Поиск авторов по алфавиту

Автор:Киприан Карфагенский, священномученик

Киприан Карфагенский, свщмч. 62. Письмо к Магну о крещении Новациан и о получивших крещение в болезни

Киприан сыну Магну желает здоровья.

По своей благочестивой внимательности, ты, возлюбленнейший сын, спрашиваешь у нашей мерности совета, должно ли в числе прочих еретиков, крестить и освящать в кафолической церкви законным, истинным и единственным крещением и тех, которые приходят от Новациана, после его языческой бани. На это, сколько внушает нам понятие нашей вере, также святость и истина божественных писаний, мы скажем, что все вообще еретики не имеют никакой власти и права. Почему нельзя и не должно делать исключения для Новациана, тем более, что он, находясь вне церкви и действуя против мира и любви Христовой, должен быть считаем между противниками и антихристами. Ибо, когда Господь наш Иисус Христос в своем Евангелии свидетельствовал, что Его противники – те, которые не с Ним;. то не означал какой-нибудь вид ереси, но показал, что Его противники вообще все те, которые не с Ним, и которые, не собирая с Ним, расточают стадо Его говоря: иже несть со Мною на Мя есть и иже не собирает со Мною, расточает (Лук. 11. 23). Также и блаженный апостол Иоанн не отличал какой-нибудь ереси или раскола и не представлял в частности некоторых отделившихся; но всех отступивших от Церкви и действующих против Церкви назвал антихристами, говоря слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша, от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами (1 Иоан. 2,    18, 18). Отсюда очевидно, что противниками Господа

311

 

 

и антихристами суть все те, о коих известно, что они отступили от любви и единства кафолической церкви. И еще Господь в Евангелии Своем делает следующее постановление: аще же и церковь преслушает, буди тебе́ якоже язычник и мы­тарь (Мат. 18. 17). Если же те, которые не слушают Церкви, почитаются язычниками и мытарями; то гораздо более должно считать между язычниками и мытарями возмутителей и врагов выдумывающих ложные алтари, недозволенное священство, святотатственные жертвы и обольстительные названия 1); когда но приговору Господа нужно судить, как о язычниках и мытарях, о тех, которые менее согрешают и только не слушают Церкви.

А что Церковь одна, это возвещает Дух Святой в песни песней, говоря от лица Христова: едина есть голубица моя, совершенная моя: едина есть матери своей, избранна есть родившей ю (Пес. пес.  6, 9); и о ней же опять говорит: Вертоград заключен сестра моя невеста, источник запечатлен, кладезь воды живы (Пес. пес. 4, 12. 15). Если же невеста Христова, которая есть Церковь, есть вертоград заключенный; то заключенного нельзя открывать чужим посторонним. Если она источник запечатлен; то ни пить из него, ни запечатлеться им не может тот, кто, будучи поставлен вне, не имеет доступа к источнику. Если она есть единственный кладязь воды живой,  –  находящийся внутри, то поставленный вне не может освящаться и оживляться от той воды, все употребление и питие которой уступлено находящимся внутри. И Петр, показывая, что Церковь одна, и что креститься могут только те, которые находятся в Церкви, тоже заметил, сказавши: В ковчеге Ноевом мало, сиречь осмь

1) Новациане называли себя чистыми (χαφαρι) Epiphan. меч. 59.

312

 

 

душ, спасошася от воды; его же воображение ныне и нас спасает кре­щение (1 Петр. 3. 20, 21), доказывая тем и свидетельствуя, что единый ковчег Ноя был прообразом единой Церкви. Если тогда, в том крещении, которым были заглажены и очищены грехи мира, мог быть спасен водою кто-либо, не бывши в ковчеге Ноя, то и теперь может оживотворяться чрез крещение не принадлежащий к Церкви, коей одной предоставлено крещение. Апостол Павел, возвещая тоже самое еще открытее и яснее, пишет к Ефесянам и говорит: Христос возлюби церковь, и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною  (Ефес. 5. 25, 26). Если Церковь, которую любит Христос и которая очищается его банею, одна; то каким образом тот, кто не в Церкви, может быть любим Христом или омыться и очиститься Его банею? А если одна Церковь имеет жизненную воду и власть крещения и омовения человека, то тот, кто говорит, что у Новациана может кто-нибудь получить крещение и освящение, пусть прежде докажет и научит, что Новациан принадлежит к Церкви или начальствует в Церкви. Церковь одна, а будучи одна, она не может быть и внутри и вне. Если она у Новациана; то не была у Корнелия. Если же она была у Корнелия, который наследовал епископу Фабиану, по законному посвящению и которого, кроме чести священства, Господь прославил и мученичеством; то Новациан не принадлежит к Церкви и тот, кто, презревши евангельское и апостольское предание, никому не наследуя, произошел от самого себя, не может считаться епископом, не может ни коим образом иметь Церковь и обладать ею не посвященный в Церкви. А что Церковь не может ни быть вне себя, ни рассечься или разделиться в противность себе, но что она представляет единство нераздельного и целостного дома, это объясняет свидетельство св. Писания, где о таинстве

313

 

 

 

пасхи и агнца (означавшего Христа) написано: в дому едином да снется и не изнесите мяс вон из дому (Исх. 12, 46). Тоже, как видим, выражено и в сказании о Рааве, которая также представляла образ Церкви; ей заповедано и сказано: отца твоего и матерь твою и братию твою и весь дом отца твоего да собереши к себе в дом твой; И будет всяк, иже аще изыйдет из дверей дому твоего вон, сам себе повинен будет (Иис. Нав. 2, 18. 19). Здесь таинственно возвещается, что в одном только доме, т. е. в Церкви, должны собираться те, кои готовятся к победе и желают избежать погибели мира,, а кто из собранных выйдет вон, т. е. получивши благодать в Церкви отступит и выйдет из Церкви, тот будет сам себе повинен, т. е. самого себя должен винить за свою погибель, и такового, по ясному учению и заповеди апостола Павла, надлежит избегать, как еретика развращенного, согреша­ющего и самоосужденного (Тим. 3, 11). Господь, внушая нам, что единство происходит от божественной власти, утверждает и говорит: Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30), и направляя свою Церковь к таковому единству прибавляет: и будет едино стадо и един пастырь (Иоан. 10, 16). Если же стадо едино; то каким образом может причисляться к стаду тот, кто не числится в стаде? Или, каким образом может считаться пастырем тот, кто, при существовании пастыря управляющего в Церкви Божией по преемству посвящения, оказывается чужим и сторонним, –  кто, никому не наследуя, начиная от самого себя, будучи врагом Господня мира и божественного единства, не обитает в доме Божием, т. е. в Божией Церкви, в которой обитают только согласные и единодушные, как говорит в псалмах Дух Святой: Бог все­ляет единомысленныя в дом (Пс. 67, 7)? Далее, и самое таинство жертвы Господней указывает на христианское единодушие, скрепленное

314

 

 

твердой и неразделимой любовью. Ибо, когда Господь называет телом своим хлеб, составленный из соединения многих зерен; то тем указывает, что народ наш, которого он принял образ, составляет одно целое; и когда кровью своею называет вино выжатое из виноградных кистей и многих ягод и сдавленное в одно, то тем означает, что и стадо наше также составлено из смешения многих, скрепленных в одно. Если Новациан соединен с сим Господним хлебом, если он приобщился чаше Христовой; то можно полагать, что и он может иметь благодать единого церковного крещения, если при том будет известно, что он держится единства Церкви. Наконец как неразделимо таинство единства, как безнадежны и как великую казнь заслуживают себе от гнева Божия те, кои производят раскол, и, оставивши епископа, поставляют себе вне иного лжеепископа, –  это возвещает св. Писание в книгах царств, где говорится, что десять колен отделились от колен Иудина и Вениаминова и оставивши своего царя, поставили себе иного, вне: и разгневася Господь на все семя Израилево и поколеба я, и даде я в руки расхищающим я дондеже отверже я от лица своего. Яко отторжеся Израиль от дому давидова, и поставиша себе царя Иеровоама сына Наватова (4 Цар. 17, 20. 21). Говорится, что Господь разгневался и предал их погибели за то, что они отделились от единства и поставили себе другого царя. И гнев Господень против произведших раскол был так велик, что даже, когда человек Божий был послан к Иеровоаму, чтобы обличить грехи его и предсказать ему будущее мщение; то ему запрещено было вкушать у них хлеб и пить воду. А когда тот не соблюл сего и, вопреки повелению Божию, обедал с ними; то тотчас был поражен величием суда Божия: на возвратном пути напал на него лев, и, искусав его, лишил жизни. И кто же после

315

 

 

сего осмелится сказать, что спасительная вода крещения и небесная благодать могут быть общи у нас с раскольниками, с которыми не должны быть общими ни земная пища, ни мирское питие? Еще больший свет разумения проливает на это Господь в своем евангелии показывая, что тех, которые тогда отделились от колен Иудина и Вениаминова и оставивши Иерусалим удалились в Самарию, должно считать между чуждыми и язычниками. Ибо, посылая в первый раз своих учеников на служение спасения, Он заповедал и сказал: на путь к язычни­кам не идите, и во град Самарийский не внидите (Мат. 10, 5). Посылая сперва к Иудеям, повелевает обходить языков; а прибавляя, что должно обходить и город Самарянский, где были раскольники, показывает, что раскольники тоже, что и язычники.

Если же кто возразит, что Новациан соблюдает тот же закон, какой соблюдает кафолическая церковь, крестит тем же знамением, как и мы – знает того же Бога Отца, того же Сына Христа, того же Духа Святого, и что поэтому он может пользоваться властью крестить, так как по видимому он не различается от нас и в вопросе при крещении; то пусть знает всякий возражающий это, у нас с раскольниками не один закон знамения и не один и тот же вопрос. Когда они говорят: веруешь ли в отпущение грехов и в жизнь вечную – чрез святую церковь? То лгут в самом вопросе, потому что у них нет церкви. А так как они собственными словами исповедуют, что отпущение грехов может быть дано только чрез св. церковь; то, не имея ее, показывают, что там и грехи не могут быть отпущены. И то, что они, как говорят, знают того же как и мы Бога-Отца, того же Сына Христа, того же Духа Святого, нисколько не может оправдывать их. Ведь Корей, Дафан и Авирон знали того же Бога, что и священник Аарон и Моисей;

316

 

 

живя под одним законом и исповедуя туже веру, они призывали единого истинного Бога, которого должно было почитать и призывать: однако же когда преступили пределы, поставленные местом служения своего, и вопреки священнику Аарону, получившему законное священство, по удостоению Божию, и посвящению Господню, – присвоили себе власть священнодействовать; то тотчас за недозволенные усилия потерпели наказание, быв поражены казнью свыше, – и жертвы, принесенные не благочестно и не законно, вопреки праву божественного распоряжения, не могли быть ни действительными, ни полезными. Самые кадильницы, в которых незаконно был принесен фимиам, как для того, чтобы впредь не были в употреблении у священников, так еще более для напоминания потомках божественного гнева и мщения, требовавшего от них исправления, – переплавленные и очищенные, по повелению Божию, обращаются в гибкие доски и приделываются к алтарю, в память, говорит божественное писание: сынам Израилевым, яко да никтоже приидет иноплеменник, иже несть от семене Аароня, еже возложити фимиам пред Господем, и да не будет, якоже Корей (Числ. 6, 40). И однако они (Кореи, Дафан и Авирон) не произвели раскола, не выходили вон из стана и не возмущались бесстыдно и незаконно против священников Божиих, как это делают ныне те, кои расторгая церковь и возмущаясь против мира и единства Христова, стараются установить у себя кафедру, восхитить первенство и присвоить себе право крещения и священнодействия. Как же они, противники Божии, могут успеть в своих действиях, или незаконными усилиями получить от Бога то, что им не дозволено? Почему покровительствующие Новациану и прочим того же рода раскольникам напрасно утверждают, что может кто либо быть крещен и освящен спасительным крещением там, где, как известно, крещающий не имеет

317

 

 

власти крестить. Суд Божий против подобной дерзости становится еще понятнее из того, что за содеянное преступление, как находим, определено наказание не только вождям и виновникам, но и участникам, если только они не отделятся от общения с злыми. Господь изрекает следующее повеление чрез Моисея: отступите от кущ человек жестокосердых сих, и не прикоснитеся ко всем, елика суть им, да не погибнете купно во всем гресе их (Числ. 16, 26). И как угрожал чрез Моисея так и исполнил Господь: все не отделившиеся от Корея, Дафана и Авирона тотчас получили наказание за нечестивое общение. Этот пример очевидно доказывает, что приобщаются вине и наказанию все те, кои, по нечестивому безрассудству, будут в общении с раскольниками, вопреки начальникам и священникам. Тоже Дух Святой свидетельствует чрез пророка Осию, когда говорит: требы их, яко хлеб жалости им: вси ядущии тыя осквернятся (Ос. 9, 4), научая, то есть, и показывая, что с виновниками соединятся и в наказании все те, кои осквернятся их грехом. Какие же могут быть заслуги пред Богом у тех, которым свыше определяются наказание? Или каким образом могут оправдать р освятить крещаемого те, которые будучи врагами священников, усиливаются присвоить себе чужое и недозволенное, – то что не уступлено им ни по какому праву?

Мы не удивляемся, если они сами стоят за свое нечестие. Ибо всякий, по необходимости, защищает то, что делает и не хочет уступить легкой победе, хотя бы и знал, что делаемое им не дозволено. Но то удивительно, даже более, досадно и прискорбно, что христиане заступаются за антихристов и что внутри самой церкви стоят против церкви нарушители веры и предатели церкви. Тех, которые, хотя в ином упорны и непонятливы, однако признают, что все еретики и раскольники не имеют Духа Святого и потому хотя могут крестить,

318

 

 

однако не могут давать Святого Духа, мы задержим на этом, чтобы показать, что не имеющие Святого Духа решительно не могут и крестить. В самом деле, в крещении каждому отпускаются грехи; а Господь утверждает и возвещает в своем евангелии, что грехи могут отпускать только те, которые имеют Святого Духа.

Посылая, после воскресения, своих учеников, Он говорит им: якоже посла мя Отец, и Аз посылаю вы, И сие рек, дуну и глагола им: примите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Иоан. 20, 21 – 23). Это место показывает, что крестить и давать отпущение грехов может только тот, кто имеет Святого Духа. Наконец Иоанн, предназначенный крестить самого Господа нашего Иисуса Христа, принял Святого Духа прежде, когда был еще во чреве матери, чтобы известно и явно было, что никто не может крестить, кроме тех, которые имеют Святого Духа. И так покровительствующие еретикам ж раскольникам пусть отвечают нам: имеют ли сии Святого Духа, или не имеют? Если имеют; то для чего на крещаемых там, когда приходят к нам, возлагается рука для низведения на них Святого Духа, который конечно был бы получен там, где и мог быть дарован, если бы он был там? Если же, погруженные вне, еретики и раскольники не имеют Святого Духа, и потому у нас возлагается рука, чтобы здесь приняли то, чего там нет и что потому не может быть дано; то очевидно, что и отпущение грехов не может быть дано чрез тех, о коих известно, что они не имеют Святого Духа. И по сему должны быть крещаемы крещением церкви решительно все приходящие к Христовой церкви от противников и антихристов, чтобы могли получить отпущение грехов по божественному распоряжению и евангельской истине и соделаться храмами Божиими.

319

 

 

Ты спрашиваешь еще, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи: должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительной водой? В этом отношении скромность и смирение наше ни кого не предупреждает своим мнением, предоставляя всякому думать как угодно и поступать как думает. Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего, приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской и плотской бане, где для того, чтобы омыть и очистить все тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоем. Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека чрез заслугу веры. В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим все. И потому ни кого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать чрез окропление или облитие, тем более, что Священное Писание говорит чрез пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших; и очищу вас, и дам вам сердце ново и Дух нов дам вам (Иезек. 36, 25, 6). Тоже в книге Числ: кто не чист будет до вечера, сей да очистится (водою) в день третий и в день седмый и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седмый, нечист будет и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропится нань (Числ. 19, 10, 12, 13). И еще: и рече Господ к Моисею глаголя: поими левиты от среды

320

 

 

сынов Израилевых и да очисшиши я; И сице да сотвориши им очищение их: покропиши на них воду очищения (Числ. 8, 5, 6, 7). И еще: вода окропления очищение есть (Числ. 19, 9). Отсюда явно, что и окропление воды действует на подобие спасительной бани, и когда это бывает в церкви, при чистой вере и принимающего и дающего, то все может восполниться и совершиться величием Господним и истинной веры. А что некоторые называют таковых не христианами, а «клиниками» (т. е. больными, которые не могут встать с постели и ходить); то я не понимаю, откуда они заимствуют это название; разве читая очень много и тайное они пашли этих «клиников» у Гиппократа или Сорана. Мне известен «клиник» из Евангелия (Иоан. 6) и я знаю, что этому расслабленному и немощному, в течении долгого времени лежавшему в постели, болезнь ни сколько не помешала достичь вполне небесной крепости и он, благостью Господней, не только был поднят с одра, но и сам, с обновленными и оживленными силами, понес свой одр. II потому, сколько нам дано разуметь верою и мыслить, мое мнение таково, что всякого кто получил божественную благодать в Церкви, по закону и праву веры, должно почитать законным христианином. И если кто считает их ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они только облиты спасительною водою; то все же пусть не обольщают их, заставляя креститься, по освобождении от тяготы болезни и выздоровлении. Не могут быть крещаемы те, которые уже освящены церковным крещением: так для чего же соблазнять их в их вере и благости Господней? Или они и получили Господню благодать, но только сокращенною и меньшей мерой дарования Божественного и Святого Духа, так что можно считать их христианами, но равнять с прочими не должно? Напротив, Дух Святой дается не мерою, но на каждого верующего изливается весь. Если день равно рождается

321

 

 

для всех; если солнце на всех разливает одинаковый и равный свет: то не тем ли более с одинаковой равномерностью Христос, солнце и истинный день, обильно в своей церкви изливает свет вечной жизни? В книге Исхода (16) мы видим совершение таинства сего равенства, когда манна сходила с неба и; в прообразе будущих, указывала на питание хлеба небесного и на пищу грядущего Христа. Ибо там все равно, без различия пола или возраста собирали по гомору. Отсюда очевидно, что благость Христова и следующая потом небесная благодать, равно всем разделяется, что дарование духовной благодати без разности полов, без различия лет, без лицеприятия, изливается на весь народ Божий. Правда, та же духовная благодать, которая в крещении равно приемлется верующими, потом поведением и действиями нашими, или уменьшается или умножается, подобно тому, как в евангелии семя Господне равно сеется, но, по различию почвы, иное истощается, а иное умножается в разнообразном изобилии, принося плод в тридцать, шестьдесят или сто раз больший (Мат. 13, 3 – 8). Каждый из верующих призывается к динарию: так для чего же человеческим толкованием уменьшать то, что Бог раздает поровну? Если же кто смущается тем, что некоторые из крещаемых больных еще искушаются нечистыми духами: то пусть ему будет известно, что упорное нечестие диавола имеет силу только до спасительной воды; а в крещении он теряет весь яд своего нечестия. Пример этого мы видим в царе Фараоне, который, долго упорствуя и пребывая в своем вероломстве, мог противостоять и превозмогать до тех пор, пока не подошел к воде; когда же вошел в нее, то был побежден и погиб. Между тем оное море было таинством крещения; как это объясняет блаженный апостол Павел, говоря: не хощу же вас не ведети братие, яко отцы наши вси под облаком быша и вси

322

 

 

сквозе море проидоша, и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори, и прибавляет: сия же образы нам беша (1 Коринф. 10, 1, 2, 6). Тоже и ныне делается: когда заклинатели человеческим словом и божественною властью бичуют, жгут и мучат диавола, то часто он говорит, что выйдет и отпустит людей Божиих, но обманывая своею речью, продолжает действовать, как и Фараон когда-то, с тою же ложью упорства и обмана: Когда же приступают к спасительной воде и освящению крещением; то здесь, как мы должны зиять и верить, диавол подавляется и человек, посвященный Богу, делается свободным по божественной благости. Ибо как змеи и скорпионы, которые имеют силу на суше, будучи опущены в воду теряют свою силу и не могут удерживать своего яда; так и духи злобы, называемые скорпионами и змеями, и однако по данной от Бога власти попираемые нами, не могут долее пребывать в теле человека, в котором, по крещении и освящении его, начинает обитать Дух Святой. Это наконец мы испытываем и на самом деле: те, кои, в случае крайней необходимости, крещены и получили благодать в болезни, освобождаются от нечистого духа, беспокоившего их прежде, и живут в Церкви достохвально и досточестно, со дня на день более и более преуспевая в умножении небесной благодати, чрез приращение веры. И напротив, часто некоторые из крестившихся здоровыми, если потом стали грешить, бывают мучимы возвратившимся нечистым духом. Из чего ясно открывается, что диавол изгоняется в крещении верою верующего, а если потом вера ослабевает – возвращается. После сего не уже ли справедливо будет мнение тех, которые осквернившихся языческою водою вне церкви у противников и антихристов почитают крещенными, а крещающихся в церкви признают получившими снисхождение и божественную благодать в мень-

323

 

 

шей мере? Справедливо ли придавать еретикам такую честь, чтобы приходящих оттуда и не спрашивать омыты ли они или облиты, клиники ли они или перипатетики; а у нас уменьшать целость истины веры и оспаривать у церковного крещения его величие и святость? Я отписал на письмо твое, возлюбленнейший сын, сколько была в состоянии сделать это наша малая мерность, и показал как мы, посильно, думаем, никому не навязывая своего мнения; всякий предстоятель волен распорядиться по своему усмотрению, имея отдать отчет Господу в своем действии, как пишет и говорит в своем послании к Римлянам блаженный апостол Павел: кийждо нас о себе слово даст Богу, не ктому убо друг друга осуждаем (Рим. 14, 12. 13). Желаю тебе, возлюбленнейший сын, всегда здравствовать.

 

­­­­­­­­­­­­_____________

По поводу разногласия своего с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков, Киприан писал, между прочим, и к Фирмилиану, епископу Кесарии Каппадокийской, вероятно переслав ему списки и с прочих своих писем о спорном предмете. Фирмилиан не замедлил следующим ответом:

Фирмилиан Киприану, брату в Господе, желает здоровья. Чрез посланного вами, возююбненнейшего нашего Рогациана, диакона, мы получили, любезнейший брат, ваше письмо и от всего сердца возблагодарили Господа за то, что, по Его устроению, мы, отдаленные друг от друга телом, так близки духом, как будто не только находимся в одной области, но и живем вместе в одном и том же доме. Это и прилично сказать, потому – что духовный дом Божий один. Пророк говорит: яко будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор (Иса. 2, 2). Сходящиеся в этот дом с радостью объединяются, так что

324

 

 

Псалмодевец просил от Господа, еже жити в дому Господни вся дни живота (Псал. 26, 4). Из этого и из другого места видно, что святые обнаруживают великое стремление воли сходиться вместе. Сказано: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Псал. 132, 1)? Единение, мир и согласие доставляют ветшайшее удовольствие не только людям верным, признающим истину, но и самым ангелам небесным, для которых, по слову Господа, радость бывает о едином грешнице кающемся (Лук. 15, 10) и возвращающемся к союзу единства. Этого конечно не было бы сказано об ангелах, живущих на небе, если бы они –  радующиеся нашему единению – сами не были соединены с нами; напротив, они конечно скорбят, когда видят разногласие в мыслях и разность в стремлениях, – как будто надлежит призывать одного и того же Бога, только не всем вместе, а отдельно и врозь, и не иметь ни взаимной беседы, ни общей речи. Стефана мы можем благодарить разве за то, что его жестокость помогла нам опытно узнать веру и мудрость вашу. Но если чрез Стефана мы получили таковое благодеяние; то это еще не значит, что Стефан сделал что-нибудь достойное названия благодеяния и заслуживающее благодарность. Ведь вероломство и предательство Иуды, с каким он нечестиво действовал против Спасителя, не составляет его заслуги и нельзя сказать, будто он стал виною толиких благ, что чрез него мир и народы получили избавление страданием Господа. Но пройдем пока молчанием действия Стефана, чтобы воспоминанием дерзости и гордости его не причинить себе продолжительной досады на его дурные поступки.

Мы весьма обрадовались, узнав, что относительно настоящего вопроса вы распорядились по правилу истины и мудрости Христовой: мы возблагодарили Бога, нашедши в братьях, столь далеко живущих от нас, такое единодушие с нами в вере и истине. Благодать Божия сильна связать и скрепить союзом любви и единства даже то, что разделено на земле весьма значительным, по видимому, расстоянием; подобно тому, как божественная же сила связала союзом единомыслия Иезекииля и Даниила, живших позже и разделенных большим промежутком времени от Иова и Ноя, живших прежде, так что, будучи разделены временем, они руководились одним и тем же божественным вдохновеньем. Тоже

325

 

 

мы замечаем ныне и в вас: отделенные от нас далекими странами, вы доказали, что чувством и духом вы соединены с нами. Все это производится божественным единством. Так как Господь, обитающий в нас, один и тот же; то Он везде и соединяет своих союзом единства. От того-то во всю землю изыде вещание (Псал. 18, 5) посланников Господних, быстро проникшихся духом единства. Напротив, так как вовсе не могут прийти в единение те души, которые отделились от единства Божия; то мало пользы от того, что некоторые близки к себе и соединены телом, если они не связаны сердцем и умом. Сказано: се удаляющии себе от тебе, погибнут (Псал. 72, 27). И таковые подвергнутся суду Господа по заслугам, так как они отступились от слов Того, Который молит Отца о единстве н говорит: якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Иоан. 17, 21). Что касается до нас, то мы приняли ваше писание, как бы свое собственное, н читали его не бегло, но по несколько раз, чтобы удержать в памяти. И не бесполезно, но и спасительно будет или повторить тоже для утверждения истины, или кое-что прибавить для увеличения доказательства. Впрочем, если мы и прибавили что-нибудь, то прибавим не потому, что вами мало об этом было сказано, а потому, что слово божественное превышает природу человеческую и душа не может воспринять всего в совершенной полноте. Затем-то и пророков так много, чтобы разнообразная божественная мудрость была распределена на многих; затем-то и повелевается замолчать первому пророчествующему, если другому будет откровение (1 Кор. 14, 30). По той же причине и у нас признано необходимым – собираться ежегодно старейшинам и начальникам вместе, для распоряжений по делам вверенным нашему попечению, для решения важнейших общим советом, для преподания, в покаянии, врачевства братьям падшим и после спасительной бани уязвленным от диавола, – чтобы они чрез нас не столько получали оставление грехов, сколько приводились к уразумению своих прегрешений и побуждались полнее удовлетворить Господу. Но – посланник, которого вы к нам прислали, спешит отправиться обратно к вам; да и зимнее время понуждает к этому: и потому мы отвечаем па ваше письмо, сколько можем.

326

 

 

И во первых, что касается слов Стефана, будто апостолы запрещали крестить обращающихся от ереси и предали это для соблюдения потомкам; то вы весьма полно ответили на них, заметив, что нет такого глупца, который поверил бы, будто так предали апостолы: все эти нечестивые и мерзкие ереси возникли после. Так, Маркион, ученик Кердона, гораздо позже апостольских времен ввел святотатственное предание против Бога, а сообщник его в богохульстве Апеллес прибавил к тому много нового, более враждебного вере и истине; Валентин и Василид своими преступными лжами воздвигли брань на церковь Божию тоже далеко позже века апостольского; и другие еретики, как известно, стали потом распространять, каждый по своему толку, свои превратные учения и нелепые выдумки. Ясно, что все они осуждены от самих себя, – что прежде дня судного они произнесли сами на себя неизбежный приговор. Итак, кто признает их крещение, тот не поставляет ли приговора над собою вместе с ними и не осуждает ли самого себя, становясь их сообщником?  – А что Римляне не во всем сохраняют начальные предания и напрасно ссылаются на авторитет апостолов, – можно видеть из того, что у них замечаются некоторые разности в праздновании дней Пасхи и во многих других таинствах богослужения: там не все соблюдается так, как в Иерусалиме. Да и в других весьма многих областях многое изменяется по различию мест и названий и однако же это никогда не нарушало мира и единства кафолической церкви, как это дерзнул сделать ныне Стефан, прерывая с вами мир, который его предшественники всегда хранили во взаимной с вами любви и уважении, и произнося хулу на апостолов, будто это предали они, – которые в своих посланиях проклинали еретиков и заповедали удаляться от них! Из этого очевидно, что предание, которое заступается за еретиков и признает у них крещение, принадлежащее одной только церкви, есть предание человеческое.

Во вторых, вы хорошо ответили и на ту часть письма Стефана, где он говорит: «еретики и сами согласны в крещении и приходящих к ним от других ересей не крестят, а только приобщают», и потому будто и мы должны также поступать. Хотя вы достаточно доказали, что смешно подражать заблуждающимся; однако для полноты мы прибавляем к тому следующее: не удивительно,

327

 

 

если так поступают еретики, которые, разноглася между собой в предметах менее важных, совершенно сходятся в важнейших, напр., в хулении Творца и в выдумке каких-то сновидений и призраков неизвестного Бога, – они конечно могут быть согласны и в суетности своего крещения также, как согласны в отвержении истины божества. Но долго было бы отвечать на все их нелепые бредни порознь, и потому мы скажем кратко; те, которые не признают истинного Бога Отца, не могут признавать истины ни Сына, ни Духа Святого, следовательно и выдумывающие новые пророчества не могут иметь ни Отца, ни Сына, ни Святого Духа, тем более, что если спросить их: какого они проповедуют Христа? они скажут в ответ: того, который послал духа, говорившего чрез Монтана и Приску; а как в этих, по нашему замечанию, был не дух истины, а дух заблуждения, то отстаивающие лживое пророчество их против веры Христовой не могут иметь Христа. Да и прочие еретики, отделившиеся от Церкви Божией, не могут иметь ни сколько власти и благодати: вся власть и благодать предоставлена Церкви, где председательствуют старейшины, имеющие власть крестить, возлагать руки и распоряжаться; а еретику не позволено ни распоряжаться, ни возлагать руки, ни крестить, ни совершать что либо святое и духовное, так как он чужд духовной и боготворной святости. Давно уже мы, сошедшись из Галатии, Киликии и других ближайших областей, на соборе в Иконии, что в Фригии, постановили твердо держаться такового мнения о еретиках и отстаивать его, когда обнаружится сомнение относительно этого предмета. Пусть же Стефан и его поборники, утверждающие, что в крещении еретиков может происходить отпущение грехов и второе рождение, поразсудят и поймут, что духовное рождение без духа не возможно; и потому-то блаженный апостол Павел, крещенных от Иоанна, когда еще не был послан Дух Святой, снова крестил крещением духовным и тогда же возложил на них руки, да приимут Святого Духа. Но если Павел, после крещения Иоаннова, в другой раз, как видим, крестил своих учеников; то неужели мы усомнимся крестить тех, которые обращаются к Церкви от ереси, после незаконного и нечестивого тамошнего омовения? Разве Павел был менее этих епископов, о которых идет теперь речь, так что они могут приходящим

328

 

 

даровать Святого Духа чрез одно рукоположение, а Павел крещенным от Иоанна не мог дать Святого Духа чрез одно рукоположение, а должен был прежде крестить их крещением Церкви?

Далее, нелепо и то, что не считают нужным спрашивать: кто крестил? на том основании, что крещенный чрез одно произношение имен Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, мог получить благодать. Но это будет, по словам апостола Павла, премудрость в совершенных (1 Кор. 2, 6). А кто же в Церкви тот совершенный и премудрый, который стал бы защищать и верил, будто одно голое произношение имен довлеет для отпущения грехов и для освящения крещения? Все это конечно приносит пользу, но только тогда, когда и крещающий имеет Святого Духа и самое крещение совершается не без Духа. Но говорят, что крещающийся каким бы то ни было образом, на стороне, может достигнуть благодати умом своим и верой, – мнение без сомнения смешное: будто может низвести на себя не правый ум освящение праведных, или ложная вера истину верующих! Господь ясно показывает, что не все, произносящие имя Христово, бывают услышаны, не все чрез произношение могут получить сколько-нибудь благодати; Он говорит: мнози приидут во имя Мое, глаголюще: яко Аз есмь, и мнози прельстят (Марк. 13, 6). Между лжепророком и еретиком нет никакой разности: один обманывает именем Бога или Христа, а другой таинством крещения; и тот и другой основываются на лжи, чтобы обольщать лидские воли.

Я хочу рассказать вам один случай, бывший у нас, который относится к настоящему предмету. Почти за двадцать два года пред сим, после времен Императора Александра, произошли здесь многие смуты и бедствия, касавшиеся или всех людей, или в частности Христиан; было весьма много и частых землетрясений, произведших не малые опустошения в Каппадокии и Понте, где некоторые города совершенно разрушены и поглощены разверзавшеюся землей. Из-за этого было воздвигнуто тяжкое гонение на нас –  Христиан, которое сделалось еще тяжелее оттого, что возникло нечаянно после продолжительного спокойствия, при внезапном и необычайном бедствии, смутившем народ. В то время правителем нашей области был Серениан, гонитель злой и жестокий. Когда

329

 

 

верующие, находясь в страшном замешательстве и боясь гонения, убегали в разные места и оставляя свое отечество переходили в другие части области (а переходить можно было потому, что это гонение было не общее, а местное), явилась здесь какая-то женщина, которая, будучи в исступлении, выдавала себя за пророчицу, будто бы действующую по внушению Святого Духа. Главные демоны так управляли ее действиями, что она долго увлекала и обманывала братство, совершая чудные и необычайные дела; она даже предсказала, что произведет землетрясение, – не потому, чтобы демоны были столь сильны, что могли бы приказать земле трястись или привесть в беспорядок стихии, но потому, что нечистый дух, предвидя и зная, что последует землетрясение, предваряет будто он сделает то, что на самом деле только предвидит. Такими лжами и похвальбами она покоряла умы так, что ей повиновались и следовали за нею, куда приказывала и вела; в жестокую зиму эта женщина ходила по снегу босыми ногами и от такой ходьбы ни сколько не испытывала ни боли, ни повреждения; говорила, что спешит в Иерусалим, откуда будто бы и пришла. Здесь, как потом открылось, она обольстила одного простого пресвитера и диакона, которые и пристали к ней. Но вскоре противостал ей один из заклинателей, муж испытанной честности и всегда строго соблюдавший церковное благочиние; он, будучи к тому подвигнут многими, сильными в вере и достохвальными братьями, решился смирить одержавшего женщину нечистого духа, который за несколько пред сим ловко намекнул, что придет какой-то противник, неверный искуситель. Заклинатель, вдохновенный благодатью Божией мужественно противостал ему и обнаружил, что этот дух, которого считали святым, есть дух самый негодный. А между тем та женщина, много чрез наваждение и чары демонские сделавшая для обольщения верующих, дерзала даже часто подражать совершению евхаристии, освящая хлеб с приличным молением и принося жертву Господу не без таинства обычного славословия; она тоже крестила многих, употребляя обычные и законные слова вопроса, так что, по-видимому, нисколько не отступала от церковного правила. Так что же мы скажем о ее крещении, которым, чрез женщину, крестил сам негодный демон? Не уже ли Стефан и его поборники одобрят это крещение? а тем более то, где не было

330

 

 

даже ни знамения Троицы, ни законного и церковного вопроса? Можно ли поверить, что даровано отпущение грехов и правильно совершилось возрождение чрез спасительное омовение там, где все имело вид истины, а только производилось по действию демона? А может быть защитники еретического крещения отстаивают и то, что демон, именем Отца и Сына и Св. Духа, мог даровать благодать крещения; потому что у еретиков тоже заблуждение, тот же демонский обман, так как у них нет вовсе Святого Духа. Стефан усиливается доказать, что и при еретическом крещении дарует освящение присущий там Христос. Но если справедливы слова апостола: елицы во Христа крестистеся, во Христа обдекостеся (Гал. 3, 27); то конечно кто там во Христа крестился, тот и облекся во Христа; а если облекся во Христа, то мог получить и Святого Духа, посланного Христом, – разве у еретиков, быть может, и есть Христос, облекающий в Духа, да Духа Святого нет там!

Теперь и остальное, что вами изложено во всей полноте, пробежим кратко, потому что возлюбленнейший наш Рогациан диакон весьма спешит к вам. Нам следует спросить тех, которые защищают еретиков: какое у них крещение, – телесное иди духовное? Если телесное; то они крещением нисколько не отличаются от Иудеев, употребляющих его просто для обыкновенного омовения нечистот. Если же духовное; то как оно может быть у тех, у которых нет Святого Духа? И потому вода, которою там крещаются, служит только для телесного омовения, а не для таинства крещения. Если бы крещение еретическое могло служить для совершенного обновления, – для второго рождения; то крещаемых у еретиков надлежало бы признавать не еретиками, а чадами Божиими, потому что вторым рождением, бываемым в крещении, рождаются Божии чада. Но невеста Христова, которая одна только рождает чад Божиих, есть одна, – это кафолическая Церковь. У Христа нет многих невест, и потому апостол говорит: обручих вас единому мужу деву чисту представити Христови (2 Кор. 11, 2). В другом месте Писания сказано: слыши дщи и виждь и прикдони ухо твое, и забуди люди твоя, – и возжелает царь доброты твоея (Псал. 44, II. 12). И еще: гряди от Ливана невесто, прииди и прейди из начала веры (Пес.

331

 

 

пес. 4, 8). Тоже: внидох в вертоград Мой сестро Моя невесто (Пес. пес. 5, 1). Мы видим, что везде упоминается об одном только лице; следовательно невеста только одна. А как еретическое скопище не есть одно с нами; то оно не есть и невеста, но подложница и любодеица и след. не может рождать чад Божиих. Разве, – как думает Стефан, ересь рождает только и предлагает, а предложенных принимает Церковь и тех, коих не рождала, воспитывает, вместо своих, тогда как она материю чужих детей быть не может! – Христос, Господь наш, ясно показывает, что невеста у Него одна и объясняя таинство таковой единичности говорит: иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает (Лук. 11, 23). Если же с нами Христос, а еретики не суть с нами, то очевидно, что они противники Христа; и если мы собираем со Христом, а они не собирают с нами, то нет сомнения, что они расточают.

Мы не можем опустить без внимания и того, что сказано вами о Церкви, именно, что это, по словам Песни Песней, вертоград заключен, источник запечатлен, сад шипков с плодом яблочным (4, 12. 13). Как же может дать кому-либо живую воду спасительной бани от источника, заключенного внутри и запечатленного божественною печатью, тот, кто сам никогда не входил в этот вертоград и не видел сада насажденного Творцом Богом? Церковь Христову предъизображал таинственно и ковчег Ноя, – и она, при общей гибели всех бывших вне, спасла только тех, которые были внутри ковчега. Это имел в виду и апостол Петр, сказавши: его же воображение ныне и нас спасает крещение (1 Петр. 3, 21), показывая тем, что как тогда не бывшие вместе с Ноем в ковчеге не только не очистились водою, но и погибли в потопе, так и ныне не находящиеся со Христом в Церкви погибнут вне, если только не прибегнут к единственной спасительной церковной бане, чрез покаяние. А каково заблуждение, какова слепота того, кто, утверждая, что и в еретическом скопище может быть даровано отпущение грехов, не придерживается основания одной Церкви, которая раз-на-всегда утверждена Христом на «камне», – можно уразуметь из следующего. Христос одному Петру сказал: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на

332

 

 

земли, будет разрещено на небесех (Матф. 16, 19); потом читаем в евангелии, что Христос, когда дунул на одних апостолов, сказал им: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоан. 20, 22. 23). Это значит, что власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, учрежденным от них – посланников Христовых, а за тем епископам, которые наследовали им по преемству посвящения. И потому враги одной кафолической Церкви, в которой мы находимся, восстающие на нас, наследовавших апостолам, присвояющие себе, вопреки нам, незаконное священство и строющие чуждые алтари, – не святотатственные ли это преступники, подобные Корею, Дафаиу и Авирону, которые, подобно им, должны понести теперь казнь вместе с своими сообщниками, так как и тогда вместе с теми погибли их соучастники и поборники? Здесь я выражу справедливое негодование на явное и очевидное безрассудство Стефана, по которому он, столько хвалящийся местом своего епископства, утверждающий, что он держит наследие Петра, на котором положены основания Церкви, – вводит много других «камней» и строит новые здания многих церквей, утверждая своею властью, что и там есть крещение. А так как крещаемые без сомнения восполняют число Церкви; то одобряющий крещение еретиков тем самым подтверждает, что и там из крещаемых составляется Церковь. И не понимает, что, оставляя столь предательски единство, он потемняет и как бы уничтожает истину Христианского «камня»! Апостол говорит об Иудеях, что они, хотя ослеплены невежеством и опозорили себя тягчайшим преступлением, однако все же имеют ревность Божию; а Стефан, хвалящийся тем, что наследовал кафедру Петрову, нисколько не имеет ревности против еретиков: он уступает им не малую, а самую большую власть благодати, говоря и утверждая, что и они чрез таинство крещения омывают скверны ветхого человека, даруют оставление прежних смертных грехов, возрождением небесным соделывают чад Божиих и освящением божественной бани готовят к вечной жизни. Но кто уступает и присваивает еретику так много небесных даров Церкви, не приобщается ли и сам к тем, коим столько присваивает и предоставляет? Напрасно же он сомневается согласиться с ними и во всем остальном,

333

 

 

сделаться вполне их соучастником, – сходиться вместе с ними, с молитвами их соединять свои и ставить алтарь и жертву общую. «Много», говорит, «имя Христово содействует вере и святости крещения, так что кто крещен во Христа, тотчас получает и благодать Христову». На это можно отвечать кратко: если крещение во имя Христово вне Церкви было сильно для очищения человека; то и возложение рук во имя Христово могло также иметь там силу для принятия Святого Духа. Таким образом и все прочее, совершаемое еретиками будет казаться праведным и законным, если совершается во имя Христово. Но вы в письме вашем ясно доказали, что имя Христово может иметь силу в одной только Церкви, которой одной Христос предоставил власть небесной благодати.

Что касается опровержения обычая, который хотят противопоставить истине: то кто же столь неразумен, чтобы обычай стал предпочитать истине? Кто не оставит тьмы увидевши свет? Разве древнейший обычай служит сколько-нибудь Иудеям к оправданию в том, что они, по пришествии Христа, т. е. истины, отвергши новый путь истины, остались при старом? Впрочем вы, Африканцы, можете говорить против Стефана, что узнавши истину вы оставили лживый обычай; а мы обычай соединяем с истиною и обычаю Римлян противопоставляем обычай истины, соблюдая от начала то, что предано Христом и апостолами. Не помним, когда начался у нас, но всегда был здесь соблюден тот обычай, что мы знаем одну только Божию Церковь и признаем святое крещение одной только святой Церкви. Правда, возникало здесь у некоторых сомнение относительно крещения тех, которые хотя признают новых пророков, однако знают по-видимому того же, что и мы, Отца и Сына. Но мы, рассмотрев этот предмет со всем тщанием, на соборе в Иконии постановили – вовсе отвергать всякое крещение, которое совершается вне Церкви. А на то, что приводят в защиту еретиков из послания Апостола, который сказал: аще виною, аще истиною Христос проповедаем есть (Филип. 18), – не лено и отвечать, когда очевидно, что Апостол в послании своем, где это сказано вовсе не упоминает ни о еретиках, ни о крещении их, а только говорить о братьях, из коих некоторые говорят лицемерно, а другие пребывают в чистой вере. Тут не нужно многих доказательств; достаточно прочитать самое послание,

334

 

 

чтобы от самого Апостола узнать, что он хотел сказать этим. 

Но что же, говорят, станется с теми, кои, обратившись от еретиков, приняты без церковного крещения? Если они умерли, не успевши здесь креститься; то они считаются в числе оглашенных и получат плод истины и веры, какой заслужили оставивши заблуждение, хотя за смертью и не достигли полноты благодати. Если же они остаются еще в живых; то пусть крестятся крещением Церкви, чтобы могли получить отпущение грехов и не умерли без полноты благодати, пребывая, по чужому предубеждению, в прежнем заблуждении. Впрочем, велико преступление, как принимаемых так и принимающих, когда не омывши скверн в церковной бани, не освободившись от грехов, быв безрассудно приняты в общение, они касаются тела и крови Господней! В Писании сказано: иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни (I Кор. 11, 27). Но нашему разумению, надобно считать не крещенными даже и тех, которых крестили бывшие прежде епископами в кафолической Церкви, но потом отделившиеся и присвоившие себе власть священнодействия. У нас и соблюдается это так, что когда крещенный от них приходит к нам, то, как чужой и ничего не получивший, крещается у нас единственным истинным крещением кафолической Церкви и чрез жизненную баню получает возрождение.

И, однако, большое различие между тем, кто погрешил невольно и вынужденный крайним гонением, и тем, кто по святотатственной воле дерзко восстает на Церковь или злым языком произносит хулы на Отца н Христа, Творца всего мира. А Стефану не стыдно утверждать, что отпущение грехов может быть даровано и теми, которые сами опутаны грехами? Как будто в доме смерти может быть баня спасения! К чему же в Писании сказано: от воды же чуждия ошайся, и от источника чуждого не пий (Притч. 9, 18), если ты, оставив запечатленный источник Церкви, чужую воду признаешь своею и чужими источниками оскверняешь Церковь? Приобщаясь крещению еретиков, не пьешь ли ты из грязной лужи их и, сам очищенный церковным освящением, не оскверняешь ли себя прикосновением к чужим сквернам? Подавая еретикам свидетельство против Церкви, не уже ли не

335

 

 

боишься суда Божия, выраженного в Писании: свидетель лжив без муки не будет (Притч. 19, 5)? Да ты хуже всех еретиков: потому – что, когда многие из них, познавши свое заблуждение приходят к тебе, – ты поддерживаешь заблуждение приходящих и, затемняя свет церковной истины, увеличиваешь тьму еретической ночи; когда они сознаются, что, будучи обременены грехами они не имеют нисколько благодати и потому обращаются к Церкви, – ты лишаешь их отпущения грехов, даруемого в крещении, говоря, что они крещены уже и вне Церкви получили церковную благодать. Или не разумеешь, что, когда наступит день суда, души их взыщутся от твоей руки, – взыщутся от тебя, который жаждущим отказал в церковном питии и для желающих жить стал причиной смерти. А ты еще и негодуешь! Посмотри, как не разумны дерзкие упреки, делаемые тобою тем, кои против лжи стоят за истину! Ибо кто более имеет права негодовать: тот ли, кто защищает врагов Божиих, или тот, кто за истину Церкви вооружается против защитника врагов Божиих? Только неразумные, сварливые и вспыльчивые, по недостатку осмотрительности и слова, легко приходят в гнев, и ни к кому не идут лучше, как к тебе, слова Писания: муж гневливый воздвизает свар, муж же ярый прилагает грехи (Притч. 29, 22). Ибо сколько споров и несогласий завел ты со всеми церквами? Сколь тяжкий грех приложил себе, отсекши себя от такого множества стад? Так, не обманывайся: ты отсек самого себя; потому что отсеченным поистине надобно считать того, кто отложился от общения с единством Церкви, и – ты, думая, что можешь отлучить от себя всех, одного себя отлучил от всех. Тебя не могла направить на путь истины и мира даже заповедь Апостола, который увещевая говорит: молю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение Духа в союзе мира. Едино тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение; един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех, и во всех нас (Ефес. I – 6). Как тщательно соблюл Стефан эту заповедь

336

 

 

апостольскую, это спасительное наставление, сохраняя, прежде всего смиренномудрие и кротость! Ибо что может быть смиреномудреннее и кротче, как войти в разлад с таким множеством епископов, – как по поводу разного рода несогласий прерывать мир то с восточными (мы думаем, что это вам не безызвестно), то с вами – южными? А как терпеливо и кротко принял он епископов ваших, отправленных к нему посланниками, когда не допустил их к собеседованию с собой, да сверх того, памятуя о взаимном уважении и любви, приказал всему братству не принимать их к себе в дома, чтобы пришедших лишить не только мира и общения, но даже и гостеприимного крова! Итак, отсекать себя от единения любви, во всем ставить себя для братьев чуждым, с упорным бешенством восставать против таинств и веры, – это значит соблюсти единение Духа в союзе мира! И может ли быть одно тело н один Дух у того, у кого и душа – столь обманчивая, столь непостоянная и изменчивая, – быть может, не одна? Но прекратим речь об нем; а лучше разберем то, что относится к сущности настоящего вопроса. – Те, кои утверждают, что крещенных еретиками надлежит принимать так, как получивших благодать законного крещения, говорят, что крещение и у нас и у них одно и нет здесь ни в чем разности. Но что говорит Апостол Павел? Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог. Если же и у нас и у еретиков крещение одно, то без сомнения и вера одна; если вера одна, то и Господь один; если один Господь, то следует сказать, что и во всем есть единство. Но если у еретиков есть то же самое единство, которого вовсе нельзя ни раздробить, ни разделить; то из-за-чего же мы спорим? Для чего называем их еретиками, а не Христианами? Напротив, если у нас и у еретиков не один Бог, не один Господь, не одна Церковь, не одна вера, не один Дух и не одно тело; то очевидно, что не может у нас и крещение быть общим с еретиками, с которыми у нас ничего нет общего. И, однако, Стефан не стыдится оказывать покровительство таким противникам Церкви и для защищения еретиков рассекать братство, да сверх того – называть Киприана лжехристом, лжеапостолом и коварным делателем! Сознавая все это в себе, он поспешил

337

 

 

лживо приписать другому то, что по справедливости должно быть к нему самому отнесено.

Все мы желаем тебе, со всеми африканскими епископами, со всем клиром и со всем братством, пребыть для всех нас в добром здоровье, чтобы на долго иметь нам в единении с собою тех, кои всегда и мыслят и чувствуют одно с нами.

 

 


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.