13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Штейн Луис
Штейн Л. С. Н. и Е. Н. Трубецкие
Разбивка страниц настоящей электронной статьи сделана по: «Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975, США.
С. Н. И Е. Н. ТРУБЕЦКИЕ
Братья Трубецкие принадлежат к блестящей группе религиозных мыслителей в России, которая стремилась примирить философские идеи со строгой христианской догмой. Подобно многим другим русским мыслителям, Трубецкие были под сильным влиянием Владимира Соловьева, хотя они и вносили существенные изменения в некоторые из его идей. Трубецкие несомненно заслужили почётное место в истории русской философской и религиозной мысли. Они отличаются от других либеральных деятелей России своей полнейшей преданностью делу свободы и человеческого достоинства, корни которых находятся, по их убеждению, в христианском учении об Imago Dei, а не в какой-либо политической доктрине. Другими словами, их исходная позиция — религиозная, а не политическая, хотя и политическая ими не исключается. Они были искренними патриотами и преданными христианами, у которых направляющим принципом и в общественной и в частной жизни являлась глубокая вера.
Сергей и Евгений Трубецкие происходят из блестящей дворянской семьи, которая дала им умственное и религиозное воспитание, определившее их жизнь и подготовившее их и к академической, и к общественной деятельности. Они получили образование в Калужской гимназии и в Московском университете. Их интерес к философии возник в гимназические годы и продолжался и в университетские. В своих воспоминаниях Евгений сообщает, что в 1881-1882 гг. он успел систематически прочесть работы Шиллинга, пятитомную историю древней философии Целлера, полное собрание сочинений Платона и Аристотеля, а равно и Гегеля, Юма, Эрдмана и др. Одно время они увлеклись позитивизмом спенсеровского типа, но это увлечение скоро прошло. Они погрузились в систематическое изучение немецкой философии. Но они смогли развить свои рели-
гиозно-философские взгляды, только благодаря Соловьеву. Хотя их карьеры и мировоззрения почти совпадают, мы займемся ими в отдельности, потому что каждый из них внес свой собственный вклад в русскую религиозную и философскую мысль.
Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905)
По получении магистерской степени, Сергей Трубецкой опубликовал свою диссертацию «Метафизика в Древней Греции», которая сразу же завоевала ему репутацию глубокого мыслителя. Занимаясь потом в Германии, он связался со знаменитым богословом Гарнаком. Его докторская диссертация «Учение о Логосе в его истории» была защищена в 1500 г. и обеспечила ему видное место в академических и ученых кругах. Его выбрали профессором философии Московского университета. В 1905 г. он был назначен ректором того же университета — должность, которую он занимал только 27 дней из-за внезапно последовавшей смерти. Одна преобладающая идея занимала его всю жизнь — сохранение и защита свободы и достоинства человека. У него было необычайное сочувствие к людям, которым он посвятил всю свою короткую, но столь полезную жизнь. Он был аристократом и по духу, и по рождению. Сергей Трубецкой был не философом в формальном значении этого слова, а — скорее религиозным и философски ориентированным мыслителем. Он был слишком занят проблемами своей страны, чтобы изолировать себя в стенах университета. Больше всего на свете его влекли к себе правда и справедливость, и он надеялся, что так же будут вести себя современем и его соотечественники.
Три основных вопроса преобладают в его поисках Правды. (1) Имеет ли человеческая жизнь разумный смысл и значение? (2) Имеет ли смысл человеческая деятельность и история человечества? (3) Имеет ли космический процесс какое- либо разумное значение? Уже задавая эти вопросы, он был уверен, что человеческая история и космический процесс имеют значение и цель. Ответы на эти важные вопросы разрабатываются в его философских трудах, и он пытался применить эти ответы к своей личной и общественной жизни.
Забота С. Трубецкого о человеческой свободе укоренена в христианском учении о человеке, утверждающем, что поскольку человек создан по образу и подобию Божьему, он есть существо безграничной ценности, и им не следует пользоваться как
334
средством для достижения цели, ибо он сам по себе — цель. Из этого следует, что основное свойство человека — свобода, и лишать человека свободы значит лишать его его человеческого естества. Как сознательный и убежденный христианин, Трубецкой считал необходимым бороться против преобладавшей в современном ему обществе, в том числе и русском, философии Homo homini lupus est. Глубоко этим озабоченный, Трубецкой писал на многие темы и стал выразителем тогдашнего национального умонастроения. Тот факт, что его усилия в защиту человеческой свободы не всегда вызывали энтузиазм даже у тех, кто заявлял о своей приверженности делу этой свободы, не отменяет искренности и правоты самого Трубецкого. Стремясь установить в своей стране свободу, С. Трубецкой не боялся объединять усилия с различными либеральными группами. В разгар студенческих волнений в русских университетах Трубецкой глубоко заинтересовался их делом. Московский университет в особенности стал центром студенческого недовольства и агитации. Студенты требовали и университетских реформ, и политической свободы для всех русских. Убийство Боголепова в то время было свидетельством опасного настроения русских студентов.
Опасное положение еще более ухудшилось, когда в 1901 г, в осеннем номере «Гражданина» появилась статья реакционера кн. Мещерского. В этой статье рассматривались отношения между мужской и женской молодежью в русских университетах, и это была очень оскорбительная статья. Ректора Высших Женских курсов В. И. Герье обвиняли в том, что он не помешал опубликованию этой статьи. 25-го октября 1901 г. студенты Московского университета устроили вечер в честь знаменитого историка В. О. Ключевского. Аудитория, где Герье читал свою лекцию, была переполнена. Чтобы показать свое неудовольствие, многие студенты хотели освистать Герье. Именно тогда Трубецкой предложил стать посредником в cause célèbre Герье-Мещерского. Он попросил студентов не допускать никаких неосторожных поступков, которые могли бы скомпрометировать университет и повредить их делу.
Среди студентов были разногласия. Экстремисты требовали радикальных действий, в то время как умеренные этому противились. Создалось две группы. Одна группа, которая называлась «Исполнительным комитетом», ставила себе целью достижение политической свободы и в университете и во всей стране. Другая группа, которая называла себя «Академической партией», заботилась в первую очередь о реформах в уни-
335
верситете. Появилась третья группа — «Студенческое историко- филологическое общество». Его цель была объединить всех студентов вокруг чисто академических интересов, и оно пыталось найти modus vivendi и modus operandi, чтобы решить всю университетскую проблему. С. Трубецкой был ответствен за создание этой третьей группы, и студенты выбрали его председателем общества. Он способствовал формулированию общих принципов временного устава, который в конечном счете привел к автономии университетов.
Деятельность С. Трубецкого не ограничивалась академическим миром. Он активно содействовал поднятию уровня образования в средних и начальных школах. Он занялся также делами Земства, и принял участие в двух съездах в мае и ноябре 1904 года. 6-го июня 1904 г. он произнес обращенную к Государю речь, в которой указывал, inter alia, что «Одни части населения возбуждаются против других. Ненависть, неумолимая и жестокая, накопившаяся веками обид и утеснений, обостряется нуждой и горем, бесправием и тяжкими экономическими условиями, подымается и растет (...). Нужно, чтобы все Ваши подданные, равно и без различия, чувствовали себя гражданами русскими (...). Мы хотели бы, чтобы все Ваши подданные, хотя бы чуждые нам по вере и крови, видели в России свое отечество, в Вас — своего Государя; чтобы они чувствовали себя сынами России и любили Россию так же, как мы ее любим. Народное представительство должно служить делу объединения и мира внутреннего». 1 В России широко приветствовали это обращение к монарху. К сожалению, оно не возымело никакого действия. Трубецкой добился самоуправления для университетов, но вопрос о политической свободе для России оставался нерешенным. Трубецкой продолжал бороться за свободу в России, но судьба решила иначе! Студенческие беспорядки, поражение России в войне с Японией в 1904 г., и общее переутомление от работы ускорили его смерть. Его преждевременная смерть воспринималась большинством русских как национальная трагедия. Он буквально пожертвовал собой ради благосостояния своей родины.
Вклад С. Трубецкого в философскую мысль можно свести к трем главным пунктам. (1) Его «Метафизика в Древней Греции» и «Учение о Логосе в его истории» помогли русским мыслителям осознать значение идей, развитых в его произведениях. (2) Его превосходное изложение идей немецкого идеализма сыграло важную роль в развитии русской мысли. (3) Он
336
дал общее изложение своей научной метафизики, которую он назвал «конкретным идеализмом».
Теперь исследуем некоторые идеи, присущие его мировоззрению. Критика западного рационализма и индивидуализма укоренена у Трубецкого в славянофильском представлении, что своим упором на индивидуализм Запад изменил принципу «соборности». Его реакция против западного индивидуализма привела его к гносеологическому исследованию природы и функции человеческого сознания в его отношении к познанию действительности. В своем очерке «О природе человеческого сознания» Трубецкой рассматривает современные западные теории познания и находит их неадекватными для объективного познания действительности. И эмпиризм и идеализм, по его мнению, сводят всеобщее и конкретное к личному сознанию или к чистому субъективизму. Эмпиризм считает действительность «тем, что кажется», идеализм отождествляет мысль с бытием, тогда как мистицизм смотрит на реальность как на явление в себе и для себя. Трубецкой отвергает эти взгляды и предлагает свое основание для объективного познания действительности.
Источник человеческого знания о действительности, по Трубецкому, находится в конкретной деятельности человеческого сознания. Он отличает личность и личное сознание от индивидуальности. «Я думаю, что человеческое сознание не есть мое личное отправление только, но что оно есть коллективная функция человеческого рода человеческое сознание не есть только отвлеченный термин для обозначения многих индивидуальных сознаний, но что это живой и конкретный, универсальный процесс». 2 Индивидуальное сознание есть проявление космического сознания и космической памяти, в которых индивидуальное и не-индивидуальное тесно связаны. Он продолжает: «Сознание обще всем нам, и то что я познаю им и в нем объективно, т. е. всеобщим образом, то я признаю истинным из всех и за всех, не для себя только. Фактически я по поводу всего держу внутри себя собор со всеми ... Во мне есть этот sensus communis, sens commun, тот смысл, показания которого непогрешимы для меня и для всех, потому что он есть свидетельство всех в совокупности». 8
Источник коллективного сознания, по Трубецкому, находится в космическом принципе и каждое индивидуальное сознание имеет свою почву в космическом сознании. Трубецкой называет эту гипотезу «метафизическим социализмом», основа которого в «соборности». Чтобы определить отношение инди-
337
видуального сознания к космическому сознанию, Трубецкой вводит физиологический фактор сознания, основанный на взгляде Герберта Спенсера, что человеческое сознание зависит от общественных условий. Согласно этому взгляду, сознание есть расовый и наследственный процесс; психическое развитие человека общественно детерминировано и зависит и от его нервной системы, и от окружающей среды. Трубецкой считает, что мы неизбежно придем к понятию «соборности», независимо от того, как рассматривается сознание, эмпирически или психологически. Универсальное сознание проявляется во всяком живом существе, будь это амеба или человек.
Мировоззрение Трубецкого исходит из двух метафизических предположений. Во-первых, что космос есть органическое и гармоническое единство. Во-вторых, что все живые существа, включая человека, — неотъемлемая часть этого органического единства. Такого взгляда придерживается не только Трубецкой. Его можно найти у Соловьева, Бердяева, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, С. Булгакова, П. Флоренского и до некоторой степени у Н. О. Лосского. Эта точка зрения связала с «Метафизикой Всеединства». Если присмотреться, то станет ясно, что такая точка зрения слишком близка к пантеизму или, в лучшем случае, к панпсихизму. «Метафизический социализм» Трубецкого представляется всего лишь иным термином для понятия пантеизма, который находится в конфликте с его христианской позицией. Его теория познания, которая тесно связана с его метафизикой, есть попытка устранить это явное противоречие в его мировоззрении.
Перейдем теперь к главным особенностям теории познания Трубецкого. По Трубецкому, есть три уровня действительности. (1) Эмпирически, действительность есть то, «что кажется». (2) Действительность открывается нам как идея, которую, однако, нельзя свести к логической идее. (3) Действительность есть конкретное единство, которое согласуется с логическими категориями, но отличается от мысли. То есть, действительность отличается от идеи своим сенсорным качеством, своей индивидуальной конкретностью и своей независимостью. Трём уровням действительности соответствуют три способа познания действительности: (1) ощущение; (2) разум; (3) вера, которая есть «состояние нашего самосознания». По Трубецкому, вера открывает нам внутреннее единство и гармонию видимого мира, с его скрытой духовной основой. Только вера дает нам возможность непосредственно воспринимать действительность, открывая нам таким образом духовную гармонию космоса. Да-
338
лее, вера есть объективное условие видимого восприятия действительности в мышлении и в опыте. Духовная гармония, которую нам открывает вера, становится возможной благодаря любви. Любовь есть sine qua non для достижения правды, которая открыта нам в Церкви всей совокупностью верующих, которые объединены в духе христианской любовью. Вера этого рода укоренена в христианской вере, имеющей мало общего с «метафизическим социализмом».
Трубецкой вводит в свою гносеологию закон универсального соотношения, который позволяет нам познавать не только самих себя, но и других, поскольку основным условием сознания является отношение. Затем вводится понятие Абсолютного, которое не может быть ни относительным, ни безотносительным, и является сверх-относительным. Трубецкой приравнивает Абсолютное к космическому Разуму или к конкретному Логосу, который оказывается Логосом четвертого Евангелия. Он определяет Абсолютное как дух, конкретный, объективированный, самоопределяющийся предмет или человек. Абсолютное отличается от мира, но в его дифференцировании заключается подлинная причина становления мира. Его основное свойство есть альтруизм (любовь). Согласно русскому православному катехизису, мы знаем, что Бог есть Дух, Творец Вселенной, Он есть Любовь и Он неизменен. Таким образом, идеализм Трубецкого и христианская догматика, по-видимому, совпадают. Поэтому у него не было оснований вводить пантеистические взгляды, чтобы утвердить свою христианскую позицию.
В отличие от своего брата Евгения, С. Трубецкой не успел развить полную систему своих религиозно-философских идей. Ему не удалось также достигнуть примирения между наукой, философией и христианством — задача в лучшем случае невыполнимая. Вся его философская позиция представляется petitio principi argumentum. Он предполагает то, что он на самом деле хотел доказать, а именно общезначимость христианской религии. Его гносеология чревата серьезными проблемами, и, в конечном счете, человеку надо совершить «прыжок веры», чтобы ликвидировать разрыв между субъектом и объектом. Пытаясь устранить разрыв между философией и религией, он их уравнял, не заметив, что религия, в его случае Христианство, есть религия sui generis. Несмотря на эту непоследовательность в его мировоззрении, его вклад в русскую мысль и общественную жизнь — бесспорен. В анналах русской мысли ему обеспечено почетное место.
339
Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920)
Евгений Трубецкой, как и его брат Сергей, принимал активное участие и в академической и в общественной жизни. Он сыграл роль в организации Психологического общества и Религиозно-философского общества им. Соловьева, а равно и книгоиздательства «Путь» (1910-1917). Его интересы в области искусства, в особенности музыки и живописи, были не просто временным увлечением, а органической частью его философского и религиозного мировоззрения. Его «Два мира в древней русской иконописи» и «Умозрение в красках» являются красноречивым свидетельством его художественных интересов. Его литературная квалификация была очень высокого качества. Он написал ряд книг по философии. Важнейшими из них являются «Мировоззрение B.C. Соловьева» (в двух томах), «Метафизические предпосылки познания» и «Смысл жизни». Он преподавал в Ярославском юридическом лицее и в Киевском университете. В 1905 г. его избрали профессором Московского университета, где он преподавал до 1918 г. Во время гражданской войны он примкнул к Добровольческой армии, чтобы бороться против большевиков, которых он считал воплощением Антихриста. Он скончался в 1920 г. на Кавказе, до того как эта часть России была занята Красной армией.
Взгляды Соловьева на Россию как на теократическую страну очень привлекали Е. Трубецкого, поскольку они представлялись выражением славянофильской концепции русского мессианизма. Он понял внутреннее противоречие этой мессианской доктрины только позднее. Хотя Е. Трубецкой больше не мог принять некоторые из идей Соловьева, они повлияли на его мировоззрение. Его книгу «Смысл жизни» можно справедливо считать его confessio fidei, потому что в ней он излагает свою христианскую веру, хотя все еще в рамках Абсолютного сознания.
Е. Трубецкой занимался вопросом о смысле жизни как онтологической, а не психологической проблемой. Он утверждает, что смысл жизни не может открыться индивидуальному сознанию и должен быть независим от него. Это заставило его выдвинуть понятие об «Абсолютном сознании», которое он назвал «Всеединым сознанием». Это сознание видит все сразу в один миг, т. е. оно — Всеведение и Всеведение. Для него «Безусловное сознание — вот та необходимая точка опоры, которая предполагается всяким нашим субъективным антропологическим сознанием». 4
340
«Всеединое сознание» есть абсолютный синтез, т. е. оно включает в себе и временное и вечное без всякого различия между ними. Это различие существует только для человека. «Отличие всеединого ума от нашего, человеческого заключается прежде всего — в полноте этого ума, объемлющего все и тождественного с истиною всего». 5
Различие между Всеобщим сознанием и человеческим сознанием представляет собой настоящую дилемму для человеческой свободы. Согласно Е. Трубецкому, человеческая свобода определяется отношением Софии к космической эволюции. Человек — носитель двух возможностей. С одной стороны, он может осуществить божественную идею, с другой — он может отказаться от ее осуществления. По Трубецкому, человек имеет безграничную ценность и незаменим в той степени, в какой он добровольный сотрудник Бога; но когда он отказывается от участия в божественном творении, он перестает быть уникальным и незаменимым. Он становится вещью, товаром, цифрой, и перестает быть подлинным человеческим существом. С одной стороны — вечная Божественная полнота и изобилие, а с другой — призвание человека к свободе и творчеству. Проблема такова: как может что-то, что раньше не существовало, войти в вечность? Другими словами, как может человек начать что-то новое, что и есть подлинное существо свободы? Трубецкой пытается обойти эту дилемму указанием на то, что Божественное Всеведение и Всевидение воспринимает временное не так, как человек. Для человека реальность есть только настоящее, ибо прошедшего уже нет, а будущего еще нет. Но для Божественного Всеведения и Всевидения «уже» и «еще» не существуют, ибо оно видит все моменты времени в последовательности и одновременно созерцает их в один миг. Следовательно, человеческая свобода и самоопределение во времени включены в вечность. Е. Трубецкой не находит никакого противоречия между человеческой свободой и Божественным предопределением, потому что суждение Бога о наших действиях им не предшествует; они извечно присутствуют в уме Бога. Другими словами, Божественное суждение о наших делах не трансцендентно, а имманентно им.
Пытаясь зарыть пропасть между человеческим сознанием и Божественным откровением, Е. Трубецкой возвращается к своей идее Абсолютного сознания, которое включает в себе и человеческое и Божественное сознания. Он утверждает, что мы можем познавать Божественное только постольку, поскольку нам открывается тот или иной аспект Абсолютного сознания.
341
Трубецкой различает между тем, что может быть названо общим и конкретным или религиозным откровением. «Это откровение, однако, существенно отличается от откровения и религиозного в тесном значении слова, и нам необходимо здесь точно уяснить себе это различие. В нашем повседневном опыте нам открыто не само абсолютно Сущее, а абсолютное сознание о другом, движущемся, становящемся, несовершенном, притом — не вся полнота абсолютного ведения о другом (...). Абсолютное сознание открывается в нашем человеческом, и через него мы знаем все, что знаем... Оно значит, что между моим человеческим сознанием и сознанием абсолютным есть некоторая не только логическая, но и жизненная связь... Абсолютное сознание активно в человеческом». 6 Трубецкой определяет откровение как обнаружившийся опыт Божественного в чело- веке. Это откровение возможно потому, что человек включает в себе Божественную Жизнь (что основано на Библейской доктрине Imago Dei), и также потому, что человек есть участник этой Божественной Жизни. Откровение есть диалог между Богом и человеком. Он проводит различие между эзотерическим и экзотерическим знанием. Первое относится к религиозному или конкретному откровению, тогда как второе относится к общему откровению.
Е. Трубецкой утверждает, что смысл жизни может быть найден в человеческой культуре, которая включает в себе и хорошие и плохие ценности, так как некоторые ценности могут стать вечными. По его мнению, Воплощение Христа выражает основную задачу человеческой культуры, ибо человек призван осуществить божественное начало в жизни; другими словами, Богочеловечество есть imprimatur Бога данной человеческой культуре. Е. Трубецкой принимает второе пришествие Христа со всей серьезностью. «Конец мира есть второе и окончательное пришествие в мир Христа Богочеловека: это — не простое прекращение мирового процесса, а достижение его цели... Пришествие Христово означает полное преображение всего человеческого и мирского в Божеское и Христово... Второе пришествие Христово, как акт окончательного объединения двух естеств во всем человечестве и во всем космосе, есть действие не только Божеское и не только человеческое, а Богочеловеческое». 7 Это должно восприниматься не фаталистически, а динамически. Т. е., человеку нельзя просто пассивно ждать второго пришествия, он должен принимать активное участие в делах общества и мира и быть готовым к возвращению Христа. Действительная проблема, стоящая перед христианином, есть
342
не столько умение различать между абсолютным добром и абсолютным злом, сколько его отношение к относительным ценностям, которые играют важную роль в человеческой культуре.
Е. Трубецкой знал, что у многих русских христиан есть тенденция относиться пассивно к войне и хаосу в человеческом обществе, потому что, с их точки зрения, нынешний мировой порядок — и относительный, и преходящий. Трубецкой не отрицал этого довода, но считал, что отвергать нынешний порядок и его относительные ценности было бы роковой ошибкой с христианской точки зрения. Он утверждает, что христианин должен считать государство, общество и человеческую культуру положительными ценностями, хотя они и относительные; поэтому обязанностью христианина является защита этих относительных ценностей. «Создавая относительные ценности, человек, сам того не замечая, делает нечто другое, неизмеримо более важное: он определяет себя самого, выковывает тот свой человеческий образ, который либо перейдет в вечную жизнь, либо станет добычей второй смерти.» 8
По Трубецкому, положительное признание относительных ценностей вполне согласуется с религиозным максимализмом. Из этого он заключает, что государство должно считаться положительной ценностью и что каждый христианин обязан его защищать. «Чем сильнее и настойчивее попытки превратить его в царство ’зверя, выходящего из бездны’, тем больше мы, христиане, должны стремиться удержать государство в наших руках, сделать его служебным орудием в борьбе против звериного начала в мире.» 9 Такой подход заключает в себе опасную идею цезарепапизма. Вместо государства-церкви может получиться церковь-государство. И то и другое не желательно. Однако, если Трубецкой имеет в виду не эмпирическую церковь, ecclesiola in ecclesia, тогда не может быть речи об использовании церкви в качестве оружия в борьбе против зла в мире. Главная задача церкви — быть свидетельством о Христе и Его правде, не пытаясь «контролировать» общество, даже посредством христианских принципов. Эта дилемма стояла перед Церковью в течение всей ее долгой истории и никогда не была разрешена удовлетворительным образом.
Мировоззрение Е. Трубецкого ставит некоторые богословские и философские проблемы. Если под Богочеловечеством понимается возможность конечного воссоединения с Божеским естеством, в таком случае воплощение Христа больше не является уникальным, раз-и-навсегда, событием. Это значит далее, что Церковь есть продолжение воплощения — взгляд, который,
343
между прочим, разделяется многими древними и новыми богословами, но который, тем не менее, отрицает единственность воплощения Христа.
В позиции Е. Трубецкого есть еще и другое затруднение. Если задача и судьба человека заключается в том, чтобы стать сотрудником в Божественном творчестве (а для этого взгляда существует известное библейское основание, например в некоторых писаниях Ап. Павла, в которых люди призываются стать работниками вместе с Богом и со-работниками со Христом), то в каком смысле он является со-работником с Богом ? Значит ли это, что человек в состоянии создать нечто совершенно новое? Кажется, что Трубецкой имеет в виду именно эту мысль, — что человек в состоянии создать нечто совершенно новое в силу своего отношения к Богу.
Есть также щекотливая проблема общего и конкретного откровения. Если, как утверждает Е. Трубецкой, индивидуальное сознание каким-нибудь образом связано с Абсолютным сознанием так, что человеческое сознание просветляется Абсолютным сознанием, какой цели служит специфическое откровение? Трубецкой сказал бы, что общее откровение принадлежит человеческому знанию, тогда как специфическое откровение относится к познанию Бога. Другими словами, перед нами извечный вопрос о противостоянии естественного богословия богословию, основанному на откровении, — проблема, которая так никогда и не была разрешена удовлетворительным образом. Подобно Св. Фоме Аквинскому и другим богословам, Трубецкой явно хочет удержать оба типа откровения. Общее откровение подтверждает его доктрину «Абсолютного сознания», в то время как конкретное откровение поддерживает его христианскую веру. Он явно не заметил внутреннего противоречия в этом двойном откровении. Если принять идею общего откровения, то это предполагает, что человек может познавать Бога или Абсолютное без всякого специального откровения. Откровение в Иисусе Христе только подтвердило бы то, что человек может познать «естественным» путем, но это не было бы единственным в своем роде откровением. В то время как христианское или Библейское откровение утверждает, что человек не может познать Бога в отрыве от Его откровения в Иисусе Христе. Именно этот тип откровения делает христианство религией единственной, отличной от всех прочих религий. То, что Е. Трубецкой не заметил этого основного различия, укоренено в его попытке, также как в попытке его брата, примирить науку, философию и религию, — что есть задача невозможная!
Оценивая роль и место братьев Трубецких в русской религиозной мысли, мы должны помнить об их положительном вкладе и в умственную, и в общественную жизнь России, а не о многочисленных случаях непоследовательности, содержащихся в их мировоззрении. Их патриотизм и любовь к ближним заслужили им почетное и важное место в анналах русской философской и религиозной мысли.
McMaster University Hamilton, Ontario
ПРИМЕЧАНИЯ
1) С. Котляревский. Памяти князя С. Н. Трубецкого. — «Вопросы философии и психологии», 1906, январь-март, кн. 1 (81), стр. 25.
2) С. Н. Трубецкой. О природе человеческого сознания. — «Вопросы философии и психологии», том I, кн. 1, стр. 98.
3) Там же, стр. 98-99.
4) Е. Н. Трубецкой. Смысл жизни. Слово, Берлин, 1922, стр. 21.
5) Там же, стр. 28.
6) Там же, стр. 211-212.
7) Там же.
8) Там же, стр. 281.
9) Там же, стр. 276-277.
345
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.