роде, в пятое время, по евангельской притче: подобно бо есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде зело утро наяти делатели в виноград свой. То же самое он сде­лал, как сказано, в шестой и девятый час. Во единый же надесять... обрете другия... праздны, и сказал им: что зде стоите весь день праздны?.. Идите, и вы работайте в вино­граднике моем (Матф. 20, 1, 5 — 7). И так заметь, что последние посылаются в виноградник как бы в пятом роде, то есть в последние времена, когда Единородный соделался человеком и потерпел заклание ради жизни всех. Почему и закон Мои­сея предписал взять агнца в десятый день первого месяца, а заклать его к вечеру четырнадцатого дня того же месяца (Исх. 12. 6), для того, чтобы в одном и том же указать нам, с одной стороны, на пятое время как бы в пятом дне, с другой — выражением к вечеру указать на то, что заклание Спасителя будет в конце века.

П. Кажется, вся цель богодухновенного Писания сосре­доточена в таинстве Христа.

К. Совершенно так: кончина бо закона и пророков Хрис­тос (Рим. 10, 4.); ибо, кроме Его,

140

 

 

нет имене под небесем дан­ного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4, 12). Так сказал ученик Спасителя. И доказательство близко, если мы присоединим к этому следующее: воздвигшеся, говорит Писание, — сынове Израилевы от Сокхофа, ополчишася во Офоме при пустыни. Бог же вождаше их, в день убо столпом облачным, показати им путь: нощию же столпом огненным... не оскуде... столп огненный нощию, пред всеми людми (Исх. 13, 20-22). Ты видишь, что Бог был предводите­лем израильтян, вышедших из земли Египетской, в столпе облачном и огненном; обоими ими изображался Христос.

П. Каким образом?

К. Во-первых, потому, что Он есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), непоколебимый и совершенно несокру­шимый, и простирающийся высоко над землею; ибо во Христе мы освобождены от мудрования плоти и от погрязания в зем­ных пороках, подняты Им как бы на высоту, помышляя о горнем (Кол. 3, 2) и водворяясь на небе (Флп. 3, 20). Ибо написано: яко Божии державнии земли зело вознесошася (Пс. 46, 10). Сказал также где-то Христос гласом того же Давида о земле и о святых Апостолах: Аз утвердих столпы ея (Пс. 74, 4). Ибо возвышающиеся над землею святые ученики были ут­верждены силою свыше (Лк. 24, 49), как облеченные благодатию Свя-

141

 

 

того Духа: они были именно столпы по сообразности со Христом и по уподоблению ему благодатью Духа. Итак, пойми, что не ради чего иного, как ради того, о чем мы только что сказали, Христос назван столпом: Он руководил, говорит Писание, днем столпом облачным, а ночью столпом огнен­ным, чтобы показывать им путь (Исх. 13, 21). Ночью же в Божественном Писании обыкновенно называется время до при­шествия (Христова), в которое, еще при владычестве сатаны, тьма неведения об держала сущих на земле; а днем, напро­тив,— время пришествия Спасителя нашего, в которое мы про­свещены, восприявши умом сияние истинного боговедения и созерцая очами сердца Солнце правды. И Павел засвидетель­ствует, говоря о времени до пришествия и после него: нощь убо прейде, а день приближися: отложим, убо дела темная, и обле­чемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим (Рим. 13, 12-13). Если же древнее время представляется в образе ночи, а напротив в образе дня — то время, в которое Единородный соделался человеком, то мы утверждаем, что израильтянам Он предшествовал ввиде огня, как бы в осужда­ющем и наказывающем законе, ибо огонь есть знак наказания; а нам в виде облака, как бы в образе святого крещения и спасения посредством воды. Облако не есть ли вода?

П. Как же иначе!

142

 

 

К. Когда израильтяне ушли от египтян, древний власто­любец, то есть фараон, воспылал гневом и решился их пре­следовать. Впряже убо, — говорит Писание, — колесницы своя, и вся люди увлек вместе с собою: и взяв шесть сот колесниц избранных, и вся кони египетския, и тристаты над всеми (Исх. 14, 6 —7). И потом, спустя немного: воззревше же сынове Израилевы очима, видеша: и се египтяне ополчишася в след их, и убояшася зело: и возопиша сынове Израилевы ко Господу (14, 10). И возроптали на Моисея, открыто говоря: за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыни: что сие сотворил еси нам, извед нас из Египта? Не сей ли бяше глагол, его же рекохом к тебе во Египте, глаголюще: остави нас да работаем египтяном: лучше бо бяше нам работати египтяном, нежели умрети в пустыни сей (14, 11­12). На это Моисей говорит: дерзайте, стойте, и зрите спасение еже от Господа, еже сотворит нам днесь. Имже бо обра­зом видесте египтян днесь, не приложите ктому видети их в вечное время. Господь поборет за нас, вы же умолкните. И рече Господь к Моисею: что вопиеши ко Мне? Рцы сыном Израилевым, и да путешествуют. Ты же возми жезл твой, и простри руку твою на море, и иссуши его, и да внидут сынове Израилевы посреде моря по суху (14, 13-16). И Бог соделал явным образ помощи. Ибо

143

 

 

взятся... Ангел Божий ходяй пред полком сынов Израилевых, и пойде созади... взятся же и столп облачный от лица их, и ста созади их. И вниде посреде полка египетска, и посреде полка сынов Израилевых, и ста: и бысть тма и мрак, и прииде нощь, и не смесишася друг с другом во всю нощь (14, 19 и 20). Так именно изложено повествование; и я думаю, что нам надоб­но опять проникнуть в глубину мыслей, влагая в написан­ное тонкий смысл.

П. Да, конечно.

К. Итак, сыны Израиля отправляются, поспешая, во свя­тую землю, между тем Бог, как бы в столпе огненном и облач­ном, шел впереди и вел их: ибо совершенно невозможно было бы достигнуть горнего и святого града, если бы не вел Христос и если бы Он не соделал ясным путь спасения. В самом деле, на решившихся достигнуть этого скрежещут зубами враги, рас­сеянные по сему миру, но закон возбуждает к дерзновению и ободряет устрашенных. А что полчище противников падет, Пи­сание показывает совершенно ясно: ибо это очевидно открыва­ется для нас из того, что египтяне были истреблены, а тех, напротив, которые были в страхе мучений, Бог спас как бы опять в образе святого крещения: ибо рцы, — говорит, сы­ном Израилевым, и да путешествуют. Ты же возми жезл твой, и простри руку твою на море,

144

 

 

и иссуши его, и да внидут сынове Израилевы посреде моря (Исх. 14, 15 и 16). Не пишет ли божественный Павел о сынах Израиля, что вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори? (1 Кор. 10, 2.)

П. Соглашаюсь.                  

К. Итак, желающим последовать Христу и поспешаю­щим к горнему граду не должно утверждаться на законе и неизменно пребывать в постановлениях Моисея и оставать­ся в тенях и образах, а напротив, должно воспрянуть и уда­литься в другую сторону, то есть ко святому крещению. Ибо и древние служили образом этого, проходя по повелению Божию посреди волн и, как говорит Павел, крещаемые в море. Тогда, именно тогда будут они иметь помощником Христа Иисуса, самого Посредника между Богом и людьми — ибо Слово, будучи Богом, соделалось плотию (Иоан. 1, 14), — По­средника также и в ином смысле домостроительства, именно в том, что Он обыкновенно идет среди почитающих Его и их гонителей и не дозволяет им столкнуться, удерживая напа­дения врагов. Ибо взятся, — говорит Писание,— Ангел Бо­жий... и столп облачный... И вниде посреде полка египетска, и посреде полка сынов Израилевых... и не омесишася друг с другом во всю нощь (Исх. 14, 19-20). Опять и в Анге­ле, как в столпе облачном, изображается Хри-

145

 

 

стос, ибо нарицается имя Его велика совета Ангел (Ис. 9, 6).

П. Значит, если посредствует Христос, мы не столкнемся с желающими нападать на нас.

К. Именно так, ты правильно думаешь. Однако я вот что скажу, и эта мысль, как думаю, не удалится от цели. Только что решившись отказаться от пристрастной к удовольствиям и мирской жизни и с величайшею ревностью стараясь следо­вать законам Божиим, но еще не обогатившись благодатью чрез святое крещение, мы не весьма сильны или способны на дело страдания и перенесения трудов ради добродетели и на то, чтобы быть в состоянии переносить испытание борьбы. И как только что распустившиеся растения могут понести вред от слишком сильного ударения солнца, равно как потерпели бы немало, если бы потрясаемы были порывистыми дунове­ниями ветров, вследствие чего им, без сомнения, нужна ис­кусственная защита и ограждение кругом: таким же точно образом, думаю, и душа человеческая, только что начинаю­щая избегать рабства страстей и устремляющаяся к лучшему и желающая следовать закону Божественному, слаба и весьма нежна и легко может быть устрашена, видя пред собою труд и закон борьбы, и пожелает пребывать опять в том, в чем была прежде. Так и израильтяне, увидевши приготовление египтян и потерявши присутствие духа

146

 

 

при одном только представле­нии о сражении, возроптали на божественного Моисея, гово­ря: не сей ли бяше глагол, его же рекохом к тебе во Египте, глаголюще: остави нас да работаем египтяном: лучше бо бяше нам работати египтяном, нежели умрети в пустыни сей (Исх. 14, 12). Итак, человеческая душа до святого креще­ния неспособна к борьбе, вполне склонна к рабству и весьма легко подвергается страху. Но если бы она, получивши благо­дать, облеклась силою свыше, то весьма твердо противостоя­ла бы тем, которые хотят ее преследовать, и мужественно бы с ними сражалась; имея Христа воеводою и защитником, она весьма легко отразила бы восстания врагов: ибо мы можем побеждать не иначе, как этим самым способом.

П. Рассмотри же теперь, какие и на это представишь ты нам примеры; без сомнения, у тебя не будет в них недостатка.

К. Действительно, это легко объяснить весьма многими примерами, но прежде всего ближайшим и взятым из того, о чем написал сам Моисей, а именно: потерявшие присутствие духа при одном только виде египтян потом, когда уже пере­шли Чермное море и исполнили прообразование святого кре­щения, потому что были крещены, говорит Писание, в Мои­сея, как и мудрый Павел пишет: во облаце и в мори (1 Кор. 10, 2); то и оказались тогда воинственными и страшны-

147

 

 

ми в сопротивлении врагам, впрочем, только чрез Христа. Об этом написано так: прииде же Амалик, и воева на Израиля в Рафидине. Рече же Моисей ко Иисусу: избери себе мужы сильны, и изшед ополчися на Амалика заутра: и се аз стану на верху горы, и жезл Божий в руце моей. И сотвори Иисус, якоже рече ему Моисей, и изшед ополчился на Амалика: Моисей же и Аарон и Ор взыдоша на верх горы. И бысть егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль: егда же опускаше руце, одолеваше Амалик. Руце же Моисеовы тяжки беша: и вземше камень, подложиша ему, и седяше на нем. Аарон же и Ор поддержаста руце ему, един отсюду, а другий оттуду: и быша Моисеови руце укреплены до захождения солнца. И преодоле Иисус Амалика и вся люди его убийством меча. Рече же Господь к Моисею: впиши сие на памятьв книгу и едай во уши Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову от поднебесным. И созда Моисей олтарь Господу, и прозва имя ему: Господь прибежище мое. Яко рукою тайною рату­ет Господь на Амалика от рода в род (Исх. 17, 8-16).

П. Но какой же смысл написанного? Я не совсем пони­маю.

К. А по моему мнению для желающих усмотреть нет ниче­го трудного. Ибо размышляющий об Иисусе (Навине), полу­чающем приказание от Моисея, что иное может предположить, как

148

 

 

не то именно, что Слово, будучи Богом, было под законом, по состоянию человечества, и некоторым образом было подчи­нено постановлениям, данным чрез Моисея, в разнообразных видах: то перенося обрезание по плоти (Лк. 2, 21), то платя дидрахмы (Матф. 17, 24-27), и вместе с сущими под законом поставив и Себя как бы под законом и ясно говоря: не при­идох разорити закон, но исполнити(Матф. 5, 17). Но хотя и был Он под законом по человечеству, однако в то же время был и Богом, Спасителем и Искупителем всего народа. Ибо, избравши из всего народа Израильского и из всех язычников мужей сильных, я разумею, конечно, святых Апостолов и при­званных чрез веру, которым прямо можно сказать: вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления (1 Пет. 2, 9), — Он противостоял вместе с ними князю века сего, о котором Он, Владыка всяческих, Сам всепобеждающий, гово­рит: ныне суд есть веку сему: ныне князь века сего изгнан будет вон (Иоан. 12, 31). А божественный Иоанн победивших с Ним и чрез Него увенчивает таким блестящим определением: пишу вам, — говорит он, — юноши яко крепцы есте... и победисте лукаваго (1 Ин. 2, 13 и 14). Не истинно ли я говорю?

П. Конечно.

К. Моисей сказал, что должно совершать опол-

149

 

 

чение на другой день (Исх. 17, 9): так как не в его время явились спасительные дела Христа, а совершены уже в дальнейшее и по порядку следующее время, то есть после Моисея и закона. Потом восходит Моисей на какую-то возвышенность и на вер­шину холма, чтобы оттуда можно было смотреть на сражение и на успешные действия в нем вождя всех Иисуса. Соответ­ственно сему и тайноводство по закону возводит к возможно­сти как бы издали взирать на победоносные дела Христа. И когда Моисей поднимал руки, побеждал Израиль, а когда опускал, он ослабевал и побеждал Амалик. Ибо для самого диавола и для всякого врага, хотя бы он сильно желал одо­леть, непобедим был не только весь Израиль, но и все те, которые почли для себя честию сообразность Христу чрез понесение Его поругания, то есть честного креста: ибо руки, во всю длину распростертые в воздухе, ясно изображают внеш­ний вид креста. А которые не приняли креста, те, не имея помощника, сделались весьма доступными для вражеских на­падений. Итак, когда Моисей простирает руки, изображая нам вид креста, и Амалик обессиленный падает, этот образ показывает нам, конечно, тех, которые при помощи честного креста побеждают сатану и одолевают врагов. Когда же ви­дим Моисея опускающим руки, Амалика же одолевающим, то будем разуметь тех, которые вследствие

150

 

 

нежелания принять крест стали под власть диавола и побеждены им. К таким и Христос взывал, говоря: истинно, истинно говорю вам: аще... не имеете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (Иоан. 8, 24). Руки Моисея, говорит Писание, тяжелы были, с трудом воздвигались и весьма медленно поднимались для изображе­ния честного образа креста. Сим, я думаю, прикровенно указуется на то, что Израиль не очень готов был к принятию веры, весьма медленно и с трудом склоняясь к желанию вос­принять поношение Христово (Евр. 11, 26 и 13, 13). Посему то и божественный Павел прекрасно называет сей крест со­блазном для иудеев (1 Кор. 1, 23). И вземше, говорит Писание, — камень, подложиша ему, и седяше на нем. Аарон же и Ор поддержаста руце ему, един отсюду, а другий оттуду (Исх. 17, 12). Христос есть камень драгоценный, избран, краеуголен, честен (Ис. 28, 16; 1 Пет. 2, 6), на котором поко­ясь (так как сидение означает успокоение), лучшие и более разумевающие из израильтян, сей останок по избранию бла­годати (Рим. 11, 15), распростирают руки, то есть принима­ют крест, когда их как бы утверждает и поддерживает в этом Христос, как Он обозначается в Оре и Аароне, созерцаемый вместе как Судия и Архиерей. Ибо Ор был неподкупный судия, а Аарон архиерей, сохраняющий сей останокиз изра­ильтян по избра-

151

 

 

нию благодати, для спасения чрез веру. Это именно, я думаю, показывает сказанное пророчески гласом Исаии: и аще не бы Господь Саваоф оставил Нам Семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобляйся быхом (Ис. 1,9). Итак, когда пал противник — я разумею Амали­ка,— впиши, говорит Писание,— сие на память в книгу, и едай во уши Иисусу (Исх. 17, 14). Ибо чрез Писание святых Евангелистов деяния, совершенные Христом, имели перейти в нескончаемое и долгое памятование. Повелел же дать писа­ние во уши Иисусу; ибо писания святых суть дар Христу, как похвалы и победные песни Ему. Когда же пал и побежден был Амалик, Моисей поставляет Богу жертвенник и подпи­сывает на нем название: Господь мой прибежиице мое (Исх. 17, 15). И это может быть образом Христа: ибо Он соделался для нас Господом и прибежищем, победив князя века сего, поправ державу смерти и принесши себя за нас, как бы чис­тую жертву в благоухание, приятное Богу и Отцу (Еф. 5, 2). Таким образом жертвенник, которому и прилично и истинно дается название: Господьмой прибежище мое, действительно был образом Христа.

П. Соглашаюсь; ты правильно рассуждаешь.

К. Христос, сокровенною десницею воевав против ду­ховного Амалика и победив его, овладел народами и расхи­тил сосуды его, как

152

 

 

Сам говорит, связав крепкаго (Матф. 12, 29): ибо находившееся некогда в его власти стадо, разумею сущих из язычников, Христос совокупил с прежде пасомы­ми, по сему именно и говорил: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести: и глас Мой у слышат: и будет едино стадо, и един Пастырь (Иоан. 10, 16). Но Христос, по Писаниям, есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый:и вражду Плотию Своею, закон заповедей ученми упразднив, Он и совокупил во единаго новаго человека сущих от обрезания и бывших вне закона (Еф. 2, 14-15). Рассмотри же еще и следующее великое таинство как бы в тени и загадке, тесно связанное с тем, что сейчас сказано нами. Ибо Писание говорит так: услыша же Иофор, иерей мадиамский тесть Моисеов, вся, елика сотвори Господь Израилю Своим людем: яко изведе Господь Израиля из Египта. И поя Иофор тесть Моисеов Сепфору жену Моисеову по отпущении ея, и два сына ея: имя единому от них Гирсам, глаголя: при­шлец бых в земли чуждеи ж). И имя второму Елиезер, глаго­ля: Бог бо отца моего, помощник мой, и избави мя из руки фараони. И прииде Иофор тесть Моисеов, и сынове и жена к Моисею в

ж) В изданиях творения св. Кирилла, в этом месте, имя первого сына Моисея печатается так: Γερςὰν.

153

 

 

пустыню, идеже ополчися при горе Божией з). Возвестиша же Моисею, глаголюще: се Иофор тесть твой идет к тебе, и жена твоя, и оба сына твоя с ним. Изыде же Моисей во сретение тестю своему Иофору, и поклонися ему, и целова его, и приветствоваша друг друга: и введе их Моисей в кущу. И поведа Моисей тестю своему вся, елика сотвори Господь фараону и всем египтяном Израиля ради, и весь труд бывший им на пути, и яко избави их Господь от руки фараони, и от руки египетския. Ужасеся же Иофор о всех благих, яже сотвори им Господь, яко избави их Господь от руки египетския и от руки фараони. И рече Иофор: благословен Господь, яко избави люди Своя из руки египет­ския и из руки фараони: ныне уведех, яко велик Господь паче всех богов, сего ради, яко налегоша на них. И взя Иофор тесть Моисеов всесожжения и жертвы Богу: прииде же Аарон и еси старцы Израилевы, ясти хлебавместе с тес­тем Моисеовым пред Богом. И бысть на утрие, седе Мои­сей судити люди: стояху же пред Моисеом еси людие от утра до вечера. Видев же Иофор вся елика творяще людем, рече: что сие еже ты твориши людем? Почто ты един седиши, еси же людие предстоят

з) Эти слова по переводу LXX читаются так: οὖ παρενέβαλεν εἰς τό ὄρος του Θεοῦ (Исх. 18, 5), а в изданиях творений св. Кирилла так: οὖ παρέλαβεν ἐπί τό ὄρος τςῦ Θεπῦ. Здесь удержан славянский перевод, как более ясный и близкий к тексту Библии.

154

 

 

тебе от утра до вечера? Рече же Моисей тестю: понеже приходят людие ко мне просити суда от Бога: егда бо бывает им распря, и приходят ко мне, рассуждаю коемуждо, и сказую им пове­ления Божия, и закон Его. Рече же тесть Моисеов к нему: не право ты твориши глагол сей... не возможеши творити ты един. Ныне убо послушай мене, и присоветую тебеу и будет Бог с тобою. Буди ты людем в тех яже к Богу, и донесеши словеса их к Богу. И засвидетельствуй им пове­ления Божия, и закон Его, и повежд им пути Его, ими же пойдут, и дела яже сотворят. Ты же усмотри себе от всех людей мужы, говорит он, — силны... и судят людей. И спустя несколько Писание говорит опять: послуша же Мои­сей гласа тестя своего, и сотвори... елика рече ему(Исх. 18, 1-22 и 24).

П. Продолжай же и, разделив по частям, объясни.

К. Не согласен ли ты с тем, что мадианитянин — иноп­леменник и язычник? Ибо он произошел не от корня Авра­ама. С другой стороны, он был священником и служителем мнимого богопочтения, которое в то время было распростра­нено на земле. Хотя люди поклонялись, как говорят и как они сами думали, Всевышнему Богу, например, без сомнения и Мелхиседек; но они принимали и других богов, причис­ляя к ним и замечательные творения, как-то: землю и небо, солнце и луну и

155

 

 

более значительные из звезд. И таковое растление и заблуждение было исконною погрешностию, оно дошло и до настоящего времени и продолжается. Так думают, безумствуя, еще и теперь некоторые из живущих в Финикии и Палестине, которые называют себя чтущими Бога, а следуют какому-то среднему пути богопочтения, не предаваясь ни обы­чаям чисто иудейским, ни обычаям эллинским, как бы надвое разрываемые и разделенные. И израильтян, избравших неког­да таковой образ мыслей, порицал пророк Илия, говоря: доколе вы храмлете на обе плеске ваши (3 Цар. 18, 21), то Ваалу, Ваалу, то Богу, Богу? Так и Иофор, по всей вероятности, следо­вал именно некоторому таковому роду богопочтения. Когда узнал он о том, что совершил Бог для спасения израильтян, то, плененный достойными уважения и удивления рассказами, со всем домом и с целым родом своим отправляется к священно­му Моисею, который, увидевши, охотно принял его, ввел в свою кущу (Исх. 18, 7) и в точности рассказал ему о достославных делах Божественной силы и о чудотворениях, превосходящих всякое слово. В самом деле, очень многие из блуждающих, я говорю об язычниках, призываются к перемене мыслей о Боге, сначала посредством слухов, передаваемых кем-либо о Боге, а потом сами собою прибегая к Божественному закону, то есть к наста-

156

 

 

влению чрез Священное Писание. Так они входят в пер­вую кущу: ибо закон способен ввести; а убежденные древней­шими повествованиями переходят потом и к принятию той мысли, что Бог есть единый и единственный и что должно делать Ему приношения. Вот и мадианитянин, услышав повествование Моисея, сказал: ныне уведех, яко велик Господь паче всех богов, сего ради, яко налегоша на них. И взя Иофор тесть Моисеов всесожжения и жертвы Господу (Исх. 18, 11-12). Итак, Моисей, то есть вступительное наставление посредством древнейших писаний, есть начальный учитель и ведет нас к первым началам истинного боговедения.

П. Подлинно так.

К. Но Христос приводит наставляемых законом к совер­шенству; когда я говорю опять о законе, то разумей ветхий завет. Итак, Моисей относительно Иофора воспользовался одними только повествованиями о Боге и, однако, пременил мнение Иофора на отчетливое исповедание того, что нет дру­гого Бога, кроме единого по естеству и истинного. И это есть первая вера наставляемых, я разумею удаление от многобожного мнения и принятие истинно единого и по есте­ству Бога. Но Аарон удостоил Иофора и трапезы и призвал ко вкушению хлеба: ибо говорит Писание: прииде же Аарон и вси старцы Израилевы, ясти хлеба вместе с тестем Мо-

157

 

 

исеовым пред Богом (Исх. 18, 12); так как Христос, истин­нейший Аарон, насыщает нас хлебом живым; насыщает же не только сущих из язычников, но вместе и преимуществен­но избранных от крови Израиля, образом которых были стар­цы. А то, что должно было ясти хлеба... пред Богом, есть немалое указание на освящение; ибо что в такой степени находится пред очами Божиими, как не таинственная трапе­за и жертва и участвующие в ней?

П. Хорошо говоришь.

К. Что, у совершаемые Христом, мы достигаем лучшего разумения, нежели чрез детоводительство в законе, это мы без труда увидим, принимая за ясный образ сего дела Моисея и Иофора, ибо Писание говорит, что сидел божественный Моисей, судя, стояху же пред ним вси людие от утра до вечера (Исх. 18, 13); Иофор подает мнение, которое Моисей почтил и, рассудивши, что оно лучшее, принял: ибо сказано: послуша же Моисей гласа тестя своего, и сотвори... елика рече ему (Исх. 18, 24). Тот, кто в состоянии всегда подать лучший совет и мнение, не должен ли, конечно, считаться имеющим и разумение более превосходное?                                                        ^

П. Соглашаюсь.

К. Что лучше и много выше научения в законе усовер­шенствование чрез Христа, приводящее нас к ведению, не­сравненно превосхо-

158

 

 

днейшему, это легко показал бы священ­нейший Павел, который за превосходящее разумение Хрис­та, как сам говорит, с великой готовностию отказывается от преимуществ по закону и признает их за уметы,да Христа приобрящет (Флп. 3, 8). И кпочитающим только то, что передано чрез Моисея, а недопускающим усовершения чрез Христа, пророк Иеремия говорил: како речете, яко мы муд­ри есмы, и закон Господенъ с нами есть? Истинно всуе бысть трость лживая книжником. Постыдешася премудрии, и устрашени, и поимани быша, слово бо Господне отвергоша: кая мудрость есть в них? (Иер. 8, 8-9.) А для нас, не отвер­гающих спасительного слова, так как мы с радостию принимаем проповедь Христа, Он стал премудростию от Бога(1 Кор. 1, 30). Итак, именно по ведению мы превзошли сущих в за­коне и, наставляемые повествованиями от закона, вкусившие хлеб в присутствии Бога, научились лучше и говорить и ду­мать: ибо Иофор дает мнение и Моисей повинуется; между тем Иофор по справедливости может быть образом сущих от язычников, а Моисей сущих по закону.

П. Правильно ты сказал.

К. Итак, усовершение чрез Христа и сила Его таинств и мудрыми соделывает нас, и представляет преобладающими над смертию, низвергая сокровенного и мысленного Амалика,

159

 

 

то есть сатану. И весьма справедливо сказал Псалмопевец, что о Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающыя нам (Пс. 59, 14); а о нас, просвещенных в вере, возгласил он, как бы обращаясь к Богу: яко похвала силы их Ты еси (Пс. 88,ст. 18), и о имени Твоем возрадуются весь день (ст. 17); ибо мы хвалимся, спасаемые во Христе, и имеем Его оружием благо­воления (Пс. 5, 13), по Писаниям. Примером и ясным обра­зом этого может быть для нас также написанное в конце Вто­рой книги Царств; а там сказано так: и воста Давид заутра: и слово Господне бысть ко Гаду пророку прозорливцуо Дави­де, глаголя: иди и рцы Давиду, глаголя: тако глаголет Гос­подь: трое Аз скажу на тебя, и избери себе едино от сих, и сотворю ти. И вниде Гад к Давиду, и поведа, и рече ему: избери себе быти: или приидут тебе три лета глада на землю твою: или три месяцы бегати имаши пред враги тво­имии будут преследовать тебя: или три дни быти смерти в земли твоей. Ныне убо разумей, и виждъ какое слово отвещаю пославшему мя. И рече Давид к Гаду: тесна ми суть отвсюду зело три сия. Да впаду убо в руце Господни, яко многи суть щедроты Его зело: в руце же человечи да не впаду. И избра себе Давид смерть, были же дние жатвепнии пшеницы. И даде Господь смерть во Израили от утра до часа обедняго i) и начася язва бы-

i) С еврейского от утра до назначенного времени.

160

 

 

ти в людех, и умроша от людей Господних от Дана и до Вирсавии семьдесят тысящ мужей. И простре Ангел Божий руку свою на Иерусалим погубити его, и раскаяся Господь о зле, и рече Ангелу погубляющему люди; довольно ныне, отъими руку твою. И Ангел Божий бе стоя пред гумном Орны Иевусеанина. И рече Да­вид ко Господу, егда виде Ангела биюща люди, и рече: се аз есмь пастырь согрешивый, аз есмь пастырь зло сотворивый, а сии овцы что сотвориша? Да будет ныне рука Твоя на мне, и на дому отца моего. И прииде Гад к Давиду в день той, и рече ему: взыди, и постави Господеви олтарь на гумне Орны Иевусеанина. И взыде Давид по глаголу Гада пророка, имже образом заповеда ему Господь. И преклонися Орна, и виде царя и отроки его восходящыя выше его. И изыде Орна, и поклонися царю на лице своем на земли. И рече Орна: что яко прииде господин мой царь к рабу свое­му? И рече Давид: купити у тебе гумно (приидох), на со­здание олтаря Господня, и престанет язва от людей. И рече Орна к Давиду: да приимет и вознесет господин мой царь Господу (Богу) еже благо пред очима Его: се волове во всесожжение, и колеса и сосуди волов на дрова. Вся даде Орна царю. И рече Орна к царю: Господь Бог твой да бла­гословит тя. И рече царь ко Орне: ни, но токмо купуя куплю от тебе ценою и не вознесу Господу Богу моему все­сожжения туне. И купи Давид гум-

161

 

 

но и волы на пятидесяти сиклех сребра. И созда тамо Давид олтарь Господеви: и вознесе всесожжения и мирная. И приложи Соломон ко олтарю последи, зане мал бе прежде. И послуша Господь зем­ли, и отъят язву от Израиля(2 Цар. 24, 11-25).

П. Но какой же внутренний смысл этих слов? Предло­женное совершенно неудобопонятно.

К. Без сомнения, неудобопонятно и поистине трудно ура­зумеваемо; однако я скажу мысль предложенного места, зак­лючив многое в немногих словах и обратив внимание на смысл. Итак, усматривай, Палладий, как бы в зеркале в утончен­ных созерцаниях таинство Христа и образ домостроительства нашего спасения,

П. Ты сам отлично можешь сделать это, когда Бог подаст силу разумения.

К. Итак, слушай; я уже приступаю к своей речи. Вслед­ствие гнева Божия смерть пожирала народ Господень, и до часа обедняго (2 Цар. 24, 15) без всякого препятствия истре­битель имел силу; когда же он намеревался наложить руку и на самих Иерусалимлян, то Бог удержал его. Увидев Ангела, умолял Господа Давид, говоря о себе, что он согрешил и что лучше и гораздо справедливее было бы умереть пастырю и предводителю, чем овцам, так как они ничего не разумеют. Потом, по указанию Божию, он воздвигает жертвенник на гум­не Орны, которое вместе с молотящими волами купил

162

 

 

за пять­десят сиклей. Когда же совсем соорудил он божественный жертвенник, то совершил на нем жертвоприношения, всесо­жжения и мирная (24, 25). Таким образом, наконец, останови­лось истребление и пресечена свирепствовавшая перед тем смерть. Священное Писание указывает также и на то, что жертвенник первоначально был мал и Соломон впоследствии приложил к нему. Не скажешь ли ты, что в сих словах кратко выражена сущность предложенного?

П. Это так; но уясни уже и то, каким образом может быть понят смысл этого.

К. Или ты не знаешь, что природа человеческая, бесспор­но, впала в смерть и тление, возбудивши ко гневу Создателя, так сказать в начале нашего рода, то есть в Адаме, который отверг перводанную Божественную заповедь и услышал сле­дующее: земля еси, и в землю отъидеши? (Быт. 3, 19.)

П. Правда.

К. Итак, от утра, то есть от первых времен настоящего века, смерть пожирала сущих на земле до часа обедняго (2 Цар. 24, 15), то есть до времени трапезы; ибо, когда для нас настало время святой трапезы — очевидно, трапезы во Хрис­те и таинственной, в которой мы вкушаем хлеб небесный и животворящий,— то издревле страшная и тяжелая смерть была упразднена, так как Бог был умилостивлен. И с

163

 

 

трудом был удержан истребитель: когда уже он хотел наложить по­ражающую руку и на живущих во святом граде, духовном Иерусалиме, тогда только ему возбраняется, поелику Бог был умилостивлен: отьими теперь, говорит Писание, довольно (ст. 16). Церковь же есть град святой, обитатели которого суть усовершаемые к освящению чрез хлеб живой. О столь свя­том и достойном удивления городе воспоминает и божествен­ный Давид, говоря: преславная глаголашася о тебе граде Бо­жий (Пс. 86, 3). Ибо в нас вселился Христос, который есть жизнь и животворящий. Поэтому Бог от освященных и отго­няет губителя, как уже не долженствующего побеждать после явления святой трапезы, которую прикровенно означает вре­мя обеденное. Итак, Христос, как бы созерцаемый в лице Да­вида, избавил нас. Поелику Он видел, что смерть истребляет сущих на земле, то и соделался ходатаем за нас пред Отцом: Он Себя Самого принес за нас и добровольно подверг смерти; посрамил губителя, называя грех Своим не потому, будто Он соделал грех, но потому, что, по Писаниям, Сам грехи наши берет на Себя и о нас болезнует (Ис. 53, 4), и со беззаконны­ми вменися (53, 12), и хотя Сам не знал греха (2 Кор. 5, 21), но был по нас клятва (Гал. 3, 13). Нужно же, как сказано, более потерпеть пастырю, нежели овцам (2 Цар. 24, 17); и Он, как пастырь

164

 

 

добрый, душу Свою положил за овцы (Иоан. 10, 11). Потом, по Божественному напоминанию, богомудрый Давид на том месте, где увидел Ангела истребителя уже бездейству­ющим и стоящим (а видел его, сказано, пред гумном — 2 Цар. 24, 16), водрузив жертвенник, принес Богу всесожжения и мирная (24, 25), — это виды и образы жертвоприношений по закону. Под гумном ты разумей Церковь, достигши которой, смерть наконец остановилась и была упразднена, и губитель удержал издревле страшную и разрушительную руку; ибо Цер­ковь составляет дом Того, в Ком жизнь по естеству, то есть Христа. Церковь же мы называем гумном по некоторому по­добию и образу: в ней, по примеру снопов и колосьев, собира­ются те, которые отсекаются от мирской жизни словом свя­тых жителей, то есть Апостолов и Евангелистов, для того, что­бы быть вознесенными в вышние дворы и внесенными, подобно чистому хлебу, как бы во Владычнюю житницу, в небесный Иерусалим, по отложении непотребных и ненужных дел, а вместе и мыслей, каковые разумеются как бы в виде соломы. И Христос сказал святым Апостолам: не вы ли глаголете, яко еще четыри месяцы суть, и жатва приидет? Се глаголю вам: возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже. И жняй, мзду приемлет, и собирает плод в жи­вот вечный(Иоан. 4, 35-36). И еще говорит: жатва убо

165

 

 

многа, делателей же мало. Молитеся  убо господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою (Матф. 9, 37-38), именуя, как думаю, духовною жатвою множество имеющих уверовать, а святыми жателями называя содержащих в уме и на языке Божественное слово, которое есть живо... и действенно к) и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов(Евр. 4, 12). Именем же гумна и блаженный Креститель обозначал Церковь, следующим именно образом говоря о Христе: аз убо водою крещаю вы: грядет же креплий мене. Ему же несть достоин отрешити ремень сапогу Его: Той вы крестит Духом Святым и огнем. Емуже лопата в руку Его, и отребит гумно свое, и соберет пшеницу в житницу свою, плевы же сожжет огнем негасающим (Лк. 3, 16-17). Итак, сие-тο духовное гумно, я разу­мею Церковь, купил Христос за пятьдесят сиклей, то есть не дешевою ценою; ибо Он Себя Самого отдал за нее и в ней воздвиг жертвенник; и поелику Он Сам есть совершитель свя­щеннодействия, так как Он был первосвященник (Евр. 6, 20), то Сам Он и принес Себя в жертву, как бы в виде и образе вола молотящего, и соделался всесожжением и жертвой примири­тельной. Ибо во

к) В изданиях творений св. Кирилла здесь, вероятно по ошибке, вместо слова: ἑνεργὴς действенный, поставлено: ἑναργὴς ясный.

166

 

 

Христе стоявшая посреди преграда разрушена и мы, издревле чрез грех разлученные и отделенные, вместе со Христом входим чрез Него и в Нем к Богу и Отцу, по разруше­нии этой древней вражды: Той бо есть мир наш, по Писаниям (Еф. 2, 14).

П. Значит, под волом молотящим мы будем разуметь Хри­ста? Каким это образом?

К. Но, любезный, не волами ли молотящими закон Мои­сеев назвал нам святых учеников? Ибо сказано загадочно: да не обротиши (не заграждай уста) вола молотяща (Втор. 25, 4). И блаженный Павел, весьма ясно уразумев это, говорит: еда о волех радит Бог? Или нас ради всяко глаголет? Нас бо ради написася, яко о надежде должен есть оряй орати, и молотяй с надеждею причащатися (1 Кор. 9, 9-10). Таким образом, и блаженные ученики по образу первого, то есть Христа, называются волами. Но Христос означается волом молотящим и в другом смысле, именно: чрез Него очищение, чрез Него отложение ненужных дел, то есть наслаждений и плотских мудрований, свойственных миру, которые суть пища пламени, как и солома. Когда воздвигнут был жертвенник, на котором возложены примирительная жертва и жертва всесо­жжения, то печаль прекращена: ибо внял Господь земле и истребление было остановлено. Так и тогда, как Христос при­нес Себя за нас в жертву, смерть была упразд-

167

 

 

нена и тление уничтожено, так как всемогущий Бог приклоняет ухо, как бы уже готовое к мольбам всех: еще бо глаголющым им л)  говорит, реку: что есть? (Ис. 65, 24.) А замечание о том, что прежний жертвенник был мал и что впоследствии было приложено к нему, указывает на имеющий быть в свое время успех Еванге­лия, и, с одной стороны, на ограниченность святых церквей вначале, с другой — как бы на расширение их во времена пос­ледующие. Ибо жертвенники постоянно расширяются, так как к прежним церквам как бы непрестанно присоединяются дру­гие и разрастаются в безмерное множество народов, которые освобождены чрез жертву во Христе, имея Его священнодей­ствующим, и жертвою святою, и очистительным благоуханием, и как бы удивительным жертвенником, и владыкою Церкви, изображенной в виде гумна.

П. Как ясно и наглядно это рассуждение! Оно сделано с большим искусством.

К. А разве ты сам, и даже без малейшего колебания, не сказал бы, что Христос есть жизнь всех и искупление?

П. Будь уверен, что сказал бы, потому что я думаю имен­но так.

л) У св. Кирилла это место читается так ἔτι γαρ λαλοῦντος σου, что следовало бы перевести так: еще бо глаголющу ти. Но здесь лучше будет следовать общепринятому тексту, тем более, что предыдущие слова о мольбах всех хорошо с ним согласуются.

168

 

 

К. Он один умер за всех, будучи удовлетворительною ценою за всех, и собственную душу сделал выкупом за наши души, посрамляя жестокость диавола и как бы остановив осуж­дение владычествующего над нами греха и необузданное сло­во обвинения против всех.

П. Каким образом?

К. Так как грех воцарился над обитателями земли, кото­рые сделались весьма склонны к дурному от юности, как написано (Быт. 8, 21), и так как сердце человека тщательно прилежит к потребности и хотению творить дурное, то по необходимости и подверглись мы осуждению смерти. Ибо нарушение закона Божественного и отвержение Владычних хотений имеет наказанием смерть. Но Творец явил Свое ми­лосердие к столь поврежденной природе человеческой: Еди­нородный соде л алея человеком, носил тело, естественно под­верженное смерти, и восприял плоть, чтобы, претерпев за нас смерть, угрожавшую нам за грех, привести грех в бездей­ствие и усмирить потом обвиняющего сатану; так как мы в Самом Христе понесли наказание за виновность в прегреше­нии: ибо Он грехи нашя подъемлет, и о нас болезнует (Ис. 53, 4), по гласу пророка. Разве не язвою Его мы исцелехом?(53,5.)

П. Правда: Он язвен бысть за грехи нашя и был в пре­небрежении и в язве (Ис. 53, 5 и 4).

К. Итак, когда Христос пострадал за нас,

169

 

 

то грех сокру­шен и, я думаю, не будет уже насильственно обвинять освя­щенных чрез Христа; и это нам ясно покажет пророк Заха­рия, говоря как бы в видении: и изыде Ангел глаголяй во мне, и рече ко мне: воззри очима твоима, и виждъ исходящее сие. И рех: что есть? И рече: сия мера исходящая. И рече: сия неправда их по всей земли. И се талант оловян вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры... И вверже камень оловяный во уста ея. И возведох очи мои, и видех, и се две жены исходящыя, и дух в крилех их, и те имяху крила, яко крили вдодовы: и взяша меру между землею, и между небом. И рех ко Ангелу глаголющему во мне: камо сия относят меру? И рече ко мне: создати ей храмину в земли Вавилонстей, и уготовати, и положат ю тамо на уготование свое (Зах. 5, 5-11). Желаешь, чтобы мы опять поговорили о каждой части отдельно и рассмотрели, насколько возможно?

П. Непременно.

К. Пророк увидел некую меру, исходящую из Иерусали­ма, и, когда спросил о том, что есть? — Ангел сказал: сия неправда их по всей земли (Зах. 5, 6), а это подобно тому, как если бы он сказал: этою мерою в свое время измеряются прегрешения на всей земле. Ибо, когда грех наш достигает значительной величины, тогда оскорбленный Законоположник посылает наказания; часто же по свойственному Ему че­ло-

170

 

 

веколюбию терпит и удерживается от наказания согрешаю­щих, не изливая совершенно Своего гнева прежде исполне­ния меры грехов их. Так Бог говорил и священному Аврааму: не бо исполнишася греси аморреов до ныне (Быт. 15, 16). Также к фарисеям, неудержимо оскорблявшим Его, Христос сказал: и вы исполните меру отец ваших(Матф. 23, 32). Итак, когда выходила мера, вземлется талант оловян, ввергается в средину жена, наполняющая меру, и приемлет камень оловяный в собственные уста; при сем божественный Ангел гово­рит: сия есть беззаконие (Зах. 5, 7-8).

П. Место Писания пока еще не совсем ясно.

К. Оно будет ясно, и притом вскоре. Словами талант оловян означается Сам Христос, который вземлется, то есть возносится, посредством креста и по Своим божественным достоинствам созерцается в славе: ибо Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Флп. 2, 9). Он заключает уста греха согласно тому, как воспевается в Псал­мах: и всякое беззаконие заградит уста своя (Пс. 106, 42), дабы не говорить в обвинение согрешивших по немощи и оправданных в вере, ибо Бог оправдаяй; кто осуждали? (Рим. 8, 33-34.) Если же Христос пострадал за нас, то с чем было бы сообразно требовать еще, чтобы и мы сами были наказаны за наши прегрешения?

П. Весьма правильно ты сказал: мы оправда-

171

 

 

ны во Христе и совершенно отклонили от себя обвинение за грех. Но осо­бенно приятно мне было бы узнать от тебя, по какой причине Христос обозначается как бы в олове м), а беззаконие является как бы в лице жены.

К. И это легко увидеть из Священных Писаний: ибо Хри­стос уподобляется и многому другому, так как, смотря по качеству означаемого, мыслится содержащееся в Нем.

П. О чем ты говоришь?

К. Христос соделался для нас утверждением и крепостию, непоколебимою опорою и несокрушимым основанием, поэтому и назван камнем, ибо так сказано: сеАз полагаю во основание Сиону камень... избран, краеуголен, честен... и ве­ру яй в Онь не постыдится (Исх. 28, 16). Он же, потом, есть светлое и досточудное сокровище Церкви, наше духовное бо­гатство, и называется бисером. Подобно есть, — сказано, — Царствие Небесное купцу, ищущу добрых

м) По подлиннику: εἰν μολίβδω. Слово: μόλιβδος или μόλιβος означает собственно свинец, а κασσίτερος означает олово. Различие этих металлов было известно в древности; в еврейском тексте и в переводе LXX эти два металла означаются разными названиями. Но в славянской Библии μολίβος переводится словом: олово, как в рассматриваемом здесь месте из Книги пророка Захарии, так нередко и в других местах. С другой стороны, вскоре увидим, что св. Кирилл, сопоставляя места Зах 4, 10, где встречается слово: κασσιτέρινον, и еще Зах. 5, 7, где находим слово: μόλιβδου или μόλιβου не придает никакого значения различию этих названий. А потому и здесь μόλιβδος переводится словом: олово.

172

 

 

бисерей: иже обрете един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его (Матф. 13, 45-46). Чрез Себя Самого Он приблизил нас к Богу и Отцу, разрушив Телом своим вражду, как напи­сано (Еф. 2, 13-16); поэтому и говорил к Отцу Небесному и Богу о тех, которые Оправданы верою в Него: Отче, хочу, чтобы как Я и Ты едино есмы, так и тии в Нас едино будут (Иоан. 17, 21). Посему-то Он назван камнем оловянным; ибо оловом спаиваются соединяемые предметы. И, в другом мес­те, гласом Захарии Бог, указывая нам на собственного Сына, имеющего в свое время прийти и грядущего, сказал: и возра­дуются, и увидят камень, иже от чистаго олова, в руку Зоровавеля (Зах. 4, 10). Точно так же и в рассматриваемом нами месте слова талант оловян (Зах. 5, 7) сказаны о Христе; и я скажу, какая причина этого. Нечистое серебро, плавимое вме­сте с оловом, чрезвычайно хорошо очищается, так как олово по своему свойству берет в себя нечистоту пережигаемого вместе с ним металла. Нечто такое и в нас самих совершил Христос; Он телесно, а вместе и духовно соединился с непот­ребными и таким образом расплавил находившуюся в нас нечистоту; ибо Он подъем лет грехи наши, чтобы мы ради Его и чрез Него были чистыми и просвещенными. И пророк Иере­мия оплакивал народ Иудейский, не принявший очищения чрез

173

 

 

Христа, в следующих словах: оскуде мех от огня, истле олово. Всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша. Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их (Иер. 6. 29-30). Итак, ты понимаешь, Божественное Писание зна­ло, что очищение серебра не может совершаться без олова. Посему Христос, так как Он очистил нас непотребных, упо­добляется олову и Сам заграждает уста греха, изображаемого как бы в виде жены. А жена есть знак слабости и вместе наслаждения, а чрез них совершается всякое беззаконие: у кого ум наперед помрачен тем или другим наслаждением и таким образом обессилен, тот оставляет труды, ведущие к добродетели, и душа человеческая преклоняется ко греху; поэтому и говорится о некоторых, что они суть сластолюбцы паче нежели боголюбцы (2 Тим. 3, 4). И пророк взывает к тем, которые вследствие душевной немощи поражены грехом и расслаблением, состоящим в порочности: укрепитеся руце ослаблепыя, и колена разслабленая(Ис. 35, 3).

П. Но это так; а две жены, которые относят меру и безза­коние в землю Вавилонскую, скажи мне, на что могут указы­вать?

К. Уста беззакония, любезнейший, заграждены чрез Хри­ста: в Нем мы оправданы, освобождены от всякого обвине­ния, и осуждение

174

 

 

беззакония снято с нас: ибо такова была по отношению к нам цель домостроительства у Того, Который из-за нас, ради нас и вместо нас подвергся смерти, хотя опять и воскрес: ибо невозможно было, чтобы жизнь побеждена была смертию. Но некоторые не поверили Евангелию Хрис­тову и, не принявши искупления от греха, опять обременяют­ся им, возложивши его на свои главы вследствие бессилия мысли, расслабления ума и отсутствия душевного мужества. Они увлекаются всяким лукавым духом и, насильственно по­буждаемые ко всякому виду нечистоты, весьма усердно спе­шат к дурному. Знаком же поспешности служит крыло, кото­рое и было, как сказано, вдодово (Зах. 5, 9) и); это вид птицы, которая всегда летает вокруг зловоннейших болот и собирает в пищу добываемое из грязи и нечистоты. Итак, тех, которые расточают свои заботы на осквернение, совершенно естественно можно назвать имеющими крыле вдодовъг, они также жено­видны и изнеженны, наконец, похожи на владычествующий над ними грех. Ибо как чрез освящение соделались сообраз­ными Христу сущие под Ним и вместе с Ним, так сообразны беззаконию

и) В переводе LXX разбираемые здесь слова читаются так: πτέρυγας ἔποπος, что в славянской Библии переведено: крыле вдодовы, то есть крылья удода. Ἔποφ, удод, принадлежит к породе птиц, так называемых соровых, то есть отыскивает себе пищу в соре и питается насекомыми. С еврейского текста разбираемые слова переводятся так: крылья аиста.

175

 

 

и одновидны с ним те, которые обременены им и предпочли жить с нечистотою порока. Меру же относят в Вавилон и там отыскивают ей жилище (5, 9-11); сим, как я думаю, прикровенно обозначается, что если кто не желает принять соделанного Христом и не возлюбит заграждения греха, вследствие заботы об одних только нечистотах, тот уда­лится от святого Иерусалима, то есть от святой матери перво­родных, прекрасного горнего града (Евр. 12, 22-23). Тогда, имея грех бременем почти невыносимым, он поселится вме­сте с вавилонянами, то есть будет иметь часть и жребий с безбожными идолослужителями ибо подобны безбожникам те, которые пренебрегли соделанным чрез Христа искуплени­ем. Так и Спаситель сказал: аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не по­слушает, пойми с тобою еще единаго или два: да при устех двою, или триех, свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждъ церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф 18, 15-17). Итак, ясно, а главное всем Божественным Писанием засвидетель­ствовано, что всякое оправдание и всякое искупление во Хри­сте.

П. Хорошо ты сказал.

176


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.