Поиск авторов по алфавиту

Автор:Елеонский Ф. Г.

Елеонский Ф. Г. Форма жилищ библейских патриархов

151

ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

I. Форма жилищ библейских патриархов.

Жилища Авраама, Исаака и Иакова в земле Ханаанской в кн. Бытия носят обыкновенно название אהֶל=»шатер», «палатка» (напр. XVIII, 1; XXVI, 25; XXXIII, 19 и др.). Прочность этого положения не колеблется, в существе дела, тем, что в повествовании о патриархах многократно встречается слово כַּיִת= «дом»; употребление здесь этого названия, помимо выводимого из него критикой другого представления о жилищах патриархов (см. напр. Kurzgef. Exeg. Handb. z. A. Test. Die Genesis, erkl. V. Dillmann, 344) находит для себя достаточное объяснение в широком значении, какое имеет слово «дом» уже в кн. Бытия. Здесь «дом» употребляется в значении семейства (Быт. VII, 1; XII, 1; XVIII, 19, XXIV, 40 и др.),—домашних (XXXIX, 14), — имущества (XV, 2), — дома в собственном смысле (XIX, 2. 4 ср. 9. 10; XXXIV, 29 и др.), а также в общем смысле вообще жилища, безотносительно к его виду и устройству; в этом значении оно употреблено очевидно в выражениях: рожденный в доме (XIV, 14; XV, 3; XVII, 12, 13. 23 и дал.), старший в доме (XXIV, 2), возвращусь в дом отца (XXVIIІ, 21, ср. XXXVI, 6). В виду такого разнообразия значений слова «дом» в кн. Бытия, понимание его в Быт. XXVII, 15 и XXXIII, 17, как дома в собственном смысле не имеет несомненных оснований, так как в словах: взяла Ревекка богатую одежду . . . которая у ней в доме «дом» имеет значение весьма сходное с тем, в каком это слово употребляется в выражении: рожденный в доме, и цель его употребления здесь явно заключается в объяснении того, как могла Ревекка, не возбуждая никаких подозрений со стороны семейства

 

 

— 152

Исава, облечь в лучшую его одежду младшего своего сына. Значение, в каком употреблено כַּיִת в словах: Иаков двинулся в Сокхоф и построил себе дом и для скота своего сделал шалаши (Быт. XXXIII, 17) трудно определить с уверенностью. В виду некоторого противоположения здесь дома шалашам (סֻכּוֺת) может представляться правдоподобным понимание первого, как дома в собственном смысле (так именно понимают «дом» здесь — Delitsch в Genesis, 485, и Keil в Bibl. Commentar на это место); но так как, по библейскому повествованию, странническая жизнь Иакова не закончилась в Сокхофе, так как этот патриарх передвигается отсюда через неизвестный промежуток времени в Сихем и здесь, на приобретенном им в собственность участке, строит не дом, а раскидывает для себя шатер, то в виду всего этого представляется невероятным, чтобы библейское повествование употребило здесь «дом» в смысле прочного здания, а не в значении жилища, какое усвояет здесь этому слову м. Филарет в Зап. на кн. Бытия, или палатки, как полагает Гезениус (в Thesaurus и Heb. Handwörterbuch, בית). Во всяком случае Б. XXXIII, 17 представляет единственное в 1-й кн. Моисея место, в котором библейское повествование, говоря именно об устройстве жилища патриархов, употребляет не «палатка», а «дом».


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.