13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Дмитревский Иван Иванович
Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии
Москва
1894
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
Оглавление перенесено в начало.
ИСТОРИЧЕСКОЕ,
ДОГМАТИЧЕСКОЕ И ТАИНСТВЕННОЕ
ИЗЪЯСНЕНИЕ
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ.
ОСНОВАНО НА СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ, ПРАВИЛАХ
ВСЕЛЕНСКИХ И ПОМЕСТНЫХ СОБОРОВ, И НА ПИСАНИИ
СВ. ОТЦЕВ ЦЕРКВИ.
СОСТАВЛЕНО
ИВАНОМ ДМИТРЕВСКИМ.
Второе вновь пересмотренное и исправленное, с рисунками академика
Ф. Г. Солнцева.
Министер. Народи. просв. одобрено для фундаментальных библиотек
средних учебных заведений 21 Июля 1894 г. № 14375.
Москва
1894
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. О необходимости и древности жертвоприношения 9
II. О предании жертв законных и упразднении их 11
III. Об установлении единой, вместо всех, жертвы Иисуса Христа. 15
IV. Жертва Иисуса Христа в Евхаристии будет приноситься до скончания века 17
V. Евхаристия заключает в себе все части, все принадлежности жертв древних 20
VI. Евхаристия содержит в себе все виды древних жертвоприношений 22
Свидетельства Священного Писания Ветхого и Нового Завета о святейшей Евхаристии или Литургии.
А. Свидетельства Ветхого Завета 30
Б. Свидетельства Нового Завета 39
Предуведомление о Божественной Литургии.
ГЛАВА I. О превосходстве Литургии пред прочими таинствами и о различных ее именованиях 45
— II. Что значит слово Литургия 52
— III. Когда, кем, как и для чего установлена Литургия 55
— IV. Как совершалась Литургия во времена Апостольские 63
— V. Как совершаема была Литургия во втором и третьем столетиях 70
— VI. По какому случаю Василий Великий и Святый Златоуст составили свои Литургии? 86
— VII. О Литургии Преждеосвященных (Даров) 92
Введение в Божественную Литургию.
ГЛАВА I. О надлежащем приготовлении верных к Литургии. 98
— II. О приготовлении Священника к совершению Литургии. 103
— III. О храме и о частях его 107
— IV. Освященных одеждах 121
— V. Освященных сосудах и вещах, потребных для священнослужения 134
Изъяснение Божественной Литургии.
О разделении Литургии на части. 146
ЧАСТЬ I.
О Проскомидии.
Слово Проскомидия откуда производится и что значит? 150
ГЛАВА I. О начале Проскомидии и целовании икон 153
— II. О вхождении в Алтарь и о облачении Иерея и Диакона. 156
— III. О умовении рук и значении его 159
— IV. О приуготовлении хлеба или просфоры, именуемой Агнцем, и о влиянии вина с водою, или растворения, в Потир. 161
— V. Об извлечении и возложении частиц в честь Преблагословенной Девы и Святых, в память живых и умерших 168
— VI. О возношении кадила 173
— VII. А) О возношении предложенных Даров и отпуске Проскомидии, Б) о каждении Алтаря и всего храма 176
— VIII. О приступлении Священника и Диакона к Престолу, и о приуготовлении их к начатию Литургии 180
ЧАСТЬ II.
О Литургии оглашенных, или общих молитвах.
Литургия оглашенных (какие имеет части?) 183
ГЛАВА I. А). О начале Божественной Литургии и Б) о великой Ектеньи 184
— II. А) Об Антифонах; В) о песни: Единородный Сыне; Г) о Псалмах, читаемых вместо Антифонов, и о Блаженствах. 198
— IV. О песни Трисвятаго 214
— V. А) О восхождении на Горнее место, В) о древности его установления, Г) о таинственном знаменовании, и Д) уважении в Церкви 222
— VI. О чтении Апостольских Посланий и Евангелия, и о совершаемых при том возглашениях и обрядах 228
— VII. А) О прилежном молении, по Евангелии совершаемом, и
Б) о молитвах за оглашенных 239
ЧАСТЬ III.
О Литургии верных.
В чем состоит Литургия верных? 246
ГЛАВА I. О молитвах, воссылаемых верными 249
— II. О песни Херувимской 253
— III. О Великом Входе 259
— IV. О молитвах и прошениях, воссылаемых по принесении Даров на Святый Престол 266
— V. Оцеловании 270
— VI. О чтении Символа 273
—VIII, Канон Евхаристии, с разделением его на члены 280
Член первый. Воспоминание о Божиих совершенствах и Его благодеяниях 281
— второй. О песни Серафимской 285
— третий. О возношении Даров в жертву 290
— шестый. Окончание канона Евхаристии 321
— X. О чтении Молитвы Господней 326
— XI. О преклонении глав, с возношением тайных молений
от каждого о своих нуждах и потребностях жизни 329
— XIII. О причащении А) лиц священных и В) мирян, и Г) об отнесении Св. Даров на Жертвенник 342
— XIV. А) О благодарных по Св. причащении песнях и молениях 354
Б) О Заамвонной молитве, или конечном Литургии заключении 357
В) О первых началах происхождения Антидора 360
— XV. О Антидоре, когда он уставлен, по какому случаю и для чего? 363
— XVI. А) О благословении людей, по раздаянии Антидора, Б) об отпуске 367
Книга о Храме—Симеона митрополита Солунского 375
«Бог, предивная творяй чудеса и великими воздаваяй «дарованиями с верою к Нему притекающим, да даст «мзду (как) чтущим сию книгу, (так) и послушающим; и «да сподобит их благия части, со всеми благоугодившими «Ему от века!» (Слова Софрония, святейшего Патриарха Иерусалимского, которого память 11 марта).
Сим святым желанием и свою книгу запечатлел составитель Иван Иванович Дмитревский, муж благочестивый и ученый. Родился он 16 сент. 1754 года в г. Михайлове, Рязанской губернии, обучался в Рязанской семинарии и Московской академии, после учительства в родной семинарии и секретарства в консистории в 1788 году переведен в Спб. на должность переводчика при Св. Синоде, откуда в 1790 году отправлен в Тамбовскую консисторию секретарем, где и продолжал службу по 1800 год: а в этом году поступил на службу при Московском университете и определен там учителем сперва Российского Этимологического. потом Латинского синтактического и Греческого Этимологического классов. В 1805 году пожалован чином Коллежского Ассессора и от службы уволился. Vмер в Рязани семидесяти пяти лет от роду, 2-го апр. 1829 года. Особенно известно и достойно известности его «Изъяснение на Литургию», которое в первый раз издано было в Москве 1804 г., и затем несколько раз; о других его сочинениях см. в «Обзоре Русской Духовной Литературы» Филарета, Черниговского архиепископа.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.