13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич
Распоряжение св. Синода 1722-го года о прекращении празднования монаху Свирского монастыря Маркеллу
IX.
Распоряжение св. Синода от 6-го Апреля 1722-го года о том, чтобы отобран был из Александро-Свирского монастыря образ тамошнего умершего монаха Маркелла и чтобы монах сей не был почитаем за святого.
(Извлечете из производившегося в св. Синоде дела о Маркелле, напечатанное в Описании документов и дел, хранящихся в архиве св. Синода, т. I, 391, col. 450).
14-го 1721-го года архимандрит Александро-Свирского монастыря Кирилл донес преосвященному Феодосию (архиепископу Новгородскому), что в их монастыре, в роще под березою, находится малая часовня, где, по уверению окрестных жителей, погребено «в давних летех» тело монаха Маркелла, почитаемого ими за святого, — что Маркеллу этому, неизвестно кем, сочинены тропарь и кондак и написано о некотором, «в чудо ему причитаемом», случае,—что всякого звания люди, посещающие монастырь для богомолетния, ходят и в часовню, в которой есть и образ Маркелла, писанный на диске, «творят обычное поклонение», призывают Маркелла в, молитвах, как прославленного святого, берут из-под березы, с того места, которое считают местом его погребения, песок по домам своим и пьют с него воду. Преосвященный Феодосий представил доношение архимандрита Кирилла св. Синоду, признавая своим архиерейским долгом наблюдать в своей епархии, чтобы «суеверия и богопротивнаго чествования не было» и чтобы «неведомых и от церкви не свидетельствованных гробов за святыню не почитали».
Св. Синод 19-го Июля определил: «тело умершего монаха Маркелла в Александро-Свирском монастыре освидетельствовать того монастыря архимандриту, при посланном от Св. Синода и при прочих духовных персонах, вероятия достойных, обыкновенно, как такие свидетельства от святые церкви бывают, и что по тому свидетельству явится, обстоятельное известие, за руками всех, при том свидетельстве бывших, персон, предложить и Св. Прав. Синоде».
447
От Синода послан был для освидетельствования иеромонах Александро-Невского монастыря Иоасаф Маевский. Освидетельствование происходило при архимандрите Кирилле и его братии, при протопопе Олонецкого собора Петре Гаврилове и Оловецком духивенстве. Взяв в церковь стоявший в часовне образ Маркелла и разобрав часовню, они выкопали земли на две сажени в длину и ширину и на сажень в глубину: но ни тела монаха Маркелла, ни других погребенных и оставшихся невредимыми тел «не явилось»; отрыты были только лежавшие по разным местам три человеческих черепа и кости, но «самых сухих» и, очевидно, погребенных «издавна, а «тела от тех костей истлели все без остатка».
Получив донесение иеромонаха Маевского о последствиях освидетельствования, св. Синод 6-го Апреля 1722-го года определил: «за святого того Маркелла отнюдь не почитать», и предписал архиепископу Феодосию образ Маркелла, написанный на доске, равно как и другие тому подобные образа, если они где явятся, прислать в Синод.
Враги Феофана Прокоповича обвиняли его, кроме указанного нами выше, еще в том, будто он и его единомышленники «гробы святых разбивать велели, телеса святых из земли выкапывать велели и ругался святым угодникам Божиим ложными мощьми называли» 1).
Очевидно, что в обвинениях разумеется наш случай и другие ему подобные.
1) У Чистовича ibid., стр. 304.
448
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.