Поиск авторов по алфавиту

Автор:Елеонский Ф. Г.

Елеонский Ф. Г. Орошении полей при помощи ног (Вт. XI, 10)

III. Орошении полей при помощи ног (Вт. XI, 10).

Как производилось это орошение ногами, мнения об этом расходятся по отсутствию вполне ясных данных из древне-египетской жизни, которые объясняли бы этот способ орошения. Единственные известные в настоящее время указания на изображаемый во Второз. способ орошения полей находятся у Филона и Карстена Нибура. Первый в Περὶ σογχύσεως διαλέκτων (Маngey. Philonis Judaei Opera, стр. 410) состояние людей, которые ни на чем не могут прочно остановиться, сравнивал с устройством «оросительной водокачальной машины», называемой «геликс» (Ὥσπερ ἡ ἕλιξ τὸ ὑδρηλὸν ὄργανον ἔχει) и при этом описывает геликс таким образом: «по средине его есть ступени, на которые вступает земледелец, когда он захочет поливать ноля и по необходимости опускается вниз, а для того, чтобы ему не падать, он постоянно держится ру-

 

 

— 156

ками за какой-либо твердый предмет близ него и чрез это поддерживает в равновесии все свое тело. (При таковой работе) он употребляет вместо ног руки, а вместо рук ноги, ибо стоит на руках, которые назначены для действования и действует ногами, на которых следует стоять». Нибур в Reisebeschreibung nach Arabien, 1774, I, 148 описывает несколько иного устройства водокачальный снаряд, виденный им в Каире и называемый туземцами Sakieh tedur bir-rijl, т. е. водоподъемный прибор, движимый ногами 1). По описанию Нибура, он состоит из колеса, на которое наматывается канат с прикрепленными к нему черпалами; выкачивание воды этим снарядом требует от земледельца действования не только руками, но и ногами 1). Этими свидетельствами недавнего сравнительно времени пользуются некоторые из библейских исследователей для объяснения слов Втор XI, 10 и дают им тот смысл, что израильтяне, живя в Египте, пользовались для орошения своих полей водоподъемными снарядами в роде описанного у Филона или Нибура, и так как они при этом действовали главным образом ногами, то поэтому и сказано, что они орошали землю ногами своими. Таково именно понимание Генгстенберга (в Beiträge z. Einl. ins А. Test. II, 435), Робинсона (в Palästina I. 417), Кейля (в Bibl. Commentar II, 443 u Handbuch d. Bibl. Archäologie II, 112), Куртца (в Gesch. d. А. Bundes II, 31). Но так как на древних египетских памятниках не найдено доселе изображения водочерпательного прибора, приводимого в движение ногами 2) и так как свидетельство Диодора Сицилийского относительно изобретенной Архимедом оросительной машины, под

1) Изображение этого прибора, заимствованное из названного сочин. Нибура, в Riehms Handwörterb. d. Bibl. Altert. 19; описание его у Robinson в «Palästina», I, 417. Замечательно, что совершенно такой же водоподъемный прибор, какой видел Нибур в Каире, нашел Робинсон в употреблении у жителей Палестины в различных местностях и между прочим в долине на юго-запад от Елевферополиса. Свое описание этого древнего колодца с таким устройством знаменитый исследователь Палестины заключает след. замечанием: «не невероятно, что это был древне-египетский способ орошать ногами» (ibid. II, 609; ср. II, 632. 650. 659; III, 228).

2) Из египетских водоподъемных приборов, кроме описанного Нибуром, известны: 1) так называемый шадуф, имеющий вид нашего самого

 

 

157 —

именем кохлиас, употреблявшейся в Египте 1), может приводить к мысли о позднейшем происхождении описанного Филоном геликса, как тожественного с кохлиас, то в виду этого иные из исследователей библейской древности указанное во Второз. орошение при помощи ног объясняют в смысле обыкновенного «ношения воды на поля, при котором достается всего более труда ногам» (Hengstenberg. Die Bücher Moses u. Aegypi. 231), или принимают эти слова Второз. за «характерное выражение, указывающее на тяжкую работу» (Smith. Diet, of the Bible I, 497), или наконец видят в этом выражении указание на особенный способ орошения полей, употребляющийся и теперь в Египте и состоящий в устройстве на полях канавок для проведения воды из резервуаров, при чем для удержания воды на известной части поля земледелец ногой закрывает канавку небольшой насыпью и ногой же открывает ее, когда нужно провести воду на другую часть поля, вследствие чего это орошение, говорят, и названо орошением при помощи ног. Таково объяснение, принятое отчасти в The Holy Bible I, 840; в Dict. of the Bible I, 28; у нас в «Свящ. Летописи» (т. III, 65 на Второз.) Властова, который от себя привносит замечание, что такой способ орошения употребляется в мусульманских провинциях Закавказья.—Из приведенных четырех объяснений всего ближе конечно к рассматриваемым словам Второзакония первое, так как при пользовании описанным у Филона геликсом земледелец действует, без сомнения, главным образом ногами, и эта деятельность земледельца составляет, понятно, главный и самый

простого колодца, состоящий из длинного шеста с привязанными к нему— черпалом на одном конце и тяжестью на другом, укрепленного на вколоченном в землю дереве (Smith. А Dict. of the Bible. 1, 497); изображение этого прибора встречается на древнеегипетских памятниках, как видно из Wilkinson, The Manners and Oust. I, 53; II, 4; 2) сакъэ, водоподъемное колесо с глиняными черпалами, приводимое в движение волами и 3) табут подобного же устройства; краткое описание всех этих приборов у Ebers в Durch Gosen. 487.

1) Βιβλιοθήκη ἱστορικὴ, I, 34: (в Египте) «люди удобно орошают всю землю посредством машины, которую изобрел Архимед Сиракузский, называется же она от внешнего вида κοχλίας. (винт).

 

 

— 158 —

тяжелый труд во всей системе орошения. При ношении воды на поля, по второму объяснению, в сосудах, труд падает конечно не на мышцы только ног, но и рук и на последние даже в большей степени. Третье объяснение, признающее слова Второз. характерным выражением, оставляет собственно без объяснения сущность этой характерности, так как не указывает ближайшей причины, побудившей библейского бытописателя обрисовать этот тяжкий труд таким своеобразным способом. Что касается четвертого объяснения, то при оценке его неизбежно возникает то соображение, что производимое ногами закидывание и откидывание насыпей не составляет главного при орошении, чем и здесь остается добывание воды для резервуаров, доставляющих полям воду. Если, несмотря на это, комментаторы прибегают к одному из последних трех объяснений, то единственно по отсутствию указаний на существование водоподъемного прибора Филона в древнеегипетское время. Продолжающаяся доселе неизвестность древнеегипетского памятника с изображением подобного прибора составляет, без сомнения, прискорбный пробел, который однако сам по себе не может служить бесспорным основанием для того, чтобы происхождение этого водоподъемного прибора относить ко времени позднейшему пребывания евреев в Египте. На свидетельстве Диодора Сиц. не может также опираться эта мысль о позднейшем происхождении Филонова геликса, так как указываемое Диодором Сициил. употребление египтянами архимедовой машины для орошения полей не исключает одновременного существования в этой стране и водоподъемных приборов, описанных Филоном и Нибуром. Как в настоящее время орошение полей в Египте производится различными способами, так и во времена Филона, вместе с изобретенною Архимедом водяною машиною, мог оставаться в употреблении старый водоподъемный снаряд. Что ἕλὶξ у Филона тоже самое, что κοχλίας У Диодора, доказать это невозможно; указываемое Диодором употребление архимедовой машины для осушения испанских рудников и приписываемое ей необычайно успешное при этом действие 1) устраняют скорее мысль о сходстве этой

1) Диодор V, 37: Φιλοτέχνȣ δὄντος τοῦ ὀργίνου καθὑπερβολὴν, διὰ τῆς

 

 

— 159 —

машины с геликсом Филона, имеющим столь незатейливое устройство колеса со ступеньками. Таким образом определенных данных, указывающих на позднейшее происхождение в Египте водоподъемных приборов, приводимых в движение ногами, в действительности нет, а между тем при мысли об употреблении этих приборов евреями древнего времени рассматриваемые слова Второз. получают бесспорно самую большую ясность. В виду этого устранять первое из приведенных объяснений не представляется справедливым. — Как бы то ни было, но при значительных своих разностях существующие объяснения рассматриваемого места Второз. сходятся между собою в том, что поливание при помощи ног означает именно способ искусственного орошения, употреблявшийся евреями в Египте при собственных их земледельческих занятиях.


Страница сгенерирована за 1.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.