Поиск авторов по алфавиту

Автор:Елеонский Ф. Г.

Перемена в образе жизни израильтян

Прежде всего за поселением в земле Гесем последовала весьма важная перемена в образе жизни переселенцев, состоящая в том, что пастушеская жизнь значительной их части с течением времени уступила место земледельческому труду. Причиной такого перехода от пастушества к земледелию, составляющего, как известно, первый, весьма важный, шаг на пути к гражданственности, служат—как проявлявшееся у патриархальной семьи еще до этого времени некоторое расположение к земледелию и оседлости, так и свойства египетской почвы, столь щедро вознаграждающей труд земледельца. Библейское повествование изображает уже патриархов во время странствования их в ханаанской земле с явными, бесспорно, проблесками стремления к высшей форме жизни; так—Исаак, находясь в Гераре, сеет и собирает богатую жатву (Быт. XXVI, 12 —14); Иаков в Сокхофе строит дом (Быт. XXXIII, 17), в Сихеме покупает часть поля, на котором раскидывает шатер свой, и ставит жертвенник Господу (—19. 20); занятие сыновей Иакова земледелием видно из сна Иосифа, содержанием которого служит полевая работа при уборке хлеба (Быт. XXXVII, 7). Но в Xанаане эта наклонность к земледелию не получила полного развития вследствие неблагоприятных обстоятельств, заставлявших нередко патриархов переходить с места на место и менять плуг на пастушеский посох (Быт. XIIІ, 6. 7; XXVI, 14—16; XXXIV).— Со времени поселения патриархальной семьи в египетском Гесеме, внешних препятствий к занятию земледелием не существовало более: землю Гесем получает Израиль в силу правительственного распоряжения (Быт. XLVII, 6) во владение (ΙΙ. 27).

 

 

— 138

И если земледелие в Египте не было таким легким занятием, каким представляют его Геродот и Диодор Сицилийский 1), если в действительности оно требовало и здесь напряженного труда, состоящего в устройстве каналов, насыпей, рвов, в приготовлении почвы к посеву на полях, незаливаемых Нилом, и особенно в искусственном орошении посевов, то во всяком случае несомненно, что земледельческий труд жителя нильской долины вознаграждаем был с большою щедростью. Богатая жатва, доставляемая лучшей египетской землей, какую, по библейскому повествованию, получили израильтяне, собираемая два и три раза в год с одних и тех же полей 2), не могла не распола-

1) Геродот (ІI, 14) говорит о живущих вниз от Мемфиса, что «они из всех людей, даже сравнительно с прочими египтянами, собирают плоды земли самым легким образом; они не трудятся ни над деланием борозд посредством плуга, ни над вскапыванием, ни над чем другим, что делают прочие люди для посева, но когда река, выступив сама из берегов, наводнит их поля и наводнявши лотом оставит (их), тогда каждый, засеяв свое поле, выпускает на него свиней» или волов, как замечают некоторые комментаторы (cm. Baehr. Herodoti Musae. I, 507. Тоже в сущности говорит и Диодор в Историч. Библ. I, 36. Позднейшие исследования относительно Египта уже достаточно выяснили односторонность такого представления древних о необычайной легкости земледельческого труда в Египте (см. в Description de lEgypte, Etat moderne, t, II, Girard, Mémoire sur lagriculture, lindustrie et la commerce de lEgypte, 490 и дал.; ср. B a e h r, Herodoti Musae. I, 507; Ebers, Durch Gosen, 466;. Оказывается, что в Египте особенного приготовления для посева не требуют только поля, покрываемые вполне наводнением и притом во время первого посева; в отношении к этим полян труд земледельца состоит в починке пред наводнением каналов, рвов и плотин, проводящих из реки и задерживающих воду на подах, а при посеве—в углублении семян в почву посредством деревянного катка или выпускаемого на засеянные поля скота. Но что касается полей, не покрываемых наводнением, то они требуют как обычного приготовления почвы к посеву, так равно и искусственного орошения засеянных полей; последнее состоит в поднятии воды посредством особых приборов, приводимых в движение человеком или животными, и затем в проведении этой воды по посевам чрез небольшие желоба. Как значителен земледельческий труд в Египте, видно из того, что он по стоимости поглощает до 4 и более дохода от жатвы (см. Girard, Mémoire sur lagriculture,... стр. 581).

2) Поля, покрываемые наводнением Нила, могут засеваться два раза в

 

 

— 139-

гать к столь благодарному труду новых переселенцев, не чуждавшихся его и прежде; и такое влияние египетской почвы на переход от пастушества к земледелию испытали на себе не одни евреи: поселявшиеся здесь другие кочевые племена не редко и даже в короткое довольно время превращались также в оседлых земледельцев 1). В последствии времени к этим побуждениям должно было присоединиться и быстрое возрастание числа поселившихся, заставившее их гораздо более дорожить землею и извлекать из меньшего ее количества столько выгод, сколько кочевнику могли доставить обширные пастбища.—Что по воззрению библейского бытописания еврейский народ действительно совершил этот важный шаг на пути к гражданственности во время жизни своей в Египте, видно из следующих указаний: жилища израильтян, во время жизни их в Египте называются не шатрами, в которых жили патриархи в Xанаане 2), и не кущами, в которых жили их потомки во время стран-

год: по прекращении наводнения и по собрании первой жатвы; более высокие местности, способные к возделыванию и не подвергающиеся наводнению, могут давать три жатвы (Girard в указ. Mem. sur lagriculture... стр. 499—500, Ebers в Durch Gosen. 467).

1) О племенах, поселявшихся в Египте со времени завоевания его арабами, см. Quatemère Mémoires sur lEgypte, II, 190 и дал.,— Girard, Mem. sur agricult., стр. 510, где говорится, что из арабских племен, поселившихся в Египте, «одни продолжали вести кочевую жизнь и жили с своими стадами в пустынных местностях, а другие придвинулись ближе к Нилу и сделались земледельцами». Робинсон (в Palästina, I, 85. 86), рассуждая об изменении образа жизни израильтян в Египте, указывает при этом на небольшую колонию арабов из племени Тавора, которые поселилась у Абу-Забэль (Abu-Zabel, к северу от Гелиополиса) и, продолжая жить в шатрах, занимались земледелием. «Они переселились сюда от горы Синая», продолжает Робинсон, «года за четыре до французского нашествия» (в 1798 г.). «Это обстоятельство заставило их возвратиться в горы Терабин, к востоку от Суеца, но им так понравилась жизнь на плодородной египетской почве, что они, как и израильтяне, не могли уже оставаться в пустыне, и по удалении французов снова возвратились в Египет».

1) См. прилож. I.

 

 

— 140 —

ствования по пустыне (Дев. XXIII, 43), а домами в собственном смысле, как это видно из прочного устройства их дверей с косяками и перекладиной (Исх. XII, 7. 22), а также из того, что в этих домах вместе с евреями жили и египтяне 1). Затем—многократный ропот евреев во время сорокалетнего странствования по пустыне дает отчасти заметить, что этот народ отвык в Египте от кочевой жизни, а самое содержание народных жалоб показывает, что евреи в предшествующее этому время привыкли к недоступному для номада разнообразию в пище, что рыба и различные произведения египетского огородничества 1) сделались для них своего рода потребностью (Числ XI, 5. 6; Исх. XVI, 3). Далее—пр. Моисей, изображая во Второзаконии превосходство палестинской земли пред египетской, говорит: земля, в которую ты идешь, чтобы завладеть ею, не такова, как земля египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя свое, поливал (ее) при помощи ног твоих (XI, 10), и, говоря таким образом, имеет несомненно в виду существовавший в древнем Египте способ искусственного орошения земли, при котором важнейшую роль играли именно ноги земледельца 3); а краткость, с какою напоминает пророк об этой особенности египетского земледелия, я самое содержание напоминания показывают, что орошение· египетских полей при действовании главным образом ногами было хорошо известно израильтянам по собственному их опыту, что они сами употребляли этот способ для своих посевов. Наконец данные этому народу законы и постановления

1) Выражение Исх. III, 22: у живущей в доме ее (у 70-ти: συσκήνȣ αὐτῆς) относимое текстом к египетским женщинам (ср. III, 21; XII, 35), указывает во всяком случае на совместную жизнь евреев и египтян в одних домах. Генгстенберг находил в этих словах даже указание на наем египтянами квартир в домах евреев (Beiträge, II, 434, и его же Gesch. d. Reiches Gottes, Zweite Periode, erste Hälfte, 4), но такое понимание не следует с необходимостью из слов текста.

2) См. прилож. II.

3) См. прилож. ІII.

 

 

141 —

относительно раздела земли (Числ XXVI, 55. 53; XXXIII, 54), меж на полях (Вт. XIX, 14; XXVII, 17), посевов (Исх. XXII, 5. 6; Лев, XIX, 19), плодовых деревьев (Лев. XIX, 23—25; Вт. XXII, 9) и др., содержанием своим необходимо предполагают, что народ, которому даются эти законы, способен принять и воспользоваться ими, что он, как уже совершивший переход от пастушества к земледелию, и по возвращении в Ханаан обратится не к иным занятиям, а именно к земледельческим, с которыми он хорошо знаком и к которым он привык.

Было бы, однако не вполне сообразно с библейским бытописанием и с обычным ходом развития человеческих обществ распространять эту перемену в образе жизни и деятельности на всю без исключения массу израильского народа и в совершенно одинаковой степени. И сила прежней привычки заниматься скотоводством и преобладающий пустынный характер страны на восток от Пелузийского рукава располагают к представлению, вполне согласному и с библейскими указаниями, что некоторые группы народа в своих занятиях остались вполне или отчасти верными своим предкам: оказавшееся у Рувимова и Гадова колен весьма большое количество стад и выраженное ими желание поселиться в заиорданской стране, как земле скотоводства (Числ XXXII, 1—5), с несомненностью показывают преобладающую у этих колен наклонность к пастушеским занятиям, которая явилась у них конечно не во время только странствования по пустыне, а была еще вынесена из Египта, или точнее, здесь была сохранена. И эта двойственность в занятиях израильтян во время жизни их в Египте не представляет чего-либо исключительного; она также находит в себе аналогические явления в истории других племен, поселявшихся в Египте и остававшихся при прежних своих занятиях 1).—Были вероятно

1) К сказанному выше присоединим еще указание на пример арабского племени Kais Ghilan, которое поселилось около VIII в. по Р. Xр. у Белбеиса

 

 

— 142 —

и другие оттенки в тогдашнем образе жизни израильского народа; но при всем том преобладающим в народной массе направлением была именно оседлая земледельческая жизнь, при которой всего более понятным является и последующее угнетение этого народа со стороны египетского правительства.


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.