13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Барсов Н. И.
Барсов Н. И. К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование императрицы Екатерины II
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Христианское чтение. 1877. № 11-12. СПБ.
Н. И. Барсов
К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование императрицы Екатерины II
В 1767 г. Св. Синод, приступая по воле императрицы Екатерины II, к составлению наказа назначенному от Синода депутату в учрежденную императрицей комиссию для составления нового Уложения, нашел нужным предварительно испросить от каждого из своих членов, как бывших на лицо в Св. Синоде (присутствовавшем в то время в Москве) так и отсутствовавших, отдельные соображения о том, какие, по его мнению, желательны были бы, для блага Церкви, преобразования и новые законоположения в области церковного и гражданского законодательства в России. Соображения эти от присутствовавших на лицо требовались изустные, от отсутствующих—письменные, изложенные раздельно по пунктам; по обсуждении тех и других в общем собрании Св. Синода, они должны были войти в состав того наказа, какой Синод имел в виду дать своему депутату. На лицо в Св. Синоде в то время присутствовали преосвященные: Димитрий (Сеченов), архиепископ новгородский и великолуцкий, Иннокентий, епископ псковский и рижский, Амвросий, архиепископ крутицкий и можайский, Палладий, епископ рязанский и шацкий и архимандрит новоспасский Симон. Прочие члены Св. Синода преосвященные: Гавриил (кременецкий) архиепископ с.-петербургский и ревельский, Сильвестр, епископ переяславский и дмитровский, Афанасий, епископ ростовский и ярославский, и Порфирий, епископ белгородский и обоянский—находились в отсутствии,
611
— 612
в своих епархиях и, соответственно указу Св. Синода, прислали письменное изложение своих соображений.
В библиотеке рукописей с.-петербургской духовной Академии сохранился обширный рукописный том, содержащий в себе черновые бумаги „митрополита новгородского Гавриила, относящиеся до депутатства его в комиссии по составлению нового Уложения“ (как известно, преосв. Гавриил после смерти преосв. Димитрия, последовавшей в конце 1767 года, заступил его место в Екатерининской комиссии в звании синодального депутата). В этой рукописи (по каталогу № 415) находятся как наказ и пункты, данные синодальному депутату в комиссии, преосв. Димитрию, так и пункты помянутых четырех преосвященных, и кроме того разного рода сведения, неизвестно откуда собранные, о количестве епархий и церквей, о размерах приходов по количеству душ, о количестве получаемого приходским духовенством содержания— в католических государствах западной Европы и два дополнительных к наказу и пунктам, данным преосв. Димитрию, указа Св. Синода относительно полномочий его в комиссии. Статистические данные, собранные преосв. Гавриилом, относительно материального быта духовенства в иностранных государствах, указывают на то, что Св. Синод или по крайней мере депутат его, преосв. Гавриил, свои планы об улучшении быта духовенства в России имел в виду мотивировать в комиссии указанием на положение духовенства в других государствах Европы, что, в царствование Екатерины II, так много придававшей значения во всем примеру запада, должно было иметь особенное значение.
История законодательных работ по духовному ведомству в России в царствование императрицы Екатерины II составляет одну из интереснейших глав в русской церковной истории и в истории славного ее царствования. К сожалению, доселе она находится у нас можно сказать еще в зачаточном состоянии. Из материалов, относящихся к этому предмету, доселе напечатаны, сколько нам известно, кроме указов, содержащихся в полном собрании
613 —
Законов Российской Империи, лишь наказ и пункты, данные Синодом своему депутату в комиссии, преосв. Димитрию („Христ. Чтение, 1876 г. № 9 —10) и весьма либеральный, не принятый, впрочем, во внимание Св. Синодом и не поступивший в комиссию проект церковных преобразований, составленный обер-прокурором Св. Синода Мелиссино (Чтения император. общества истории и древностей российских, изд. при москов. университете, 1871 г. кн. 3-я. смесь, стр. 114—119). Что касается хода работ относящихся к духовному ведомству, в „Комиссии для составления нового Уложения“, то о них пока нет в наличной нашей литературе документальных подробных сведений, и в этом отношении нам лишь остается ждать появления в свет следующих томов издаваемого Императорским русским историческим обществом „Сборника“, в котором Д. В. Поленов начал уже печатанием и собрание материалов, относящихся к истории занятий знаменитой Екатерининской комиссии.
Что касается предлагаемых нами вниманию читателя пунктов преосвященных Гавриила, Порфирия, Афанасия и Сильвестра, то по нашему мнению они заслуживают полного внимания историка. Они дают читателю более подробное, так сказать, детальное понятие о желаниях и местных нуждах русской Церкви того времени, не говоря уже о их характеризующем значении по отношению к личным воззрениям на эти нужды четырех из главнейших представителей церковной иерархии того времени.
I. Пункты от преосвященного Гавриила, архиепископа С.-Петербургского.
1. Требовать, чтобы протопопам, попам, диаконам, иподиаконам и всему церковному причту в городах живущему, на больших улицах мостов не мостить, а мостить оные от полиции, и никаких полицейских должностей не исправлять, и улиц не чистить, жить же на мостовых улицах не запрещать, и от всяких постоев освободить.
2. В городах приходы уравнять сколько возможно, и хотя б где и не было указного полного числа дворов приходских, однако дозволять
— 614 -
где нужда требует, быть двум или трем священникам для исправления обеден и других треб церковных.
3. Ученым священникам и диаконам, буде учения должность исполнять будут, пред неучеными, хотя бы и старшими, предстояние и преимущество иметь.
4. Священному чину для послужения как мужеска, так и женска пола людей купить бы было свободно, ибо оному чину в черной домашней работе самому быть не приличествует, и о том бы положить закон и пропорцию людей.
5. Приходским священникам со всем причтом при каждой церкви с дворового числа на их содержание, как духовным регламентом означено, положить с каждого двора по чинам и жалованью обывателей известную годовую плату, дабы священники за исполняемые ими потребы духовные, платежа, разве самовольного подаяния, не домогалися.
6. За бесчестье протопопа, попа, протодиакона, диакона, церковнослужителей и их жен и детей, учинить новое положение, как и светским, именно жалованным всем—против жалованья, а неполучающим жалованья, приходским городовым—против соборов кои при архиерейских домах в две трети, а сельским против тех-же соборов в полы, а а за увечье, яко неравное быть могущее, особливый положить закон.
7. По С.-Петербургской епархии остзейских городовых соборов и церквей священно и церковнослужители от малого жалованья с нуждою себя содержат, ибо за недовольными тамошними обывателями подаяний от оных почти не получают. Того ради требовать к жалованью прибавки.
8. В селах, где церквей нет, построить оные, чтобы не далее были, как в десяти верстах одна от другой.
9. Чтобы по селам, где по указам следует быть диакону, вместо оного другого попа производить было свободно, где того нужда будет требовать.
10. Церквей на ругу в селах строить не дозволять, но давать земли и прочие угодья против положения в межевой инструкции, и чтоб во всех селах и городах, где церкви имеются, и при них пахатная земля есть, оная пахана и с сенокосом огораживана и с нее все в гумно убираемо было приходскими жителями, а священно и церковнослужители упражнялися бы исправно в должностях своих.
11. Чтоб вотчинники церковной земли отнюдь не заграбливали, а в
— 615 —
противном случае канцеляриям губернским и воеводским со штрафом с них взыскивать и свяшенно-церковнослужителям возвращать.
12. Чтобы от прежних помещиков данная при строении церквей руга не была от преемников переменяема или отнимаема.
13. Чтобы священно-церковнослужителям дома строены были миром.
14. При всякой градской и сельской церкви для маленьких приходских ребят, кои еще работать не могут, завести школы, и священникам и диаконам обучать их катихизиса и грамоты, по мере понятия их в удобное время, не требуя за то платы, но вместо того вменяя вышеозначенную получаемую с прихода ругу, или пашенную землю с угодьи и убиранием оных.
15. При всякой церкви учредить богодельни, и на их положить оклад от приходских дворов, чтобы нищие по миру не шатались.
16. Церковников, в духовном чине быть негодных, не отдавать помещикам, но определять в военную службу, или в приказный чин, так в купечество, в цехи, или в крестьянство по дворцовым и экономическим вотчинам.
17. В священно и церковнослужители, тако ж и в монахи принимать вольно б было изо всякого чина уволенных от команд, добросостоятельных.
18. Священников, диаконов и церковников, неимущих от своего архиерея свидетельства, отнюдь никому не принимать под опасением штрафа пятидесяти рублей, також и детей их без ведома духовной команды, в коей ведомы, отнюдь не принимать же никому ни к какому делу.
19. Когда подкомандные на архиерея и других начальных властей станут брани или клеветы производить, и их кому бы судить, положить на то вновь закон, понеже в епархии или в монастыре все подчиненные властелину, и свидетели тутошние, кои по указам, яко домочадцы, не приемлются.
20. Доношений на архиерея и других духовных лиц по силе 6-го правила 2-го вселенского собора подаваемых от таковых людей, кои были сами когда-либо или находятся в пороках и подозрениях, в дело не производить, но прежде изведывать, не бывали-ли сами они в каковом пороке и подозрении, и ежели бывали, то от таковых подавателей доношений в дело не ставить, чем много может прекратиться и дело, и напрасных затейных злобных клевет.
21. Ежели в которой епархии какой челобитчик будет требовать, что он хочет бить челом на архиерея, то ему в том ни архиерею, ни
616 —
консистории отнюдь не запрещать, под опасением штрафа, и о чем он хочет бить челом, отнюдь не спрашивать, токмо тогда-ж давать знать доношением в Синод, что он к тому уволен, и притом о его пороках или непорочности.
22. Слышанных от других речей в доношениях не писать и писанных в дело не ставить, и постороннего ничего в доношениях не писать и не принимать.
23. От содеянного какого-либо случая время назначить, во сколько дней доносить, а после того времени доношений не принимать.
24. Не принимать ни в каких светских судах ни о чем на духовных никаких представлений, кроме духовных правительств, а из оных по рассмотрении, ежели будет куда подлежательно дело, для бедствия отсылать, то оное и отослать при депутате.
25. Не рассмотри дела в светском суде производившегося, хотя и при депутате, духовных не лишать священства архиереям.
26. Духовным во свидетельстве по воинским процессам не присягать, но спрашивать их только по священству.
27. Если селам или приходам вси будут бить челом на попа, и свидетелей кроме их нет других, а поп будет всех доносителей отводить, яко односемейством, в таком случае, что делать, закон учинить надлежит.
28. В производстве духовных дел не употреблять формы суда, но следствием производить, тож и мужа с женою, о прелюбодействе челобитствующих не по форме, по следствием судить, и оное следствие производить в светских судах, а к архиереям присылать бы их уже по исследовании со всем производством и выпиской для одного решения. Равномерно поступать и в других до рассмотрения духовного по силе указа следующихся блудных делах.
29. Из разных регламентов и сепаратных какой-либо коллегии или конторы указов в производстве духовных дел не выписывать, если-же и из светских законов что употреблять будет подлежательно, то из коих именно, предел положить.
30. Челобитчиков первее увещевать, чтобы помирились без производства дела, а в противном случае производить дело.
31. С подлыми и сумнительными челобитчиками во изведывании, правду-ли доносят, поступать по силе состоявшегося в 1762 г. о уничтожении тайной канцелярии указа, сажая под караул и не давая пищи и лития через два дня.
— 617 —
32. Ни в какую инославную религию российского человека, как христианина, так и неверного, тож и иностранных во всей российской империи не принимать, и в раскол впредь не был бы никто-же обращаем и принимаем.
33. От раскольников рождающихся детей крестить православным и представлять оных от седми лет к церкви и чтобы от них дань для священно-служителей приходских была определена.
34. Раскольников на правоверных не венчать, пока они не обратятся в правоверие, ни под каким видом.
35. У многих военнослужащих на прежних жилищах, откуда они в военную службу взяты, остаются жены, и будучи они в службе, женятся от живых жен на других, а жены их первые, оставшиеся на прежних жилищах, взаимно от живых-же мужевей выходят за других в замужество, и тем как мужья, так и жены заповедь Господню раззоряют. В пресечие сего учредить следует, чтобы кои взяты будут в службу женатые, о тех что жены у них остались на прежних жилищах, из оных мест, где они станут приниматься, давать знать в военную коллегию, а из коллегии в полки, в коих они будут находиться. Когда-ж они будучи в полках, где умрут, то из полков в военную коллегию, что померли, присылать рапорты, а из военной коллегии давать знать в Святейший Синод, из Синода-же посылать при указах для известия, в епархии, откуда они в службу взяты были. А о женах, оставшихся на прежних жилищах, когда они помрут, прислать в Синод из епархий ведомости, кои из Синода за известие сообщить в военную коллегию.
36. Торжкам и ярмонкам по воскресным, высокоторжественным и дванадесятопраздничным дням не быть и казенных питейных домов и лавок не отворять, разве после обеден, и работ в те дни не работать никому.
37. У определенных по монастырям служителей постоев никаких не ставить, так как у солдат, и в полицейские должности никакие не наряжать, тож и на подворьях архиерейских и монастырских.
38. Сверх консисторий архиерейских для управления духовных дел имеются по городам, а инде по обширности места и по уездам духовные правления, где как присутствующим, так и приказным служителям без жалованья прожить трудно. Того ради, чтобы оным всем, такоже и на расход канцелярский, чем довольствоваться был предел учинен.
618
II. Синодального члена Афанасия, епископа Ростовского и Ярославского.
1. „Белое священство пропитание получают от земель, почему необходимо и упражняются в земледелии, пашут пашню, косят сено, напр., сами. Будучи обременены таковыми попечениями, они не могут не только в чтении Св. писания, и в обучении народа упражняться, но и большую часть года отвлекаются от должного Божьей службы, а часто и самых треб, исправления; сверх того по земледельству они должны обращение иметь всегда между крестьянами, отчего навыкают грубости нравов, так что не тщатся сами себя вести в добром порядке, от светских приличного сану их почтения им нет, не редко же являются многие и в упущении должностей своих, чему не без причины бывают земледельческие их заботы; а обучившихся в семинариях к сельским церквам в священный и церковный чип и производить не можно, да и сами они к производству к таковым церквам желание, не имеют, потому что с самого малолетства до совершенного возраста продолжают учение в семинариях, а к земледельчеству, по незнанию оного, привычки сделать не могут“. Преосвященный считает за лучшее вместо земли, назначить священникам и вообще причтам, ругу, по усмотрению Синода, „паче же“ Высочайшей власти.
2. „Во всей Российской Империи крестьянские дети приходят в возраст все безграмотные, а потому не токмо закона христианского, но и повседневных молитв многие знать не могут: редкий крестьянин и о самом Боге понятие имеет. Чего для необходимо для крестьянских детей от 7 до 13 лет (в которых они никаких крестьянских работ исправлять еще не могут, а пребывают праздно), обучать грамоте букваря и катихизиса, чрез что христианского закона познание вкореняться, а грубость нравов их исправляться, будет, и разные беззаконные дела (которых многие из них и в грех не ставят) истребляться могут. К обучению-же тех крестьянских детей наилучший способ: когда священники с причтом от земледельческих работ свободны будут, в каждом приходе каждый крестьянин, имеющий малолетнего, непременно должен отдать приходскому своему священнику, диакону или дьячку, колу кто пожелает, а оные должны их обучать со всевозможным рачением; когда-же в тринадцати-летний возраст вступит, тогда более ко обучению по понуждать, а отдавать отцам их с тем, кто что выучил, дабы в крестьянских работах остановки быть не могло, ж, для поощре-
— 619
ния священников и причетников—за обученье каждого мальчика отцам их платить учителю хлебом по колику соблаговолено будет или за то обученье удовольствовать их в генеральном Положении руги. Учебники разослать на первый раз от казны безденежно или за небольшую плату, которую за неимущих велеть платить помещикам или старостам из мирских денег. Помещикам, их управителям и старостам вменить в обязанность наблюдать неопустительно, чтобы все дети обучались“.
3. В 1793 г. указом Сената вследствие сообщения Синода предписано было всем дворянам обучать своих детой церковному чтению и закону Божию, за невыполнение чего назначен был штраф, „Но сей указ едва ли где силу имеет.... обучают своих детей разным языкам и светским наукам, а катихизиса отнюдь не стараются обучать; многие дворянские дети церковную печать и читать не умеют“. Оный указ подтвердить и внести в уложение.
4. Подтвердить, чтобы во время церковной службы и крестных ходов кабаки были заперты и работ никаких не производилось.
5. Питейные дома от церквей отнести,—во избежание посрамления храмов Божиих и грабежей.
6. По указу 1722 велено определять на свящ. места семинаристов. Многие помещики не хотят принимать,—не по их-де выбору. Издать указ, чтобы принимали беспрекословно.
7. От мощения мостов и от других должностей полицейских священно-служителей уволить.
III. Синод. члена Порфирия, епископа Белоградского и Обоянского.
1. Некоторые помещики приказывают священникам литургии в господские и праздничные дни не во время начинать, а весьма поздно, и дожидать их прихода в церковь до полдня, а в случае непослушания, причиняют им разные озлобления, так что „бедный священник принужденным себя находит в том быть послушным, каковые самовольствия надлежит прекратить и учинить крепко о том запрещение“.
2. Во многих приходах церковные земли, луга и угодья вследствие давности и злоупотреблений помещичьей власти, отошли к помещикам, которые застроили их крестьянскими выселками или иным каким образом захватили в свою собственность. Преосвященный просит произвести новое размежевание и восстановить нарушенные права причтов его епархии.
3. „За непонуждением от светских команд“ во многих прихо-
— 620 —
дах перестройка церквей продолжается лет десять и более, чрез что прихожане лишаются богослужения и таинств, а иные уходят в раскол.
4. Позволить священникам приобретать в личную собственность землю не свыше впрочем как на сто рублей.
5. Хотя указами причты и освобождены от постоев, однако указ этот не выполняется, чрез что разоренье и помешательство в службе церковной происходит.
6. Священников и прочих духовных особ в канцеляриях светским лицам под караулом не держать и не изнурять кроме криминальных и важных дел.
7. Указами Синода и Сената не раз запрещалось венчать малолетних женихов с великовозрастными невестами, между тем „разные обыватели“ от того воздержаться никак не могут, и хотя священники таковых неуказноправильных лет венчать не хотят, токмо обыватели собрався многочисленно венчать таковых малолетних с великовозрастными и в свойстве состоящих в ночное время разными образы и с побоями принуждают, что священники, сохраняя здравие свое исполнять принуждены, и оттого свекры с невестками впадают в кровосмешение. Преосвященный предлагает в таких случаях с помещиков брать штраф по 100 и по 200 р., а простых людей публично жестоко наказывать.
8. Многие помещики и обыватели безвинно нападают на священнослужителей, причиняют им разные притеснения и побои немилосердные, ведая что священник на помещике или обывателе судом искать не похочет, да и отлучиться ему от церкви в судебные места будучи невозможно, так как за опущенье службы и треб, молебнов и панихид в царские и викториальные дни ему грозит штраф, так что обыкновенно обиды оставляют без жалоб и остаются обиженными безнаказанно, к унижению своего сана и звания! Между тем такой образ действий прямо воспрещен 121-й статьей Уложения. В прекращение такового озорничества, если кто священника, диакона или причетника напрасно обесчестит или обругает всенародно поносительными словами, такового отлучить от входа церковного, а пока он их не удовольствует и пред собранием народа прощения у них не испросит, до входа церковного не допускать, и оное взыскивать словесно, а не судом.
9. Не предосудительной и сие, что священники, оставя церковь Божию, сами ходят за сохою, косят сено, сами навоз вывозят на пашни? Во избежание сего, если какой помещик или крестьяне пожелают строить
— 621 —
церковь, то должно определить для таких работ священнику двух мужиков и двух баб.
IV. Синод. члена Сильвестра, бывшего епископа Переяславского, ныне Крутицкого.
Узаконить вновь:
1. На продерзких христьянского благочестия критиков, дабы чрез то не оподлевало и в упадок не приходило.... ибо простые и малоискусные, слыша презорственные о догматах беседы, и любопытное св. писания превращенье, мнеть могут, что все сказуемое ими истина, и не столь нужно ко спасению хр. учение, как о том от церкви предлагается.
2. На бесстудных художников, кои живописью, резьбой, гридаровкою (гравированием) и иными способы срамотства плотские изображают и при общем естества человеческого тлении, еще художеством к тому руководствуют, чужестранный вывоз таковых вещей воспрети; тож на сочинителей в бесстудной материи, стихотворства и камедийных действий.
3. О исправлении беспутств, кои под видом необходимой потребности в простолюдинстве пред бракосочетанием употребляются, и чрез то таинство языческими обряды предваряемое, оподлевает ко охуждению церкви от иноверцев.
4. О пресечении народного бешенства в седмицу сырную....
5. О пресечении вольности в нарушении св. постов, извиняемом всегда и при крепком составе тела немощию... Позволять есть скоромную пищу не иначе, как с разрешения духовных отцов.
6. О истреблении беззаконных игрищ в святки?
7. О истреблении игралищных позорищ в дни праздничные на публичных местах.
8. О обуздании бесстрамия в юношестве обоего пола, особливо которые имея достаток и свободу и не имея никакой отинуду к законному бракосочетанию препоны, окажутся в пороке блудодейственном.
9. О пресечении богоненавистного прелюбодейства не токмо правилами, но и законами градскими. Существующие на этот предмет церковные правила, по разным виновников уверткам и укрывательствам слабо действуют, а гражданские правительства взирая на то, что оное суду духовному подлежит, в производства дел не вступают.
10. О штрафовании четвероженцов и вообще беззаконно бранившихся, потому что налагаемые им отлучения от таинств, епитимия ко врачева-
622 —
вию душ едва служит — убеждать их к тому денежным штрафом нужда требует, в монастырь отсылать оных неудобно, как для государственных податей, так для помещичьих работ и оброков; телесно наказывать их правило апостольское возбраняет духовенству.
11. О воспящении уклоняющихся в раскольнический разврат..
12. О умножении епархий в государстве, по примеру не только церкви первенствующей, где к созиданию душ и сельские епископства учреждаемы были, но и соседних держав христианских. Во многих городах монастыри имеются, и по щедрости Е. И. В. настоятели оных не скудным жалованьем пользуются, а определяемы бывают по усмотрению достойности Св. Синодом, коим и быть, где запотребно рассудится, епископами хотя не в столь осанистом виде, как доселе.
13. О избрании и возведении в епископство не столь по учению, сколь по доброжительству; ибо пример жития отнюдь не меньше, всегда-ж действительнее изустного слова учит, да и в летах уже к старости наклонных, как для искусства в делах по долгожительству, так и в предупреждение многих непредвидимых случайностей, каким молодых лет пылкость подвержена.
14. О председательстве епископов, исключи первокласные степени со времени каждого производства последуя гражданскому и воинскому примерам, дабы чрез то отвратить честолюбивые мысли и друг на друга досады, с важностью сего сана весьма не вместительные.
15. О учреждении по городам духовных правлений с установлением жалованья членам оных.
16. Чтобы ассигновано было на содержание колодников при консисториях и на пересылку их в другие города, также как милостыни просить запрещено.
17. О соглашении и приведении в однообразный вид правил, нередко противоречащих одно другому.
18. С точностью определить, коих классов особам дозволять устраивать домашние церкви и иметь домовых священников с содержанием их ругою. При домовых церквах должны быть свои особые священники,—приходские должны быть свободны от обязанности совершать в них богослужение. Вместо церковников дворовым людям в алтарное служение вступать воспрещено.
19. Как поступать № являющимися в св. чине „самоставах“— так как о них никак не определено — что с ними делать, ни в церковных ни в градских законах.
— 623
20. В священники производить из всякого звания и чина людей, кто пожелает, только бы был достаточен в грамоте и доброжительстве,— а сие как с дозволения всех времен Христовой церкви, так и по примеру соседних держав; подати-же могут возмещаться чрез исключение из духовного звания малограмотных. Производить и без желания прихожан, потому что сильные и богатые часто и достойных не приемлют, за то, что о них непрошены, а чернь народная удостояет в причт смотря потому, кто более их подпоить не поскупится.
21. Священникам, обучавшимся в семинарии, учинить основательное содержание и не оскудное довольство, кроме земледельчества, как для отличия их от дрождия народного по преимуществу наук, так и потому что они долговременно пребывая в семинариях ни искусства или способности к хлебопашеству, ни сил к тому, по изнурительности чрез учение, ни времени к пользованию народа чрез учение, в каком единственно намерении и обучаемы бывают, не имеют; кроме того определить им приходские дворы уравнительно, также довольную и неоскудную ругу. Ибо в земледельчестве упражняющийся священник, как ничем от рядового крестьянина по наружности не разнствует, так ни осанки по чину своему не имеет, ни других способностей к точному своей должности исполнению, кроме-ж того вынужденным находится для своего пропитания угождать прихожанам, а оттого одни закосневают в бесстрашии, не имея совестей своих побудителя, другие смельство берут раскольничать, от принужденного бедностью священнического молчания.
22. О избавлении священно-и церковнослужителей от насильств и притеснения сильных лиц особливо помещиков и богатых прихожан, потому что письменные на таковых с присутственными светской команды местами сношения по большей части, как по делам оказывается, понаровкою виновникам самих присутствующих не действительны и обидимые правосудного удовольствия лишаются.
23. Воспретить вмешательство помещикам в дела церковные, ибо многие священники убежденными находятся сводить беззаконные браки и по доносу претерпевать штраф за преступство правил, в которое угрозами и побоями своих помещиков по малодушеству вринулись....
24. За бесчестье и увечье духовного чина людей положить пристойный в рассуждении настоящего времени штраф, потому что прежние „малочисленные“ штрафы сильными и богатыми лицами за ничто вменяемые, смелость к нанесению обид подают.
26. Духовных персон по всем делам ведать в духовных прави-
— 624 —
тельствах и о незабирании оных в суды гражданские до исследования в духовных местах. Священники, диаконы, дьячки и пономари, и прочие клирики, рукоположение архиерейское имеющие, а равно монахи, суть чина и ведомства духовного, и в случае криминальных и других дел для исследования оных должны быть присылаемы в духовные правительства, и доколе не явятся в показуемом на них подозрительны, и чинов, своих лишены не будут,—от истязания освобождаемы быть должны, ибо посему пункту у духовных правительств с светскими происходят споры, некоторые светские лица не только забирают и держат их со злодеями, но и к истязаниям простираются по съищиковым инструкциям.
Кроме того преосвященный указывает на необходимость вновь подтвердить прежде изданные узаконения, слабо действовавшие в церковной практике епархий,—узаконения эти изложены им в 14-ти пунктах.
Из двух указов св. Синода назначенному им депутату от духовного ведомства в комиссии для составления уложения, последовавших после данных ему наказа и пунктов, один последовал вследствие доношения св. Синоду киевского митрополита. Арсения, следующего содержания. Малороссийской коллегии президент, граф Румянцев, писал митрополит Арсений, двумя письмами на имя его, митрополита, „требовал“: первым от 25 мая 1765 года—чтобы наистрожайше подтвердить: церкви Божии оградами обнести, мертвых в городах не погребать, а за городом, истребовав для того особые места, которые также должны быть обнесены оградами. Вторым письмом, от 1 июня 1768 года, объясняя, что изложенное в предыдущем его письме требование доселе не выполняется, что в городах и деревнях „внутрь самых жилищ при церквах и на самых общих приходах погребают умерших, сняв часто лишь одну поверхность земли“, что от этого, как само собою понятно, великий наносится вред здоровью живущих и „припадки злые“, что нередко скот разрывает могилы и вытаскивает из оных погребенные тела, так что „растерзанные члены их встречают очи ближних“, как это случилось и с ним, графом, в бытность его в Глухове. Граф Румян-
— 625
цов требовал, чтобы митрополит запретил погребать мертвых при церквах, внутрь городов и деревень состоящих, но погребать оных велел бы вне города на отведенных для того особых местах, изъявляя притом, что в том есть Ея Императорского Величества воля. Принимая во внимание, что обычай погребать мертвых при церквах есть древний и всеобщий обычай киевской епархии, митрополит Арсений не решился своею властью выполнить требование графа Румянцева и испрашивал по этому предмету указа св. Синода. А до воспоследования такового, митрополит предписал наистрожайше монастырям чрез настоятелей, а приходским церквам чрез духовные правления, не погребать мертвых на площадях и дорогах и в общих проходах; могилы выкапывать глубиною не менее трех аршин; настоятелям монастырей и протопопам — осмотреть все монастырские и приходские церкви, и если где не окажется около церкви оград, оные в самой скорости сделать, к чему священники удобовозможными способами должны побуждать прихожан и от светских команд в том вспомоществования пристойным образом требовать. Получив это доношение митрополита Арсения, св. Синод постановил:
„Понеже сие дело следует до генерального во всех местах учреждения, то сообщить о том синодальному депутату, Гавриилу, епископу тверскому, для предложения комиссии о сочинении нового уложения, преосвященному же Арсению послать указ, о том, чтобы впредь до генерального о сем узаконения покупаемо было таким порядком, какой вышеписанным определением Его Величества утвержден“.
Второй дополнительный указ синодальному депутату в комиссию последовал вследствие журнального определения св. Синода от 9 марта 1769 года, которым постановлено: по делу, начавшемуся в 1745 году о учреждении для перевода принадлежащих церкви и до церковного учения книг переводческой конторы, преосвящ. Гавриилу, в комиссии, когда будет речь о учреждении духовных училищ, предложить и о учреждении означенной переводческой конторы, яко для церкви весьма потребной. Не делая
— 626 —
с своей стороны каких-либо новых соображении по этому предмету, св. Синод нашел достаточным дать преосв. Гавриилу лишь копию с доклада, составленного в 1756 году, следующего содержания:
В синодальной типографии, во удовольствие св. церквей и народное, церковные книги печатаются только с апробованных прежде оригиналов, а сверх того многие суть книги св. отцов, кои священное писание объясняют, и к душеспасительному пути побуждают, точию оные на российский диалект не переложены, а которые и переведены, те еще не освидетельствованы, а церкви святей зело нужны, и оные непереведенные перевести а прежде переведенные освидетельствовать, и печати предать весьма потребно. И хотя перевод оных книг св. Синодом искусным мужам поручен быть и мог бы, но в свидетельстве переводов может последовать самая трудность, ибо Высочайшим Е. И. В. указом от 7 марта 1743 года повелено все печатные в России книги, принадлежащие до церкви и до церковного учения печатать с апробации св. Синода, а синодальные члены заняты как синодальным, многого труда требующим, так и собственно епаршеским правлением и монастырским, коим затем к свидетельству переводов и время конечно не достанет, а без свидетельства синодального печати предавать не можно. А как не безызвестно есть, что в прочих европейских государствах, для свидетельства новопереводимых и сочиняемых книг имеются особливые достойные и в учении достаточные цензоры, за свидетельством которых переводимые книги и печатаются, и потому как прежде, так и ныне за необходимо потребно рассуждается, учредить для того при св. Синоде переводческую контору и определить к оной переводчиков, а к свидетельству переводов и упомянутых в регламенте писем, если от кого оные в св. Синоде объявлены будут, искусных и вероятия достойных цензоров, и печатать за их свидетельством. Но понеже оного св. Синоду собою учинить невозможно, а состоит то в особом Ея. Императорского Величества соизволении, того ради согласно приговорили: о том Ея Императорскому Величеству от св. Синода поднести доклад и всенижайше просить, дабы св. Синоду свободно было упомянутую контору учредить, и для ведения о том народу публиковать, и сколько потребно будет переводчиков и цензоров определить, и за их свидетельством печатать. А оную контору содержать, по рассуждению св. Синода, из типографских и других в синодальном ведении состоящих доходов, каковые в остатке находиться
627
будут, не требуя из государственной суммы, и кроме с венечных памятей и других, до лазаретов подлежащих, отсылаемых из синодального ведомства в светскую команду. А паче все оное предать в особливое Е. И. В. благоволение, и ожидать Высочайшего Е. И. В. указа. По оному определению доклад подписан и для поднесения Е. И. В. вручен с.-петербургскому преосвященному 20 мая 1756 года“.
Какова была судьба в комиссии этою чрезвычайно важного доклада, которым, между прочим, полагалось начало и такому важному государственному учреждению, как духовная цензура, нам неизвестно. Что касается учреждения переводческой конторы, то и в этом отношении предначертания св. Синода остались неосуществленными: известно, что до позднейшего времени перевод святоотеческих творений на русский язык оставался делом частных лиц. Не раньше конца первой половины настоящего столетия за это дело взялись ученые корпорации, т. е. наставники Московской и С.-Петербургской духовных академии.
Н. Барсов.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.