13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Елеонский Ф. Г.
Елеонский Ф. Г. Происхождение финикийского письма из египетского
VIII. Происхождение финикийского письма из египетского.
Говоря об образовании древнесемитского или так называемого финикийского алфавита под влиянием египетских письмен, мы опираемся на теорию, высказанную впервые Руже, и затем особенно развитую и обоснованную Франсуа Ленорманом (в Essai sur la propagation de l’alphabet phénicien 1875, t. I и Ц), a также Ляутом (в Ueber den acgyptischen Ursprung unserer Buchstaben» в Gilzungsberichte der bayr. Acad. d. Wissenschaften zu München. 1867. 11; ep. Ebers. Aegypten, und die Büch. Mos. 147). Содержание этой теории состоит в тон, что финикийский алфавит, послуживший источником других алфавитов, произошел из древнего гиератического письма египтян, из кото-
— 169
рого заимствовано как начертание алфавитных знаков, так и звуковое их вообще значение, т. ф. за этими знаками или буквами в семитском письме удержан был тот же звук или произношение, как и в гиератическом письме (Lenоrm. Essai... I, 94), а сущность великого изобретения письма состояла в том, что вместо разнообразной и смешанной системы знаков египетского письма избраны одни определенные знаки для обозначения элементов человеческого слова, с исключением всех нефонетических знаков, т. е. всех идеографических письмен, обозначавших или изображаемый ими вещественный предмет, или отвлеченное представление (письмо символическое), или целые слоги (силлабизм), равно как с исключением всех однозвучных знаков (homophones), число которых доходило в египетском письме до 15 и даже 20 для некоторых элементов слова (Ibid, I, 55). Основанием этой теории служит сравнение архаического финикийского письма,—древнейшими памятниками которого служат в настоящее время надпись Меши и бронзовые львы из Нимруда, IX в. до Р. Xр. (Ibid. I, 146),— с древним типом гиератического письма египтян, древнейший памятник которого в настоящее время составляет написанный Патаготепом папирус, известный теперь под именем папируса Приссе (Ibid. 90; Вrugsch. Gesch. 91). Это сравнение показывает, что «из 22 букв финикийского алфавита 15 изменены столь мало, что при первом взгляде с решительностью открывается их египетское происхождение, тогда как другие, менее близкие к гиератическому типу, могут быть объяснены из него без нарушения условий вероятности, особенно если иметь в виду, что изменения в их начертании произведены в силу определенных законов» (Lenormant Essai... 93), под чем разумеется преобладающая в начертании финикийских букв заостренность вместо закругления в египетском письме, зависящая от того, что первые писались резцом на твердом материале, а последнее—чернилами на папирусе,—сокращение некоторых штрихов в начертании букв и наконец выпрямление их (Ibid. 93—94). По словам Эберса, «если не 15, то 13 из 22 букв того и другого письма обнаруживают, без нарушения законов вероятности, совершенное сходство между собою (Aegypten u. die Buch. Moses. 148). Теория
— 170-
происхождения семитского алфавита из гиератического письма во всяком случае представляет самое вероятное из существовавших в этом отношении мнений. В частности, что касается усвоения этого изобретения Финикиянам, то это мнение имеет и против себя некоторые данные, не вполне еще разъясненные; таково именно то явление, что некоторые названия букв (алеф=«вол», гимел=«верблюд», ламед=«пастушеская палка», тов=«клеймо на скоте» и др.; см. у Lenormant в указ. Essai I, 98 и д.) указывают на занятие скотоводством или пастушескую жизнь народа, у которого возникли эти названия букв, а между тем совершенно нет указаний на море и мореходство в этих названиях (Ibid. 99, а также Dictionary of the Bible III, 1790). Ленорман незначительно сглаживает конечно эту особенность, производя название 3 и буквы алфавита не от обычного גָמָל= «верблюд», а от талмудического gimla=ярмо по Boettcher (Unsres Alphabets Ursprung. Dresden1866), но достигает чрез это только того, что ханаанитяне, образовавшие этот алфавит, были по его мнению оседлым и земледельческим народом, но не мореходным (Ibid. 100: notaient pas encore entrés dans la carrière de leurs grandes navigations), a между тем в числе условий, способствовавших образованию алфавитного письма, Ленорман полагает, что «народ призванный дать человеческому письму окончательную форму, должен быть народом главным образом коммерческим, народом, у которого торговля была главным делом жизни, который должен был вести много счетов и торговых книг (Ibid. 82. 83).—При печатании настоящей статьи вместе с другими отдельным изданием приложены будут образцы гиератического и древнего финикийского письма; в настоящее же время мы можем указать на Essai... Ленормана t. I, pl. 1.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.