13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Елеонский Ф. Г.
Елеонский Ф. Г. Доказательство усвоения израильтянами у египтян разных знаний
[V. Доказательство усвоения израильтянами у египтян разных знаний.]
V. В доказательство усвоения израильтянами у египтян различных знаний Буддей (Hist. Eccles. V. Test. 1, 359. 360) приводит еще слова 1 Парал. XII, 32: из сынов Иссахаровых пришли владевшие разумением времен (= לָעִתִּים בִינָה יוֺרְעֵי= γινώσκοντες σύνεσιν εἰς τοὺς καιροὺς), чтобы предвидеть, что надлежало делать Израилю и придает им, согласно существовавшему тогда толкованию, тот смысл, что эти потомки Иссахара имели астрономические познания, приобретенные их предками конечно в Египте и поэтому могли определять время наступления новомесячий и праздников. Для этой же
1) По словам Дункера (Gesch. d. Alterthums, dritte Aufl. I, 102) указываемое в кн. Бытия презрение к пастухам «нужно относить не к скотоводам и уходу за стадами, но к пастушеским племенам, которые пасли свои стада в обширных болотах Дельты или в пустынных местностях ливийских и аравийских гор и совершенно чуждались оседлой жизни».
— 164 —
цели Куртц в Gesell. d.-AHen Bundes. II, 29 ссылается на свидетельство 1 Парал. IV, 14. 21 и 23 о семействах из Иудина колена, занимавшихся плотничеством ( הַרָשׁים= τέκτονες = худо=жницы), выделкой виссона и гончарным ремеслом. Но первое из этих свидетельств по самому содержанию своему не настолько определенно, чтобы с вероятностью основывать на ней существование у начальников Иссахарова колена астрономических знаний, независимо от их источника; гораздо естественнее и сообразнее с содержанием приведенных слов видеть в них указание на отличавшую этих начальников политическую мудрость, состоящую в том, что они умели оценивать время, понимали ход событий своего времени и верно предугадывали, чем кончится тогдашнее замешательство; так поняты эти слова в русском переводе, так понимаются они и другими современными комментаторами (Keil и Delitsch. Bibl. Commentar. Theil V, 141).—Второе свидетельство из 4 гл. Парал. несомненно конечно говорит о ремеслах, переходивших вероятно из поколения в поколение в некоторых родах Иудина колена, но так как библейский памятник не указывает связи этих ремесленных занятий с жизнью в Египте, так как начало плотничества относится им ко времени после поселения в Xанаане (ст. 13. 14), то поэтому и не представляется возможным опираться на это свидетельство в подтверждение заимствования израильтянами у египтян ремесленных знаний. Выделкой виссонных тканей славился конечно в древности особенно Египет (Иезек. XXVII, 7: בְּרִקְמָה שֵׁשׁ = виссо=нъ со и4спещре=ниемъ; Herodoti. III, 47; II, 37. 81); но на этом основании утверждать, что семейства из рода Ашбеи, выделывавшие виссон (בֻץ) выучились этому производству именно у египтян, нельзя как по отсутствию библейских указаний на начало этого производства в роде Ашбеи, так и потому, что производством виссона занимались и арамейцы (Иезек. XXVII, 16).
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.