Поиск авторов по алфавиту

Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века

Заключение

Россия, как страна, и русский народ, как нация обязаны своим существованием христианству, и именно православному христианству. Каждый народ выбрал себе или получил то особое название, которое перешло на ту страну, откуда он родом и которое в состояние охарактеризовать его сущность: Нежная и Прекрасная Франция, Ученая Германия, Старая и Добрая Англия. Россия получила имя «Святая Русь». И в этом действительно выражается призвание России. Православное христианство и Россия - эта двойственность является неразделимой для того, кто хочет понять русскую душу.[1]

Те испытания, которые пришлось понести русскому народу в ХХ веке, несопоставимы ни с какими другими трудностями, выпадавшими на его долю в течение всей своей истории. Они вызвали самый массовый исход русского народа за пределы своей родной земли.[2]

В то время как в CCCP осуществлялись страшные репрессии, Православная Церковь воспринималось в глазах безбожной власти не только как ретроградная структура, но и как остаток прежнего царского правления.[3] Этот взгляд на духовенство существовал даже тогда, когда атеистическая пропаганда достигла своего апогея,[4] и, вследствие этого, от его дореволюционной численности и числа богословских учебных заведений практически ничего не осталось.[5] Русская же эмиграция на Западе жила относительно спокойно. Ее основными центрами стали Западная Европа и Северная Америка.

Роль русской православной диаспоры во второй половине ХХ веке недооценить трудно. Именно благодаря ей, воссияли такие звезды русского богословия, как А.Шмеман и И.Мейендорф. Немаловажное значение имела богословская школа в Париже – Свято-Сергиевский институт, выпустивший лучших специалистов в области православной экклезиологии, догматического богословия и т.д.[6] Всемирную известность получили журналы «Вестник РСХД» и тематические книги издательства «ИМКА-Пресс».[7] Десять типографий находятся в ведении Русской Церкви и издают большое количество духовно-религиозной литературы, а также церковные календари и литературные, исторические, философские труды. Главным органом является «Православная Русь», которая издается с 1926 года в Ладомирово и выходит два раза в месяц.[8] В свою очередь, Русская Православная Церковь Заграницей развила и миссионерскую деятельность среди других народов, как, впрочем, и Русская Архиепископия Константинопольского Патриархата и зарубежные епархии Московского Патриархата.

До прихода коммунистов к власти Духовная Миссия в Китае имела около 20 детских школ. На китайский язык были переведены творения святых отцов, литургические книги. Благодаря русскому монашеству, возродилось сербское женское монашество. В русской диаспоре имеются школы для арабских (в Палестине) и для чилийских девочек, проявляется забота об укреплении нравственности среди церковной молодежи.[9]

В Русском Церковном Зарубежье еще с довоенных лет действуют несколько молодежных организаций: РСХД (Русское Студенческое Христианское Движение), НОВ (Национальная Организация Витязей), Русские скауты. Первая организация находится под патронажем Русской Парижской епархии. Последние же две играют особую роль в межправославном диалоге. В их ряды входит молодежь самых разных русских церковных юрисдикций, что действительно может сблизить разрозненную Русскую Церковь за рубежом в самой ее основе – детях, а посредством детей сближаются родители. Повсюду в диаспоре существуют детские и молодежные летние лагеря этих организаций. С благословения Русской Зарубежной Церкви регулярно собираются молодежные съезды, на которые съезжается множество молодых людей с самых разных концов Русского Зарубежья.[10]

Большую роль играет и организация «Православное братство», которая, в отличие от РСХД, осуществляет свою деятельность исключительно в Западной Европе. С помощью конференций, съездов, публикаций она старается дать возможность православным разных юрисдикций лучше узнать друг друга и, тем самым, осознать себя членами единой Православной Церкви.[11]

В начале 90-х годов в самой России все больше начинает проявляться интерес к соотечественникам, проживающим за рубежом. Свидетельством этого является открытие 9 декабря 1995 года «Библиотеки – фонда Русского Зарубежья» в Москве на Таганке. Ее учредителями стали: правительство г. Москвы, социальный фонд А.Солженицына и издательство ИМКА-Пресс. 3 июня 1996 года в новообразованной библиотеке состоялась торжественная передача А.Солженицыным 800 эмигрантских рукописей материалов, собранных им на Западе.[12]

Несмотря на те преграды, которые воздвигаются некоторыми силами, заинтересованными в разобщенности Русской Церкви, диалог между ее разными частями ведется. В мае 1995 года удалось достичь возобновления евхаристического общения на иерархическом уровне между Русской епархией Константинопольского Патриархата в Западной Европе и Московским Патриархатом. Ведутся переговоры на местном уровне и между некоторыми епархиями Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, в частности, в Германии.[13] Это означает, что далеко не все представители Русской Зарубежной Церкви в настоящее время считают себя единственной, претендующей на звание Русской, Церковью.[14]В ближайшее время намечается визит митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в Россию,о чем уже велись предварительные переговоры в Москве между двемя ветвями Русского Православия.

Надежду на объединение всех русских церковных юрисдикций лелеют в своих сердцах многие их представители. Только в единой Русской Церкви - залог спасения России и ее народа.


[1] Evdokimov Р. L’Orthodoxie. Рaris, 1959. Р.23.

[2] Goloubtsov V. Pespective et l’avenir de l’Eglise Russe en reference au theme «Tournons-nous vers Dieu dans la joie de l’esperance». Bossey, 1998. P.6.

[3] Mille ans de christianisme russe (988-1988): Actes du Colloque international de l’Universite Paris X Nanterre 20-23 janvier 1988. Р.: YMКA-Press, 1989. P.322.

[4] Bourdeaux M. Русская Церковь приближается к Рубикону: выдержки из статьи.//Вестник РСХД. 1968. №87-88. С.15-17.

[5] The Millennium of the Baptison of Rus: Conference Papers University of Melbourne 12-13 August 1988. Melbourne, 1989. P.75.

[6] Андроников К.Я. Православие на западе.//Вестник РСХД. 1967. №86. Сс.26-33.

[7] Назаров М.В. Три вести русского зарубежного православия.//Вопросы истории. 1997.№6. Сс.11-12.

[8] Юбилейный сборник  в память 1000-летия Крещения Руси. Джорданвилль, 1988. С.342.

[9] Владимирский православный календарь на 1968г. 1967. №4. С.4.

[10] Русский Пастырь. 1996. №26. С.42.

[11] Тутунов С. Исторический обзор Архиепископии - Экзархата русских православных приходов в Западной Европе в ведении Вселенского престола. Сергиев Посад, 2000. Сс.41-42.

[12] Вестник РСХД. 1996. №173. С.277.

[13] Цыпин В. История Русской Православной Церкви 1917-1997. М: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. С.612.

[14] House F. Тhe Russian Phoenix: The story of Russian Christians: 988-1988. London: SPCК, 1988. Р.57.


Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.