13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Указ св. Синода 1722-го года о том, чтобы в гробницы и раки, поставленные над необретенными телами святых, не класть резных и издолбленных колод
V.
Указ св. Синода от 15-го Марта 1722-го года о том, чтобы в гробницы и раки, поставленные над не обретенными телами святых, не класть резных и надолбленных колод.
В первом издании исследования мы воспроизвели список указа, напечатанный А. А. Титовым в статье: «Патриаршее село Святославль и упраздненный Карашский монастырь (Ярославль, 1887)» и перепечатанный В. С. Иконниковым в Опыте Русской историографии,—т. I, дополни, стр. CLXII, прим.. В настоящее время нам известны еще два экземпляра указа, — современный печатный, находящийся в библиотеке Московской Синодальной типографии, № рукописей (sic) 1647 (на обложке его надписанный и в каталоге библиотечном обозначенный: «Указ о подложных мощах»), и читаемый в донесении См. Синоду архиепископа Холмогорского Варнавы от 16-го Января 1727-го года, которое печатаем ниже под № XI.
«Указ Его Величества, Императора и Самодержца Всероссийскаго, из Святейшего Правительствующего Синода.
Сего Марта в 15 день, по указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод, усмотри из обретающихся ныне в Синоде дел явившееся в некоторых при Переславле Залесском монастырех подозрительное не свидетельствованных от церкве гробов за святыню почитание, к тому ж уведав, что и в других многих местех по градским соборным церквам и монастырям обретаются такие гробницы и раки, которые над не обретенными почитаемых от церкве святых телесами поставлены и ради токмо воспоминания их праздны с накрытием образа быть должны, но не так содержатся, а именно: положены в оных вместо телес резные и издолбленые колоды, которые и покрыты покровами, аки бы самые тех святых телеса, что немногим и ведомо есть, а которые про то несведомы, паче же простолюдины, приходя к тем
435
ракам и гробницам и по неведению своему вменяя то, как им видно (так в Типографском экземпляре и у архиепископа Варнавы· в списке Титова: «вменяя таковые видно») за самые святых телеса, приступают с великим страхом и целуют, положенные на тех колодах покровы со многим говением, чающе, самым телесам тут положенным быть, которых никогда тут не бывало, что немалым подозрением и неизвинительным от инославных нареканием есть. И о сих Святейший Синод, доволно рассуждая и за благо рассудив, согласно приговорили: оные резные и издолбленные колоды, которые, яко некая обмана положены, отобрав из гробниц, прислать при доношениях в Святейший Синод неотложно, дабы впредь такой обманы нигде не было; а оные гробницы и раки покрыть досками, на которых бы были иконы тех святых. И о том из Святейшего Правительствующего Синода как к Синодальным членам, так и во все епархии ко архиереом послать Его Императорскаго Величества указа немедленно».
В списке Титова указ св. Синода прописан в указе Ростовского епископа в Карашский монастырь. Этот последний указ начинается: «Лета 1722, Апреля в 20 день, по указу преосвященнаго Георгия, епископа Ростовскаго и Ярославскаго, в Ростовский уезд, в Воскресенский Карашский монастырь, строителю Димитрию да казначею иеромонаху Петру. Сего Апреля 16 дня в Его Императорскаго Величества печатном указе из Святейшего Правительствующего Синода к преосвященному Георгию, епископу Ростовскому и Ярославскому, за закрепою обер-секретаря Палехина, написано: Марта 15 дня» в пр.; оканчивается: «И как вам сей указ подан будет, и вы б в монастыре своем исполнили по вышеписанному Его Императорскаго Величества указу непременно». В типографском списке указ св. Синода, неизвестно—кем и кому адресованный, оканчивается: «По получении сего Его Императорскаго Величества указу предъявленное Синодальное определение в своем ведомстве, ежели где оное подозрительство обретается, действительно исполнить без отлагательства и о исполнении того прислать в Святейший Правительствующий Синод обстоятельное доношение немедленно».
Покойный И. М. Снегирев в сочинениях своих: Путевые записки о Троицкой Лавре, М. 1840,—стр. 2, и Путеводитель из Москвы в Троице Сергиеву Лавру, М. 1856,—стр. 45 fin., говорит, что в палатке трапезы (на палатах или на хорах трапезы?) при церкви села Алексеевского, находящегося в 3-х верстах от Москвы по Троицкому шоссе, «хранятся в древнем штиле резные из-
436
дерева и раскрашенные изображения святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа во весь рост, которые некогда стояли при раках св. их мощей, но, по распоряжению Митрополита Платона, сюда перенесены». Так как об изображениях не упоминается в описях Успенского собора 1): то не лежали ли они в раках под «пеленами или покровами, по каковому сокрытию и не подлежали описи!
1) Четыре описи собора от начала XVII века по 1701 год см в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографической Комиссией.
437
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.