13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Киприан Карфагенский, священномученик
Киприан Карфагенский, свщмч. 9. Письмо к клиру о некоторых пресвитерах, безрассудно даровавших мир падшим прежде окончания гонения епископов
Киприан пресвитерам и диаконам, братьям желает здоровья. – Долго терпел я, возлюбленнейшие братья, полагая, что скромное наше молчание послужит к миру. Но так как некоторые по неумеренной и опрометчивой надменности усиливаются безразсудством своим возмутить почтитель-
45
ность мучеников, скромность исповедников и спокойствие всего народа, то не следует далее молчать, чтобы излишнею молчаливостью не повредить и себе и народу. Ибо, не должно ли всячески бояться за оскорбление Господа, когда некоторые из пресвитеров, забывши не только о евангелии и своем значении, но, не помышляя даже о будущем суде Господнем, и о настоящем своем предстоятеле-епископе, – чего никогда не было при наших предшественниках, – присвояют себе все, с поруганием и презрением к предстоятелю? И пусть бы они присвояли себе все, только без вреда для спасения братьев наших! Я мог бы скрыть и перенесть, как и всегда скрывал и переносил, поругание епископского нашего звания; но не следует скрывать это теперь, когда некоторые из вас вводят в обман наше братство и, желая угодить безрассудною готовностью к дарованию мира падшим, только более вредят им. Те, которых гонение принудило к отпадению, сами знают, что они совершили величайшее преступление, потому что Господь и Судия наш сказал: иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем моим, Иже на небесех, а иже отвержется Мене, отвергуся его и Аз (Матф. 10, 32-33). Он же сказал: вся отпустятся согрешения сыном человеческим, и хуления; а иже восхулит на Духа Святого, не имать отпущения, но повинен есть вечному суду (Марк. 5, 28-29). И блаженный Апостол говорит: не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую, не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовской (1 Кор.
46
10, 21). Итак, кто разуверяет в этом братьев наших, тот, обольщает несчастных, так, что и те, которые, при истинном покаянии, могли бы молитвами и подвигами своими умилостивить Бога, Отца милосердого, увлекаются на горшую погибель, и те, которые могли бы восстать, падают глубже. Грешники и в меньших грехах должны приносить покаяние в продолжение постановленного времени, должны, по уставу благочиния, совершать исповедь и потом уже чрез возложение руки епископа и клира получать право общения; а теперь, в такое тяжкое время, когда свирепствует еще гонение, когда не восстановлен еще мир самой церкви, их допускают к общению, возглашают в молитвах их имя, – и без принесения ими покаяния, без совершения исповеди, без возложения на них руки епископа и клира, – преподается им евхаристия, между тем, как написано: иже аще яст хлеб или пиет чашу Господню не достойне, повинен будет телу и крови Господни (1 Кор. 11, 27). Но тут повинны не те, которые не соблюдают заповеди писания: вина падет на предстоятелей, не внушающих братьям делать все, по их наставлению, со страхом Божиим и с осторожностью, заповеданною и предписанною Самим Богом.
Наконец, они же подвергают поношению блаженных мучеников, и ссорят с Божиим священником славных рабов Божиих: сии, памятуя о нашем звании, просили меня своим письмом рассмотреть их желания и даровать мир падшим не прежде, как, когда самой матери нашей Церкви,
47
по милосердию Божию, будет дарован мир, и когда божественному промыслу угодно будет и нас возвратить к Церкви своей; – а те, отвергнув почтительность, оказываемую нам блаженными мучениками и исповедниками, презревши закон Господень и осторожность, которую советуют соблюсти те же мученики и исповедники, – прежде прекращения ужасов гонения, прежде возвращения нашего, почти пред самою кончиною мучеников, вступают в общение с падшими, возглашают их в молитвах и преподают им евхаристию, тогда как пресвитеры и диаконы должны бы, – что прежде всегда исполнялось, – вразумлять и руководить своими советами самых мучеников, если бы те, ревнуя о славе и не обратив внимания на Писание, пожелали чего-нибудь больше надлежащего. Между тем нас беспрестанно, и ночью и днем, поучает божественное вразумление: у нас, кроме ночных видений, и среди дня невинные дети исполняются Духа Святого и в восхищении видят очами и слышат и говорят то, чему Господь благоволит научить и вразумить нас. Обо всем этом вы услышите, когда Господь, повелевший мне удалиться, возвратит меня к вам. А до того времени те из вас, которые, по безрассудству, неосмотрительности и надменности, не обращают внимания на человека, пусть хотя Бога убоятся, – зная, что в случае дальнейшего упорства их в тех же делах, я употреблю наказание, заповеданное мне Господом, именно: временное запрещение священнодействия, с тем, чтобы в последствии, когда, по изволению Божию, станем снова собираться вместе в недра матери на-
48
шей – Церкви подвергнуть их дело исследованию пред нами, пред самыми исповедниками и пред всем народом. Об этом я послал письма к мученикам и исповедникам и к народу, поручив прочитать те письма и вам.
Желаю вам, возлюбленнейшие и вожделеннейшие братья, всегда здравствовать о Господе и помнить о нас. Прощайте.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.