Поиск авторов по алфавиту

Автор:Киреевский Иван Васильевич

Примечания

Материалы для биографии И. В. Киреевского (стр. 1).—Напечатано в 1-м издании. На стр. 39 напечатано (как и в 1-м издании): «Впрочем, в отношении к прежнему» и т. д.; в подлинном письме было: «Впрочем, как эта перемена ни значительна в отношении к прежнему» и т. д.

В дополнение к «Материалам» приводим текст записки, оказавшейся среди бумаг И. В. Киреевского. Она писана А. И. Кошелевым, без сомнения со слов вдовы И. В., Натальи Петровны Киреевской. Подлинник—на отдельном полулисте.

 

«История обращения Ивана Васильевича».

«И. В. Киреевский женился в 1834 году на девице Нат. Петр. Арбеневой, воспитанной в правилах строгого христианского благочестия. В первые времена после свадьбы исполнение ею наших церковных обрядов и обычаев неприятно его поражало, но по свойственной ему терпимости и деликатности он ей в том ни мало не препятствовал. Она с своей стороны была еще скорбнее поражена отсутствием в нем веры и полным пренебрежением всех обычаев Православной Церкви. Были между ними разговоры, которые оканчивались тем, что положено было ему не мешать ей в исполнении ее обязанностей, а ему быть свободным в своих действиях, но он обещал при ней не кощунствовать и даже всячески прекращать неприятные для нее разговоры его друзей. На второй год после женитьбы он попросил жену свою прочесть Кузена. Она охотно это исполнила, но когда он стал спрашивать ее мнения об этой книге, то она сказала, что много в ней хорошего, но что нового там не нашла ничего, ибо в творениях Св. Отцов все это изложено гораздо глубже и удовлетворительнее. Он усмехнулся и замолчал. Он стал просить жену почитать с ним Вольтера. Она объявила ему, что готова читать всякую серьезную книгу, которую он ей предложит, но насмешки и всякое кощунство ей противны и она их не может ни слышать, ни читать. Тогда они после некоторого времени начали вместе читать Шеллинга, и когда великие, светлые мысли их останавливали и И. В. Киреевский требовал удивления от жены своей, то она сначала ему отвечала, что эти мысли ей известны из творений Св. Отцов. Неоднократно она ему их показывала в книгах Св. Отцов, что заставило И. В. иногда прочитывать

285

 

 

целые страницы. Неприятно было ему сознавать, что действительно в Св. Отцах многое чем он восхищался в Шеллинге. Он не любил в этом сознаваться, но тайком брад у жены книги, и читал их с увлечением. Знакомство с Новоспасским иноком Филаретом, беседы со святым старцем, чтение разных творений Св. Отцов услаждали его и увлекали на сторону благочестия. Он ездил к о. Филарету, но всякий раз как бы по принуждению. Видно было, что ему хочется к нему ехать, но всегда нужно было какое то принуждение. Наконец в 1842 году, кончина Старца Филарета окончательно утвердила его на пути благочестия. И. В. Киреевский никогда прежде не носил на себе креста. Жена его не раз его о том просила, но Н. В. отмалчивался. Наконец однажды он сказал ей, что наденет крест, если он будет ему прислан от о. Филарета, которого ум и благочестие он уже душевно уважал. Нат. Петр, поехала к о. Филарету и сообщила ему это. Старец, перекрестившись, снял с себя крест и давая сказал Нат. Петр.: да будет он И. В. во спасение.—Когда Нат. Петр, приехала домой, то И. В. встречая ее спросил: ну что сказал отец Филарет? Она вынимает крест и отдает его И. В.—И. В. спрашивает ее: какой это крест? Нат. Петр, говорит ему, что о. Филарет снял его с себя и сказал, что да будет он ему во спасение. И. В. пал на колени и говорит: ну теперь чаю спасения для души моей, ибо я в уме своем положил: если отец Филарет снимет с себя крест и мне его пришлет, то явно будет, что Бог призывает меня ко спасению. С этой минуты заметен был решительный поворот в мыслях и чувствах И. В. После кончины отца Филарета И. В., живя по близости Оптиной Пустыни, в частых беседах с отцами Леонидом, Макарием и другими старцами, все более и более укреплялся в благочестии. Он читал очень много отеческих книг, беседовал часто со старцами и все более креп для будущей своей деятельности».

—      Девятнадцатый век (стр. 85).—Впервые напечатано в «Европейце» 1832 г., кн. 1-я.

—      В ответ А. С. Хомякову (стр. 109).—Впервые напечатано в 1-м издании; написано в 1839 г. (а не 1838-м, как ошибочно указано в тексте), в ответ на статью А. С. Хомякова «О старом и новом»; см. выше, т. I. стр. 63. Статья Хом. напечатана в 3-м томе его Сочинений, стр. 11—29, изд. 1900 года.

—      Обозрение современного состояния литературы (стр. 121).—Впервые напечатано в «Москвитянине» 1845 г., кн. 1, 2 и 3; должно было следовать еще «Окончание», но оно не появилось.

—      О характере просвещения Европы (стр. 174).—Впервые напечатано в «Московском сборнике» 1852 г. с цензурными пропусками, и так же перепечатано в 1-м издании. В настоящем издании пропуски

286

 

 

восстановлены на основании статьи М. А. Веневитинова И. B. Киреевский и цензура «Московского сборника» в Рус. Арх. 1897 г., кн. 10, стр. 287—291.

—      О необходимости и возможности новых начал для философии (стр. 223).—Впервые напеч. в «Русев. Беседе» 1856 г. кн. II. Цензурою были вычеркнуты (в каком именно месте—определить невозможно) следующие строки: «чтобы даже внутренний приговор совести, более или менее очищенной, он не признавал, мимо согласия других разумительных сил, за конечный приговор высшей справедливости» (см. письмо Т. И. Филиппова к И. В. Киреевскому от 5 июня 1856 г., Барсуков, Погодин, т. XIV, стр. 578—4).

—      Отрывки (стр. 265).—Впервые напеч., с обширным послесловием А. С. Хомякова, в «Рус. Беседе» 1857 г., кн. V.

287


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.