Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Указ св. Синода 1737-го года о пресечении суеверий

VII

Указ св. Синода от 25-г о Ноября 1737-го года о пресечении суеверий, состоявшийся в следствие именного Высочайшего указа от 14-го Ноября того же года.

Подтверждая 8-й пункт 2-й части Духовного Регламента, о делах епископских, в котором предписывается епископам между прочим смотреть о телесах мертвых не свидетельствованных, накрепко подтверждает епископам и ставропигиальных монастырей властям, чтобы в ведомствах своих «всемерно испытно наблюдали, мертвых не свидетельствованных телес не разглашают ли (подразумевается: где) к почитанию их за мощи истинных святых».

(Полного собрания законов т. X. № 7450, стр. 362).

В старое время у нас выкапывали могилы для умерших очень мелко, в пол аршина глубины или немного более, а даже и менее (как это в Греции, если не везде, то на Афоне, и до сих пор так). Вследствие этого зимними морозами не мало гробов с остатками умерших выпирало вон из земли (земля издавала гробы, гробы выходили из земли, гробы от недр земли на верх ее выступали, см. выше стр. 136 и сейчас ниже протокол св. Синода от 7-го Декабря 1744-го года). Если в гробах оказывались более или менее целые тела, то местные священники или монахи спешили объявлять их за святые мощи, чтобы от пения над ними панихид или молебнов получать доход (cfr ниже стр. 523); но начальству не было доносимо об этих более или менее целых телах неизвестных усопших, из опасения, что оно, прекращая доход, будет приказывать снова зарывать тела в землю. Сии-то выходившие на поверхность земли более или менее целые тела неизвестных усопших и разумеются под «несвидетельствованными телами» как в нашем указе св. Синода, так и в других его указах и вообще в законодательных памятниках. Первый обратил внимание на эти тела собор 1667-го года, который предписывает: «Нетленных телес, обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетель-

439

 

 

ства и соборного повеления во святых почитати» 1). После собора 1667-го года Духовный Регламент предписывает смотреть епархиальным архиереям, чтобы нигде у них в епархиях не было телес мертвых не свидетельствованных 2). После Регламента мы не знаем указов о не свидетельствованных телах до нашего указа 1737-го года. Но должно думать, что такие указы были. Враги Феофана Прокоповича († 8-го Сентября 1736-го года) между прочим обвиняли его в том, что он с своими единомысленниками «многие указы (выдал) о мощах святых, будто непрямых и несвидетельствованных, которых сам Бог многими чудесами от них бывшими прославил, которых раки разбивали и их самих закапывали 3).

Что не свидетельствованные мощи по местам оставались до конца прошлого столетия (XVIII в.), это показывает пример мощей Кирилла Вельского, о котором см. выше стр. 150, и остатки мощей которого, сокрытые в конце прошлого столетия (XVIII в.), представляли собою именно остатки таких не свидетельствованных мощей,—Верюжск. стр. 374 fin..

1) Дополи, к Акт. Ист. т.V, стр. 488, col. I: по изданию Братством св. Петра изд. 2 л. 8 fin..

2) Часть 2, дела епископов, § 8.

3) См. в сочинении Чистовича Феофан Прокопович и его время стр. 331.

440


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.