Поиск авторов по алфавиту

Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века

Введение

Эта работа «Русская православная диаспора во второй половине XX века» посвящена судьбе Русской Православной Церкви за рубежом, в период последовавший после окончания Второй Мировой войны. Для русской истории этот период не менее значимый и в то же время не менее сложный, чем предыдущий. Война не прекратила существования русской эмиграции, а наоборот еще больше увеличила ее поток, создав новую «волну» русских людей, покинувших свою Родину. Советское правительство осуществило акт возмездия не только над коллаборационистами, сотрудничавшими с фашистами, но и над миллионами людей, освобожденными из фашистского ада. Все добровольно или насильственно вернувшиеся в СССР, подверглись разного рода наказаниям. Реэмигранты «первой волны», покинувшие Россию после революции, вернулись в совсем другую страну. В государство с неприкрытой тоталитарной идеологией, с Церковью, зажатой в тиски атеистической пропаганды. Репатриированные советские граждане возвратились в ту же страну, которую они покинули в годы войны, где царил красный террор и безбожие.

            В нашем труде речь пойдет не об этих людях. Так же, не о послевоенном состоянии Церкви, верующих, проживавших и проживающих в государстве, ранее называвшемся – СССР. Речь пойдет о духовной жизни тех, кто остался за рубежом этой страны, кому, несмотря на все трудности, все же удалось избежать насильственного возвращения на родину, а так же о тех, кто не по своей воле ее покинул.

            Русским эмигрантам, по воле Божией, рассеянным по всему миру, удалось создать уникальное явление под названием – Русское Зарубежье. Его основу составили православно верующие люди.

            Невозможно отрицать тот факт, что, например, французская эмиграция XVIII века многие страны обогатила своей культурой и искусством. Это же можно сказать о польской эмиграции, итальянской, испанской и о многих других.[1] Рассеянная же повсюду русская диаспора, не только привнесла в мир часть великой русской культуры, но оказалась носительницей религиозной культуры. Ведь культура и искусство на Руси своим истоком имеют Православие и до последнего момента, так или иначе, были связаны с ним. Все лучшие представители культуры и искусства: писатели, литераторы, живописцы, театральные деятели и др., всегда стремились почерпнуть для себя от этого источника Жизни.

            После октябрьского переворота русская диаспора была сильно разрозненной. Такой же она осталась и во второй половине нынешнего века. Политическая ориентация тех или иных эмигрантов повлияла и на церковное единство всей русской диаспоры живущей за границами России. Под влиянием этого фактора оно разбилось на несколько течений. Сейчас в мире существуют две крупные ветви, отколовшиеся от некогда единой Русской Православной Церкви: Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) и Русский Экзархат Константинопольского Патриархата (РЭ КП). К сожалению, их единство с Матерью-Церковью – Русской Православной Церковью Московского Патриархата до сих пор не достигнуто. В конечном итоге в церковном отношении это приводит к деструктивизму, потере национальных корней и ассимиляции с местным населением.

            Рассказывая о русской православной эмиграции в каждой отдельно взятой стране, остановимся на рассмотрении положения не только существующих в данном регионе приходов, и подчиняющихся той или иной ветви Русской Церкви, но, и рассмотрим положение приходов, подчиняющихся Московской Патриархии. Вдобавок к этому, не будем заострять внимание на существующие между ними, церковно-канонические проблемы, а покажем их, как представляющих одну единую Русскую Православную Церковь.

            Данная монография начинается описанием формирования второй волны русской эмиграции, сложившейся после окончания Второй Мировой войны, а также описанием становления различных церковных центров русской диаспоры, как в Европе, так и в Америке.

            Далее будем придерживаться регионального принципа описания исторического развития православной Церкви в Русском Зарубежье за последние полвека второго тысячелетия. Отдельно остановимся на истории некоторых наиболее важных приходов, на которых зиждется целостный организм Русского Православия вне границ Российской Федерации.

            В конце монографии совершим небольшой обзор истории формирования и развития православного русского монашества за границами бывшего СССР.

            В настоящей работе мы постараемся привлечь максимум существующего материала по данной теме, насколько это было возможно в столь ограниченный срок, отведенный для ее написания. Трудно перечесть все названия тех исторических материалов, которые мы использовали в нашей работе. Немаловажную информацию о Русском Зарубежье в целом удалось почерпнуть из изданного в 1997 году объемного труда протоиерея Владислава Цыпина: «История Русской Церкви 1917-1997»[2]. В нем целая глава посвящена жизни русской православной диаспоры после революции и до наших дней, то есть включает в себя период, охватываемый и нами. Что касается отдельных стран, то здесь мы столкнулись с некоторыми затруднениями. До сих пор ни в эмиграции, ни в России нет такой работы, рассматривающей историю русской православной диаспоры не в совокупности, а по отдельным странам и континентам. Исключение составляет двухтомный труд графа А.А. Соллогуб «Русская Православная Церковь за границей».[3] Но в нем речь идет только о епархиях, монастырях и приходах, входящих в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви.

            О судьбе русской эмиграции в Италии речь идет в монографии биографического характера «Хроника одной жизни».[4] Ее автором является известный иерарх РПЦЗ епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Храмоздательству и истории русских православных приходов в Италии уделил внимание М. Талалай.[5] Православию в Китае посвятил свой труд священник Дионисий Поздняев.[6] Неожиданною помощью оказалось, вышедшее в 2000 году, сочинение клирика Александро-Невского Собора в Париже Сергея Тутунова.[7] О русской православной Миссии в Индии, рассказывается в книге архимандрита Андроника (Елпидинского).[8]

            О жизни и трудах выдающихся иерархов Русского Зарубежья - митрополите Владимире (Тихоницком), митрополите Анастасии (Грибановском), митрополите Василие (Кривошеине), вышли соответствующие работы. Они так же были использованы в этой диссертации.

            Отдельно нужно сказать о той массе периодических изданий, из которых пришлось черпать крупицы информации, дабы получить целостную картину жизни русской православной диаспоры во второй половине нашего века. Для осмысления путей образования и развития второй волны русской эмиграции нами были использованы статьи Н.Л. Пушкаревой, напечатанные в журналах «Этнографическое обозрение» и «Отечественная история», В.Н. Земскова в «Социологических исследованиях» и т.д. Нужно отметить, что все эти работы были изданы лишь в последнее время, поэтому эта тематика до сих пор не исследована. Впрочем, за рубежом в многочисленных русских церковных и светских изданиях («Вестник Русского Студенческого Христианского Движения», «Путь» и т.д.) появлялись статьи на эту тему. Как в годы советской власти, так и поныне, издается официальный орган Русской Православной Церкви Московского Патриархата – «Журнал Московской Патриархии». Из него был использован ряд статей по рассматриваемой теме.

            Работа зарубежного исследователя Сейда, посвященная русским православным монастырям и скитам за границей, легла в основу этой диссертации.

            Приходится констатировать тот факт, что тема, которой посвящен этот труд, до сих пор является крайне мало разработанной, как отечественными, так и зарубежными церковными историками. Данная диссертация не претендует на всеобъемлемость, потому что весь материал, касающийся истории Русского Церковного Зарубежья, вряд ли можно исчерпать. Дополнить же эту работу, может быть, смогут те, кто преодолеет все преграды на своем пути. Автор надеется на то, что своей работой он все-таки внесет некоторый вклад в дело объединения русской диаспоры в одну Русскую Православную Церковь.

 

[1] Зандер Л.А. Пути Православия на Западе.//Вестник РСХД, 1960. №56. Сс.26-30.

[2] Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917-1997. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997.

[3] Русская Православная Церковь за границей. - В 2-х т. - Т.2. - /Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим, 1968.

[4] Митрофан (Зноско), еп. Хроника одной жизни. М., 1995.

[5] Православная Русская Церковь в Риме во имя святителя Николая Чудотворца.//Под ред. М. Талалай. Рим, 1994.

[6] Дионисий Поздняев, свящ. Православие в Китае: 1900-1997гг. М.: Свято-Владимирское Братство, 1998.

[7] Тутунов С. Исторический обзор Архиепископии – Экзархата русских православных приходов в Западной Европе в ведении Вселенского Престола. Сергиев Посад, 2000.

[8] Андроник (Елпидинский), архим. Восемнадцать лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.